О вопросах мусульманского правосознания | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №50 (340) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 14.12.2020

Статья просмотрена: 16 раз

Библиографическое описание:

Барба, Д. С. О вопросах мусульманского правосознания / Д. С. Барба. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 50 (340). — С. 155-157. — URL: https://moluch.ru/archive/340/75285/ (дата обращения: 03.03.2021).



Актуальность темы статьи значима, особенно исходя из последних событий, произошедших во Франции осенью 2020 года, которые всколыхнули мировую общественность.

В данной статье мы рассмотрим сугубо теоретические аспекты мусульманского правосознания, имея целью, таким путём раскрыть и показать проявления его особенностей в разных его структурных элементах, его влияние на восприятие права мусульманами.

Как отмечал Алексеев С. С., «правосознание есть совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям в общественной жизни» [1, с. 333].

По мнению Керимова Д. А., правосознание — это часть (вид) общественного сознания, содержанием которого являются взгляды, убеждения, а также идеи, относящиеся к праву. Так же Керимов Д. А., отмечает, что право и правосознание состоят в неразрывной связи между собой [2].

Сурилов А. В. и Алексеев С. С. сходятся во мнении, что право, являясь фактором и частью объективной реальности, отражается в сознании человека, таким образом, формируется субъективная реакция индивида на право — то есть, формируется правосознание [3, с. 389], [1, с. 332].

Говоря о мусульманском правосознании, по моему мнению, мусульманское правосознание — это взгляды, представления и убеждения мусульман о праве, строящиеся на основе ислама — его принципах, доктринах и религиозных нормах.

Как указано выше, правосознание является частью общественного сознания и одной из форм сознания индивида вообще. По мнению Керимова Д. А., сознание — это объемное историческое образование, а не исходная предпосылка человека, это результат многовекового развития в общественной среде — «глубоко погружаясь корнями в эту среду, сознание не только питается её соками, но и пополняет её своеобразием индивидуальности» — отмечает Керимов Д. А. [2].

Данное высказывание Керимова Д. А., находит своё отражение в сущности мусульманского правосознания — оно является результатом исторического, многовекового, длящегося и сейчас, развития исламской цивилизации. Основой индивидуальности мусульманского правосознания является огромная степень влияния религии, — и кроется она, в исторически сложившихся особенностях формирования государственности Арабского Халифата; мусульманское правосознание продолжает пополнять своей индивидуальностью как общественную, так и правовую действительность. Говоря об этом, хочется отметить, что на данном этапе цивилизационного развития общества мусульманское правосознание уже перестало оказывать влияние только на территории исконно исламских государств, оно распространяется на всю мировую мусульманскую умму (религиозная община), а также на мировое сообщество в целом.

Занимаясь изучением правосознания Алексеев С. С., выделял несколько подходов к рассмотрению его структуры, мы рассмотрим один из них и составляющие его структурные элементы [1, с. 336]:

  1. Информационный — наличие в сознании индивида информации о законе.

Говоря о мусульманском правосознании, информационный элемент приобретается, отличными от стандартных представлений о получении знания о норме права, таковыми являются — основы религиозных знаний, полученные в семье, чтение религиозных книг (Коран, Сунна), проповеди в мечети, просветительские беседы с богословами, имами. Таким образом, религиозные знания, восполняют даже отсутствие знаний о конкретном законе, — индивид зная нормы религии, её принципы имеет представления о дозволенном и запрещенном в определённой норме права, не зная содержания такой нормы права.

  1. Оценочный — процесс формирования отношения индивида к праву, путём соотношения ним нормы права и его собственных ценностей.

Индивидуальные ценности мусульманина, строятся, прежде всего, на исламских религиозных ценностях. Оценивание, сопоставление какой — либо нормы права происходит с точки зрения её соответствия / не соответствия нормам ислама, его основополагающим принципам.

  1. Волевой — психологическая направленность человека, готовность действовать. Индивид решает, следовать ему какой-либо норме права или нет.

Реализация нормы права, следование ей мусульманином — происходит только при её соответствии нормам ислама и шариата. В большинстве своём, сила влияния норм ислама и шариата намного превосходит силу влияния норм государственного права, — проявляется это в двух аспектах: реализация нормы государственного права — при её соответствии исламу; не реализация — в случае её несоответствии исламу, даже в тех случаях, когда правило поведения предусмотренное какой-либо нормой права дозволено государством.

Данный элемент правосознания формируется на основе двух предыдущих и является завершающим, он при этом, является первой стадией правового регулирования.

Сурилов А. В. и Назаров Б. Л. сходятся во мнении, что правовое регулирование и правосознание имеют между собой неразрывную связь [3, с. 389], [4]]. Назаров Б. Л. пишет, «процесс правового регулирования при наличии правовых норм и правовых отношений начинается лишь при условии наступления контакта индивидуальной воли субъекта права с государственной волей. Но для установления такого контакта необходимо, чтобы субъект права осознал обращённые к нему требования или дозволения государственной воли» [4]

Рассматривая мусульманское правосознание в исламской правовой системе, субъект права — мусульманин контактирует не столько с государственной волей, сколько с волей Аллаха. Данный вывод можно сделать исходя из исламской концепции государства — главной целью деятельности мусульманского государства является исполнение воли Аллаха на земле. Следовательно, государственная воля лишь реализует волю Аллаха, содержащуюся в его Писаниях, а государство не только не отделено от религии, но и служит связующим звеном между народом и Аллахом — поддерживает и обеспечивает исполнение людьми Его Писаний.

Момент осознания мусульманином требований выраженных в какой-либо норме права зависит от вышеуказанного положения, а также от следующего — первый столп имана — вера в Аллаха и его предписания, говорит о том, что нет единого Бога кроме Аллаха, он един и всесилен, следовательно, в его деяниях нет и не может быть ошибок, и вообще его деяния и Писания не подлежат обсуждению, всё созданное им — идеально от своей природы. Следовательно, и исполнять предписания Аллаха необходимо так же неукоснительно, не рассуждая, не оценивания их, т. к. они идеальны и безошибочны. Об этом говорят следующие аяты из Корана [5, стор. 34; стор. 111; стор. 469; стор. 476]:

− аят 255, сура «Аль-Бакара» — «…Его Престол (Подножие Трона) объемлет небеса и землю, и не тяготит Его оберегание их. Он — Возвышенный, Великий»

− аят 164, сура «Аль-Анам» — «…Скажи: «…Неужели я стану искать другого господа помимо Аллаха, в то время как Он является Господом всякой вещи»

− аят 8, сура «Ат-Тин» — «Разве Аллах не является Наимудрейшим Судьёй?»

− аят 4, сура 112 «аль-Ихлас» — «И нет никого равного Ему»

Изучая правосознание, Алексеев С. С. рассматривал два критерия классификации правосознания:

− по субъектам, носителям правосознания;

− по уровню осознания необходимости права.

В данной статье мы рассмотрим классификацию по следующему критерию — уровню осознания субъектами необходимости права [1, с. 338–340]

Виды правосознания

Виды мусульманского правосознания [6]

Обыденное — характерно для большинства населения государства, индивиды знакомы с правом на поверхностном уровне, с основными принципами права, нередко правовые воззрения тесно переплетаются с нравственными воззрениями.

Обыденное — неосмысленное отношение к праву, которое строиться на поверхностном осознании норм шариата, нередко отходя от принципов ислама.

Правосознание верующих мусульман — отношение и восприятие права, основанное на чётком, глубоком осознании бесспорности норм ислама и шариата, чёткая их реализация в своей жизни

Профессиональное — характерно для практикующих юристов — профессионалов, знание не только конкретных норм права, отраслевого законодательства, но и механизма их применения.

Доктринальное — правосознание богословов, имамов, учёных правоведов, юристов — профессионалов, формирующиеся под влиянием знаний о теории мусульманского права и исламской теологии.

Научное — правосознание исследователей, учёных-правоведов. Знание теоретических аспектов и вопросов права.

В данной статье я попыталась кратко осветить и показать, насколько ислам влияет на правосознание мусульман, насколько оно специфично и отлично от правосознания других верующих, а также атеистов.

По моему мнению, исходя из того, что в данный момент мировая общественность придерживается принципов равенства, гарантированности прав и свобод человека не зависимо от его вероисповедания, расы и нации, а также принципа глобального гуманизма, который не отрицает разности национальных обычаев и традиций, разнообразия религий и мировоззрений, следует учитывать специфику индивидуальности правосознания граждан разных религий, мировоззрений, наций при осуществлении внутренней и внешней политики государств.

Литература:

  1. Алексєєв С. С., Теория государства и права, Москва, издательство «Норма», 458 с., 2005 год, стр. стр. 332, 333, 336, 338–340;
  2. Керимов Д. А., Методология права. Предмет, функция, проблемы философии права, Москва, Аванта +, 528 с., 2001,стр. 385–387;
  3. Сурилов А. В., Теория государства и права, учебное пособие, Одесса, Вища Школа, 439 с., 1989, стр. стр. 389;
  4. Назаров Б. Л. О юридических аспектах позитивнойсоциальной ответственности // Сов. Гос-во и право — 1981, № 10 — с. 29–38;
  5. Коран, перевод на русский язык, автор перевода — ЕльмирКулиев, Lies Stiffung; 50765 — Köln — Deutschland, 480 с.,2014, стр. стр. 33, 111, 469, 476;
  6. Сулейманов А. А., Правосознание мусульман: теоретические аспекты, автореферат на соискание академической степени магистра права, научный руководитель С. Ф. Ударцев, Астана, каталог юридическогофакультета, НБ им. М. Горького, СпбГУ, 12 с.
Основные термины (генерируются автоматически): мусульманское правосознание, какая-либо норма, норма, правовое регулирование, правосознание, государственная воля, мировая общественность, мое мнение, неразрывная связь, общественное сознание.


Задать вопрос