В статье рассматриваются основные вопросы регулирования налогов в Германии. Основными поступлениями доходов в бюджет республики являются именно налоги. Немецкая налоговая система формировалась годами и насчитывает более 40 видов налогов. Чем больше зарплата у гражданина государства, тем больше налогов он заплатит по истечении отчетного периода.
Ключевые слова: налог, доходы физических и юридических лиц, бюджет, государство, налогоплательщик, налог на добавленную стоимость.
The article deals with the main issues of tax regulation in Germany. Taxes are the main sources of revenue for the Republic's budget. The German tax system has been formed over the years and includes more than 40 types of taxes. The higher the salary of a citizen of the state, the more taxes they will pay at the end of the reporting period.
Keywords: tax, income of individuals and legal entities, budget, state, taxpayer,value added tax.
В каждом государстве налоговая система занимает важную роль во функционировании национальной экономики. Система налогов в Германии является достаточно разнообразной и сложной. Жители этой страны отдают своему государству чуть ли не большую часть своих доходов и денежных поступлений, но при этом имеют высокий уровень жизни, стабильную защиту и поддержку своего государства, чем не могут похвастаться другие страны Европы. Резиденты получают в виде различных пособий более 74 % от всех сумм налогов и сборов, перечисленных ими в бюджет государства. Данным пунктом объясняется ответственность и контроль гражданами по уплате своих налогов [6, c.145]. Основной принцип налогообложения в Германии выглядит следующим образом: «налоги должны соответствовать величине оказываемых услуг государством» [1, с.47]. Всего в Германии насчитывается около 46 видов налогов, в том числе налоги для владельцев собак, налог на уксусную кислоту, налог на различные виды алкогольной продукции, проведение мероприятий, на приобретенные объекты недвижимости, если у гражданина уже имеется имущество в собственности.
При формировании Немецкой империи в 19 веке установлением всех налогов являлось прерогативой входящих в нее государств. [4, c.2]. Самой же империи было отведено право устанавливать только таможенные пошлины и общие налоги на предметы потребления: продукты питания, табачные изделия и алкоголь. Закрепление права сбора таможенных пошлин послужило созданию экономического пространства страны. Позднее, с утверждением Имперских правил налогообложения, которые в свою очередь были разработаны немецким политиком Маттиасом Эрцбергером, началось становление крупнейшей налоговой реформы [2, c.123]. Проводимая политиком централизация налоговых сборов в целях оздоровления и выведения на новый финансовый уровень государства дала большие плоды для дальнейшего развития всей налоговой системы. Еще одним важным пунктом реформы была полная ликвидация финансового суверенитета земель и получения исключительного права взимания налогов и их управление. В течение целого столетия немецкая система налогообложения испытывала разные трудности, возникшие после военных действий, но как итог — это привело в свою очередь к усилению централизации налоговой системы. В свою очередь в послевоенной Германии сформировалась четкая и отлаженная структура финансового регулирования, были расставлены основные задачи и цели, направленные на развитие общественно-социальных функций и развития в области финансирования трехуровневой системы налогообложения.
Для более четкого понимания структуры формирования налоговой системы следует выделить основополагающие принципы, которые были заложены немецким государственным деятелем Людвигом Вильгельмом Эрхардом. [7, c. 66]. Ученым были выделены следующие принципы:
1) налоги должны быть по возможности минимальными и реальными;
2) налоги должны соответствовать уровню жизни граждан, учитывая прожиточный минимум населения;
3) система налогообложения должна строиться на уважении частной жизни налогоплательщика;
4) соотношение уплачиваемых налогов должно быть пропорциональным размеру оказываемых услуг.
Также ученым была проведена жесткая денежная реформа в 1948 г., которая послужила базовой основой для формирования нынешней налоговой системы. Ее суть заключалась в создании твердой валюты и введением немецких марок, проект которой создавался под кодовым названием «Bird dog». Абсолютно новые банкноты были напечатаны и привезены с Соединенных Штатов Америки в апреле 1948 года. После чего в строжайшем секрете была тщательно подготовлена нормативная база и проведен ее юридических анализ и только закончив проводить вышеуказанный ряд мероприятий денежные средства были запущены в оборот. С 1 января 1999 г. немецкая марка перестала быть самостоятельной валютой по причине вхождения Германии в европейскую зоне и переход на евро. В настоящее время немецкая марка полностью выведена из обращения и любые расчетные и валютные операции осуществляются исключительно в евро.
Рассматривая налоговые правоотношения на текущий момент можно выделить тот факт, что отличительной особенностью налоговой системы Германии также является многоступенчатое распределение налоговых поступлений между звеньями бюджета, основной целью которого является выравнивание экономического и социального развития отдельных слаборазвитых регионов страны. [3, c.46]. Права федерации и земель регулируются рядом специальных законов, а также Конституцией Германии.
- Федеральный бюджет формируется за счет таких поступлений, как:
1) федеральные налоги: налоги Европейского сообщества, таможенные пошлины, налог на добавленную стоимость, налог на доход от страховой деятельности, налог на корпорации;
2) доли в совместных налогах.
- К земельным доходам относится:
1) земельный налог;
2) налог на приобретение земельного участка;
3) промысловый налог;
4) налог владельцев автотранспортных средств.
Учитывая вышесказанное следует сделать вывод о том, что налоги в Германии являются одними из самых высоких среди всех государств Европы, а немецкие банки отличаются высоким качеством работы, что дает стране отлаженный механизм экономического взаимодействия с ее резидентами. Недвижимость, движимое имущество, а также сфера услуг в стране лишь дорожает с каждым годом по причине абсолютной прозрачности экономики и социальной ориентированности. [5, c. 3]. Также следует отметить, что более глубокое изучение налогообложения Германии может послужить отличным примером для улучшения системы российского налогового законодательства.
Литература:
- Административная юрисдикция налоговых органов: Учебник / Под ред. М. А. Лапиной. М.: — «ВГНА Минфина России», 2012.
- Базулин Ю. В., Козырин А. Н. Публичные финансы и финансовое право: Информационные ресурсы: Учебник. — М., 2009
- Введение в российское налоговое право: Учебное пособие / А. Н. Козырин. — М.: Институт публично-правовых исследований, 2014.
- Клейменова М. О. Налоговое право: Учебное пособие. М.:— «Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2013.
- Полежарова Л. В., Артемьев А. А. Налогообложение участников внешнеэкономической деятельности в России: учеб. пособие / под ред. Л. И. Гончаренко. М.: Магистр, ИНФРА-М, 2013.
- Тютин Д. В. Налоговое право: курс лекций // СПС КонсультантПлюс. 2020.
- Шахмаметьев А. А. Международное налоговое право: Учебно-методический комплекс. — М.: Тровант, 2009.
- Шахмаметьев А. А. Режим налогообложения нерезидентов: правовая основа регулирования: Монография. — «Юрлитинформ», 2010.