Гражданско-патриотическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дистанционного обучения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №50 (340) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 13.12.2020

Статья просмотрена: 100 раз

Библиографическое описание:

Данько, Ю. В. Гражданско-патриотическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дистанционного обучения / Ю. В. Данько, И. О. Зубачева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 50 (340). — С. 464-466. — URL: https://moluch.ru/archive/340/76559/ (дата обращения: 19.12.2024).



Ключевые слова: дистанционное образование детей-инвалидов, гражданско-патриотическое воспитание, дети с ограниченными возможностями здоровья, сетевые дистанционные проекты.

В настоящее время идея воспитания патриотизма и гражданственности является как задачей государственной важности, так и общей целью образовательной системы России. Эта цель отражена в Законе РФ «Об образовании» и государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016–2020 годы», а именно: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, мотивами деятельности и поведения. [1]

Поставленной цели можно добиться через реализацию следующих задач: формирование у учащихся ответственности, гражданской активности, стремления к самореализации; воспитание толерантности; формирование чувства гражданского дола; формирование чувства любви к Родине, уважения к ее истории, культуре, традициям, нормам общественной жизни. [4]

В структурном подразделении Центр дистанционного образования детей-инвалидов ГБОУ «Белгородский инженерный юношеский лицей-интернат» сложилась своя система традиционных мероприятий, способствующих решению задач гражданско-патриотического воспитания. Так, например, на протяжении многих лет проводятся дистанционные сетевые проекты: «Дни героев Отечества» и «Дни воинской славы и памятные даты России».

Из календаря образовательных событий, приуроченных к государственным и национальным праздникам России, памятным датам и событиям российской истории и культуры, рекомендованному Министерством образования и науки Российской Федерации [2], обучающиеся совместно с учителем выбирают наиболее интересные события и памятные даты, которые мало известны обучающимся. Далее под руководством учителя-наставника ребята объединяются в творческие группы, распределяют между собой обязанности в ходе работы над проектом (сбор информации текстуальной и иллюстративной, оформление презентации или видеоролика, подготовка материала к размещению на сайте Центра).

Проекты по памятным датам и событиям российской истории и культуры представлены в виде исторического календаря.

При подготовке проекта «3 сентября — праздник Победы над Японией» ребята изучали обстоятельства и хронологию исторических событий, а также знакомились с Федеральным законом от 24.04.2020 № 126-ФЗ «О внесении изменений в статьи 1 и 1.1 Федерального закона «О днях воинской славы и памятных датах России» и выяснили, что Президиумом Верховного Совета СССР от 2 сентября 1945 года был принят Указ об объявлении 3 сентября праздником Победы над Японией. На оборотной стороне медали «За победу над Японией» имеется надпись «3 сентября 1945». Таким образом, внесенные изменения восстанавливают историческую справедливость и символизируют переход от состояния войны к миру, поиску путей примирения и сотрудничества.

Проект «11 сентября — победа русской эскадры под командованием Ф. Ф. Ушакова у мыса Тендра в 1790 года». С 2014 года 11 сентября отмечается как День воинской славы России — День победы русской эскадры контр-адмирала Федора Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра. Изучив события 11 сентября 1790 года, обучающиеся сделали вывод, что победа у мыса Тендра в военной кампании 1790 года обеспечила прочное господство русского флота на Черном море. Так же ребята узнали, что сам Фёдор Ушаков был канонизирован Русской православной Церковью, наряду с апостолом Андреем Первозванным и святым Николаем Чудотворцем с 2000-го года считается небесным покровителем Российского военно-морского флота.

Проект «21 сентября — Международный день мира». 21 сентября отмечается День воинской славы России — День победы русских полков во главе с Великим князем Дмитрием Донским над войсками Мамая в Куликовской битве (1380 год). Данное историческое событие было уже изучено ребятами в прошлом году. В этом году памятная дата была оставлена для проведения классного часа с целью привлечения внимания обучающихся к проблеме сохранения мира на планете, ориентирам добра, благожелательности по отношению к окружающим. Ребята узнали, что существует памятник «Колокол Мира» («Колокол Нагасаки»), посвящённый жертвам атомных бомбардировок японских городов Хиросимы и Нагасаки и установленный во многих городах Японии, в крупных городах Германии, Польши, Турции, Мексики, Австралии, Монголии, Филиппин, Канады, Бразилии, Аргентины, Эквадора, Узбекистана и других стран, в России (Санкт-Петербург), а также в штаб-квартире Организации Объединенных Наций (Нью-Йорк). Современные школьники познакомились с американской школьницей Саманта Смит, прилетавшей в СССР в 1983 г., и советской школьницей Катей Лычёвой, посетившей в 1986 году США с «миссией мира». Вопрос мира в настоящий день стоит очень остро, и ребята чувствуют свою сопричастность к решению такого важного вопроса.

Проект «5 декабря — День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск под Москвой в 1941 году» позволил ребятам ознакомиться с планами немецкого командования по взятию Москвы в первые три месяца так называемого «Блицкрига» — до наступления холодов, которым не суждено было сбыться.

Проект «9 декабря — Подвиг Александра Матвеевича Матросова». 9 декабря с 2007 года в России отмечается как День Героев Отечества. Ребята выясняли обстоятельства подвига А. Матросова, который погиб в 19 лет, закрыв своей грудью амбразуру немецкого дзота, дав возможность бойцам своего взвода совершить атаку опорного пункта. Его подвиг широко освещался в газетах, журналах, литературе, кино и стал в русском языке устойчивым выражением «подвиг Матросова».

Проект «12 декабря — День Конституции РФ» проходит в Центре дистанционного образования ежегодно. Целью данного проекта является «формирование представления о важности соблюдения законов государства; развитие гражданско-правового образования обучающихся; формирование активной гражданской позиции и правового сознания; приобретение навыков правовой культуры; развитие гражданской инициативы и гражданской ответственности, развитие умения работать в группе, выслушивать мнение других и излагать свои мысли». [6] В этом году обучающимся предстоит разобраться в особенностях внесения поправок в Конституцию РФ, предложенных президентом в послании от 15 января 2020 года.

Проект «27 января — День воинской славы России». При изучении исторических документов обучающиеся выяснили, что этот день является памятным с 1995 г. 27 января 1944 года, когда советские войска освободили от блокады немецко-фашистских войск город Ленинград, таким образом закончилась героическая оборона города на Неве, продолжавшаяся на протяжении 872 дней. Немецким войскам так и не удалось вступить в город, сломить сопротивление и дух его защитников. Кроме того, этот день является международным днём памяти жертв Холокоста, который был установлен 1 ноября 2005 г. резолюцией № 60/7 Генеральной Ассамблеи ООН. Дата 27 января была выбрана не случайно: в этот день советские войска освободили концентрационный лагерь Освенцим. И конечно, ребята не могли не рассказать об историческом событии, произошедшем на их глазах, в январе 2020 г.: открытии в Иерусалиме (государство Израиль) монумента в честь жителей и защитников блокадного Ленинграда «Свеча памяти». Это «Стальная стела, покрытая патиной, высотой 8,5 метра, с символами Ленинграда и Израиля: Медный всадник и силуэт Петропавловской крепости в прицеле вражеских орудий, а также звезда Давида с менорой, опутанная колючей проволокой. И ласточка, как надежда на жизнь (весной 42-го у многих ленинградцев появился на груди маленький жетон — ласточка с письмом в клюве в ответ на фашистскую пропаганду, что теперь в город даже птица не пролетит). Стела будто разрезана бронзовой свечой, в пламени которой людские силуэты. В тёмное время суток, когда мемориал подсвечивается изнутри, стела напоминает вечно горящую свечу» [7]. У подножия монумента заложена капсула с землей Пискаревского кладбища. «Ленинград был в блокаде под прицелом врага 900 дней и ночей. Город выстоял. Погибло около двух миллионов мирных жителей и защитников Ленинграда» — выгравировано на плите...

Проект « 2 февраля — День разгрома советскими войсками немецко-ф ашистских войск в Сталинградской битве 1943 года». Подвиг, вошедший в историю, является Днём воинской славы. Сталинградская битва — одна из крупнейших в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов. Победа под Сталинградом явилась результатом несгибаемой стойкости, мужества и массового героизма советских солдат, которые служат для молодого поколения XXI века примером доблестного служения своему народу и Отечеству.

Актуальность данных проектов безусловна. Подвиги и имена наших предков известны на всём земном шаре. Они являются символом патриотизма, военной доблести и геройств. На таких победах воспитывается дух нации, гордость за величие исторических предков. В историю нашей страны навечно вписаны дни славных воинских побед, в которых российские войска снискали почет, уважение и славу. [3]

Литература:

  1. Бобыкина Е. Ю. Патриотическое воспитание — основа формирования личности гражданина и патриота. URL https://www.informio.ru/publications/id2003/Patrioticheskoe-vospitanie-osnova-formirovanija-lichnosti-grazhdanina-i-patriota (дата обращения: 10.12.2020).
  2. Календарь образовательных событий, приуроченных к государственным и национальным праздникам Российской Федерации, памятным датам и событиям российской истории и культуры, на 2020–2021 учебный год. URL https://rulaws.ru/acts/Pismo-Minprosvescheniya-Rossii-ot-29.05.2020-N-VB-1164_04/ (дата обращения: 11.12.2020).
  3. Календарь событий. URL https://www.calend.ru/ (дата обращения: 12.12.2020).
  4. Короткова И. В. День воинской славы России «День победы русской эскадры под командованием Ф. Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра (1790 год)». URL https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2020/02/14/den-voinskoy-slavy-rossii-den-pobedy-russkoy-eskadry (дата обращения: 11.12.2020).
  5. Кулешова Е. Н. Патриотическое воспитание — основа формирования личности гражданина и патриота. URL https://urok.1sept.ru/articles/668349 (дата обращения: 12.12.2020).
  6. Мы законы соблюдаем, и права свои мы знаем // Муниципальное казённое учреждение культуры «Межпоселенческая районная библиотека» Иркутского районного муниципального образования. URL http://www.irkmrb.ru/index (дата обращения: 11.12.2020).
  7. Юферова Я. «Но то, как вы сделали это…» URL https://rg.ru/2020/02/11/pochemu-v-ierusalime-zazhgli-svechu-pamiati-v-chest-zashchitnikov-i-zhitelej-leningrada.html (дата обращения: 11.12.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): День, проект, воинская слава, войска, победа, ребята, сентябрь, Тендра, Япония, гражданско-патриотическое воспитание.


Похожие статьи

Духовно-нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дистанционного обучения

Использование современных технологий во внеурочной деятельности в условиях дистанционного обучения

Социально-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями

Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья к школе в условиях учреждения дополнительного образования

Психологическое сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации федеральных образовательных стандартов начального общего образования

В статье показаны важные аспекты работы с детьми с ОВЗ в общеобразовательном пространстве, основанные на федеральном образовательном стандарте.

Организация дистанционного обучения детей дошкольного возраста (из опыта работы студии развития «Дошкольник плюс» отдела «ЦИиТР «Новое поколение» МАУДО «Дворец творчества детей и молодежи»)

Инклюзия: психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в условиях реализации ФГОС

В статье рассматриваются вопросы осуществления инклюзивного образования в рамках взаимодействия Службы ранней помощи и Центра раннего развития ребенка МАДОУ «Синеглазка».

Опыт реализации инновационной модели социально-профессиональной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного обучения

Представлен опыт реализации инновационной модели социально-профессиональной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного обучения в г. Новый Уренгой.

Психолого-педагогическое сопровождение одарённых детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

Данная работа посвящена исследованию особенностей психолого-педагогического сопровождения одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. В работе проведен анализ научной литературы, экспертный опрос, наблю...

Психолого-педагогическое сопровождение в детском объединении социально-педагогической направленности «Комсомольцы»

Похожие статьи

Духовно-нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дистанционного обучения

Использование современных технологий во внеурочной деятельности в условиях дистанционного обучения

Социально-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями

Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья к школе в условиях учреждения дополнительного образования

Психологическое сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации федеральных образовательных стандартов начального общего образования

В статье показаны важные аспекты работы с детьми с ОВЗ в общеобразовательном пространстве, основанные на федеральном образовательном стандарте.

Организация дистанционного обучения детей дошкольного возраста (из опыта работы студии развития «Дошкольник плюс» отдела «ЦИиТР «Новое поколение» МАУДО «Дворец творчества детей и молодежи»)

Инклюзия: психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в условиях реализации ФГОС

В статье рассматриваются вопросы осуществления инклюзивного образования в рамках взаимодействия Службы ранней помощи и Центра раннего развития ребенка МАДОУ «Синеглазка».

Опыт реализации инновационной модели социально-профессиональной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного обучения

Представлен опыт реализации инновационной модели социально-профессиональной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного обучения в г. Новый Уренгой.

Психолого-педагогическое сопровождение одарённых детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

Данная работа посвящена исследованию особенностей психолого-педагогического сопровождения одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. В работе проведен анализ научной литературы, экспертный опрос, наблю...

Психолого-педагогическое сопровождение в детском объединении социально-педагогической направленности «Комсомольцы»

Задать вопрос