Ключевые слова: дистанционное образование детей-инвалидов, воспитательная система, современные формы, приёмы и методы воспитательной работы, дети с ограниченными возможностями здоровья, сетевые дистанционные проекты.
Современная педагогика провозглашает условием эффективного воспитания осознанное участие детей в деле своего становления. Собственная активность ребенка становится одним из факторов процесса, учитель и воспитатель лишь помогает и направляет, давая воспитаннику возможность самостоятельного выбора, способствуя одновременно его индивидуальному развитию. [1] Поэтому педагогическая работа направлена на воспитание всесторонне развитой и гармоничной личности, а методика воспитания диктует новые способы и походы к нему:
− системный — создаёт условия для реализации и творчества ребёнка;
− деятельностный — стимулирует внутреннюю активность ребёнка, проявляющуюся в положительном или отрицательном отношении к происходящему;
− личностно-ориентированный — дает ребёнку возможности самопознания, самореализации.
В Центре дистанционного образования детей-инвалидов, структурном подразделении ГБОУ «Белгородский инженерный юношеский лицей-интернат», сложилась своя, особая система традиционных мероприятий, направленных на реализацию целей и задач обучения и воспитания детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, создание максимальной поддержи познавательного интереса детей и атмосферы творчества. Одной из таких форм является видеоконференция в режиме онлайн, дающая возможность «вживую» общаться детям и учителям. Предлагаем ознакомиться с тематикой видеоконференций и организацией проведения сетевых дистанционных проектов.
Проект «Видеоконференции, посвящённые Дню Победы». Главная цель работы в данном формате — создание условий для формирования социально активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Родине, готовностью отстаивать её интересы. Обучающиеся используют электронные и книжные источники информации и под руководством учителя пишут сообщения, составляют презентации, подбирают к ним иллюстративный материал (фотографии, репродукции картин) или самостоятельно создают рисунки. Особенность этого формата в участниках (это могут быть не только учителя и обучающиеся, но и родители наших воспитанников) и содержании материала, который рассматривается в ходе мероприятия. Мы стараемся донести до участников малоизвестные интересные факты и документы, исторические оценки, мнения авторитетных ученых, с которыми обучающиеся не сталкиваются на уроках. Участники конференции могут задавать вопросы, высказывать своё мнение об услышанном. В итоге материалы конференции размещаются на сайте Центра. Проиллюстрируем это на рис. 1.
Вопросы, рассматриваемые в рамках таких видеоконференций:
− военные действия на морях и флотах (Тихоокеанский флот, Северный флот, Балтийский флот, Черноморский флот); героические корабли в годы войны; подвиги советских моряков;
− работа Совинформбюро и оперативные сводки с фронта для радио, газет, журналов;
− Российская православная церковь в годы войны; подвиг священнослужителей Фёдора Пузанова, архимандрита Алипия, архимандрита Нифонта, протоиерея Николая Колосова, архиепископа Михея и других патриотов, чей жизненный путь является нравственным образцом для большинства людей;
Рис. 1. Проект «Видеоконференции, посвящённые Дню Победы»
− работа медицинской службы в годы Великой Отечественной войны;
− деятельность банно-прачечных батальонов;
− военно-полевая кухня и продовольственное обеспечение фронта;
− культурное пространство войны.
Ребята выяснили, что в годы Великой Отечественной войны не ослабевал интерес к настоящему искусству. Выступления фронтовых концертных бригад были настоящим событием для бойцов, весточкой мирной жизни. За годы войны артисты провели для советских воинов 1 миллион 350 тысяч спектаклей, концертов, творческих встреч. [2] Не было ни одной части, где не побывали бы фронтовые театры и бригады. Вместе с Красной Армией артисты прошли весь путь войны.
Благодаря кому мы сейчас можем видеть реальные, документальные события военных лет? На этом вопрос обучающиеся смогли ответить, изучив материалы о фронтовых корреспондентах, фотожурналистах и кинооператорах. Творческой группой был подготовлены: видео ролик «Голос эпохи. Левитан»; презентации «Корреспонденты Великой Отечественной войны» (Михаил Шолохов, Александр Твардовский, Константин Симонов — военные корреспонденты газет «Правда», «Красная звезда», «Комсомольская правда»); «Фотожурналистика и документальное кино в годы Великой Отечественной войны» (деятельность кинооператоров: Оттилии Ройзмана, Бориса Соколова, Александра и Евгения Алексеевых, фотографов: Макса Альперта и других).
Проект «3 декабря — День Неизвестного солдата». Ребята и учителя работают над вопросами: история памятной даты, бессмертный подвиг советских и российских воинов, погибших в боевых действиях, чьи имена остались неизвестными, организации поискового движения, географии расположения и история организации братских могил и мемориалов на территории Белгородского края. Наша цель — внести свою лепту в дело увековечивания памяти, воинской доблести и бессмертного подвига российских и советских воинов, погибших в боевых действиях на территории страны или за ее пределами, сохранить память о каждом человеке, защищавшем мир, пусть даже и оставшемся неизвестным. Проиллюстрируем это на рис. 2.
Рис. 2. Проект «3 декабря — День Неизвестного солдата»
Данные традиционные мероприятия, проводимые учителями в Центре дистанционного образования детей-инвалидов, способствуют раскрытию творческого потенциала каждого ребёнка; становлению его как целостной, гармонично развитой личности, обладающей комплексом необходимых знаний и умений для его дальнейшей социализации; эффективной реализации задач гражданско-патриотического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
Литература:
- Современные методы воспитания личности. URL https://vospitanie.guru/sotsialnoe/metody-vospitaniya-lichnosti (дата обращения: 11.12.2020).
- Фронтовые бригады (театры). URL https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 09.12.2020).