Особенности развития социально-коммуникативной сферы у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 июля, печатный экземпляр отправим 22 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №46 (232) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 14.11.2018

Статья просмотрена: 1591 раз

Библиографическое описание:

Балашова, В. П. Особенности развития социально-коммуникативной сферы у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра / В. П. Балашова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 46 (232). — С. 247-249. — URL: https://moluch.ru/archive/232/53728/ (дата обращения: 07.07.2020).



В статье раскрываются особенности развития социально-коммуникативной сферы у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.

Ключевые слова: расстройство аутистического спектра, коммуникация, социальное взаимодействие, мутизм, стереотипное поведение.

С каждым годом во всем мире растет число детей с расстройствами аутистического спектра. По данным Министерства здравоохранения, в России в 2017 году число детей, зарегистрированных с диагнозом «аутизм» в возрасте 18 лет, существенно выросло по сравнению с 2016 годом: в 2016 году было зарегистрировано 17,7 тысяч случаев, а в 2017 году — уже более 22 тысяч [2].

Сочетание высокой частоты встречаемости с разнообразием клинической картины, значительным процентом тяжелых и осложненных форм, сложностью коррекционной работы делают расстройство аутистического спектра не только сугубо медицинской, но и серьезной социальной проблемой. Расстройство аутистического спектра (РАС) — это отклонение в психическом развитии личности, главным проявлением которого являются нарушение процесса общения с внешним миром и трудности в формировании эмоциональных контактов с другими людьми [1, с. 9].

У детей с РАС наблюдаются следующие особенности развития:

‒ состояние одиночества (недостаток социального взаимодействия);

‒ нарушения в развитии коммуникативной сферы;

‒ повторяющийся репертуар поведения (стереотипные движения и действия);

‒ нарушения в формировании эмоционально-волевой сферы;

‒ неравномерность развития познавательных процессов.

Состояние одиночества — критическое снижение способности к установлению контакта с социумом. Как известно, потребность в общении — одна из самых важных человеческих потребностей. Общение — это главное условие и основной способ жизни человека: только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире. Дети с РАС предпочитают находиться в своем собственном мире, в котором они чувствуют себя в безопасности.

Для детей с РАС характерно:

‒ непонимание того, что язык используется как средство общения и отсутствие удовольствия от использования языка при общении;

‒ непонимание того, что язык — это средство передачи информации другим людям. Они в состоянии попросить о чем-либо для удовлетворения своих нужд, но испытывают большие трудности в передаче своих чувств, мыслей, и в понимании эмоций, чувств, убеждений других людей;

‒ слабое понимание информации, содержащейся в жестах, мимике, выражении лица, интонации голоса и т. д.;

‒ неспособность использовать жесты, мимику, выражение лица, интонацию голоса, позу тела для передачи информации (некоторые дети могут использовать жесты, но они оказываются странными и неподходящими к ситуации);

‒ дети, у которых хороший словарный запас, понимают и используют слова педантично, конкретно, проявляют идиосинкразию и помпезность в выборе слов и фраз, и ограниченное содержание речи; некоторые вербальные аутисты зачарованы словами, но не используют их для социального взаимодействия и коммуникации [3, с. 143].

Нарушения в развитии коммуникативной сферы является одним из основных признаков раннего детского аутизма. Данный признак проявляется в самом раннем возрасте: при комплексе оживления, который может проявляется позднее чем у сверстников, отмечается отсутствие фиксации взгляда на лице близкого взрослого, ответных реакций ребенка на улыбку, обращенную речь и жесты. При взрослении слабость контактов с ближайшим окружением продолжает нарастать. У детей нет стремления к близкому тактильному, эмоциональному контакту с родителями. Более того, может проявляться страх, агрессивное поведение по отношению к ним (или одному из них). Отмечается незаинтересованность в совместной деятельности со стороны детей с расстройствами аутистического спектра: дети не задают вопросов, не просят почитать или рассказать сказку, не зовут родителей для разрешения проблемных ситуаций. У детей с РАС отсутствует стремление к общению со сверстниками — наблюдается игнорирование или активное (иногда агрессивное) отвержение попыток вступить в контакт. В своих социальных контактах ребенок данной категории крайне избирателен. Холодность, погруженность во внутренние переживания, низкий уровень коммуникативных способностей отталкивают сверстников, ограничивая круг общения. Это в свою очередь затрудняет его личностное развитие, усвоение правил поведения в обществе и нравственных категорий.

Отклонения в речевом развитии, прежде всего, ее коммуникативной функции — один из основных признаков расстройства аутистического спектра у детей. Проявления речевых нарушений чрезвычайно многообразны по характеру и динамике, и в большинстве случаев они обусловлены нарушениями общения.

По мнению К. С. Лебединской и О. С. Никольской уже начальные проявления речевой деятельности в раннем возрастном периоде свидетельствуют о некотором неблагополучии речевого развития. Первые активные речевые реакции в виде гуления у аутичных детей могут существенно запаздывать. То же самое относится к лепету у 11 % — фаза лепета отсутствовала, у 24 % — была выражена слабо, у 31 % — отсутствовала лепетная реакция на взрослого. Первые слова обычно появляются рано, у 63 % — слова «мама, папа, деда», но 51 % — использовались без соотнесения с присутствующим взрослым. У детей отмечается неспособность правильно использовать личные местоимения при построении фразы: как правило, дети пользуются безличными высказываниями или используют местоимения «ты», «он» для обозначения собственной личности. Дети-аутисты слабо (зачастую никак) реагируют на обращенную речь взрослого. У них отсутствует стремление повторить фразу по подражанию. Они редко задают вопросы, если таковые появляются, то носят повторяющийся неосмысленный характер. Речевые нарушения проявляются и в более широком контексте: практически не используются мимика и жесты. Помимо перечисленного отмечаются необычное интонирование и темп речи [4, с. 87].

Все вышесказанное позволяет выделить следующие особенности, характерные для речевого развития детей с РАС:

‒ мутизм — это психопатологическое состояние, которое характеризуется полным отсутствием речи при сохранении функций речедвигательного аппарата, слуха и участков коры головного мозга, отвечающих за речь;

‒ эхолалии — повторение слов и фраз, сказанных другим лицом (часто отставленные, т. е. воспроизводимые не тотчас, а спустя некоторое время);

‒ слова-штампы и фразы штампы, фонографичность («попугайность») речи;

‒ автономность речи;

‒ отсутствие в речи личных местоимений, их неправильное употребление;

‒ отсутствие обращения в речи, несостоятельность в диалоге;

‒ нарушение семантики (метафорическое замещение, расширение или чрезмерное (до буквальности) сужение толкований значений слов);

‒ неологизмы — придуманное ребенком новое слово;

‒ нарушения грамматического строя речи:

‒ нарушения звукопроизношения;

‒ нарушения просодических компонентов речи.

Таким образом, речь детей дошкольного возраста с РАС характеризуется, как специфическими особенностями (автономность речи, отсутствие личных местоимений, эхолалии, слова-штампы), так и особенностями, характерными для задержки речевого развития (недоразвитие фонетико-фонематического, лексико-грамматического строя речи). Кроме того, дети с РАС нарушено понимание обращенной речи — страдает не только экспрессивная сторона речи, но и импрессивная сторона речи.

Действие общения включает в себя средства общения (т. е. операции, с помощью которых осуществляется действие общения). Среди них можно выделить три основные категории:

‒ экспрессивно-мимические средства общения (улыбка, взгляд, мимика, выразительные движения рук и тела, выразительные вокализации);

‒ предметно-действенные средства общения (локо­моторные и предметные движения, а также позы, используемые для целей общения; к этой категории средств общения относятся приближение, удаление, вручение предметов, протягивание взрослому различных вещей, притягивание к себе и отталкивание от себя взрослого; позы, выражающие протест, желание уклониться от контакта, или наоборот);

‒ речевые средства общения (высказывания, вопросы, ответы, реплики).

Для детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра характерна бедность использования невербальных средств коммуникации (экспрессивно-мимических и предметно-действенных).

Стереотипы и стереотипное поведение — выраженное стремление сохранить привычные условия жизнедеятельности, активное сопротивление малейшим изменениям, завороженность однообразными действиями.

Моторный стереотип — это повторяющееся движение одной или нескольких частей тела человека. У детей с типичной формой аутизма уже на первом году жизни отмечаются моторные стереотипы. Наиболее частым проявлением моторной стереотипии являются взмахи руками (размахивание, вращательные движения, легкие удары пальцами, хлопки и т. д.), иногда дети могут прикрывать лицо (глаза) рукой и смотреть сквозь пальцы.

Среди других проявлений моторной стереотипии наиболее часто встречаются следующие: раскачивание всем телом, потряхивание головой или вращение ею, подскоки на двух ногах, хождение на носочках и др. Некоторые навязчивые движения постепенно могут трансформироваться в проявления аутоагрессии (сначала накручивание волос на палец, а затем вырывание волос, сначала прикрывание рта рукой, а затем кусание рук). У детей с сохранным уровнем интеллектуального развития моторные стереотипии заменяются на вербальные. Они могут вне зависимости от ситуации издавать одни и те же звуки (междометья) или задавать один и тот же вопрос, не ожидая на него ответа.

Яркие признаки объектов (звук, цвет) могут завораживать детей с расстройствами аутистического спектра. Данные предметы и манипуляции с ними служат для зрительной, слуховой и моторной стимуляции. Как правило, проявления моторной стереотипии наблюдаются в раннем и дошкольном возрасте, а затем постепенно идут на спад [3, с. 56].

Нарушения в формировании эмоционально-волевой сферы. Страхи являются одной из наиболее ярких эмоций у детей с аутизмом. Эти эмоции вызывают как самые рядовые бытовые явления и звуки, так и новые незнакомые предметы, люди, помещения. Так же у детей с расстройствами аутистического спектра отмечается снижение чувства самосохранения, с элементами аутоагрессии. Они могут наносить себе травмы (царапаться, кусать и бить себя). Более того у них плохо осознается и закрепляется чувство опасности: такие дети могут выйти на проезжую часть, шагнуть без страховки с высоты и т. д.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что расстройство аутистического спектра — особое расстройство психики, при котором выражена неспособность вступать в контакт с окружающими, используя вербальные (речь) и невербальные (мимика, жесты, позы) средства коммуникации, что, в свою очередь, резко искажает весь ход психического развития, страдают все стороны психической деятельности, направленные на овладение социальными отношениями.

Литература:

  1. Азова О. И. К вопросу об аутизме / О. И. Азова // Актуальные проблемы специальной психологии и коррекционной педагогики: сборник. — 2016. — № 1. — С. 7–20.
  2. Думчива Е. В. Неизвестный аутизм. В России за год число детей-аутистов выросло на 25 % — URL: https://life.ru (дата обращения: 10.11.2018).
  3. Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра. Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции, 22–24 наября 2017 г., Москва / Под общ. ред. А. В. Хаустова. — М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. — 456 с.
  4. Хаустов А. В. Формирование коммуникативных навыков у детей с детским аутизмом / А. В. Хаустов. М.: ВЛАДОС, 2005. — 176 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дошкольный возраст, спектр, речевое развитие, моторная стереотипия, социальное взаимодействие, РАСА, нарушение, расстройство, коммуникативная сфера.


Похожие статьи

Особенности формирования коммуникативных навыков...

Особенности формирования коммуникативных навыков у неговорящих дошкольников с расстройствами аутистического спектра.

Проблемы развития эмоциональной сферы дошкольников. ребенок, эмоциональная сфера, родитель, ДЕТСКий САД, эмоциональная...

Особенности развитии эмоциональной сферы детей старшего...

старший дошкольный возраст, эмоциональная сфера детей, изобразительная деятельность, эмоция, ребенок, развитие, программа, ведущий способ

В статье обозначена актуальность развития эмоциональной сферы детей в старшем дошкольном возрасте, раскрыта роль...

Проблема изучения речи детей с расстройствами аутистического...

К расстройству аутистического спектра относят: детский аутизм, атипичный аутизм, синдром Ретта и синдром Аспергера.

Одно из важных проявлений РАС у детейнарушение развития речи. Данное расстройство, в первую очередь, захватывает коммуникативную...

Современные подходы в коррекции и развитии коммуникативной...

Речевые нарушения у детей также ограничивают коммуникативные возможности ребенка, искажают формирование личности, затрудняют социальную адаптацию. Все это: снижение уровня коммуникативных умений, навыков, затрудненная социальная адаптация в обществе...

Развитие двигательной сферы дошкольников с расстройством...

Ключевые слова: расстройство аутистического спектра (РАС), ребёнок, моторное развитие, дошкольный возраст, игра.

Расстройство моторного формирования вызвано значительным уровнем тревоги аутичного ребёнка, недостаточным постижением происходящих событий...

Развитие коммуникативных навыков у детей с расстройством...

Терапия развития коммуникативных навыков направлена непосредственно на развитие этой стороны личности ребенка. Дети с ранним детским аутизмом имеют большие трудности в социальном взаимодействии и коммуникации. В последние годы, обучение социальным...

Особенности эмоционально-волевой сферы детей дошкольного...

Эмоционально-личностное развитие детей дошкольного возраста с нарушениями речи. Развитию личности детей с различными

ребенок, речевое развитие, нарушение, общее недоразвитие речи, старший дошкольный возраст, артикуляционный аппарат, дошкольный...

Развитие коммуникативных умений у детей с расстройствами...

Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, развитие коммуникативных

В возрасте шести-семи лет фокус внимания ребенка смещается в сторону социального мира

Если мы обратим внимание на развитие ребенка с РАС на каждом из представленных этапов...

Формирование коммуникативных навыков у детей...

Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра в

У большинства детей с РАС есть задержка речи, либо они избегают пользоваться речью для

На этой стадии взаимодействие ребенка с окружающими продолжается дольше и...

Похожие статьи

Особенности формирования коммуникативных навыков...

Особенности формирования коммуникативных навыков у неговорящих дошкольников с расстройствами аутистического спектра.

Проблемы развития эмоциональной сферы дошкольников. ребенок, эмоциональная сфера, родитель, ДЕТСКий САД, эмоциональная...

Особенности развитии эмоциональной сферы детей старшего...

старший дошкольный возраст, эмоциональная сфера детей, изобразительная деятельность, эмоция, ребенок, развитие, программа, ведущий способ

В статье обозначена актуальность развития эмоциональной сферы детей в старшем дошкольном возрасте, раскрыта роль...

Проблема изучения речи детей с расстройствами аутистического...

К расстройству аутистического спектра относят: детский аутизм, атипичный аутизм, синдром Ретта и синдром Аспергера.

Одно из важных проявлений РАС у детейнарушение развития речи. Данное расстройство, в первую очередь, захватывает коммуникативную...

Современные подходы в коррекции и развитии коммуникативной...

Речевые нарушения у детей также ограничивают коммуникативные возможности ребенка, искажают формирование личности, затрудняют социальную адаптацию. Все это: снижение уровня коммуникативных умений, навыков, затрудненная социальная адаптация в обществе...

Развитие двигательной сферы дошкольников с расстройством...

Ключевые слова: расстройство аутистического спектра (РАС), ребёнок, моторное развитие, дошкольный возраст, игра.

Расстройство моторного формирования вызвано значительным уровнем тревоги аутичного ребёнка, недостаточным постижением происходящих событий...

Развитие коммуникативных навыков у детей с расстройством...

Терапия развития коммуникативных навыков направлена непосредственно на развитие этой стороны личности ребенка. Дети с ранним детским аутизмом имеют большие трудности в социальном взаимодействии и коммуникации. В последние годы, обучение социальным...

Особенности эмоционально-волевой сферы детей дошкольного...

Эмоционально-личностное развитие детей дошкольного возраста с нарушениями речи. Развитию личности детей с различными

ребенок, речевое развитие, нарушение, общее недоразвитие речи, старший дошкольный возраст, артикуляционный аппарат, дошкольный...

Развитие коммуникативных умений у детей с расстройствами...

Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, развитие коммуникативных

В возрасте шести-семи лет фокус внимания ребенка смещается в сторону социального мира

Если мы обратим внимание на развитие ребенка с РАС на каждом из представленных этапов...

Формирование коммуникативных навыков у детей...

Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра в

У большинства детей с РАС есть задержка речи, либо они избегают пользоваться речью для

На этой стадии взаимодействие ребенка с окружающими продолжается дольше и...

Задать вопрос