Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 августа, печатный экземпляр отправим 6 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Организация проведения дней воинской славы как активная форма патриотического воспитания обучающихся

Педагогика
17.01.2023
833
Поделиться
Библиографическое описание
Тимошина, Л. Г. Организация проведения дней воинской славы как активная форма патриотического воспитания обучающихся / Л. Г. Тимошина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 3 (450). — С. 288-290. — URL: https://moluch.ru/archive/450/99053/.


В статье автор статьи рассматривает организацию проведения дней воинской славы, как форму воспитания патриотизма у обучающихся.

Ключевые слова: патриотизм, дни воинской славы, памятные даты, обучающиеся.

На сегодняшний день, важнейшей составной частью воспитательного процесса в современном обществе и образовательном процессе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально — гражданском и духовно-нравственном развитии личности обучающегося (ученика, студента, курсанта).

Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, потребность добросовестного выполнения своих обязанностей каждым гражданином, необходимость осознания быть достойным приемником предшествующих поколений.

«Помните войну!» — этот завет потомкам адмирала С. О. Макарова отчеканен на пьедестале памятника мудрому и отважному флотоводцу в Кронштадте. Но чтобы помнить, надо сначала узнать — о героях сражений Куликовской битвы 1380 года, битвы под Полтавой 1709 года, Бородинском сражении 1812 года, о героической блокаде Ленинграда, о беспримерном мужестве защитников Севастополя и Сталинграда, о легендарном параде 1941 года и героях битвы за Курск 1943-го. О всех других боях и битвах, в которых наши отцы, деды и прадеды явили миру чудеса воинской доблести и славы, бессмертные примеры патриотизма.

В Федеральном законе «О днях воинской славы и памятных датах России» от 13.03.1995г. № 32-ФЗ (в редакциях федеральных законов от 22.08.2004г. № 122-Ф3, 29.12.2004г. № 200-ФЗ, 21.07.2005г. № 98-ФЗ) говорится о необходимости прославления мощи и славы русского оружия, увековечивания в памяти героизма и мужества воинов России и устанавливаются дни воинской славы в ознаменование славных побед российских войск и памятные даты истории Отечества [2]. Например, 9 августа — День первой в российской истории морской победы русского флота под командованием Петра Первого над шведами у мыса Гунгут (1714г.); 3 сентября — День солидарности в борьбе с терроризмом; 4 ноября — День народного единства и т. п.

В Красноярском институте водного транспорта (филиал) ФГБОУ ВО «СГУВТ» проведение дней воинской славы стало неотъемлемой частью в деле сохранения и приумножения воинских традиций, формировании патриотизма.

Одним из средств приобщения к миру духовно-нравственных ценностей является историческая подготовка. Она включает в себя:

– изучение истории малой Родины — цикл лекций «Наши выпускники на службе Отечества», «Золотые звезды речников», «История ККРУ. Год за годом, день за днем»;

– изучение ратной истории России и Советского Союза, истории вооруженных сил, боевых традиций армии и флота — это «уроки Мужества», книжная выставка «Корабли — герои», художественная выставка «Во славу Отечеству», просмотр тематических документальных и художественных фильмов;

– изучение государственной и военной символики — уроки военной подготовки, участие в акциях «Георгиевская ленточка», «День Российского флага»;

– изучение жизни и подвигов воинов, военачальников, деятельности писателей, поэтов, композиторов, художников — использование в культурно-массовых мероприятиях лучших образцов литературного, музыкального и художественного искусства, создающие яркие эмоциональные образы защитников Отечества. Например: Симфония № 7 Д. Шостаковича и стихи О. Бергольц — в исторической экскурсии «Я говорю с тобой из Ленинграда» или документальные кадры военных действий, песни фронтовых лет, строки солдатских писем в литературных композициях, портреты фронтовиков-красноярцев — в тематическом вечере «Для нас за Волгой земли нет!»;

– увековечивание памяти российских и советских воинов — участие в торжественных возложениях цветов к стеле «Выпускники ККРУ, павшие в ВОВ», на МК «Мемориал Победы», спуск на воду поминального венка на День ВМФ, участие в благоустройстве могил ветеранов, организация Почетного караула на Мемориале 30-летия Победы и т. п.

Все знания, эмоциональные переживания, практические навыки, полученные в процессе участия в перечисленных мероприятиях, помогают курсантам осознать себя частью живой истории, убедиться в своей нужности и полезности, стать причастным к тем событиям.

В патриотическом воспитании подрастающего поколения (в частности, курсантов и студентов) большое значение играет роль ветеранов ВОВ и других войн, детей войны, военнослужащих, работников правоохранительных органов. Много лет курсанты принимают участие в мероприятиях, посвященных выводу советских войск из Афганистана, систематически встречаются с участниками боевых действий, исполнявших свой служебный долг за пределами отечества, мероприятиях, приуроченных ВОВ и другим дням воинской славы.

Ежегодно в День солидарности в борьбе с терроризмом проходят митинги Памяти павших, демонстрируются кинофильмы, организовываются выставки современного оружия, проводятся акции «Дерево мира» и «Капля жизни».

Художественные коллективы филиала всегда с радостью выступают с концертами в госпиталях ветеранов войн, на призывном пункте. Ведь такие встречи имеют большую нравственную ценность. Ведь мерилом человеческого достоинства является поступок. Напомню слова Сухомлинского о том, «что в годы юности особенно важно, чтобы человек нашел, почувствовал, осознал в себе человеческую красоту, пережил чувство восхищения красивым, человечным в самом себе» [1]. Поэтому не будет громить памятники курсант, хотя бы раз, стоявший в карауле у Вечного огня, не посмеют насмехаться над больным человеком ребята, выступающие в госпитале, не поднимется рука сорвать орден у ветерана, которому ты только что повязал Георгиевскую ленточку в знак уважения к его героизму.

В дни воинской славы России в филиале проводятся торжественные мероприятия. При их планировании учитывается особенности и специфика учебного заведения, готовящего специалистов речного флота. Так, например, больше внимания уделяется военно-морским победам (1 декабря — День победы русской эскадры под командованием И. С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп (1853 г.), 2 февраля — День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943 г.) и т. д.

При подготовке проводятся информационно-пропагандистские мероприятия, учитывается использование средств массовой информации, технических средств, возможностей библиотеки. Подбирается соответствующий репертуар для коллективов, принимающих участие в культурно-массовой программе. Для усиления эмоционального воздействия на зрителя используются фото- и кинодокументы, устраиваются художественные выставки.

Сценарий праздника, тематического вечера, массового представления и т. п. строится на следующих принципах:

а) достоверность используемого материала,

б) зрелищность,

в) уровень художественного исполнения,

г) связь с жизнью,

д) массовость.

Важно, чтобы поэтические, музыкальные, хореографические и зрительные образы раскрывали основную идею. Композиция может быть поделена на эпизоды, но сюжетная линия не должна прерываться, а каждый эпизод должен переходить в следующий, плавно и последовательно.

Для участия приглашаются представители органов исполнительной власти, ветеранских и общественных организаций, трудовых коллективов. Так 9 Мая и 23 февраля практикуются торжественные построения личного состава с выносом Государственного Флага, Знамени училища и проведением митингов, объявлением приказов о поощрении отличившихся курсантов. Особую торжественность таким мероприятиям придает присутствие почетных гостей, красочное оформление помещений, использование государственной символики. По завершению организуются различного рода культурные и спортивно-массовые мероприятия: концерты художественных коллективов, прославляющих историю российского воинства, экскурсии в Музеи боевой славы, спортивные праздники по военно-прикладным видам спорта.

Не случайно, на такого рода мероприятиях, присутствуют воины разных поколений. Они вспоминают прожитое, делают выводы, которые, прежде всего, направлены нашей замечательной молодежи. Выводы следующие: настоящие мужские качества — любовь к Родине, готовность защищать свое Отечество, стоять на страже безопасности своей страны и в наши непростые времена, по-прежнему в почете.

Самое дорогое и священное, что передает отец — сыну, дед — внуку, одно поколение — другому — это память. Традиции российского общества напоминают, что мы были и будем сильны только своим единством. Для настоящих граждан, воинов, патриотов великого и многонационального Отечества родная история — это надежда и опора, духовная защита и победное русское оружие.

Мы вспоминаем Великую Отечественную, Афганистан, Чечню и говорим о тех событиях, чтобы знали и помнили «героев иных времен», воздали им должное. Тогда укрепится вера, что не останутся без внимания и обещанной заботы нынешние защитники Отечества. Те, кто сегодня глядит в глаза опасности…

Литература:

1. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский –– Киев: Радянська школа, 1974г. — 288 с.

2. Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России» от 13.03.1995 N 32-ФЗ (последняя редакция)

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
патриотизм
дни воинской славы
памятные даты
обучающиеся
Молодой учёный №3 (450) январь 2023 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 288-290):
Часть 4 (стр. 225-299)
Расположение в файле:
стр. 225стр. 288-290стр. 299

Молодой учёный