Возможности и перспективы развития арт-менеджмента в условиях популяризации современного искусства в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Несмотря на коронавирус, электронный вариант журнала выйдет 13 июня.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №11 (301) март 2020 г.

Дата публикации: 16.03.2020

Статья просмотрена: 24 раза

Библиографическое описание:

Татарникова, М. Д. Возможности и перспективы развития арт-менеджмента в условиях популяризации современного искусства в России / М. Д. Татарникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 11 (301). — С. 206-210. — URL: https://moluch.ru/archive/301/68110/ (дата обращения: 31.05.2020).



В статье рассматривается состояние современного искусства в России, а также арт-менеджмент и его регулирование на фоне возрастающего интереса к работам современного искусства в России, возможные пути развития и перспективы.

Ключевые слова: современное искусство, арт-менеджмент, финансирование, государственное регулирование.

Современное искусство на арт-рынке России приобретает все большую популярность с каждым годов. В связи с этим необходимо подстраивать политику арт-менеджмента, направление, которое занимается непосредственно развитием и представлением работ изобразительного искусства на аукционах и торгах, под текущие тенденции. Такой всплеск интереса связан, прежде всего, с высокой ликвидностью работ современного искусства: с течением времени оно станет только популярней, как и любая работа спустя какое-то время.

В настоящее время проходит тенденция продвижения предметов современного искусства для среднего класса: либо приобретения, либо лизинг. Таким образом, арт-менеджерам и арт-дилерам необходимо выстаивать свою работу так, чтобы охватить и спрос на произведения искусства для среднего класса. Однако, на арт-рынке России, к сожалению, созданы не все условия для развития и продвижения современного искусства.

При всех изменениях на рынке искусства, конечно же следует помнить и о классическом искусстве — это база, которую необходимо знать, прежде всего, чтобы разбираться во всех последующих направления, в том числе, которые составляют и актуальное искусство. Последнее, в свою очередь, динамичная «субстанция», которая меняется не только благодаря мыслям людей и их чувствам, но и подвержена влиянию внешних факторов, таких как политика, экономика, общественное состояние государства, эмоции окружающих людей. Нередко в Российской Федерации современное искусство остаётся непринятым и невостребованным из-за неразвитости российского рынка искусства.

Важность продвижения и поддержки предметов искусства и представителей современного искусства — очевидна, кроме того, данный пункт является важной составляющей ценообразования на работу искусства. Один из способов продвижения — это выставка, в частности — индивидуальная. В России художники и арт-менеджеры сталкиваются с двумя основными проблемами при организации выставок — это масштабное финансирование и поиск площадки. К сожалению, до 2007 года по всей стране практически отсутствовали площадки под современное искусство (не считая улиц и сети Интернет). В основном работы современных художников выставлялись в ММСИ (Московском музее современного искусства), Московском доме фотографии и Государственном центре современного искусства. Вышеприведённые музеи имеют филиалы своих площадок и других городах России. После 2007 года начали появляться новые площадки, благодаря повышенному интересу коллекционеров и инвесторов: центр современного искусства «Винзавод», музей современного искусства «Гараж», центр современного искусства «МАРС» и многие другие.

Начинают появляться крупные арт-фестивали, выстави и биеннале, например выставка-ярмарка классического и современного искусства Russian Art & Antique Fair, Международная выставка-продажа «Арт-Россия», Московская биеннале(проводится с 2005 г.), Московская молодёжная биеннале (с 2008 г.) и Уральская биеннале (проводится в Екатеринбурге с 2010 г.), Владивостокская биеннале VIBVA и другие. Благодаря этому увеличились и продажи среди работ современного искусства. Также начинают чаще проводиться мероприятия, которые направленные на поддержку современного искусства, такие как Российский рынок предметов искусства 48 АРТМОССФЕРА —единственная российская биеннале, которая направлена на современное уличное искусство, в том числе включающая представление граффити и других арт-работ связанных с городским пространством.

Внешнеполитические факторы также играют свою роль в становлении и дальнейшем развитии арт-рынка в России. В 2014 году, например, остановила свою работу одна из крупнейших ярмарок современного искусства «Арт Москва». Основная причина — страх организаторов перед отказом от участия зарубежных галерей по политических причинам (экономический и финансовый кризис, ввод санкций по отношению к России).

Кроме выставочной деятельности необходимо развивать мероприятия, направленные на премирование представителей современного искусства. Получение специальных премий — это одно из «ячеек» в ценообразовании работы художника и становлении его карьеры. Для арт-рынка — это прекрасный инструмент для выявления новых и востребованных в будущем представителей современного искусства и их последующее развитие на отечественном и зарубежном рынках. В настоящее время существует две основных государственных премии современного искусства: «Премия Кандинского» и «Инновация».

Ещё одним немаловажным направлением развития отечественного арт-рынка современного искусства является инвестиционная деятельность. Альтернативные инвестиции, в настоящий момент, являются одним из самых распространённых способов вложения капитала. Но даже учитывая тот факт, что произведения искусства являются уникальным товаром, у которого стоимость с течением времени должна только увеличиваться — существуют и риски, которые необходимо учитывать. В России институт оценки арт-предметов развит слабо, сомнения в подлинности и аутентичности работы могут значительно снизить ее стоимость. Так же важно учитывать следующие факторы:

– низкая ликвидность произведений искусства;

– резкое колебание цен на арт-товар;

– проблемы с трансграничной транспортировкой произведений искусства.

Мария Ситнина, руководитель направления «арт-банкинг» Газпрома, уточняет, что только 3 % инвесторов приобретают произведения искусства в инвестиционных целях, а целых 76 % только обращают внимание на инвестиционную привлекательность, но основные цели приобретения — абсолютно другие. Портфельный менеджер «Сбербанк- управление активами», подтверждает мнение М. Ситниной, говоря, что произведения искусства — это нишевый продукт, доступный только ряду инвесторам.

При всех вышеупомянутых факторах, прибыль от вложений в проекты арт-рынка может быть довольно высокой: у рынка искусства так же, как и у других отраслей имеются свои индексы, которые позволяют отследить доходность, такие как Mei Moses All Art Index и французская компания Artprice. Индексы составляются на основе аукционной деятельности ведущих аукционных домой мира. В России используются индексы ARTIMX, которые составляются на основе аукционной деятельности изобразительного искусства и а России и на зарубежных рынках.

Посреднические инвестиционные услуги в России предоставлены в основном финансовыми организация, например «Газпромбанк», банк Открытие, УК «Альфа Капитал» и другие. При этом по всей России таких организаций довольно мало, что обосновано сложностью бизнес-процессов: посреднику необходимо осуществить поиск экспертов, который сможет провести оценку, обучить потенциальных коллекционеров, оформление таможенных документов при необходимости и решение вопросов, связанных с налоговым законодательством России, также решались другие вопросы. Пользоваться услугами посредников могут только участники премиальных программ финансовых организаций (порог входа — от 1 миллиона рублей), либо участники инвест-фондов (порог входа от 500 тыс. долларов). Именно поэтому одной из важнейших точек развития арт-рынка и арт-менеджмента в России — это развитие сегмента продаж произведений искусства среднему классу. Ведь сейчас, исходя из вышесказанного, инвестировать в искусство может лишь состоятельный слой населения России.

К сожалению, в настоящее время не производятся официальные мониторинги сферы искусств, в основном все аналитические данные можно получить лишь с помощью только благодаря мониторингам, которые производятся самими участниками рынка искусств либо неофициальными аналитическими компаниями. Именно поэтому довольно сложно оценить перспективы российского рынка искусств.

По мнению самих участников арт-рынка России в ближайшее время будет наблюдаться медленная, но позитивная динамика развития. Российское современное искусство все положительней котируется на мировом арт-рынке, это можно проследить на основе «русских недель» в Лондоне.

Кроме того, будет сильнее наблюдаться упор на развитие качественного современного искусства не только в премиальном сегменте, но и в среднем и низком ценовом сегменте. На это повлияют совершенствование законодательства со стороны экспорта-импорта ценностей искусства, а также развитие интернет-площадок, ориентированных на современных художников.

Развитие технологий также повлияет на направление развития современного искусства: в ближайшее время будет отмечен рост интереса к тиражному искусству (графика, фото, видео, дизайнерские материалы, 3D-искусство и другие). Кроме того, тиражное искусство снизит стоимость произведений искусства, что позволит перенастроиться арт-менеджерам на низкий и средний ценовой сегмент работ.

Важно отметить и значимость глобализации на арт-рынке, уже сейчас все чаще можно встретить арт-проекты созданные и отечественными и зарубежными художниками вместе, что позволит российским художникам закрепить своё имя в истории не только на отечественном рынке.

Будет развиваться и аукционный бизнес несмотря на то, что такие крупные дома как Christie's и Sotheby's не работают на территории России. Но и в российских аукционных домах можно все чаще встретить лоты, которые сравнимы с международными аукционными домами.

Галереи в свою очередь уже начинают выступать за прозрачность рынка искусств. Все чаще можно встретить каталоги с ценами на официальных сайтах галерей, хотя многие не выставляют даже сами каталоги. Данный факт позволяет «манипулировать» ценами на арт-рынке. Кроме того, идёт упор на продвижение именно современных художников.

Также будет развиваться дистанционная и Интернет-торговля произведениями искусства. Уже сейчас в России запускаются форматы онлайн-продаж: офлайн-галереи, агрегаторы с множеством работ современных авторов, лэндинговые сайты самих представителей современного искусства, и другие форматы интернет-магазинов.

Для более динамичного и быстрого развития арт-рынка в России важно уделять внимание на поддержку молодых представителей современного искусства и создание всех необходимых условий для их продвижение как в самой России, так и зарубежом.

В России уже давно рынок искусства регулировался довольно жёстко. В частности, законом «О вывозе и ввозе культурных ценностей», который был принят в 1993 году. Несмотря на множество правок, которые были внесены на протяжении всего времени — закон остался жёстким в регулировании купли-продажи предметов искусства в стране. Сама процедура ввоза и вывоза арт-объектов — является дорогостоящей процедурой, что негативно сказывается на состоянии арт-рынка, например нехватка лотов на аукционах, высокая стоимость организации выставок заграницей, упущенные возможности современных авторов. Упрощённая процедура оформления была доступна только для государственных музеев и галерей. Однако все новые и новые угрозы введения нового пакета санкций в 2017 году ускорила рассмотрение введения упрощённой процедуры ввоза и вывоза предметов искусства. В 2018 году были узаконены новые правки. Кроме того, были нормативно отражены такие понятия, как «культурная ценность» и «культурная ценность особого значения», чего ранее не было, хотя это важно, ведь данные категории котируются по-разному. Так, например, не подлежат вывозу без обязательного обратного ввоза культурные ценности особого значения, которые обычно хранятся в государственных музеях, библиотеках и архивах и которые включены в списки Музейного фонда России, Архивного фонда России и Национального библиотечного фонда. Исключение предусмотрено только в случае, если сам автор организовывает вывоз. Так же был определён полный перечень документов, которые необходимы для осуществления ввоза и вывоза ценностей.

Внесённые поправки также установили порядок и размер государственной пошлины за выдачу необходимых разрешительных для вывоза документов.

При этом, по мнению многих экспертов, беспошлинный ввоз и вывоз произведений искусства смог бы стать мощным толчком для скорейшего развития арт-рынка в России. В данном направлении было предпринято решение о ввозе на территорию России культурных ценностей с освобождением от НДС независимо от статуса декларанта. Однако такое возможно лишь при предоставлении экспертного заключения на предмет искусства. В то же время вывоз культурных ценностей физическим лицом необходимо согласовывать с Министерством культуры России.

Ещё один немаловажным шагом стало приравнение негосударственных музеев и галерей к государственным, благодаря чему им позволено не оплачивать государственную пошлину за выдачу разрешительных документов на ввоз или вывоз предметов искусства.

Введённые поправки также предусматривают необходимость создания таких институтов как Совет по сохранению культурного наследия и развитию международного обмена культурными ценностями. Данная организация сможет участвовать в разработке предложений по усовершенствованию законодательства в сфере искусств. В Совет будут входить деятели искусств, эксперты, представители музейных сообществ.

К сожалению, из-за жёсткой политики транспортировки культурных ценностей зарубежные коллекционеры и инвесторы теряют интерес к современному искусству в России, из-за чего русские представители искусства и участники арт-рынка России лишаются потенциального дохода. Однако и это может иметь и позитивные последствия, например упрощение организации выставок для частных музеев, что поможет продвижению молодых талантов.

Следующим стимулом для развития представителей современного искусства может быть принятый федеральный закон от 5 декабря 2017 г. № 381-ФЗ «О внесении изменения в статью 1293 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации», согласно которому автор произведения имеет право получать вознаграждения при каждой перепродаже его произведения (с случаях когда арт-дилер или аукционный дом выступают в качестве посредников).

Значимую роль играет государственная поддержка российских художников. В настоящий момент комплексной государственной поддержки именно российских художников нет. Но существуют проекты, которые содействуют развитию искусства.

Для развития культурной составляющей регионов в сфере изобразительного искусства филиалам Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» и общероссийской общественной организации «Творческий союз художников России» предоставляются субсидии. Размеры определяются изначальными возможностями региона. Кроме того, Департамент государственной поддержки искусства и народного творчества регулярно отбирает некоммерческие организации, которым в следствии будут выделяться средства для продвижения арт-проектов практически во всех сферах искусства (музыка, изобразительное искусство, театр, народное творчество).

Регулярно проводится выдача государственных грантов проектам определённых направлений в области искусства.

Частные организации также проводят грантовую поддержку в различных регионах России, преимущественно в отношении молодых талантов. Одним из примеров является одно из направлений Росатома в данной сфере — «Территория культур». Организацию оказывает поддержку молодых талантов во всех городах ЗАТО (закрытое административно-территориальное образование).

Что касается налоговых стимулов для меценатов, которые могли бы способствовать развитию и поддержке молодых художников в России — в настоящий момент они не предусмотрены. По мнению экспертов, единственный позитивный фактор в данном секторе — это отсутствие налога на богатство и возможность наследования культурных ценностей, что весьма условно.

Учитывая не очень позитивную ситуацию в качестве поддержки искусства государством, некоммерческие организации взяли ситуацию в свои руки. Коммерческие представители российской сферы искусства начали организовывать собственные программы поддержки молодых художников, зная важность развития российского современного искусства в целом. Так, Фондом поддержки современного искусства «ВИНЗАВОД» была создана программа поддержки молодых художников «СТАРТ». Ещё одним примером можно считать грантовую программу Музея современного искусства «Гараж».

В настоящий момент, не смотря на некоммерческую поддержку представителей искусства, важно чтобы государство в большей мере принимало участие в поддержке молодых талантов. Это поможет развитию культуры не только внутри государства, но и повысит интерес со стороны зарубежных институтов сферы искусства.

В целом, по мнению и отечественных и зарубежных экспертов у российского рынка современного искусство и развития арт-менеджмента — высокий потенциал. Высокое культурное развитие общества, развитие аукционной и инвестиционной деятельности, пусть даже и медленное, и множество молодых художников, у которых наблюдается потенциал являются определяющими факторами, которые может привлечь и зарубежных инвесторов и повысить интерес публики.

Литература:

  1. Закон РФ от 15 апреля 1993 г. № 4804-I «О вывозе и ввозе культурных ценностей». Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru
  2. Федеральный закон от 5 декабря 2017 г. № 381-ФЗ «О внесении изменения в статью 1293 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации». Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru
  3. Маньковская, Н. Б. Современное искусство как феномен техногенной цивилизации: учебное пособие / Н. Б. Маньковская, В. В. Бычков. — Москва: ВГИК им. С. А. Герасимова, 2011. — 208 с.
  4. Онлайн-проект ArtInvestment [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://artinvestment.ru/en/
  5. Официальный сайт «Аукционный дом Sothby’s» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.sothebys.com/en/departments/contemporary-art
  6. Официальный сайт программы «РОСАТОМ» «Территория культуры» [Электронный ресурс]. Режим доступа: tercult.ru
  7. Официальный сайт творчества Василия Кандинского [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.wassilykandinsky.ru/
  8. Официальный сайт ярмарки современного искусства ART RUSSIA [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://artrussiafair.com/
Основные термины (генерируются автоматически): современное искусство, Россия, изобразительное искусство, произведение искусства, рынок искусства, художник, Российская Федерация, ближайшее время, государственная пошлина, инвестиционная деятельность.


Похожие статьи

Вклад художников-передвижников в становление и развитие...

Новый этап в развитии русского изобразительного искусства, и прежде всего живописи, неразрывно связан с деятельностью возникшего на рубеже 60–70-х годов Товарищества передвижных художественных выставок, объединившего лучшие художественные силы России.

Основные направления стилей и течений в искусстве России во...

Плакатное искусство во время войны было популярным видом искусства в России, также плакат не обошел стороной и художников Сибири. Влияние европейского искусства первой половины XX века на вьетнамское изобразительное искусство.

Выставочная деятельность журнала «Мир искусства»

Таким был журнал «Мир искусства». В России именно он стал пионером в деле устройства

Она состояла из 295 произведений 30 авторов, среди которых были члены упомянутого кружка, а также Е

«Мир искусства» открывал публике новые имена: на выставке впервые внимания...

Современное искусство: формы и технологии | Статья в журнале...

Актуальность статьи обуславливается интенсивным воздействием цифровой революции на современную художественную реальность. На конкретных примерах автор стремится показать, как художники адаптируются к новым условиям существования искусства.

Роль живописи в интерьерном дизайне современного Томска

Важным является проследить трансформацию назначения произведения искусства в томском обществе — то, как изменялись темы и сюжеты в картинах, копировали ли художники образцы европейского творчества или формировали самобытное искусство.

Подделка произведений изобразительного искусства

Оценка стоимости произведений изобразительного искусства представляет собой комплекс мероприятий и этапов, направленных на выявление определенного вида стоимости произведения искусства.

Особенности стиля фэнтези в современном изобразительном...

В настоящее время в изобразительном искусстве довольно редко встречается обращение к фольклору. Былинный и мифологический жанр, приспосабливаясь к современным требованиям и тенденциям изобразительного искусства, проявляется в произведениях современных...

Русское искусство XX века | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авангард в изобразительном искусстве | Статья в журнале... Тугендхольд Я. Из истории западноевропейского, русского и советского искусства : Учебное пособие. изобразительное искусство , авангардизм , авангардное...

Живописные произведения художника-любителя Владимира...

Народное изобразительное творчество имеет немаловажное значение в системе изобразительных искусств наряду с творчеством

Многие непрофессиональные живописцы стремятся овладеть мастерством и классическими приемами изобразительного искусства.

Арт-ПИФ как инновационный инструмент коллективного...

Такие примеры, а также стремительное развитие индустрии искусства, появление новых

С современной тенденцией к популяризации культуры и искусства, арт-ПИФ весьма

Проводимые в рамках деятельности фонда выставки не только приносят участникам фонда...

Похожие статьи

Вклад художников-передвижников в становление и развитие...

Новый этап в развитии русского изобразительного искусства, и прежде всего живописи, неразрывно связан с деятельностью возникшего на рубеже 60–70-х годов Товарищества передвижных художественных выставок, объединившего лучшие художественные силы России.

Основные направления стилей и течений в искусстве России во...

Плакатное искусство во время войны было популярным видом искусства в России, также плакат не обошел стороной и художников Сибири. Влияние европейского искусства первой половины XX века на вьетнамское изобразительное искусство.

Выставочная деятельность журнала «Мир искусства»

Таким был журнал «Мир искусства». В России именно он стал пионером в деле устройства

Она состояла из 295 произведений 30 авторов, среди которых были члены упомянутого кружка, а также Е

«Мир искусства» открывал публике новые имена: на выставке впервые внимания...

Современное искусство: формы и технологии | Статья в журнале...

Актуальность статьи обуславливается интенсивным воздействием цифровой революции на современную художественную реальность. На конкретных примерах автор стремится показать, как художники адаптируются к новым условиям существования искусства.

Роль живописи в интерьерном дизайне современного Томска

Важным является проследить трансформацию назначения произведения искусства в томском обществе — то, как изменялись темы и сюжеты в картинах, копировали ли художники образцы европейского творчества или формировали самобытное искусство.

Подделка произведений изобразительного искусства

Оценка стоимости произведений изобразительного искусства представляет собой комплекс мероприятий и этапов, направленных на выявление определенного вида стоимости произведения искусства.

Особенности стиля фэнтези в современном изобразительном...

В настоящее время в изобразительном искусстве довольно редко встречается обращение к фольклору. Былинный и мифологический жанр, приспосабливаясь к современным требованиям и тенденциям изобразительного искусства, проявляется в произведениях современных...

Русское искусство XX века | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авангард в изобразительном искусстве | Статья в журнале... Тугендхольд Я. Из истории западноевропейского, русского и советского искусства : Учебное пособие. изобразительное искусство , авангардизм , авангардное...

Живописные произведения художника-любителя Владимира...

Народное изобразительное творчество имеет немаловажное значение в системе изобразительных искусств наряду с творчеством

Многие непрофессиональные живописцы стремятся овладеть мастерством и классическими приемами изобразительного искусства.

Арт-ПИФ как инновационный инструмент коллективного...

Такие примеры, а также стремительное развитие индустрии искусства, появление новых

С современной тенденцией к популяризации культуры и искусства, арт-ПИФ весьма

Проводимые в рамках деятельности фонда выставки не только приносят участникам фонда...

Задать вопрос