Бизнес и культура как инструменты латентного управления глобальным миром. Способы модернизации (на примере Российской Федерации) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №50 (340) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 10.12.2020

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Данилова, О. А. Бизнес и культура как инструменты латентного управления глобальным миром. Способы модернизации (на примере Российской Федерации) / О. А. Данилова, В. А. Тонких. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 50 (340). — С. 544-547. — URL: https://moluch.ru/archive/340/76300/ (дата обращения: 03.03.2021).



В статье авторы рассмотрели актуальность использования «мягкой силы» в условиях текущей международной обстановки, проанализировали условия развития данного концепта в рамках внешней политики Российской Федерации и предположили, что в основе эффективного распространения российской «мягкой силы» должна лежать коллаборация культуры и бизнеса. Авторы обосновали свою позицию путем рассмотрения реальных возможностей воссоздать, спомощью данных инструментов, истинный духовный облик России в мировом пространстве для латентного управления глобальными процессами. Помимо этого, они более подробно исследовали способы взаимодействия творческих индустрий и бизнес структур с указанием на проблемные аспекты, которые необходимо модернизировать.

Ключевые слова: мягкая сила, российская культура, бизнес, латентное управление, музыкальное творчество, глобальный мир.

Исторические события, а именно распад биполярной системы, и складывающаяся ситуация на международной арене показывают, что только «жесткая» сила уже не приводит к эффективной реализации внешнеполитического курса. К негативным последствиям такого концепта ведения внешней политики относятся, например, падение авторитета государства, потеря культурного и экономического потенциала и, как следствие, стагнация в развитии. Однако в некоторых случаях применение «жесткой» силы становится безальтернативным вариантом. Например, если мы говорим про Усаму бен Ладена или ИГИЛ (террористическая организация, запрещена не территории России). Современный миропорядок не отличается стабильностью, тем не менее, государства все же постепенно отказываются от силовых форм реализации своих интересов, поэтому возникает необходимость в создании новых парадигм политического сознания. Как следствие, появляются новые, более гибкие инструменты достижения целей, используя которые можно создавать инновационные методы и латентно управлять глобальным миром. В результате, концепт «мягкой» силы обретает всё большую значимость и требует особого подхода к реализации.

Понятие «мягкая сила» введено американским политологом Джозефом Найем. Инструменты «мягкой силы» позволяют государству сформировать положительный образ, отражающий всю силу ценностей и помогающий оказывать влияние на внутриполитические процессы в других странах, которые интересны этому государству в геополитическом, экономическом, культурном и иных аспектах. В случае грамотного распространения такого влияния, страны, на которые оказывается целенаправленное воздействие, стараются соответствовать показанному образу. «Мягкая сила» может проявляться, например, через объединение духовных ценностей благодаря культурной дипломатии или через налаживание экономических взаимоотношений благодаря активному участию бизнес структур. Эти две составляющие концепта «мягкой силы» являются наиболее значимыми и перспективными, поскольку культура — это сердце народов, это то, что веками объединяло и вдохновляло поколения, а бизнес — это деятельность, в которой человек может свободно реализовать свой творческий потенциал, сделать бренд, который по мере продвижения может стать неотъемлемой частью образа страны на международной арене.

На сегодняшний день наша страна замыкает мировой рейтинг The Soft Power 30. При этом важно отметить, что в 2016 году она занимала 26 место. Причиной потери позиций в рейтинге является, в первую очередь, неоднократное искажение образа нашего государства на международной арене. Помимо этого, в России доминирует определенная совокупность внутригосударственных проблем, в частности в сфере культуры, которые необходимо решать для того, чтобы подтолкнуть Россию к глобальным переменам.

В данной статье мы преимущественно рассматриваем музыкальное творчество, как один из видов искусства и как неотъемлемую часть культуры нации, а также перспективы взаимодействия бизнес структур и учреждений музыкального творчества.

Говоря о насущных проблемах культурной сферы нашей страны, обратим внимание, в первую очередь, на тот факт, что влияние российской культуры в мире сократилось вследствие распада СССР, и эта тенденция продолжается до сих пор. Не прекращаются попытки фальсифицировать итоги Второй мировой войны, что, безусловно, влияет на сознание других наций и подрывает авторитет России в глазах мирового сообщества. Помимо этого, в современных обстоятельствах появилась угроза влияния глобализации на человека, особенно это касается сферы культуры. Как пишут отечественные и зарубежные ученые, «весь мир превращается в глобальный Макдональдс, а люди — в автоматы для потребления». «Глобальный мир — это новый плавильный котел, где выплавляется всемирный потребитель» [5]. Естественно, все это способствует ограничению чуткости восприятия человеком, особенно это касается восприятия музыки. Люди перестают получать духовное насыщение вследствие распространения массовой культуры и американских идей того, как должны выглядеть культурные традиции и обычаи. Но для нашей страны опасны даже не претензии США на роль глобальной суперкультуры в мире, а «грязь» и жестокие отношения за кулисами отечественного шоу-бизнеса, когда достойным музыкантам не дают возможности распространять «правильную» музыку для того, чтобы освободить мышление нации от стереотипов и оков массовой культуры, которая не несет никакого смысла.

В такой ситуации, главная роль в реанимировании сознания людей отводится музыкальным образовательным учреждениям, домам культуры, творческим студиям. Как показывает практика, традиционные методы обучения музыке и деятельность культурных организаций не соответствуют интересам молодого поколения, поэтому возникает необходимость в модернизации и системы образования, и самих учреждений культуры и творчества. Тогда значимое влияние начинает оказывать государственная политика как на федеральном, так и на региональном уровнях. Но в нашей стране она развивается очень медленно, и зачастую ее совершенствование происходит обособленно, а должно происходить в чуткой взаимосвязи с экономической и социальной сферами политики. Еще одна серьезная проблема заключается в том, что отношение многих политиков в регионе к культурной сфере и музыкальному творчеству поверхностное и даже ироничное. Народный артист РФ, пианист-виртуоз Денис Мацуев это подтверждает: «Во многих регионах отношение чиновников к культуре — как к чему-то развлекательному. Надо это ломать!» [8].

В совокупности, все вышеперечисленные проблемы приводят к отсутствию мобильности в сфере культуры, и, в частности, в музыкальном творчестве, потому что этот вид искусства нередко обходят стороной, пытаясь популяризировать больше театры и кино. Хотя разумнее было бы начать с фундаментального обновления музыкальной сферы, поскольку музыка — это то, что человек слушает каждый день, где бы он не находился. Музыка повсюду, и из-за того, что она охватывает наибольший спектр нашей жизни и оказывает существенное влияние на развитие структуры головного мозга человека, необходимо начать именно с нее. В нашей стране нет как таковых значимых и систематических финансовых вложений в деятельность музыкантов и музыкальных учреждений, нет никакой цифровой стратегии развития сферы культуры. До музыкальной сферы либо «не доходят руки», либо просто не видят необходимости в ее совершенствовании. В результате, возникает острая необходимость объединения сил государства и бизнес институтов для поддержки творчества. Бизнес должен стать катализатором для стимулирования развития творческой активности и заинтересованности государства в этом деле, поскольку предприниматели имеют высокий авторитет в глазах чиновников и могут найти к ним подход.

Коллаборация культуры и бизнеса превратится в мощную силу, которая может внести вклад в обогащение культурного потенциала России и ее экономики соответственно. И в дальнейшем эти две составляющие могут быть инструментами латентного управления глобальным миром. Как известно, музыкальные учреждения не отличаются гибкостью и мобильностью. Тем не менее, бизнесмены и предприниматели могут помочь им выйти за пределы установленных правил, развить креативных подход в своей деятельности и создать тактики по ликвидации последствий обнищания культуры. Индустрии культуры всегда отличались социальной сплоченностью и играли важную роль в формировании идентичности. При должной поддержке бизнеса творческие учреждения и организации, создадут новые городские бренды, которые привлекут молодежь, туристов и инвесторов. Постепенно развивая эту идею, можно довести ее до мировых масштабов и, в конечном итоге, представлять Россию как бренд на мировом рынке в области музыкальной культуры. Бизнес сформирован на коммерческом использовании креативности. Это означает, что предприниматели действительно могут научить многому представителей индустрии культуры и превратить их деятельность в ту сферу, где конкурентоспособность будет связана напрямую с инновациями, и тогда готовым продуктом будет, например, отечественное музыкальное творчество, которое можно будет запустить на мировой рынок.

Уже на сегодняшний момент примером удачного взаимодействия культуры и бизнеса является ежегодный Санкт-Петербургский международный культурный форум, который состоит из образовательного лектория, деловой площадки и креативных секций, возглавляемых выдающимися деятелями российской культуры. Из года в год это мероприятие завершается подписанием крупных соглашений в области сотрудничества бизнес-корпораций с театрами и выставочными центрами. Также создается «Биржа культурных проектов», направленная на привлечение потенциальных инвесторов и партнеров. Еще одним примером выдающегося проекта в области культуры при поддержке как государственных учреждений, так и бизнес структур является Платоновский фестиваль искусств, который ежегодно проводится в Воронеже при участии представителей зарубежных театров. Частными гостями фестиваля стали французский театр Remue Menage, нидерландский театр Pavana, немецкий театр Stelzen Art и многие другие. Главными партнерами фестиваля являются Siemens, группа компаний «Мегион», строительная компания «Инстеп».

Деятельность в рамках вышеупомянутых творческих мероприятий — это, действительно, сила притяжения таких разных сфер, как культура и бизнес. Для усовершенствования механизмов работы культурного форума и фестиваля искусств необходимо еще больше увеличить степень вовлеченности участников в сам процесс, открыть возможности для участия новым лицам, в частности молодежи, которые могли бы на отдельной площадке представить свои современные идеи, воплощенные уже в готовых проектах.

В сфере культуры наиболее эффективным способом распространения «мягкой силы» может стать создание комбинации массовой и элитарной культур при сохранении национального колорита с добавлением особенностей культуры тех стран, на которые будет оказываться предполагаемое воздействие. Это значительно привлечет внимание и поможет найти точки соприкосновения нескольких культур. В ходе сотрудничества культуры и бизнеса необходимо развивать креативные индустрии, которые представляют собой взаимодействие творческой и хозяйственной деятельности, экономики и новых технологий. В целом, креативные индустрии сейчас являются драйвером экономического и культурного роста. В нашей стране они появились относительно недавно. Поэтому на данном этапе у нас есть все шансы, чтобы превратить продукт, сделанный креативными индустриями на основе высоких духовных ценностей, в достойный мировой бренд России. Тем более, что в условиях, когда в нашей реальности устанавливается такой термин, как «VUCA world» (Volatility, Uncertainty, Complexity, Ambiguity), который подразумевает жизнь и работу в экстремальных условиях неопределенности, это хороший способ построить достойную карьеру творческому человеку, будь то музыкант, художник, архитектор и т. д.

Для России концепт «мягкой силы» — это еще не до конца изученный ресурс внешней политики, но, безусловно, наша страна может открыть миру свои культурные ценности и оказать влияние на сознание и мировоззрение мирового сообщества благодаря поистине мощному культурному потенциалу. Сам Джозеф Най считает, что российская культура — это главный источник «мягкой силы» страны [4]. А при подключении опыта и финансовых возможностей сферы бизнеса можно воссоздать истинный духовный облик России в мировом пространстве, и через воздействие на образ мыслей других народов латентно управлять их жизнью и уводить от «американской псевдокультуры» в область подлинной культуры.

Литература:

  1. Ушурелу О. «Мягкая сила» России / О. Ушурелу // Обозреватель — Observer. — 2019. — № 1 (348). — С.56–65. — URL: https://vk.com/doc53499936_490815672?hash=86057331299 (дата обращения: 2.12.2020);
  2. Полякова В. В. Культура как инструмент внешней политики государства / В. В. Полякова // Молодой ученый. — 2016. — № 15 (119). — С.388–390. — URL: https://moluch.ru/archive/119/33050/ (дата обращения: 2.12.2020);
  3. Мягкая сила России: что мы делаем не так?. — International Studies. — URL: https://internationalstudies.ru/myagkaya-sila-rossii-chto-my-delaem-ne-tak/ (дата обращения: 3.12.2020);
  4. Культура — главный источник российской мягкой силы. — Известия iz. — URL: https://iz.ru/927134/ekaterina-postnikova-nadezhda-aleshkina/kultura-glavnyi-istochnik-rossiiskoi-miagkoi-sily (дата обращения 3.12.2020);
  5. Культура и историческая память как ресурс «мягкой силы» России на международной арене. — История.рф. — URL: https://histrf.ru/biblioteka/b/kultura-i-istorichieskaia-pamiat-kak-riesurs-miaghkoi-sily-rossii-na-miezhdunarodnoi-arienie (дата обращения: 4.12.2020);
  6. Итоги года: «Бизнес и культура» — импульс притяжения. — Forbes. — URL: https://www.forbes.ru/article/355409-podvedeny-itogi-raboty-delovoy-ploshchadki-vi-sankt-peterburgskogo-mezhdunarodnogo (дата обращения 4.12.2020);
  7. «Независимые» — новое поколение предпринимателей в культуре. — URL: http://www.ifapcom.ru/files/Monitoring/lidbiter_nezavis_predprinim.pdf (дата обращения: 4.12.2020);
  8. Денис Мацуев: «Во многих регионах отношение чиновников к культуре — как к чему-то развлекательному. Надо это ломать!». — URL: https://www.business-gazeta.ru/article/82845 (дата обращения: 4.12.2020);
  9. The soft power 30. — URL: https://softpower30.com/ (дата обращения: 4.12.2020)
  10. Санкт-Петербургский международный культурный форум. — URL: https://culturalforum.ru/ (дата обращения: 7.12.2020);
  11. Платоновский фестиваль искусств. — URL: https://platonovfest.com/ (дата обращения: 7.12.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, музыкальное творчество, бизнес структур, глобальный мир, российская культура, сфера культуры, бизнес, внешняя политика, латентное управление, международная арена.


Ключевые слова

бизнес, мягкая сила, российская культура, латентное управление, музыкальное творчество, глобальный мир
Задать вопрос