Удаленная работа и международная гиг-экономика: общие черты | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 9 ноября, печатный экземпляр отправим 13 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №50 (340) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 14.12.2020

Статья просмотрена: 105 раз

Библиографическое описание:

Логинова, Е. В. Удаленная работа и международная гиг-экономика: общие черты / Е. В. Логинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 50 (340). — С. 110-112. — URL: https://moluch.ru/archive/340/76499/ (дата обращения: 30.10.2024).



Последние годы гиг-экономика развивалась очень интенсивно, а с началом коронавирусного кризиса к интернет-платформам и IT-фрилансерам стали прибавляться работники на удаленной работе, поскольку во время этого кризиса адаптация бизнеса была полностью связана с возможностью перейти на удаленную работу, а также со скилсетами работников. В статье рассматриваются общие черты гиг-экономики и удаленной работы на основе сравнения их основных призраков. Указывается влияние на мировую экономику.

Ключевые слова: гиг-экономика, фриланс, цифровая экономика, скилсеты, удаленная работа, экономика 4.0, мировая экономика.

В последние годы с приходом интернет-платформ гиг-экономика начала приобретать большие масштабы, становиться явлением более организованным, а значит заметным как для обывателя, так и для экономики у целом, а также приобрела статус международного явления. Согласно методологии Statista, оценки российского рынка шеринга и гиг-экономики основывались на следующих ключевых вертикалях совместного использования:

1) каршеринг, совместное использование автомобилей,

2) краткосрочная аренда жилой и офисной недвижимости,

3) краудфандинг,

4) продажа товаров C2C,

5) аренда товаров P2P

6) онлайн-рынки для самозанятых поставщиков услуг.

Эти сегменты экономики показали значительный рост по сравнению с 2017 г. (см. Рис. 1).

Рост шерингового сегмента гиг-экономики в РФ

Рис. 1. Рост шерингового сегмента гиг-экономики в РФ

Сегмент гиг-экономики в США имеет более значительные показатели, где количество фрилансеров достигает 57,3 миллионов человек, а средний заработок в неделю составляет 653 долларов (46,723.62 рублей) [2]. Доля независимых работников, работающих полный рабочий день, которые предпочли бы традиционную работу, упала за последние годы с 34 % в 2012 г. до 22 % в 2018 г. В европейском регионе имеются свои особенности к оценке и определению гиг-экономики, но в целом они отличаются мало, а количество людей, вовлеченных в этот тип экономики, варьируется от 9 до 22 % от общего числа трудящихся [3].

Гиг-экономика − это раздел экономики, состоящий из независимых подрядчиков и фрилансеров, заполняющих временные и гибкие рабочие места. Существует множество различных причин для начала работы в гиг-экономике, – такие сотрудники, как правило, предпочитают гибкий рабочий график и дополнительный доход, которые им позволяет получить гиг-экономика. В гиг-экономике работают не только фрилансеры и самозанятые – большинство участников гиг-экономики имеют постоянную должность в дополнение к своей гиг-работе.

Согласно опросу BLS о контингентных рабочих, термин «временные работники» включает внештатных сотрудников, независимых подрядчиков, консультантов и других непостоянных работников, которых нанимают для каждого проекта.

Доходы работников гиг-экономики могут сильно различаться: 55 % сообщают, что они зарабатывают около 50 000 долларов в год (3724905 рублей по курсу на 4 декабря 2020 г.).

Доля высокооплачиваемых независимых работников, зарабатывающих 100 000 долларов США и выше, также увеличилась с 2011 г. Баланс между работой и личной жизнью и гибкий рабочий график является одним из мотивов перехода офисных работников в гиг-экономику, как и возможность развивать различные наборы навыков (скилсеты) во многих областях, для обеспечения дальнейшей гибкости в профессиональном плане.

Можно отметить, что фрилансеров и работников гиг-экономики могут объединять наборы навыков, которые дают возможность успешно конкурировать на этом быстрорастущем рынке. Скилсеты (наборы навыков) для фрилансеров, как и для традиционных работников можно разделить на софт и хард-скилы. Если профессиональные навыки (хардскилы) являются специфическими для каждой профессии, то софт-скилы − являются межпредметными и междупрофессиональными.

Основываясь на исследованиях Джона Янгера, можно сделать вывод, что к софт-скилам работников гиг-экономики можно отнести: стратегическое мышление (оценка собственных возможностей, перспектив и угроз), тайм-менеджмент (оценка времени и усилий, распределение времени между проектами, распределение времени между личной жизнью и работой), самодисциплина, работа в команде через приложения, отношение к изменениям, работа с отзывами. Эти навыки крайне важны в удаленной работе, при осутствии менеджера, т.к. работа осуществляется самостоятельно и в отсутствии характерных для офисных работников мотивации и стимулов от вышестоящего руководства.

Для офисных работников наиболее значимыми среди софт-скилов, наряду с коммуникационными навыками, являлись принятие решений (troubleshooting) и быстрое реагирование на проблемы. Форсированный переход на удаленную работу большей части фирм, возможно, создала условия, в которых для сохранения темпов и эффективности требуются те же софт-скилы, что и в работе фрилансера. Вместе с этим изменяются и адаптируются привычные ранее инструменты коммуникаций (совещания, доски объявлений, личные встречи), уступая место новым: kanban-методу, трекерам активности и онлайн-встречам. Кроме того, масштабы перехода на дистанционную работу стали толчком к преодолению барьера контроля за сотрудниками в офисе.

Таким образом, вид работы дистанционных сотрудников начинает совпадать со средне- и высокооплачиваемым фрилансом (пример IT-сектор, консалтинг). Отсутствие необходимости привязки к определенному месту сменяется повышенными требованиями к инфраструктуре, таким образом приобретает значение международное интернет-кочевничество и для дистанционных работников. Кроме этого стоит отметить, что в краткосрочной перспективе изменятся центры интернет-кочевничества с тропических стран на страны с более стабильным и скоростным интернет-соединением. Такими центрами могут стать Южная Корея, Эстония и, при принятии мер по привлечению иностранных граждан, Россия.

Таким образом, можно отметить, что дистанционная работа и фриланс имеют множество схожих черт, а после реализации проекта Хамильтон по созданию социальных гарантий для фрилансеров, могут стать близкими понятиями. Само же развитие дистанционной работы стимулирует международное интернет-кочевничество и передвижение рабочей силы между странами.

Литература:

  1. Логинова Е. В. Gig-экономика: определение и роль в глобализации. Финансовая экономика, № 10 ч. 2. [Электронный ресурс] Режим доступа URL https :// finanec . ru / arhiv _ nomerov / % D 0 % B 6 % D 1 %83 % D 1 %80 % D 0 % BD % D 0 % B 0 % D 0 % BB - % D 0 % A 4 % D 0 % B 8 % D 0 % BD % D 0 % B 0 % D 0 % BD % D 1 %81 % D 0 % BE % D 0 % B 2 % D 0 % B 0 % D 1 %8 F - % D 1 %8 D % D 0 % BA % D 0 % BE % D 0 % BD % D 0 % BE % D 0 % BC % D 0 % B 8 % D 0 % BA % D 0 % B 0–2020–10- % D 0 % A 1 % D 0 % BE % D 0 % B 4 % D 0 % B 5 % D 1 %80 % D 0 % B 6 % D 0 % B 0 % D 0 % BD % D 0 % B 8 % D 0 % B 5- % D 0 % B 8- % D 0 % B 0 % D 0 % BD % D 0 % BD % D 0 % BE % D 1 %82 % D 0 % B 0 % D 1 %86 % D 0 % B 8 % D 0 % B 8. pdf (дата обращения 01.12.2020)
  2. Gig economy in the U. S. — Statistics & Facts. — Текст: электронный // Statista: [сайт]. — URL: https://www.statista.com/topics/4891/gig-economy-in-the-us/ (дата обращения: 10.12.2020).
  3. Work in the European GIG economy. — Текст: электронный // euagenda: [сайт]. — URL: https://euagenda.eu/publications/work-in-the-european-gig-economy (дата обращения: 10.12.2020).
  4. Overview of BLS Wage Data by Area and Occupation. — Текст: электронный // BLS: [сайт]. — URL: https://www.bls.gov/bls/blswage.htm (дата обращения: 10.12.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): удаленная работа, работник, BLS, гибкий рабочий график, дистанционная работа, личная жизнь, международное интернет-кочевничество, мировая экономика, набор навыков, работник гиг-экономики.


Похожие статьи

Цифровая экономика как фактор стратегического развития и обеспечения экономической безопасности

Цифровая экономика — будущее развития экономической системы в мире за счет преобразования многих сфер деятельности человека под большим влиянием информационных технологий. Развитие инновационных технологий и увеличение степени амплификации интернета ...

Технология блокчейн. Криптовалюта: сущность и будущее

Блокчейн — это принципиально новая парадигма, которая позволяет организовать деятельность с меньшими усилиями, более эффективным способом и в большем масштабе, чем другие существующие парадигмы. В данной статье исследуется тема влияния криптоиндустри...

Онлайн или офлайн? Печатные СМИ в век цифровизации

Статья представляет собой исследование развития интернет-журналистики и интернет-СМИ в России, проблем адаптации традиционных, в частности, печатных СМИ к потребностям современного человека в удобном и быстром получении информации, а также отношение ...

Programmatic — рекламная технология будущего

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день технологии закупок аудиторной рекламы в сети Интернет — методологии programmatic. С каждым годом агентства и бренды все больше начинают использовать programmatic-платформы для запуска рекламы, а в связи...

Особенности использования инструментов гиг-экономики в маркетинге

Развитие цифровых технологий позволяет мобилизовать все больше сотрудников, а количество удаленных работников, «альтернативных работников» и фрилансеров находится на рекордно высоком уровне. Стоит заметить, что поводу этой тенденции существует множес...

Дистанционная форма обучения как инновационный метод получения образования в высших учебных заведениях

Современная мировая практика показывает, что в последние десятилетия происходят глубокие изменения в сфере образования во всех странах. Эти изменения вызваны новыми потребностями экономического развития в условиях глобализации, широкого распространен...

Проблемы размещения бизнес-логики в клиентской части веб-приложений

Интернет с каждым днем охватывает все большее количество сфер жизнедеятельности человека. Вместе с развитием глобальной сети и ростом производительности персональных вычислительных устройств, расширяются и возможности разработки интернет-ресурсов. На...

Возвращение к «свиткам»: популярность электронных книг как фактор цикличности книгоиздания

В статье рассматривается феномен электронных книг, а также предпосылки его активного распространения. Описывается прямая зависимость между процессом изменения мироустройства и трансформацией письменной культуры. Раскрывается термин «социальное чтение...

Адаптация рекламы как маркетинговый инструмент международных компаний

В статье рассматривается адаптация как неотъемлемый маркетинговый инструмент международных компаний, а также дано разъяснение, почему в условиях современного глобального рынка не всегда возможна полная стандартизация рекламных кампаний. На примере ро...

Цифровая экономика: влияние на рынок труда

В данной статье рассматривается позитивное и негативное воздействие развития цифровой экономики на рынок труда. Приводятся мнения российских и зарубежных ученых относительно последствий использования новых технологий на уровень безработицы в разных с...

Похожие статьи

Цифровая экономика как фактор стратегического развития и обеспечения экономической безопасности

Цифровая экономика — будущее развития экономической системы в мире за счет преобразования многих сфер деятельности человека под большим влиянием информационных технологий. Развитие инновационных технологий и увеличение степени амплификации интернета ...

Технология блокчейн. Криптовалюта: сущность и будущее

Блокчейн — это принципиально новая парадигма, которая позволяет организовать деятельность с меньшими усилиями, более эффективным способом и в большем масштабе, чем другие существующие парадигмы. В данной статье исследуется тема влияния криптоиндустри...

Онлайн или офлайн? Печатные СМИ в век цифровизации

Статья представляет собой исследование развития интернет-журналистики и интернет-СМИ в России, проблем адаптации традиционных, в частности, печатных СМИ к потребностям современного человека в удобном и быстром получении информации, а также отношение ...

Programmatic — рекламная технология будущего

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день технологии закупок аудиторной рекламы в сети Интернет — методологии programmatic. С каждым годом агентства и бренды все больше начинают использовать programmatic-платформы для запуска рекламы, а в связи...

Особенности использования инструментов гиг-экономики в маркетинге

Развитие цифровых технологий позволяет мобилизовать все больше сотрудников, а количество удаленных работников, «альтернативных работников» и фрилансеров находится на рекордно высоком уровне. Стоит заметить, что поводу этой тенденции существует множес...

Дистанционная форма обучения как инновационный метод получения образования в высших учебных заведениях

Современная мировая практика показывает, что в последние десятилетия происходят глубокие изменения в сфере образования во всех странах. Эти изменения вызваны новыми потребностями экономического развития в условиях глобализации, широкого распространен...

Проблемы размещения бизнес-логики в клиентской части веб-приложений

Интернет с каждым днем охватывает все большее количество сфер жизнедеятельности человека. Вместе с развитием глобальной сети и ростом производительности персональных вычислительных устройств, расширяются и возможности разработки интернет-ресурсов. На...

Возвращение к «свиткам»: популярность электронных книг как фактор цикличности книгоиздания

В статье рассматривается феномен электронных книг, а также предпосылки его активного распространения. Описывается прямая зависимость между процессом изменения мироустройства и трансформацией письменной культуры. Раскрывается термин «социальное чтение...

Адаптация рекламы как маркетинговый инструмент международных компаний

В статье рассматривается адаптация как неотъемлемый маркетинговый инструмент международных компаний, а также дано разъяснение, почему в условиях современного глобального рынка не всегда возможна полная стандартизация рекламных кампаний. На примере ро...

Цифровая экономика: влияние на рынок труда

В данной статье рассматривается позитивное и негативное воздействие развития цифровой экономики на рынок труда. Приводятся мнения российских и зарубежных ученых относительно последствий использования новых технологий на уровень безработицы в разных с...

Задать вопрос