Культурная дипломатия как феномен современной политики (на примере Европейского союза) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 июня, печатный экземпляр отправим 5 июня.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №17 (255) апрель 2019 г.

Дата публикации: 29.04.2019

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Бахметьев А. Р. Культурная дипломатия как феномен современной политики (на примере Европейского союза) // Молодой ученый. — 2019. — №17. — С. 183-186. — URL https://moluch.ru/archive/255/58523/ (дата обращения: 22.05.2019).



В данной работе понятие «культурная дипломатия» рассмотрено как феномен, на примере отношений между Россией и Европейским союзом. Проведение исследования связи между культурой и дипломатией является одним из важных факторов понимания «культурной дипломатией». Изучаются особенности коллективного российско-европейского пространства науки, образования и культуры. Также основы гуманитарного сотрудничества России и Европейского союза. В данной работе проводится анализ культурных отношений России и Европейского союза. Разбору так же подлежат главные составляющие внешней политики двух сторон. Исследуются перспектива сотрудничества в области культуры и в гуманитарной сфере.

Ключевые слова: Европейский союз, отношения России и европейского союза, сотрудничество в области культуры, «мягкая сила».

In this paper, the concept of «cultural diplomacy» is considered as a phenomenon, including the example of relations between Russia and European Union. Research on the relationship between culture and diplomacy is one of the important factors in the understanding of «cultural diplomacy». The features of the common Russia-European space of science, education and culture are investigated. As well as the foundations of humanitarian cooperation between Russia and the European Union. This paper analyzes the cultural relations of Russia and the European Union. Consideration is also subject to the main components of the foreign policy of these countries. Prospects for cooperation between Russia and the European Union in the field of culture and the humanitarian sphere are being studied.

Keywords: European Union, relations of Russia and the European Union, cooperation in the field of culture, «soft power».

Культурная дипломатия как способ регулирования культурной раздела государства существует достаточно давно. Лишь только во второй половине 20 начале 21 в. происходит развитие основ управления культурными процессами общества во многих странах. В течение последнего десятилетия, на примере Европейского союза, формируется настрой к усилению роли культуры во внешних отношениях государств, а также международных и религиозных организаций. Использование культуры можно пронаблюдать в виде своеобразного катализатора развития и укрепления взаимного диалога стран.

Понятию культурная политика присуще множество определений. Это обусловлено в первую очередь тем, что сами по себе концепты «культура» и «политика» включают широкий спектр интерпретаций и толкований.

На первом этапе у культурной политики был централизованный характер, который отражался в ведущей деятельности государств в области культуры. Централизованная культурная политика изначально была направлена на расширение инструментов влияния государственной власти на граждан путем использования культурных ценностей. Со временем, государство стало формировать сети культурных учреждений. Они должны были донести обществу основные идеи центральной власти. Повышение роста потребления культурного наследия было целью политики и по мере воздействовать на население посредством облагораживающей роли культуры.

Так же «культурную дипломатию» называют «мягкой силой». Ввел этот термин Дж. Наем, определившим ее как способность привлекать конкретные новшества в обход силовому принуждению и подкупу, которые, в свою очередь являются элементами «жесткой силы». По его мнению, «мягкая сила» основывается на заманчивости внешней политики, культурных и национальных ценностях страны. Но хоть и прошло достаточно немало времени с начала использования данного термина, его значение и понимание до сих пор остаются в довольно размытых рамках.

Так, например, для России «мягкая сила» — это активное взаимодействие гражданских обществ, продвижение свой культуры, реакция на перемены с повышенным применением новых технологий. Западные эксперты не принимают российские подходы к «мягкой силе» и открыто критикую их. Но при всем этом, она имеет конкретное воплощение.

Европейский Союз, напротив — не является государственной единицей, поэтому в предельном уровне подвергают изменению предложенный автором подход к данному термину. Подходы к пониманию «мягкой силы» требуют особенного внимания. Некоторые европейские исследователи предлагают толкование «мягкая сила» заменить на нечто, что является характерным, но исключительно для Европейского Союза.

Но несмотря на то, что существует множество трактовок, выдвинутых учеными, невозможно не понимать, что международные отношения, как и диалог цивилизаций, невозможно представить без культуры. Культура формирует классическую совокупность факторов, так же, как и политика с экономикой, которые определяют характер внешнеполитической государственной деятельности. Культура по праву должна рассматриваться в качестве полноценной и неотъемлемой части единой стратегии действий той или иной страны на международной арене. Многостороннее и эффективное формирование международных (культурных) связей способствует защите интересов личности, государства и общества, что уже многократно было доказано. В то же время возникают новые проблемы и испытания, являющимися общими для всего человечества. Глобальное усиление взаимозависимости национальных экономик с одной стороны, а с другой — между странами возникают больше различий, как в ресурсном, так и социально-культурном плане. В результате чего, глобальный социум сталкивается с принципиальной новой ситуацией, которая требует поиска новых эффективных стратегий, основанных на диалоге и способствующих повышению взаимопонимания между акторами международных отношений.

Как диалоговая стратегия, культурная дипломатия имеет широкие возможности. Она, по сути, представляет собой общественный институт, который на время позволяет передавать культурные ценности другим странам с целью рекламы мира и взаимопонимания между народами.

Традиционной формой культурной дипломатии является проведение и организации международных и региональных выставок, форумов, фестивалей, конференций. В качестве объекта и средства для достижения приоритетных задач, культурная дипломатия является одной из сфер дипломатической деятельности государства. Она выражается в его национальных интересах и организации подходящего образа страны за рубежом.

Последнее десятилетие, связанно с сильным развитием идеи межкультурного диалога как одной из основных парадигм единой европейской политики, которая направленна на союз общего культурного пространства в Европе. Данный период характеризуется разработкой новых культурных проектов, выработкой четкой повестки дня в области культуры, популяризацией культуры не только на территории ЕС, но и продвижением ее вовне.

В мае 2007 года Европейская комиссия предложила «Европейскую стратегию» для сферы культуры, основанную на трех принципах:

– культурное разнообразие и межкультурный диалог;

– культура как катализатор творчества;

– культура как ключевой компонент международных связей;

Предоставленная стратегия была создана на основе результатов публичных консультаций и одобрена на Лиссабонском форуме в сентябре 2007 года, а затем утверждена Советом Европы.

Согласно разработанной стратегии, в течение многих лет в ее рамках реализуется широкий спектр культурных проектов и программ при технической и финансовой помощи Европейского союза в различных регионах. Несомненно, действие данной цели является культурное сохранение и реставрирование объектов искусства, а также постройка и восстановление музеев.

Если анализировать отношения России и Европейского Союза, то невозможно не оставить без внимания тот факт, что они развиваются не только в сфере политики и экономики, но и в культурной отрасли. Культурный компонент помогает выявить сходства и различия между российским и европейским обществами, тем самым прямо или косвенно действует на общий характер российско-европейских отношений.

Культурные связи России и Европейского союза позволяют сблизить стороны по некоторым главным вопросам и позиций двухстороннего сотрудничества, создать глубокое понимание и взаимоуважение в российско-европейские отношения. Вместе с тем построение российско-европейского диалога в культурно-цивилизационном плане сталкивается с трудностями с обеих сторон. Со стороны Европейского союза культурный диалог затрудняется тем, что страны входящие в состав Европейского союза не всегда согласны с наличием универсальной европейской культуры и отстаивают главенство своей собственной государственной культуры внутри общеевропейского «культурного поля». В России также не существует общественного понимания о основных социальных, политических и культурно-цивилизационных ценностях и ориентирах. Таким образом, между Россией и Европейским союзом существует определенный ценностный разрыв, который подрывает двухсторонние отношения в культурной сфере и негативно влияет на общий характер российско-европейского политического и экономического диалога.

Кроме того, сотрудничество России и Европейского союза является политически мотивированным: природные ресурсы России важны для Европы, тогда как России необходимы европейские технологии и инвестиции. Культурный фактор в связах России и Европейского союза выступает во второстепенной роли, уступая место политической повестке дня и экономическим отношениям. При определённых обстоятельствах культурная дипломатия может как улучшить, так и ухудшить отношения России и Европейского союза. Но давайте рассмотрим «культурную дипломатию» Европейского союза в общем плане. Задачи культурной политики ЕС состоят сегодня в том, чтобы поднять на первый план необъятное общеевропейское культурное наследие, повысить чувство принадлежности к нему каждого европейца, но при этом сохранить уважение к культурным, национальным и религиозным различиям, существующих внутри самого Европейского союза. Такой подход отражает европейские фундаментальные культурные ценности, а также особенности менталитета европейцев. Европейцы также стремятся к тому, чтобы их ценности нашли свое отражение во внешней политике и дипломатии Европейского союза.

Официально в Европейском союзе выделяются четыре стратегии экспорта европейских норм, ценностей и стандартов:

– первая стратегия — «Экспорт норм и ценностей через расширение Европейского союза», что подразумевает поощрение снаружи внутреннего изменения государств, которые в более или менее отдаленной перспективе готовятся к вступлению в Европейский союз.

– вторая стратегия называется — «Экспорт норм и принципов в смежные государства, не имеющие перспектив членства в Европейском союзе, к уровню социального и экономического развития через различные инструменты влияния». Данная стратегия распространяется на европейские страны постсоветского пространства.

– третья стратегия — «Поддержка региональных интеграционных объединений». Стратегия предполагает поощрение субрегиональной экономической интеграции на суждениях экономического либерализма в Латинской Америке и Африки.

– четвертая стратегия — «Экспорт норм и ценностей через международные организации», другими словами, наращивание власти Европейского союза в рамках существующих международных организаций с целью проведения собственной повестки дня. Или же их реформирования в интересах объединенной Европы.

Официально, Россия и Европейский союз следуют долгосрочной стратегии партнерства в области культуры, науки и образования. Будущее российско-европейских культурных отношений представляет собой распространение культурных и научных связей России с государствами — членами Европейского союза, а также стимулирование их расширения.

Вместе с тем в области культуры, как и в политической и экономической областях, у России и Европейского союза есть немало претензий друг другу. Особенно острой проблемой возникает стереотипное мышление, которое искажает реальность и вызывает недостаток доверия в российско-европейских отношениях. Как следствие, это ведет к нарушению двухсторонних отношений, в связи, у Росси и Европейского союза идет конкурентная политика в области культуры на европейской части постсоветского пространства.

Возможно, для решения разногласий и укрепления двухстороннего сотрудничества, России и Европейскому союзу следует попытаться сформировать общее идеологическое пространство, которое будет оказывать содействие на сближение двух национальных культур. В дальнейшем это позволит уменьшить уровень политизированности и неопределенности российско-европейских отношений и окажет устойчивый эффект на состояние международной системы в целом и на характере отношений России и Европейского союза в культурной сфере.

Таким образом, можно сделать вывод, что феномен культурной дипломатии достаточно сложный. Если выйти за пределы временной оценки, то в 30-е годы 20 в. Американский исследователь Ф. Баргхорн ввел термин “культурная дипломатия” в применении к политике СССР как прием культурной информации и кадрами в агитационных целях. В дальнейшем само понятие претерпевает изменения. Приобретая все более нейтральную характеристику. Данное понятие эволюционирует, поэтому культурную дипломатию теперь понимают, как обмен аспектами культуры, идеями, информацией, ценностями, традициями, религиями, которые могут способствовать улучшению взаимопонимания.

Культурная дипломатия является важной областью дипломатической деятельности многих государств. Страны, идущие в своей внешней политике из принципа мирного сосуществования и доброй воли, используют культурную дипломатию для расширения, преумножения, популяризации своего культурного наследия и пропаганды национальных достижений в области культуры, науки и образования. Культурная дипломатия так же служит для укрепления геополитических позиций стран, решения внешнеполитических и экономических задач государств. Другими словами, является одним из трех основ, на которых держится фундамент любого государства.

Литература:

  1. Табаринцева-Романова, К. М. «Культурная политика и дипломатия Европейского союза»: учеб. пособие / К. М. Табаринцева-Романова; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2018. — 110 с;
  2. http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/63610/1/978–5–7996–2408–8_2018_46.pdf;
  3. http://eurasian-studies.org/archives/2034;
  4. http://eurasian-movement.ru/archives/23731;
  5. https://cyberleninka.ru/article/n/kulturnaya-diplomatiya-v-sovremennyh-mezhdunarodnyh-otnosheniyah-na-primere-rossii-i-kitaya;
  6. https://mgimo.ru/science/diss/durdyeva_autoref.pdf.
Основные термины (генерируются автоматически): Европейский союз, культурная дипломатия, Россия, область культуры, внешняя политика, отношение, отношение России, культура, ценность, Экспорт норм.


Похожие статьи

Культура как инструмент внешней политики государства

Филимонов Г. Ю. Неофициальная внешняя культурная политика как компонент «мягкой

Влияние национальной культуры на внешнюю политику Исламской Республики Иран.

Объектами публичной дипломатии обычно являются ценности, внутренняя и внешняя...

Культурная дипломатия в системе международных связей на...

Одно из самых распространенных в мировой политической мысли определений культурной дипломатии: обмен идеями, информацией, образцами искусства, других видов культуры, в целях содействия взаимопониманию между народами...

Публичная дипломатия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Объектами публичной дипломатии обычно являются ценности, внутренняя и внешняя политика страны, культура. Если эти объекты привлекательны и приемлемы для зарубежной аудитории, то можно создать благоприятные условия для их продвижения за границу.

Политические и культурные условия внешней политики...

Оно расположило суть внешней политики страны в конфликте с доминирующей культурой политики культурных политических

Таким образом, внешняя политика в значительной степени оказываясь под воздействием исламских и революционных норм, ценностей и...

«Мягкая сила» ЕС: инструмент создания единственной...

Нормативно-правовой базой единой культурной политики Европейского Союза стала статья 128

«Мягкая сила» ЕС, призванная сформировать благоприятный образ как внутри Союза, так и во

В целом, внешнеполитические элиты ЕС осознают, что «многосторонняя дипломатия...

Политические ценности как элемент ценностных ориентиров...

В мировом сообществе, и в России в частности, сегодня происходит пересмотр политических отношений и политических ценностей. От России, стремящейся к стабильному положению в мире...

Венская система как политический план Александра I создания...

В историографии России неоднозначно оценивается вклад российского императора Александра I в развитие дипломатии России, формировании её лидирующей роль в мировом историческом процессе. В дореволюционной российской историографии впервые, хотя и косвенно, данная...

Основные направления современной региональной культурной...

Основные направления современной региональной культурной политики. Мирзоев Гасан Мамедалиевич, кандидат культурологии, ректор. Дагестанская академия образования и культуры.

«Мягкая политика» Германии: наследие и перспективы

Об участии культуры в реализации внешнеполитических задач говорил еще канцлер Вилли Брандт, назвав культуру «третьим столпом» внешней

Англия, Европа, Германий, мировая война, отношение, Россия, Германия, германский народ, Великобритания, мировая политика.

Похожие статьи

Культура как инструмент внешней политики государства

Филимонов Г. Ю. Неофициальная внешняя культурная политика как компонент «мягкой

Влияние национальной культуры на внешнюю политику Исламской Республики Иран.

Объектами публичной дипломатии обычно являются ценности, внутренняя и внешняя...

Культурная дипломатия в системе международных связей на...

Одно из самых распространенных в мировой политической мысли определений культурной дипломатии: обмен идеями, информацией, образцами искусства, других видов культуры, в целях содействия взаимопониманию между народами...

Публичная дипломатия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Объектами публичной дипломатии обычно являются ценности, внутренняя и внешняя политика страны, культура. Если эти объекты привлекательны и приемлемы для зарубежной аудитории, то можно создать благоприятные условия для их продвижения за границу.

Политические и культурные условия внешней политики...

Оно расположило суть внешней политики страны в конфликте с доминирующей культурой политики культурных политических

Таким образом, внешняя политика в значительной степени оказываясь под воздействием исламских и революционных норм, ценностей и...

«Мягкая сила» ЕС: инструмент создания единственной...

Нормативно-правовой базой единой культурной политики Европейского Союза стала статья 128

«Мягкая сила» ЕС, призванная сформировать благоприятный образ как внутри Союза, так и во

В целом, внешнеполитические элиты ЕС осознают, что «многосторонняя дипломатия...

Политические ценности как элемент ценностных ориентиров...

В мировом сообществе, и в России в частности, сегодня происходит пересмотр политических отношений и политических ценностей. От России, стремящейся к стабильному положению в мире...

Венская система как политический план Александра I создания...

В историографии России неоднозначно оценивается вклад российского императора Александра I в развитие дипломатии России, формировании её лидирующей роль в мировом историческом процессе. В дореволюционной российской историографии впервые, хотя и косвенно, данная...

Основные направления современной региональной культурной...

Основные направления современной региональной культурной политики. Мирзоев Гасан Мамедалиевич, кандидат культурологии, ректор. Дагестанская академия образования и культуры.

«Мягкая политика» Германии: наследие и перспективы

Об участии культуры в реализации внешнеполитических задач говорил еще канцлер Вилли Брандт, назвав культуру «третьим столпом» внешней

Англия, Европа, Германий, мировая война, отношение, Россия, Германия, германский народ, Великобритания, мировая политика.

Задать вопрос