Психолого-педагогические условия развития коммуникативной компетентности у детей с нарушениями слуха | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (246) февраль 2019 г.

Дата публикации: 19.02.2019

Статья просмотрена: 14 раз

Библиографическое описание:

Кахриманкызы Г., Завалишина О. В. Психолого-педагогические условия развития коммуникативной компетентности у детей с нарушениями слуха // Молодой ученый. — 2019. — №8. — С. 168-171. — URL https://moluch.ru/archive/246/56626/ (дата обращения: 26.03.2019).



Ключевой проблемой системы образования является развитие социально активной, компетентной, мобильной личности. Одним из наиболее важных аспектов этой проблемы выступает овладение коммуникативной компетентностью как ресурсом личностного и профессионального развития. Коммуникативная компетентность помогает формированию у современного человека способности ориентироваться в мировом пространстве, она увеличивает возможности личностной самореализации, преломляясь через контекст глобализации и культурной динамики. Существование человечества немыслимо вне коммуникативной деятельности. Коммуникативная компетентность-это важнейшее качество, необходимое человеку во всех ситуациях жизни и именно поэтому коммуникативную компетентность называют ключевой [1].

Развитие коммуникативной компетентности является важным и необходимым этапом социализации ребенка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и общественных отношений. Характеризуя состояние изученности проблемы развития коммуникативной компетентности младших школьников с нарушениями слуха, следует отметить, что, несмотря на имеющиеся представления о значимости полноценного речевого общения для социальной адаптации и интеграции в общество слабослышащих, многие аспекты данной проблемы остаются недостаточно разработанными. Не раскрыто содержание понятия коммуникативной компетентности лиц с нарушенным слухом, не определены критерии и показатели ее сформированности, что затрудняет работу педагогов в этом направлении в системе специального образования и в условиях интегрированного обучения в общеобразовательной школе.

«Определяя структуру и содержание коммуникативной компетентности, мы проанализировали различные подходы к проблеме компетентности в научной литературе: социально-психологический подход (Д.Хаймс, Андреева А. А., Ю. Н. Емельянов, Ю. М. Жуков, М. К. Кабардов, Г. А. Ковалев), определяющий понятие компетентности в контексте социального взаимодействия субъектов; психолого-педагогический подход (И. Ф. Демидова, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Е. В. Попова, И. А. Зимняя), рассматривающий компетентность как компонент профессионального мастерства» [2,3,4,5].

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что под коммуникативной компетентностью понимают овладение человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности, выраженную способность применять свои знания и умения. Понятие коммуникативной компетентности отражает уровень мастерства человека в межличностном общении и опирается, прежде всего, на психологические знания о себе и о других, а также на выбранную стратегию в общении и комплекс соответствующих умений. [2]

«Изучение психолого-педагогической литературы показало, что в настоящее время существует разнообразие трактовок и подходов к понятию «коммуникативная компетентность»: способность человека к эффективному взаимодействию со своим окружением (Г. М. Андреева) [3]; компонент обобщающей оценки профессиональной деятельности (А. Г. Каспржак); одно из условий личностной ориентации (Н. В. Кузьмина); качественный показатель эффективности общения (И. А. Зимняя)» [1, 5].

“JI. A. Петровская, Е. В. Сидоренко представляют коммуникативную компетентность как конечный результат процесса образования, и предлагает конкретные формы тренингов для формирования этого свойства личности” [1, 3].

«Е. В. Руденский рассматривает коммуникативную компетентность как проявление личностью своей субъективности в общении на основе технологической характеристики. Согласно данному подходу коммуникативная компетентность — это знание норм и правил общения, владение коммуникативной технологией». [1, 3, 4].

«Г. Чанышева под коммуникативной компетентностью понимает: «владение сложными коммуникативными навыками и умениями; формирование адекватных умений в новых социальных структурах; знание культурных норм и ограничений в общении; знание обычаев, традиций, этикета; соблюдение приличий, воспитанность; ориентацию в коммуникативных средствах, присущих национальному, сословному менталитету». [1, 5].

Коммуникативная компетентность связана с взаимодействиями и может быть отождествлена, поскольку речь идет о способности человека, с коммуникативной подготовленностью. Некоторые авторы рекомендуют термин «коммуникативные способности». В то время как множество ученых отождествляют данные понятия с социальной компетентностью, необходимо подчеркнуть различие между коммуникативной компетентностью, с одной стороны, и коммуникативной подготовленностью и способностями — с другой. [1, 2]

Изучение и анализ существующих определений коммуникативной компетентности показали, что основными признаками ее являются: установление и поддержание контакта; совокупность коммуникативных знаний, умений и навыков; конгломерат знаний, языковых и неязыковых умений и навыков общения; ситуативная адаптивность и свободное владение средствами коммуникации, психологическая готовность к сотрудничеству; способность; согласованность; готовность к контакту; личностное качество. Данный перечень признаков коммуникативной компетентности позволяет определить ее как комплексное понятие. [4, 5]

Проявление сущности коммуникативной компетентности как видовой категории педагогики мы видим в том, что она является концентрированным выражением и отражением движения отношений, деятельности, осуществляемых подготовленными определенным образом людьми, в рамках объективного процесса взаимодействия. Назначение коммуникативной компетентности как педагогического явления сводится к эффективному выполнению объективной функции взаимодействия между людьми, обеспечивающей интеграцию личности в общественную жизнь на основе специального обучения. [3, 4]

«С содержательной стороны коммуникативная компетентность аккумулирует специально отобранные, педагогически обработанные знания, умения их использовать; направленность и отношения личности; индивидуальные способности; морально-этические установки и оценочно-эмоциональную сферу личности. Коммуникативная компетентность проявляется в формах деятельности и порождаемых этой деятельностью взаимоотношениях. Критерии эффективности коммуникативной компетентности выражаются в степени соответствия коммуникативного поведения личности требованиям моральных, этических, лингвистических, культурных норм общества». [5]

Процесс развития коммуникативной компетентности — специально организованное, целенаправленное взаимодействие учителя и ученика, в результате которого формируются коммуникативные знания, умения. Сам процесс развития коммуникативной компетентности состоит из следующих компонентов: мотивационно-целевой, программно-диагностический, организационно- исполнительский, контрольно-рефлексивный.

Мотивационный — проявление у обучающихся интереса и потребности в повышении уровня коммуникативной компетентности и целенаправленного ее использования в профессиональной деятельности. Программно-диагностический — подготовка программы общения, разработка текстов для общения, выбор стиля, позиции и дистанции общения и диагностика социально-психологической ситуации в условиях будущей коммуникативной деятельности, выявление возможных социальных, социально- психологических и других противоречий, с которыми возможно предстоит столкнуться личности в общении. Организационно-исполнительский — организация внимания партнеров по деятельности, стимулирование их коммуникативной активности, а также диагноз коммуникативной ситуации, в которой разворачивается коммуникативное общение личности, прогноз развития этой ситуации, осуществляемый по заранее осмысленной программе деятельности. Рефлексивный — умение контролировать поведение в процессе деятельности и рефлексировать его результаты. [6,7]

Согласно психологическим исследованиям коммуникативная компетентность включает следующие компоненты:

– эмоциональный (включает эмоциональную отзывчивость, эмпатию, чувствительность к другому, способность к сопереживанию и состраданию, внимание к действиям партнеров);

– когнитивный (связан с познанием другого человека, включает способность предвидеть поведение другого человека, эффективно решать различные проблемы, возникающие между людьми);

– поведенческий (отражает способность ребенка к сотрудничеству, совместной деятельности, инициативность, адекватность в общении, организаторские способности и т. п.).

Несовершенство умений и навыков, связанных с использованием речи как средства общения, является характерной особенностью учащихся с нарушениями слуха, обусловленной вторичными отклонениями. В наши дни идут поиски новых путей социальной адаптации, направлений этой работы, форм её организации и методов сближения детей с проблемами слуха и их слышащих ровесников, которые нашли своё отражение в системе интегрированного обучения детей с особыми образовательными потребностями на базе общеобразовательных учреждений (Н. Н. Малофеев, Т. С. Зыкова, Э. Н. Хотеева и др.). [7]

Теоретические основы формирования коммуникативной деятельности у младших школьников с нарушениями слуха связаны с рассмотрением природы языка, его роли в социальном и познавательном развитии человека, а также особенностями психического и речевого развития детей с нарушениями слуха, психологическими и лингвистическими закономерностями овладения речью, и с учетом в процессе речевого развития у детей с нарушениями слуха. [7]

Важным выступает утверждение Б. Д. Корсунской о том, что одним из способов формирования коммуникативных навыков слабослышащих детей выступают жесты, на основе которых в дальнейшем возникает потребность в общении. В школьной педагогике преобладает точка зрения М. И. Лисиной, Т. А. Репиной, А. Г. Рузской, которые понятия общение и коммуникативная деятельность рассматривают в качестве синонимов. В их концепции заложена ведущая идея: развитие общения школьников со сверстниками, как и со взрослым, представляется как процесс качественных преобразований структуры коммуникативной деятельности. Лингвисты рассматривают коммуникативные навыки как синоним коммуникативной компетентности в современном образовательном пространстве: она представляет собой систему психических и поведенческих характеристик личности эта система способствует успешному общению, а, следовательно, обучению на каждом этапе жизни и деятельности. Для успешности в обществе важно иметь высокий уровень коммуникативных навыков, адекватно взаимодействовать с окружающими и самостоятельно управлять процессом общения в любой ситуации. [7]

Таким образом, анализ литературных источников позволяет сделать вывод о том, что формирование коммуникативной компетентности у детей с нарушениями слуха в силу своеобразия их общего и речевого развития будет иметь специфические особенности. Многие аспекты формирования компонентов коммуникативной компетентности у данной категории детей остаются недостаточно разработанными, что затрудняет работу педагогов в этом направлении в системе специального образования и в условиях интегрированного обучения в общеобразовательной школе. Важным средством, влияющим на эффективное формирование коммуникативной компетентности слабослышащих школьников, может явиться их совместное обучение с нормально слышащими сверстниками. Успешное формирование коммуникативной компетентности невозможно в условиях речевой, социальной и коммуникативной депривации. Важным средством, влияющим на эффективное формирование коммуникативной компетентности слабослышащих школьников, является их совместное обучение с нормально слышащими сверстниками. Однако коммуникативная компетентность даже в условиях интегрированного обучения не формируется у слабослышащих детей спонтанно. Разработка и внедрение в учебно-воспитательный процесс комплекса коррекционно-педагогических приемов и условий по формированию коммуникативной компетентности младших школьников с нарушениями слуха является одним из аспектов решения обозначенной проблемы.

Литература:

  1. Климантова С. П. Коммуникативная компетентность как психолого-педагогическая проблема. Статья. — Оренбург;
  2. Статья «Коммуникативная компетентность как психолого-педагогическая проблема» Климантова С. П. учитель английского языка МОАУ «Гимназия № 7" г. Оренбурга // Инфоурок ведущий образовательный портал России. URL: https://infourok.ru/statya-kommunikativnaya-kompet... (дата обращения: 16.02.2019).
  3. Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения — Астана, 2012
  4. Беляева О. Л. Организационно — педагогические условия формирования коммуникативной компетентности слабослышащих детей в процессе интегрированного обучения в общеобразовательной школе I ступени — Красноярск, 2010;
  5. Организационно-педагогические условия формирования коммуникативной компетентности слабослышащих детей в процессе интегрированного обучения в общеобразовательной школе I ступени (О. Л. Беляева) Источник: https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=109 // Информационные материалы для студентов. URL: https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=109 (дата обращения: 16.02.2019).
  6. «Формирование коммуникативной компетентности слабослышащих детей в процессе интегрированного обучения в общеобразовательной школе. Учебно-методическое пособие Министерство образования и науки». // Бесплатная электронная библиотека (Авторефераты, диссертации, методички, учебные программы, монографии). URL: http://diss.seluk.ru/m-pedagogika/30007683–1-formi... (дата обращения: 16.02.2019).
  7. Формирование коммуникативной компетентности слабослышащих детей в процессе интегрированного обучения в общеобразовательной школе : учебно-методическое пособие Министерство образования и науки» // Бесплатная электронная библиотека — Методические указания, пособия. URL: http://metodichka.x-pdf.ru/15pedagogika/222243–3-f... (дата обращения: 16.02.2019).
  8. Емельянов Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение.- Л., 1985.
  9. Зимняя, И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. — Ростов н/Д. — 1997.
Основные термины (генерируются автоматически): коммуникативная компетентность, нарушение слуха, коммуникативная деятельность, интегрированное обучение, общение, умение, коммуникативная подготовленность, общеобразовательная школа, общественная жизнь, профессиональная деятельность.


Похожие статьи

Формирование коммуникативных навыков у детей...

Барабанов Р. Е. Формирование коммуникативных навыков у детей с нарушением слуха [Текст]

На первый план выходят коммуникативные знания и умения, необходимые любому члену общества для

Слух — уникальный инструмент межличностного общения.

Формирование коммуникативной компетентности как условие...

Коммуникативная компетентность в современном обществе предполагает умение человека определять пути взаимодействия с другими людьми в быстро меняющейся

Коммуникативная компетентность включает как наличие знаний, умений и навыков, так и готовность их...

Особенности коммуникативной функции детей с нарушением...

Слух — уникальный инструмент межличностного общения. Качество слуха приобретает важнейшее значение в связи со сложностями, связанными с общественным развитием и социальной адаптацией.

Понятие «коммуникативная компетенция» и его становление...

2) коммуникативная компетенция – это способность человека к общению в одном или всех видах речевой деятельности, которая представляет собой приобретённое в процессе естественной коммуникации или специально организованного обучения особое качество...

Формирование коммуникативной компетенции у учащихся...

Коммуникативная компетентность представляет целостную систему психических и

- структуру общения, особенности реализации коммуникативной, интерактивной и

Коммуникативная компетентность — один из важных компонентов профессиональной...

Теоретические основы формирования коммуникативных умений...

При изучении природы коммуникативных умений, необходимо иметь представление о таких основных

Коммуникативная компетентностьспособность устанавливать и

Программа по иностранному языку для общеобразовательных школ ставит перед преподавателями...

Развитие коммуникативной компетенции обучающихся с ОВЗ во...

Коммуникативная компетентность — это владение вербальными и невербальными способами общения, навыками социальной перцепции

Готовность к речевому общению, к диалогу, общению как в личной жизни (со знакомыми, друзьями, членами семьи), так и в общении с...

Методические условия формирования коммуникативной...

коммуникативная компетентность, коммуникативная деятельность, деловое общение, профессионально-деловое общение, умение

Также, в соответствии с учебным планом подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности, в дискурсе...

Формирование коммуникативной компетентности кадет...

Коммуникативная компетентность — одна из важнейших качественных характеристик личности

5. Поведенческий компонент образуют коммуникативные умения, способы деятельности и опыт, который является образованием, интегрирующим в себя на уровне...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Формирование коммуникативных навыков у детей...

Барабанов Р. Е. Формирование коммуникативных навыков у детей с нарушением слуха [Текст]

На первый план выходят коммуникативные знания и умения, необходимые любому члену общества для

Слух — уникальный инструмент межличностного общения.

Формирование коммуникативной компетентности как условие...

Коммуникативная компетентность в современном обществе предполагает умение человека определять пути взаимодействия с другими людьми в быстро меняющейся

Коммуникативная компетентность включает как наличие знаний, умений и навыков, так и готовность их...

Особенности коммуникативной функции детей с нарушением...

Слух — уникальный инструмент межличностного общения. Качество слуха приобретает важнейшее значение в связи со сложностями, связанными с общественным развитием и социальной адаптацией.

Понятие «коммуникативная компетенция» и его становление...

2) коммуникативная компетенция – это способность человека к общению в одном или всех видах речевой деятельности, которая представляет собой приобретённое в процессе естественной коммуникации или специально организованного обучения особое качество...

Формирование коммуникативной компетенции у учащихся...

Коммуникативная компетентность представляет целостную систему психических и

- структуру общения, особенности реализации коммуникативной, интерактивной и

Коммуникативная компетентность — один из важных компонентов профессиональной...

Теоретические основы формирования коммуникативных умений...

При изучении природы коммуникативных умений, необходимо иметь представление о таких основных

Коммуникативная компетентностьспособность устанавливать и

Программа по иностранному языку для общеобразовательных школ ставит перед преподавателями...

Развитие коммуникативной компетенции обучающихся с ОВЗ во...

Коммуникативная компетентность — это владение вербальными и невербальными способами общения, навыками социальной перцепции

Готовность к речевому общению, к диалогу, общению как в личной жизни (со знакомыми, друзьями, членами семьи), так и в общении с...

Методические условия формирования коммуникативной...

коммуникативная компетентность, коммуникативная деятельность, деловое общение, профессионально-деловое общение, умение

Также, в соответствии с учебным планом подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности, в дискурсе...

Формирование коммуникативной компетентности кадет...

Коммуникативная компетентность — одна из важнейших качественных характеристик личности

5. Поведенческий компонент образуют коммуникативные умения, способы деятельности и опыт, который является образованием, интегрирующим в себя на уровне...

Задать вопрос