Формирование навыков общительности у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №50 (340) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 15.12.2020

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Карганина, Е. Ф. Формирование навыков общительности у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха / Е. Ф. Карганина, Е. В. Усольцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 50 (340). — С. 475-478. — URL: https://moluch.ru/archive/340/76297/ (дата обращения: 03.03.2021).



В статье раскрывается сущность коммуникативных навыков детей с нарушениями слуха и их формирование в старшем дошкольном возрасте. Усвоение коммуникативных навыков позволяет осуществлять познавательную деятельность, иметь необходимость в знаниях, быть личности активной в социуме, для этого с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха проводят коррекционные занятия по формированию общительности.

Ключевые слова: социализация ребенка, коммуникативные навыки, коммуникативная деятельность, личностное и умственное развитие, эмоциональная сфера, достижение социума.

The article reveals the essence of the communication skills of children with hearing impairment and their formation in older preschool age. The mastery of communicative skills allows you to carry out cognitive activities, have the need for knowledge, to be active in society, for this, children with older preschool age children with hearing impairments conduct corrective classes to develop sociability.

Keywords: socialization of the child, communication skills, communicative activity, personal and mental development, emotional sphere, achievement of society.

Процесс успешной социализации ребенка, эффективной самореализации и развития происходит под влиянием воспитания, а также совместного общения со взрослым, сверстником и факторов его взаимодействия с окружающей средой.

Проблема общения традиционно находится в центре внимания зарубежных и отечественных психологов, в связи с ее значимостью во всех сферах жизнедеятельности человека и социальных групп, особенно если это касается детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха [3].

Важную роль в формировании словесного общения у детей с нарушениями слуха играет коммуникативная деятельность в дошкольном возрасте, так как именно в этот период закладываются основы коммуникации. Вместе с тем, у этих дошкольников существуют значительные трудности в общении, в частности, по установлению взаимопонимания с партнерами по совместной деятельности, как с взрослыми, так и со сверстниками.

Особой трудностью в процессе обучения детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха, является формирование коммуникативных навыков. Сформированность коммуникативной деятельности характеризует уровень возможностей ребенка по овладению достижениями социума [4]. В общении развиваются сфера его эмоциональных переживаний, познавательная активность, произвольность и воля, самооценка и самосознание.

Коммуникативные навыки формируются у детей в процессе всей образовательно-коррекционной работы в ходе целенаправленного развития речевого поведения [2].

Формирование коммуникативных умений слабослышащих детей является актуальной проблемой в сурдопедагогике. Разработкой этого вопроса занимались отечественные и зарубежные ученые: А. А. Бодалев, Л. С. Выготский, Я. Л. Коломинский, А. А. Леонтьев, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, Б. Ф. Ломов, А. В. Мудрик, П. М. Якобсон, Я. А. Яноушек и другие.

Значимость усвоения ребенком коммуникативных умений по Л. С. Выготскому в следующем: в общении наиболее существенно осуществляется познавательная деятельность, активность личности и его необходимость в знании; умение поддерживать общение является необходимым условием личностного и умственного развития, успешного интегрирования и социализации в целом, ведь от уровня коммуникативных умений субъектов общения зависит результат и качество процесса общения [1].

Именно в старшем дошкольном возрасте начинают складываться и функционировать личностные механизмы поведения. Коммуникативную и эмоциональную сферы детей с нарушениями слуха, необходимо развивать с помощью игровых упражнений. Так же, в ходе работы, будут развиты: внутренняя активность детей, социальное доверие, умение самостоятельно решать проблемы, адекватная самооценка, инициативность в общении.

В коррекционной работе использованы игры и упражнения Н. И. Монаковой [5], Е. А. Толкачевой [7], Г. А. Широковой [8]. Ритуалы начала и окончания занятия М. Ф. Рыбьяковой [6].

Мы предлагаем программу с методиками, которая даст возможность ребенку легче адаптироваться в группе детей, создаст безопасное пространство для общения, условия для самовыражения, объединит всех детей совместной деятельностью и подготовит ребенка к новым социальным условиям в школе.

Данные методики нацелены на: изучение способности детей распознавать и передавать эмоции; изучение сформированности когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов нравственных качеств; изучение сформированности поведенческого компонента нравственных качеств.

Вводный этап (2 занятия) — нацелен на установление эмоционального контакта с детьми, создание положительного эмоционального фона, снятие телесных барьеров, развитие коммуникативных возможностей.

Игры: «Давайте познакомимся», «Волшебный лес», «Креативный рисунок», «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся», «Невербальное общение через стекло».

Основной коррекционный этап (36 занятий) — нацелен на развитие коммуникативных возможностей, формирование инициативы в общении, развитие умения выражать свои чувства и понимать чувства другого, способствовать развитию эмоционального общения, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя речь, мимику и пантомимику, снятие эмоционального напряжения, формирование группой сплоченности, развитие эмоциональной сферы и дифференциация способов её выражения, умение добиваться цели приемлемыми способами общения, адекватное сопоставление поступка и эмоции, формирование умения согласовывать свои действия с действиями других детей.

Игры на развитие коммуникативных возможностей: «Проигрывание ситуации», «Блиц — опрос», «Закорючка», «Поймай взгляд», «Коробка с секретом», «Каракули Д. Винникотта», «Слепец и поводырь», «Аукцион скульптур», «Найди себе пару», «Газета», «Живая картина», «Секрет», «Угадай меня», «Зоопарк», «Дотронься», «Расследование».

Игры на развитие эмоциональной сферы: «Зеркало», «Подарок другу», «Отражение», «Угадай эмоцию», «Веселая сороконожка», «Мостик», «Мяч по кругу», «Пальцы — звери добрые, пальцы — звери злые», «Выражение эмоций», «Мое настроение», «Лица».

Игры на согласование своих действий с действиями другого ребенка: «Кенгуру и кенгуренок», «Держи мяч», «Угадай», «Шарики», «Согласованные движения», «Пойми меня», «Охота на тигров», «Сиамские близнецы», «Аплодисменты», «Превращение», «Отражение», «Липучки», «Дракон», «Царевна Несмеяна», «Рукавички», «Обезьянка», «Лабиринт».

Игры на формирование вежливого отношения, эмпатии, доверия, чувства взаимопомощи: «Волшебные водоросли», аппликация «Волшебный букет цветов», «Вежливые слова», «Ласковое имя», «Солнышко дружбы», «Ласковый клубок», «Окажи помощь», «Только вместе», игра-драматизация «Репка».

Игры для сплочения группы: «Атомы», «Гусеница», «Рука в руке», «Угадай меня», «Клубок», «Путаница».

Заключительный этап (2 занятия) — нацелен на сплочение группы, закрепление норм и правил поведения и общения со сверстниками, отработка новых форм общения, возможность разделить друг с другом чувство радости и удовольствия от игр.

Игры: «Оркестр», «Путанка», «Общий брезент», «Только вместе!», совместный «Креативный рисунок».

Критерием эффективности проведения коррекционной работы с детьми служит: четкое распознавание различных ситуации взаимодействия; осознание задачи и требования, предъявляемые взрослыми в различных ситуациях взаимодействия; выстраивание своего поведения в соответствии с ситуацией; различение эмоционального состояния сверстника; в процессе взаимодействия, ориентироваться на эмоциональное состояние сверстника, иметь представление об общепринятых нормах и способах выражения своего отношения со взрослыми, иметь устойчивое представление об общепринятых нормах поведения в ситуации взаимодействия со сверстником; проявление сплоченности коллектива; способность адекватно эмоционально реагировать на ситуацию.

Развитие коммуникативных возможностей начинается с самого рождения. Каждая коммуникативная связь содержит в себе перцептивную и интерактивную стороны, что свидетельствует о целостности процесса познания партнера в общении, достижения желаемых результатов. Коммуникативное нарушение происходит в следствии повреждения органа восприятия слуховых колебаний. Ограничение межличностных контактов ведет к обеднению опыта социального общения. Организация слухоречевой среды является одним из важнейших факторов развития речи у детей с нарушениями слуха, которая предполагает постоянное мотивированное общение независимо от возможностей ребенка.

В связи с этим, развитие речи как средства общения, является основной целью в детских садах для детей с нарушениями слуха. Многие авторы отмечают, что дети с нарушениями слуха имеют потенциальные возможности для развития коммуникативно-речевой сферы.

Коммуникативная деятельность может по праву считаться ведущей и стержневой, поскольку именно она лежит в основе всех других компетенций. Так как коммуникативная компетенция — это умение принимать и передавать информацию в основе общечеловеческой культуры.

Психокоррекция коммуникативных возможностей у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха, может быть эффективной, если в дополнение к основной программе муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида, внедрять дополнительные программы по психокоррекции нарушений коммуникативных возможностей детей с нарушениями слуха в игровой деятельности.

Литература:

  1. Выготский Л. С. К психологии и педагогике детской дефективности. Проблемы дефектологии. — М., 1995. — С. 37–38.
  2. Выготский Л. С. Основы дефектологии / Л. С. Выготский. — СПб.: Лань, 2003. — 656 с.
  3. Герасименко Ю. А. Межличностные отношения учащихся с нарушениями слуха: диагностика и коррекция: монография / Ю. А. Герасименко Г. А. Карпова — Урал. гос. пед. университет, 2004. — 163 с.
  4. Зайцева Г. Л. Жестовая речь. Дактилология / Г. Л. Зайцева. — М.: Владос, 2000. — 302 с.
  5. Монакова Н. И. «Путешествие с Гномом». Развитие эмоциональной сферы дошкольников / Н. И. Монакова. — СПб.: Речь, 2008. — 128 с.
  6. Рыбьякова М. Ф. Ритуалы начала и окончания занятия [Электронный ресурс] // 2013. http://nsportal.ru/
  7. Толкачева Е. А. Игры на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] // 2014 http://nsportal.ru/
  8. Широкова Г. А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста / Г. А. Широкова. — Ростов н/Д.: Феникс; Школа развития, 2005. — 304 с.
Основные термины (генерируются автоматически): нарушение слуха, старший дошкольный возраст, ребенок, коммуникативная деятельность, игра, общение, эмоциональная сфера, поведенческий компонент, познавательная деятельность, совместная деятельность.


Ключевые слова

эмоциональная сфера, коммуникативные навыки, коммуникативная деятельность, социализация ребенка, личностное и умственное развитие, достижение социума
Задать вопрос