Библиографическое описание:

Балтабаев Ж. О. Информационно-технологическая подготовка учителей трудового обучения // Молодой ученый. — 2011. — №11. Т.2. — С. 146-147.

Одной из основных проблем современной системы образования является противоречие между быстрыми темпами приращения знаний в современном мире и ограниченными возможностями их усвоения индивидом. Решение этой проблемы требует пересмотра парадигмы образования, нацеленной на достижение абсолютного образовательного идеала – воспитание развитой личности, и перехода к максимальному развитию способностей человека к саморегуляции и самообразованию через развитие способов деятельности.

Современная педагогическая наука переживает период переосмысления подходов к подготовке человека к профессиональной деятельности. Возросший темп внедрения инновационных разработок и их разнообразие – наиболее характерная черта современного производства, поэтому сегодня от системы образования требуется увеличение темпов включения новых идей и технологий в педагогический процесс.

Педагогическая технология характеризуется рядом признаков, В.П. Беспалько выделяет следующие [1]:

- четкая, последовательная педагогическая, дидактическая разработка целей обучения, воспитания;

- структурирование, упорядочение, уплотнение информации, подлежащей усвоению;

- комплексное применение дидактических, технических, в том числе и компьютерных, средств обучения и контроля;

- усиление, насколько это возможно, диагностических функций обучения и воспитания;

- гарантированность достаточно высокого уровня качества обучения.

Педагогическая технология взаимосвязана с педагогическим мастерством. Совершенное владение педагогической технологией и есть педагогическое мастерство.

При определении места и роли информационных и коммуникационных технологий современных направлений преподавательской деятельности в структуре подготовки будущих учителей трудового обучения и формировании их информационной культуры необходимо:

  1. Рассмотреть структуру подготовки будущих учителей трудового обучения, политехническую подготовку школьников и преподавателей трудового обучения.

  2. Рассмотреть содержание общего понятия информационной культуры, проанализировать особенности информационной культуры педагога, вопросы развития информационной культуры специалиста в вузе и в условиях профессиональной деятельности.

  3. Сделать обзор использования информационно-коммуникационных технологий в сфере высшего образования и в образовательной области «трудового обучения».

Единство содержательной и процессуальной сторон обучения достигалось включением в содержание курса тем, связанных с общими педагогическими и методическими задачами изучения компьютерной техники в школе и вузе. Подробно рассматриваются ресурсы Интернет, дается их классификация, использование предпринимательства, тем самым достигается систематизация понятий, и закрепляются навыки пользования Интернетом в различных сферах деятельности.

В формы обучения по курсу заложена система лекционных, семинарских, практических занятий, на которых предусмотрено вовлечение студентов в самостоятельную творческую работу по реализации собственных проектов в области применения компьютерной техники.

При составлении программы учитывался принцип гуманитаризации образования, который соблюдался в отборе материала для формирования у студентов высокого уровня информационной культуры, составляющими которой являются:

  • умение формулировать свою потребность в информации;

  • осуществлять поиск нужной информации;

  • перерабатывать информацию и создавать новую;

  • адекватно отбирать и оценивать информацию;

  • эффективно использовать средства информационных технологий при решении конкретных учебных задач и в проектной деятельности[2].

Критериями информационной культуры человека являются его умение адекватно формулировать свою потребность в информации, эффективно осуществлять поиск нужной информации во всей совокупности информационных ресурсов, адекватно отбирать и оценивать информацию, перерабатывать ее и создавать качественно новую, вести индивидуальные информационно-поисковые системы, а также способность к информационному общению и компьютерную грамотность[3].

В заключении отметим, что информационное обеспечение преподавателей трудового обучения может создать условия для формирования у обучающегося системы устойчивых профессиональных знаний и умений пользования компьютерной техникой в учебной и трудовой деятельности, повышения качества подготовки будущих специалистов и активизации учебно-воспитательного процесса в вузе.


Литература:
  1. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М. 1995.

  2. Волохов А.В. Информационно-технологическая подготовка будущих учителей технологии при изучении современного информационного обеспечения предпринимательской деятельности. Дисс. … канд. пед. наук: - М:2004.

  3. Стародубова Г.А. Подготовка специалиста по формированию информационной культуры личности: опыт, проблемы // Современные проблемы взаимодействия культуры, искусства, образования: Сб. науч. трудов СГИИ. – Смоленск,2002.вып.III

Основные термины (генерируются автоматически): информационной культуры, трудового обучения, учителей трудового обучения, преподавателей трудового обучения, будущих учителей трудового, подготовки будущих учителей, Педагогическая технология, поиск нужной информации, информационной культуры педагога, информационной культуры человека, информационной культуры специалиста, понятия информационной культуры, уровня информационной культуры, профессиональной деятельности, системы образования, уровня качества обучения, диагностических функций обучения, разработка целей обучения, процессуальной сторон обучения, высокого уровня.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос