Библиографическое описание:

Боровских О. В. Создание условий для развития потенциала общения между дошкольниками с нарушенным и сохранным слухом через коммуникативные игры [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 25-27.



Инклюзия — это процесс реального включения инвалидов в активную общественную жизнь и в одинаковой степени необходима для всех членов общества.

Инвалидность — это не обделенность судьбой, это, скорее, такой образ жизни при сложившихся обстоятельствах, который может быть очень интересен инвалиду и окружающим его людям, если инвалидность рассматривать в рамках социальной концепции. Тогда главный смысл процесса инклюзии можно обозначить так: «Всем здесь рады!»

Современные научные представления убедительно доказывают, что особые образовательные потребности глухих и слабослышащих детей, посещающие инклюзивные группы ДОУ, совместно со слышащими сверстниками, преимущественно лежат в сфере формирования полноценной жизненной компетенции ребёнка.

Научные исследования (О. И. Кукушкина, Е. Л. Гончарова, О. С. Никольская, Н. Б. Лаврентьева, Т. А. Соловьёва) подтвердили предположения о том, что внутренний мир ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (в том числе с нарушениями слуха) имеет специфические особенности и непосредственным образом влияет на результативность коммуникативной деятельности. Поэтому в воспитательно-образовательной работе ДОУ, а особенно в инклюзивных группах для детей с нарушением слуха, необходимо уделять особое внимание именно развитию потенциала общения детей.

Контакты со сверстниками приносят ни с чем несравнимую радость. Только со сверстниками дети учатся быть наравне, а значит строить особые (личностные, деловые, оценочные) отношения, которые они не могут иметь с взрослыми.

Наблюдая в группе за взаимодействием слышащих и не слышащих детей между собой, мною были зафиксированы ситуации, отражающие особенности взаимодействия двух категорий дошкольников. Наблюдаемые моменты были разными: положительными и отрицательными (конфликтными).

Положительные моменты — это ситуации взаимодействия детей, в которых не слышащий ребёнок воспринимается слышащими как товарищ, партнёр, друг. Более того, слышащие дети, видя особенности восприятия речи своим товарищем, старались выстраивать общение с ним с учётом этих особенностей. В ходе наблюдения обнаружила множество примеров.

Например, Оля Д.,6 лет (нейросенсорная тугоухость 3 степень, совсем не говорит, посещает второй день ДОУ., красивая и милая девочка). Одна из слышащих детей Женя,6 лет (очень бойкая, часто конфликтующая со сверстниками), проявляет к ней симпатию и зовёт поиграть, но ещё не понимая, что она совсем не говорящая, пытается вступить в контакт. После многочисленных попыток научить Олю говорить: — «Оля, скажи «О», скажи «А» и т. д»., Женя подходит к ней и с грустным взглядом гладит её по голове, приговаривая: «Бедняжка, ты моя, но ничего страшного. Я научу тебя говорить!»

Другой пример: Дима С.,7 лет (кохлеарная имплантация), после тихого часа играет с Машей Д., 6 л (сохранный слух). Через некоторое время Маша подбегает ко мне и взволновано просит меня: «Поменяйте, пожалуйста, Диме батарейки в аппарате, а то я ему говорю, говорю, а он не слышит».

Ещё один пример: Маша П., 6лет (тугоухость 3 ст.) после тихого часа долго одевается, а Женя с ней общается, забыв про её особенности. Не услышав от неё ответа, Женя подходит ко мне и просит: «Дайте Машин аппарат, я ей надену. Мне ей нужно сказать что-то важное, без него она меня не слышит».

Наблюдения за взаимодействием детей с сохранным и нарушенным слухом показали, что не всегда жизнь в группе бывает простой и безоблачной даже в тех случаях, когда организована всесторонняя психолого-педагогическая поддержка. Конфликты среди детей этих категорий неизбежны. Основной причиной конфликтов во многих случаях выступали трудности взаимопонимания между детьми в процессе речевого общения, а именно специфические особенности понимания речи слабослышащим ребёнком.

Например, Вика Л.6лет. (тугоухость 2 степени) играет на прогулке с Аней Д.6лет. (слышащая девочка, новенькая в группе, ещё не знает, что Вика плохо слышит). Девочки строят из песка пирожки. Аня просит Вику передать ей формочки несколько раз, но Вика не слышит. Аня кричит в ярости: «Ты, что глухая, совсем не слышишь меня?». Вика заплакала, и девочки прекратили играть.

В этом случае конечно необходима помощь педагога, чтобы он разрешил конфликт среди детей. Нужно объяснить Ане, что Вика особенная и разговаривать с ней нужно громче, быть с ней более терпимой. Конфликт разрешили — девочки помирились.

Часто дети с сохранным слухом стремятся, но не умеют вступать в контакт со слабослышащими детьми; выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним; соблюдать этикет, слушать собеседника.

Чтобы лучше понять состояние ребёнка с нарушенным слухом, расположить его к себе, выразить своё эмоциональное отношение, для этого помогут невербальные способы общения, через коммуникативные игры.

Развивать потенциал общения и взаимодействия между дошкольниками с нарушенным и сохранным слухом проще всего в форме игры. Игра является ведущей деятельностью детей в дошкольном возрасте. Во время игры у детей с нарушениями слуха наблюдается целый ряд особенностей, а именно чёткие внешние проявления (мимика, жесты, пантомимика).

В процессе коммуникативных игр невербальным способом общения слабослышащие дети заряжают своими эмоциями сверстников с сохранным слухом.

Так можно искусственно создать жизненную ситуацию, решить проблемы, возникающие в общении между детьми.

Предлагаю вашему вниманию примеры коммуникативных игр.

Мастер-класс

  1. «Представь своё имя в движении» (с 6 лет)

Цель: игра помогает детям запоминать имена своих товарищей, вызывает положительные эмоции и формирует чувство группового единства. В этом упражнении каждый получает шанс выразить себя и привлечь к себе внимание.

Ход игры: Дети сидят в кругу. Поочерёдно, по часовой стрелке, дети делают телодвижения, подсказывающее их имя. Упражнение более эффективно, если попросить всех повторять имена и телодвижения.

  1. «Нетрадиционное приветствие»

Цель: развитие воображения, создание психологической непринужденной атмосферы.

Ведущий рассказывает о разных способах приветствия, приятных и шуточных. Дети находятся в двух кругах: внутреннем и внешнем. Детям предлагается поздороваться, прикоснувшись плечом, спиной, рукой, носом, щекой, выдумать собственный необыкновенный способ приветствия и поздороваться посредством его. После приветствия дети внешнего круга передвигаются на шаг вправо к следующему ребёнку.

  1. «Встретимся глазами»

Цель: формирование умения устанавливать визуальный контакт (глаза в глаза)

Детям предлагается закрыть глаза. Ведущий начинает счет до 5. Как только ведущий назовёт 5, нужно открыть глаза и встретиться с кем-то из круга глазами. Если дети встретились глазами, нужно друг другу улыбнуться.

  1. «Зеркало»

Предлагаем разбиться на пары. Один ребёнок — «зеркало», другой — человек. Человек показывает движение, зеркало повторяет. Затем участники меняются ролями. Можно задать тему: утро, зарядка и т. п.

  1. «Капитан и корабль»

В группе разложены предметы — препятствия (стулья, обручи и т. д.) Дети распределяются по парам: ведущий — ведомый. Ведомый — корабль повязывает на глаза повязку, ведущий — капитан ведёт его, рассказывая, как двигаться, например: «Переступи через кубик. Здесь стул. Обойдём его». Затем дети меняются ролями.

  1. «Стражники и принцессы»

Дети делятся на пары: принцесса сидит на стуле, стражник стоит сзади, руки вдоль туловища. Есть один «свободный стражник», его задача «заманить» принцессу к себе на стул подмигиванием. Задача стражников — не выпустить свою принцессу, её задержать можно только за плечи.

  1. «Подари подарок»

Дети находятся в круге. Ведущий говорит, что сейчас каждый может подарить и получить подарок. Со словами: «Я передаю подарок …» он обращается к сидящему в круге ребёнку и показывает без слов, что он дарит.

Дети жестами «передают» ПОДАРОК по кругу. Ребёнок благодарит и угадывает, что ему подарили, дарит следующему.

  1. Упражнение «Рисуем на ладошках»

Выполняется в парах. Ребята закрывают глаза, протягивают друг другу руки: один ладонями вверх, другой — вниз. Один представляет какой-то образ и пытается передать его второму, поглаживая его ладонями (например: море, ветер, двое под фонарем и т. д.). Затем пары меняются.

  1. Упражнение «Невербальный испорченный телефон»

Цель: раскрепощение участников.

Участники становятся в круг с закрытыми глазами. Ведущий дотрагивается до стоящего перед ним человека, например до правого плеча. И так это все передаются по кругу.

На самом деле действия искажаются и меняются, действие к ведущему может вернуться совсем в другой форме вплоть до массажа.

  1. «Есть Контакт»

Дети находятся в круге, ведущий сначала производит рукопожатие правой, затем левой рукой. А потом двумя руками вместе. На каждую команду ведущий спрашивает: «Есть контакт?».

Для детей с нарушением слуха огромным достоинством пребывания в инклюзивной группе является постоянное вовлечение их в процессе общения со сверстниками, включение их в речевую среду.


Литература:

  1. Зыкова Т. С. «Специальный стандарт образования для детей с нарушением слуха: размышляем, предлагаем, обсуждаем».

  2. Зыкова Т. С. , Зыкова М. А. «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» — 2009-№ 3. — с.3–9.

  3. Соловьева Т.А. «Особые образовательные потребности интегрированных школьников с нарушенным слухом». /Т. А. Соловьева («Дефектология» — 2010 — № 4. — с.27–33).

  4. Соловьева Т. А. «Особенности речевого общения интегрированных первоклассников с нарушенным слухом».

  5. Соловьева Т. А. «Дефектология» — 2010.- № 5 — с.60–69.

Основные термины (генерируются автоматически): Создание условий, Похожая статья, развития речи детей, условий овладения дошкольниками, дошкольниками нормами речи, овладения дошкольниками нормами, занятиям физической культурой, примере лексической темы, лексической темы «Знакомство, подростков качеств жизнестойкости, потенциала общения, речевого общения, способы общения, потенциала общения детей, нарушениями слуха, специфические особенности, общения слабослышащие дети, нарушением слуха, развития потенциала общения, родным городом».

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос