Статья посвящена анализу правового регулирования гиг-экономики в России, а также некоторым проблемам, возникающим между субъектами трудовых правоотношений в условиях гиг-экономики (гиг-работников и цифровых платформ). Проведенный анализ позволил выделить закономерности эволюции цифровой экономики, их влияние на развитие отечественного трудового законодательства, а также направления совершенствования законодательства в данной сфере.
Ключевые слова: гиг-работники, гиг-экономика, платформенная занятость, самозанятые, трудовые правоотношения, трудовое право.
The article is devoted to the analysis of the legal regulation of the gig economy in Russia, as well as some problems arising between the subjects of labor relations in the gig economy (gig workers and digital platforms). The analysis made it possible to identify the patterns of the evolution of the digital economy, their impact on the development of domestic labor legislation, as well as directions for improving legislation in this area.
Keywords: gig workers, gig economy, platform employment, self-employed, labor relations.
В современных условиях беспрерывное развитие и усложнение общественных сфер и отношений, основой которых выступают современные цифровые технологии, ставит на первый план вопрос о формировании цифровой экономики. Возросшая роль информационных процессов обусловила становление такого типа экономики, которому свойственны отношения по поводу создания, обмена и обработки данных.
Очевидно, что одними из наиболее ярких примеров цифровой экономики, являющихся новыми формами экономических отношений, стали шеринг-экономика (шеринговая экономика, sharing economy) и гиг-экономика (gig economy) [5, с. 188].
Такое явление, как гиг-экономика, или гигономика, является уже устоявшимся для российской науки, а ее проявления получили свое отражение в трудах и исследованиях менеджеров, экономистов и социологов. В то же время, стоит отметить, что проблема правового регулирование остается актуальной в современном мире, что подтверждается отсутствием в юридической литературе сформированной точки зрения относительно изменений в экономике, вызванных развитием общества. Из этого следует, существует реальная необходимость приведения трудового законодательства в соответствие с последними тенденциями на рынке труда. Такая потребность в дополнении трудового законодательства РФ нормами, обеспечивающими функционирование гиг-экономики и ее инструментов, на сегодняшний день обосновывается не только специалистами в области юриспруденции, но и органами государственной власти [1].
Среди факторов, способствующих трансформации трудовых отношений и становлению гиг-занятости, можно выделить следующие:
- информатизация общества;
- возможность выполнения многих процессов в «онлайне»;
- гибкий график работы. Так, платформенная занятость позволяет выбор удобного рабочего времени и его планирования. Также гиг-работа, как правило, не возлагает на стороны договорных обязательств, что делает возможным совмещать одновременно разные виды деятельности;
- глобализация общества. Данный фактор разделил понятия «рабочего места», установленного трудовым законодательством, и фактического местонахождения гиг-работника. Так стало возможным участие в проектах, реализуемых за пределами места проживания. Для работодателей это также носит положительный характер, выражаемый в допустимости выборы лучшего кандидата для конкретного проекта из большего числа претендентов, которые имеются в той или иной области [4, с. 52].
Впрочем, нередко исполнение личного труда происходит в рамках новых форм предпринимательства лишь в целях сокрытия наличия трудовых правоотношений и, по сути, является фиктивной самозанятостью, направленной на избежание предоставления исполняющим личный труд лицам прав и гарантий, предусмотренных ТК РФ.
В гиг-экономике работники сами выбирают проекты, которые они хотят выполнить, и они работают в зависимости от своей собственной гибкости и времени. Это позволяет им иметь большую свободу в выборе работы и более гибкий график работы.
Например, для работодателей современные изменения, вызванные трансформацией экономических отношений, предоставляют возможность сократить издержки на труд, так как им не нужно содержать постоянный штат сотрудников. Вместо этого они могут нанимать временных или контрактных работников только на период, необходимый для выполнения проекта, что позволяет значительно снизить их затраты.
Однако гиг-экономика также имеет свои негативные аспекты, такие как отсутствие гарантий по работе или защите трудовых прав работников. В связи с этим становится все более важным регулирование взаимоотношений между работниками и работодателями в рамках гиг-экономики.
Так, можно выделить несколько проблем, существующих в современных реалиях занятости, которые связаны с необходимостью адаптировать трудовое законодательство к этим условиям.
1. Отсутствие определения статуса работников.
В условиях гиг-экономики осложнено определение статуса работников, потому что существует неясность в том, являются ли работники независимыми контракторами или наемными сотрудниками.
2. Нерегулируемость рабочего времени и оплаты труда.
В условиях гиг-экономики люди работают на основе неформальных договоренностей, что приводит к тому, что часто необходимый труд необъявленным и нерегулируемым, и люди не получают установленной оплаты труда.
3. Несоответствие трудового законодательства состоянию рынка труда.
Традиционное трудовое законодательство не всегда приспособлено к новой экономической ситуации, в особенности это касается типов контрактов и оплаты труда.
4. Незащищенность работников.
Как правило, лица, занятые на краткосрочных проектах в рамках платформенной занятости, не имеют гарантированного права на минимальную зарплату или оплату труда, поскольку они работают на условиях «каждый сам за себя».
Доход гиг-работников характеризуется низкой заработной платы. Зачастую они не могут рассчитывать на стабильный доход, что приводит к финансовой нестабильности и неудовлетворенности работой [3].
Стоит также обратить внимание, что с позиций российского трудового законодательства лица, работающие на платформу, работниками не являются, так как не заключают трудовые договоры. Это позволяет выявить пробел в законодательстве Российской Федерации относительно определения их правового статуса, так как отсутствует правовая регламентация занятости в рамках интернет-платформ [2, с.79].
Ситуация усложняется и отсутствием возможности создания профсоюзов и объединения работников с целью улучшения условий труда, поскольку работники не имеют стандартных рабочих мест и часто работают дистанционно.
Таким образом, лица, которые заняты на цифровой платформе, не имеют правового статуса работника и не получают социального покрытия, такого как медицинское обслуживание, пенсии, праздничные выплаты и т. д.
5. Отсутствие профессионального роста.
На сегодняшний день, занятость в условиях функционирования гиг-экономики не способствует профессиональному росту и карьерному развитию, что является равным вопросом для работников и приводит к потере квалифицированных специалистов.
Таким образом, в период становления цифрового общества, когда работники заняты на краткосрочных проектах на временной основе, без официального трудоустройства, возникают новые вызовы и возможности для трудовых отношений.
Одна из перспектив развития трудовых отношений в гиг-экономике заключается в создании новых форм и методов организации работы и трудоустройства работников. Это могут быть онлайн-платформы, где работники могут предложить свои услуги и получить доступ к проектам со всего мира. Также возможно создание новых форм командной работы, когда работники с разными навыками объединяются для решения конкретных задач.
Другим направлением совершенствования трудового законодательства является усиление защиты прав работников на этих платформах. Это могут быть различные формы социального страхования, подключение к медицинской страховке и пенсионному обеспечению.
Также возможно создание образовательных программ, которые помогут работникам улучшить свои навыки и повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.
Таким образом, является целесообразным пересмотреть некоторые положения трудового законодательства и закона о занятости. В связи с этим предлагается внести следующие поправки в трудовое законодательство РФ:
- закрепить правовой статус работника, занятого в условиях функционирования гиг-экономики;
- установить объем контроля, осуществляемого работодателем за деятельностью гиг-работника;
- распространить действие норм ТК РФ и иных нормативно-правовых актов о правах и гарантиях на независимых исполнителей.
Несмотря на все вызовы, связанные с гиг-экономикой, она также представляет собой большие возможности для работников и предпринимателей. Благодаря своей гибкости и мобильности, гиг-экономика может стать важным фактором в повышении уровня занятости и улучшения экономического развития.
Литература:
- Гаммершмидт, А. А. Недостатки гиг-экономики в условиях глобализации // Молодой ученый. 2020. № 26 (316). С. 98–99. https://moluch.ru/archive/316/72097/ (дата обращения: 15.12.2024).
- Коршунова Т. Ю., Моцная О. В. Влияние платформенной занятости на изменение представлений о работнике и работодателе // Ежегодник трудового права. 2022. № 12. С. 76–91.
- Логинова Е. В. Gig-экономика и ее влияние на работников // Молодой ученый. 2022. № 38 (433). С. 15–19. — URL: https://moluch.ru/archive/433/95022/ (дата обращения: 14.12.2024).
- Пономарченко А. Е. Правовой статус занятости в условиях развития гиг-экономики // Известия Юго-западного государственного университета. Серия: История и право. 2022. № 6.
- Романец И. И., Вербовский Г. Д. Гиг-экономика как новая форма рыночных отношений // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2021. № 1 (51). С. 186–192.