Виды налогов, взимаемых с физических лиц в РФ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №51 (289) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 19.12.2019

Статья просмотрена: 3887 раз

Библиографическое описание:

Литвинов, Я. Ю. Виды налогов, взимаемых с физических лиц в РФ / Я. Ю. Литвинов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 51 (289). — С. 120-124. — URL: https://moluch.ru/archive/289/65447/ (дата обращения: 17.12.2024).



Налогообложение физических лиц является одним из основных источников финансовых ресурсов государства, а также выступает важным и необходимым элементом экономических отношений между государством и его гражданами. Эти экономические отношения известны еще с самого момента возникновения государства. Таким образом, целью настоящей статьи является рассмотрение видов налогов, взимаемых с физических лиц в Российской Федерации.

Ключевые слова: налог, физические лица, НДФЛ, транспортный налог, земельный налог, налог на имущество, НК РФ.

Все налоги, взимаемые с физических лиц определены в Налоговом кодексе РФ [1] и их можно разделить на федеральные, региональные и местные (Рис. 1). Таким образом, по отнесению налога к одному из уровней можно сказать о его принадлежности к бюджету данного уровня.

Рис. 1. Классификация налогов, уплачиваемых физическими лицами

Следовательно, по рисунку 1 можно сказать, что физические лица производят выплаты, путем уплаты налогов, в бюджет всех двух уровней, но при этом в региональный бюджет уплачивается два налога, а в местный бюджет — три налога.

Итак, рассмотрим каждый налог подробнее.

  1. Налог на доходы физических лиц — это основной вид прямых налогов. Данный налог исчисляется в процентах от совокупного дохода каждого физического лица, при этом из совокупного дохода вычитаются законодательно утвержденные расходы или так называемые налоговые вычеты. В своем исследовании Дашков А. В. выделил 5 групп налоговых вычетов: стандартные, имущественные, социальные, профессиональные, а также вычеты при переносе убытков на будущие периоды от операций с ценными бумагами [4, с. 257].

Анализ статьи Михайленко И. А. показывает, что «плательщиками данного налога являются физические лица, подразделяющиеся на 2 группы:

– физические лица — налоговые резиденты РФ, то есть лица, находящиеся на территории страны фактически не менее 183 календарных дней в течение 12 месяцев следующих подряд;

– физические лица — налоговые нерезиденты РФ, в случае если у них есть доход на территории РФ» [5, с. 10].

Кроме того, в российском законодательстве определяется перечень лиц, обязанных ежегодно самостоятельно декларировать свой доход:

– физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями;

– физические лица, занимающиеся частной практикой, например, адвокаты, нотариусы, риелторы;

– физические лица по суммам, полученных от продажи имущества;

– физические лица по полученным от не налоговых агентов вознаграждениям;

– резиденты РФ по доходам, в случае получения их за пределами РФ;

– физические лица, по своим доходам, в случае если с них не был удержан налог налоговыми агентами;

– Физические лица, получившие любого рода выигрыши;

– Физические лица, имеющие доход от физических лиц путем дарения.

Налог на доходы физических лиц рассчитывается по следующей формуле:

Размер налога = ставка налога * налоговая база (1)

В действующем налоговом законодательстве определены следующие ставки налогов:

а. 9 % — по полученным дивидендам до 2015 года; по процентам от облигаций с ипотечным покрытием, эмитированным до 2017 года; по доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием.

б. 13 % — это основная ставка для налоговых резидентов, по данной ставке учитываются заработная плата, доходы от продажи имущества, доходы, полученные по договорам, а также доходы налоговых нерезидентов от осуществления трудовой деятельности.

в. 15 % — по полученным дивидендам налоговыми нерезидентами от российских организаций.

г. 30 % — по всем прочим доходам налоговых нерезидентов.

Налоговая база — это совокупность всех видов доходов, облагаемых налогом. При этом налоговая база рассчитывается отдельно по каждому виду дохода, в случае если они учитываются по разным ставкам.

  1. Транспортный налог.

Плательщиком данного налога являются физические лица, на которых зарегистрированы транспортные средства. Кроме того, при наличии доверенности на транспортное средство, по истечении 3 лет плательщиком признается лицо, на кого выписана доверенность.

Объектами транспортного налога являются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, вертолеты, самолеты, автобусы, теплоходы, яхты, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы.

Объектами налога не являются весельные лодки, моторные лодки с мощностью менее 5 л.с., промысловые и речные суда, автомобили, оборудованные для использования инвалидами, транспортные средства, находящиеся в угоне, а также другие транспортные средства, не относящиеся к физическим лицам.

Транспортный налог рассчитывается по следующей формуле.

Размер налога = ставка налога * налоговая база * (количество месяцев владения / 12) * повышающий коэффициент (2)

Повышающий коэффициент применяется для легковых автомобилей стоимостью выше 3 млн. рублей. Все повышающие коэффициенты представлены в таблице 1.

Таблица 1

Повышающие коэффициенты, используемые для расчета транспортного налога

Легковые автомобили средней стоимостью, руб.

Год выпуска легковых автомобилей

От 2 до 3 лет

От 1 до 2 лет

Не более 1 года

Не более 5 лет

Не более 10 лет

Не более 20 лет

От 3 до 5 млн. включительно

1,1

1,3

1,5

-

-

-

От 5 до 10 млн. включительно

-

-

-

2

-

-

От 10 до 15 млн. включительно

-

-

-

-

3

-

От 15 млн. включительно

-

-

-

-

3

Налоговые ставки устанавливаются на региональном уровне законами субъектов РФ и зависят от мощности двигателя, тяги, валовой совместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя.

Старкова О. Я. в соответствии с Налоговым Кодексом России определяет, что «налоговая база при расчете транспортного налога определяется в отношении следующих транспортных средств:

– транспортных средств, имеющих двигатели — как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;

– воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя, — как паспортная статическая тяга реактивного двигателя (суммарная паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей) воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы;

– водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, — как валовая вместимость в регистровых тоннах;

– водных и воздушных транспортных средств, не имеющих двигателей — как единица транспортного средства» [7, с. 15].

Налоговый период для расчета транспортного налога — это календарный год [3].

  1. Земельный налог.

Плательщиками данного налога являются физические лица, имеющие в собственности земельные участки, признаваемые объектами налогообложения.

Объектами земельного налога являются земельные участки, расположенные в муниципальных образованиях, на территории которых установлен налог. При этом участки, входящие в состав имущества многоквартирного дома, не признаются объектами земельного налога.

Налоговым периодом для расчета земельного налога признается календарный год.

Налоговая база для расчета налога определяется исходя из кадастровой стоимости земельных участков — объектов налогообложения. Кадастровая стоимость определяется на основании земельного законодательства, сведения о ней предоставляются территориальным органом Росреестра на основании письменного заявления налогоплательщика. Кроме того, на официальном сайте Росреестра размещаются официальные данные о кадастровой стоимости земельных участков.

Налоговая база определяется налоговыми органами для каждого налогоплательщика на основании официальных данных.

Так как это местный налог, следовательно, и ставки устанавливаются местными органами власти путем принятия нормативно — правовых актов, но ставки не могут превышать

– 0,3 % в отношении земельных участков отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения, землям занятым жилищным фондом или объектом инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, землям, приобретенным для личного подсобного хозяйства и дачного хозяйства.

– 1,5 % в отношении прочих земельных участков.

Земельный налог рассчитывается по следующей формуле.

S = ((Кст * Д) — Н) * Ст * Кв * К2 * Кл (3)

Где S — рассчитанная сумма налога;

Кст — кадастровая стоимость земельного участка — объекта налога;

Д — доля на право собственности на объект налога;

Н — необлагаемая налогом сумма, которая уменьшает величину налоговой базы (необлагаемая сумма = 10 000 рублей, согласно налоговому законодательству);

Ст — ставка налога;

Кв — коэффициент владения земельным участком, определяется как отношение числа полных месяцев владения объектом налога налогоплательщиком к числу месяцев в отчетном периоде;

К2 — коэффициент применяется в отношении земельных участков, приобретенных для индивидуального жилищного строительства, и применяется по истечении 10 лет с даты регистрации права собственности на земельный участок до даты регистрации прав собственности на построенный объект недвижимости;

Кл — коэффициент налоговой льготы, определяется как отношение числа полных месяцев, когда отсутствовала льгота, к числу месяцев в отчетном периоде. Для предоставления льготы налогоплательщику необходимо написать заявление в налоговых органах.

  1. Налог на имущество физических лиц.

Порядок налогообложения по данному налогу изменился с 01.01.2015, следовательно, в работе будет рассматриваться уже измененная информация.

Плательщиками налога являются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения.

Объектами налогообложения являются жилой дом или помещение, гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные строения, здания и сооружения.

Объектом налога не является имущество, находящееся в собственности многоквартирного дома.

В своем исследовании Кипкеева А.М, пишет, что «налоговые ставки устанавливаются муниципальными органами власти, но при этом не должны превышать:

– 0,1 % жилых домов, помещений, объектов незавершенного строительства (жилого дома), единых недвижимых комплексов (при условии, что в их состав входит жилое помещение), гаражей, машино-мест, хозяйственных строений или сооружений (если площадь каждого не превышает 50 квадратных метров).

– 2 % в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость которых превышает 300 млн. рублей.

– 0,5 % в отношении прочих объектов налога на имущество физических лиц» [5, с. 5].

При расчете налога учитываются следующие налоговые вычеты:

– для квартир кадастровая стоимость, уменьшается на величину кадастровой стоимости 20 квадратных метров общей площади этой квартиры;

– для комнат кадастровая стоимость, уменьшается на величину кадастровой стоимости 10 квадратных метров площади этой комнаты;

– для жилого дома кадастровая стоимость, уменьшается на величину кадастровой стоимости 50 квадратных метров общей площади этого жилого дома;

– для единого недвижимого комплекса, в состав которого входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом), кадастровая стоимость, уменьшается на один миллион рублей.

В своем исследовании Струсь С. С., Шевченко О. И. пишут, что «муниципальные власти регионов вправе уменьшить до нуля или увеличить, но не более чем в три раза, налоговые ставки. Учитывая, что дефицит местных бюджетов носит перманентный характер, то не стоит ожидать снижения ставок ниже установленных НК РФ, более вероятным сценарием видится их увеличение, что может привести к увеличению налоговой нагрузки на работоспособное население с низким уровнем дохода. Анализируя данную градацию налоговых ставок, можно прийти к мнению, что данная схема налогообложения не может обеспечить выполнение налогом на имущество физических лиц его социальной функции. Так, например, собственники квартир стоимостью 10 млн. руб. обязаны выплачивать налог по той же ставке, что и собственники недвижимости стоимостью 299 млн. руб. В связи с этим, некоторыми учеными предлагается увеличить число интервалов налоговых ставок для обеспечения более справедливого налогообложения. При этом минимальной кадастровой стоимостью недвижимости, подлежащей налогообложению, по максимальной ставке называется цифра в 100 млн. руб». [8, с. 630].

В настоящее время в Свердловской области налоги рассчитывают по инвентаризационной стоимости. С 2020 года Свердловская область перейдёт на расчёт налога по кадастровой стоимости — это значит, что уведомления с принципиально другими цифрами жители Свердловской области будут получать с лета 2021 года.

Законодательством установлен широкий перечень категорий налогоплательщиков, имеющих право на льготу. Налоговая льгота устанавливается по выбору собственника в отношении одного объекта налогообложения каждого вида независимо от количества оснований на льготы. В связи с этим, необходимо особое внимание уделить ужесточению налогового контроля на местном уровне во избежание уклонения граждан от налогов, путем переоформления недвижимого имущества на лиц, имеющих льготы.

Таким образом, были рассмотрены некоторые налоги, уплачиваемые физическими лицами в бюджеты различных уровней.

Странным представляется расхождение толкования налогового и гражданского законодательства понятия имущества.

Буквальное толкование ст. 130 Гражданского кодекса РФ говорит нам о том, что все, что находится в собственности граждан, и на все то, что гражданин имеет право пользования, распоряжения и владения признается имуществом [2].

Мы рассмотрели такие объекты налогообложения как доход (деньги), транспорт, земля, недвижимость, которые объединяются одним понятием, предусмотренным ГК РФ, а именно имущество. Но в то же время НК РФ содержит отдельным налог «Налог на имущество физических лиц», в котором объект налогообложения — жилой дом или помещение, гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные строения, здания и сооружения, т. е. недвижимое имущество. Так же к недвижимому имуществу относятся и земельные участки. Таким образом, представляется целесообразным для согласованности гражданского и налогового законодательства:

  1. Объединить главы 31 и 32 НК РФ под единой главой 31, установив единый объект налогообложения — недвижимое имущество;
  2. Переименовать название главы 31 НК РФ и изложить ее в следующей редакции «Глава 31. Налог на недвижимое имущество физических лиц».

Вышеуказанное изменение будет более понятным для обычного обывателя, а также применения на практике норм гражданского и налогового законодательства. В перспективе видится объединение всех глав НК РФ, которые устанавливают нормы, относительно налогообложения физических лиц в одну главу под общим названием «Налог на имущество физических лиц», в котором объектом налогообложения будут и доход, и транспорт, и земля, и помещения (жилые и нежилые), объединенные общим понятием «имущество», что будет полностью согласовываться с ГК РФ.

Литература:

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 29.09.2019) // Российская газета. — 1998. — № 148–149
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 18.07.2019) // Российская газета. — 1994. — № 238–239
  3. Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по транспортному налогу в электронной форме и порядка ее заполнения: Приказ ФНС России от 05.12.2016 N ММВ-7–21/668@ (ред. от 26.11.2018) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. — 28.12.2016.
  4. Дашков А. В. Правовые новеллы в области налогообложения доходов физических лиц // Актуальные проблемы юридической науки и практики: Гатчинские чтения-2018 сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. — 2018. — С. 257–260.
  5. Кипкеева А. М. Актуальные проблемы налогообложения имущества физических лиц // Известия Северо-Кавказской государственной гуманитарно-технологической академии. — 2018. — № 4 (18). — С. 4–7.
  6. Михайленко И. А. Перспективы развития налогообложения доходов физических лиц // В сборнике: Государство и право: теория и практика Материалы V Международной научной конференции. под ред. И. Г. Ахметова. — 2019. — С. 10–12.
  7. Старкова О. Я. Анализ налогообложения физических лиц // Znanstvena Misel. — 2019. — № 1 (26). — С. 14–18.
  8. Струсь С. С., Шевченко О. И. Проблематика переходного периода при введении единого налога на недвижимое имущество // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2017. — № 134. — С. 622–636.
Основные термины (генерируются автоматически): кадастровая стоимость, лицо, Налог, налоговая база, транспортный налог, земельный налог, РФ, недвижимое имущество, доход, транспортное средство.


Похожие статьи

Налоговое право Федеративной Республики Германия

В статье рассматриваются основные вопросы регулирования налогов в Германии. Основными поступлениями доходов в бюджет республики являются именно налоги. Немецкая налоговая система формировалась годами и насчитывает более 40 видов налогов. Чем больше з...

Налогообложение физических лиц по законодательству Франции

В данной статье рассматривается практика налогообложения доходов, имущества, капитала физических лиц, работающих и проживающих на территории Франции.

Вопросы налогообложения малого бизнеса на современном этапе развития экономических отношений

Субъекты малого и среднего бизнеса во всех развитых странах занимают ключевую роль в развитии экономики. Именно поэтому развитие малого предпринимательства — важнейшая задача экономической политики государства. Механизмов стимулирования или торможени...

Упрощенное налогообложение доходов физических лиц по законодательству Финляндии

В данной статье рассматривается практика применения как упрощенного налогообложения доходов, так и прогрессивной шкалы применяемой к доходам физических лиц, работающих на территории Финляндии.

Обеспечение исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов по налоговому законодательству Российской Федерации

В статье определяются способы обеспечения и исполнения налоговых обязательств, где налоговой базой признается совокупность налогов и сборов, закрепленных Налоговым кодексом Российской Федерации.

Подоходное налогообложение физических лиц в Великобритании

Статья посвящена особенностям налогообложения доходов физических лиц в Великобритании. Рассмотрены действующие льготы, размер налоговых ставок, степень влияния подоходного налога на формирование государственного бюджета.

Проблемы и перспективы развития налогообложения самозанятого населения в Российской Федерации

В данной статье рассматривается сущность самозанятости, проблемы и перспективы развития специального налогового режима — налога на профессиональный доход.

Имущество как объект налогообложения в РФ и США

Имущественные налоги включают в себя список различных налогов, которые страна устанавливает исходя из ее исторических традиций, фактической ситуации в стране. Анализ системы налогообложения имущества физических лиц в США и сравнение данной системы с ...

Порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц

В статье рассматривается порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.

Исторические и современные аспекты косвенного налогообложения

Косвенные налоги играли особую роль в истории российского государства. Поэтому в работе отражена важность косвенного налогообложения, которое является одним из главных условий пополнения государственного бюджета.

Похожие статьи

Налоговое право Федеративной Республики Германия

В статье рассматриваются основные вопросы регулирования налогов в Германии. Основными поступлениями доходов в бюджет республики являются именно налоги. Немецкая налоговая система формировалась годами и насчитывает более 40 видов налогов. Чем больше з...

Налогообложение физических лиц по законодательству Франции

В данной статье рассматривается практика налогообложения доходов, имущества, капитала физических лиц, работающих и проживающих на территории Франции.

Вопросы налогообложения малого бизнеса на современном этапе развития экономических отношений

Субъекты малого и среднего бизнеса во всех развитых странах занимают ключевую роль в развитии экономики. Именно поэтому развитие малого предпринимательства — важнейшая задача экономической политики государства. Механизмов стимулирования или торможени...

Упрощенное налогообложение доходов физических лиц по законодательству Финляндии

В данной статье рассматривается практика применения как упрощенного налогообложения доходов, так и прогрессивной шкалы применяемой к доходам физических лиц, работающих на территории Финляндии.

Обеспечение исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов по налоговому законодательству Российской Федерации

В статье определяются способы обеспечения и исполнения налоговых обязательств, где налоговой базой признается совокупность налогов и сборов, закрепленных Налоговым кодексом Российской Федерации.

Подоходное налогообложение физических лиц в Великобритании

Статья посвящена особенностям налогообложения доходов физических лиц в Великобритании. Рассмотрены действующие льготы, размер налоговых ставок, степень влияния подоходного налога на формирование государственного бюджета.

Проблемы и перспективы развития налогообложения самозанятого населения в Российской Федерации

В данной статье рассматривается сущность самозанятости, проблемы и перспективы развития специального налогового режима — налога на профессиональный доход.

Имущество как объект налогообложения в РФ и США

Имущественные налоги включают в себя список различных налогов, которые страна устанавливает исходя из ее исторических традиций, фактической ситуации в стране. Анализ системы налогообложения имущества физических лиц в США и сравнение данной системы с ...

Порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц

В статье рассматривается порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.

Исторические и современные аспекты косвенного налогообложения

Косвенные налоги играли особую роль в истории российского государства. Поэтому в работе отражена важность косвенного налогообложения, которое является одним из главных условий пополнения государственного бюджета.

Задать вопрос