Педагогический потенциал информационных технологий в профессиональной подготовке будущих учителей химии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (85) март-1 2015 г.

Дата публикации: 19.02.2015

Статья просмотрена: 90 раз

Библиографическое описание:

Адаев И. А. Педагогический потенциал информационных технологий в профессиональной подготовке будущих учителей химии // Молодой ученый. — 2015. — №5. — С. 427-430. — URL https://moluch.ru/archive/85/15783/ (дата обращения: 24.10.2018).

Происходящие в стране социально-экономические преобразования и модернизация системы профессионального образования вызвали необходимость совершенствования работы педагогического вуза по подготовке будущих учителей, в т. ч. и будущих учителей химии. Теория и практика современного педагогического образования имеет богатый опыт подготовки педагогических кадров, в т. ч. и с использованием информационных технологий. В последние годы появились исследования, посвященные использованию современных средств информационных технологий в профессиональной подготовке будущих учителей химии. Так, Ю. В. Гавронская предлагает использовать компьютерные программы при опосредованном обучении для контроля поисковой деятельности студентов на интерактивной лекции [1, с. 165].

Н. А. Шкильменская, говоря о реализации функций информационно-коммуникационных технологий, отмечает круг задач, решаемых с их помощью, среди которых: изучение и закрепление нового материала; проведение лабораторных работ или практикумов; иллюстрация нового материала; самообразование и контроль [6, с. 64].

С. И. Гильманшина, C. С. Космодемьянская считают, что компьютерные технологии являются в школе одним из средств реализации других (тех или иных) педагогических технологий, применяемых в каждом конкретном случае [2, с. 104].

М. Е. Соловьев, М. М. Соловьев предлагают конкретные варианты применения информационных технологий в обучении химии, а именно универсальные химические пакеты программных средств ChemOffice и HyperChem, являющиеся на сегодняшний день одними из популярных во многих химических лабораториях различных стран мира. Указанные программные средства помогают визуализировать пространственную структуру молекул, прогнозировать физико-химические свойства органических соединений, исследовать конформацию и динамику молекул методами классической механики, моделировать межмолекулярные взаимодействия и пр. [4].

А. Г. Тихобаев подчеркивает эффективность интерактивных технологий в обучении, которые он классифицирует по участникам диалога следующим образом: человек-человек (деловые и ролевые игры, работа в группах, дискуссия, мозговой штурм и т. д.); человек-машина (виртуальная реальность, компьютерные игры, интерактивные средства и т. д.); человек-машина-человек (дистанционное обучение, локальные телекоммуникационные технологии, компьютерное тестирование и т. д.) [5, с. 82]. Автор предлагает использовать программу Model ChemLab (симулирование различных химических процессов), относящуюся, с его точки зрения, к технологиям виртуальной реальности.

Козма (R. B. Kozma) и Андерсон (R. E. Anderson), раскрывая педагогический потенциал, отмечают, что информационные технологии:

-          способствуют целенаправленности, активности, самостоятельности студентов; их ответственности за собственное обучение; помогают оценивать свои успехи и/или успехи других студентов;

-          способствуют формированию у студентов умений и навыков поиска, систематизации и анализа информации, а также общения и выражения мыслей с помощью различных технических средств;

-          способствуют организации проектной деятельности студентов, особенно в случаях моделирования сложных объектов;

-          могут быть средством организации индивидуального плана обучения, позволяющего студентам освоить учебный материал с учетом их способностей, интересов и уровня знаний;

-          способствуют объективной оценке, не зависящей от пола, национальности, социального происхождения студентов; помогают организовать дистанционное обучение;

-          помогают привлечь в образовательный процесс родителей, ученых, бизнесменов, тем самым выводя процесс обучения за пределы школы и класса;

-          способствуют знакомству и общению студентов с представителями разных наций и культур [8, с. 15].

По определению ЮНЕСКО, информационные технологии — это комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных наук, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации с помощью вычислительной техники и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические применение [7]. В настоящее время в педагогической науке обобщается педагогический опыт применения информационных технологий. Ученые считают, что при всех возможностях современных информационных технологий, целью информатизации образования является не сам факт их использования в обучении, а повышение качества образовательной системы через их внедрение и распространение. Среди форм использования информационных технологий в образовательном процессе учеными выделяются две основные:

-          обучение методам использования информационных технологий;

-          обучение с помощью информационных технологий.

Современные реалия таковы, что мультимедийные средства обучения (и главный из них — электронный учебник) выходят на первый план в вузовской системе. Электронные учебники создаются сегодня при помощи разных технологий, использующих традиционные алгоритмические языки, мультимедиасредства, гипермедиасредства. Так, некоторые разработчики используют веб-технологии. В этом случае электронный учебник представляет собой сложные гипертексты с включенными в них иллюстрациями, справочными материалами. В других случаях создаются инструментальные оболочки, которые наполняются текстовыми и графическими материалами. Н. Н. Елистратова в своей работе приводит несколько определений, среди которых электронным учебником признается: компьютерное педагогическое программное средство; электронный учебный курс; комплекс информационных, методических и программных средств: основное учебное электронное издание. Она разводит понятия «электронный учебник» и «электронное учебное пособие». Основная разница между этими понятиями заключается в том, что в учебник предназначен для чтения всей представленной в нем информации, а материал пособия может изучаться выборочно [3].

Анализ вышеуказанных источников был нам необходим для разработки электронного учебного пособия. Таким образом, мы определили для себя требования к форме представления учебного материала:

-          учебный материал представляется в виде блоков или модулей;

-          на экране компьютера одномоментно отображается только та информация, которая нужна пользователю для усвоения темы, при этом у пользователя сохраняется возможность доступа к другой информации;

-          выразительные средства (анимация, выделение цветом, звук, видео) применяются только в случаях целесообразности. Например, для характеристики фрагмента урока одного текстового описания недостаточно, нужно видео, при этом если в видеосюжете звук плохо различим, то можно включить пояснения в виде субтитров;

-          в тексте используются гиперссылки;

-          в пособии используются обучающие тесты, что обеспечивает интерактивность и диалогичность процесса обучения.

Разработанное нами учебное пособие имеет древовидную структуру с членением на пункты и подпункты. На странице пособия слева располагается колонка с оглавлением пособия, справа — поле, в котором отображается содержание учебного материала. Разработка пособия велась в программном обеспечении Adobe Dreamweaver. Данная программа обладает широкими возможностями по созданию и редактированию сайтов разного уровня сложности и назначения.

Технологической базой учебного пособия являются web-технологии, такие, как язык гипертекстовой разметки (HTML), прототипно-ориентированный сценарный язык программирования javascript, а также технология каскадных таблиц стилей (CSS).

Главная страница и все подстраницы сайта представляют собой html-файлы, связанные гиперссылками через меню сайта. Меню (содержание) учебника создано с помощью языка программирования javascipt, что обеспечивает его интерактивность, простоту в изменении содержимого меню и низкую требовательность всего сайта к вычислительным ресурсам устройства, на котором отображается учебное пособие (персонального компьютера, планшета, смартфона). Каскадные таблицы стилей (CSS) используются для приведения содержимого сайта к единому внешнему виду без необходимости правки каждой страницы с учебным материалом по отдельности.

Основное окно учебного пособия состоит из четырех блоков: заголовка по верхнему краю страницы, в котором находятся логотип учебника, его название и основное описание; интерактивного содержания-меню в левой части, которое откликается на действия пользователя — наведение курсора подсвечивает элемент меню, нажатие открывает или закрывает его содержание; основной части страницы справа, которая занимает большую часть экрана, и в которой отображается информация о сайте, учебный материал, вопросы для освоения и обучающие упражнения.

Обучающие тесты разрабатывались нами в программном обеспечении HotPotatoes, которое представляет собой комплект средств для разработки тестовых упражнений пяти видов — JСloze (упражнение типа «вставьте недостающее слово»), JCross (головоломка-кроссворд), JMatch (упражнения на поиск соответствий), JMix (упражнение на восстановление порядка предложений) и JQuiz (упражнение-тест с выбором одного или нескольких вариантов, также возможен вариант с коротким ответом). Каждому варианту ответа назначается комментарий, который затем выводится во всплывающем окне вместе с информацией о прогрессе по всему упражнению. Это дает возможность коррекции знаний при изучении модуля. Программное обеспечение HotPotatoes также предусматривает возможность экспорта готового задания в файл формата HTML, который затем очень легко встраивается в электронный учебник.

Как показало наше теоретическое исследование, информационные технологии направлены на организацию таких способов деятельности студентов, как: активный и мотивированный поиск информации в условиях неопределенной ситуации; дивергентное и конвергентное мышление; обнаружение проблемы и выработка гипотезы; наблюдение и эксперимент; анализ полученных результатов, оценка и прогнозирование на их основе развития ситуации. При проведении экспериментальной работы мы использовали информационные технологии в качестве средств визуализации лекционного материала; средства создания медиа-текстов; средства организации общения.

На наш взгляд, перспектива исследовательской деятельности по данной проблеме может предполагать такие направления работы, как выявление причинно-следственных связей и закономерностей процесса профессиональной подготовки будущих учителей химии; выявление путей совершенствования мониторинга этого процесса и подбор оптимальных средств диагностики; модернизация информационных технологий, позволяющих эффективно формировать профессиональные компетенции у будущих учителей химии и др.

 

Литература:

 

1.         Гавронская, Ю. Ю. Технология интерактивного обучения химическим дисциплинам в педагогическом вузе // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. — 2008. — № 52. — С. 157–692.

2.         Гильманшина, С. И. Формирование профессионального мышления будущих учителей на основе компетентностного подхода: дис... д-ра пед. наук: 13.00.01 / С. И. Гильманшина; Институт педагогики и психологии профессионального образования РАН. — Казань, 2008. — 559 с.

3.         Елистратова, Н. Н. Электронный учебник как средство и условие мультимедийного обучения в педагогике высшей школы / Н. Н. Елистратова // Вестник Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина. — 2010. — № 27. — С. 15–22.

4.         Соловьев, М. Е. Компьютерная химия: для студентов и преподавателей / М. Е. Соловьев, М. М. Соловьев. — М.: Солон-Пресс, 2005. — 535 с.

5.         Тихобаев, А. Г. Интерактивные компьютерные технологии обучения / А. Г. Тихобаев // Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2012. — №. 8. — С. 81–84.

6.         Шкильменская, Н. А. Основные функции современных информационно-коммуникационных технологий в условиях гуманитаризации образования / Н. А. Шкильменская // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. — 2008. — № 83. — С. 58–69.

7.         Heine P. UNESCO ICT Competency Framework for Teachers / Paul Hine. Paris: UNESCO, 2013. — 92 p.

8.         Kozma, R.B. and Anderson, R.E. (2002). Qualitative case studies of innovative pedagogical practices using ICT, Journal of Computer Assisted Learning, 18, 387–394.

Основные термины (генерируются автоматически): учебный материал, CSS, учебное пособие, электронный учебник, будущий учитель химии, HTML, программное обеспечение, дистанционное обучение, виртуальная реальность, профессиональная подготовка.


Похожие статьи

История развития дистанционного обучения | Статья в журнале...

Ключевые слова: дистанционное обучение, образовательный процесс, компьютерные сети.

Ученики по почте получали учебные материалы, общались с преподавателями.

− развитие единого образовательного пространства, подразумевающее обеспечение...

Электронное обучение как средство реализации...

На компьютерах учителей и обучающихся при использовании электронного дистанционного обучения должно быть установлено как минимум то же программное обеспечение, которое используется при очном обучении.

Роль современных мобильных приложений в учебном процессе...

Многие учёные и педагоги уверены, что будущее обучения с поддержкой ИКТ связано и

‒ как собственно обучающее средство при условии разработки учебных материалов, адаптированных для платформ мобильных средств связи (SMS- тесты, учебные пособия и...

Электронное обучение как инновационная педагогическая...

При использовании системы электронного обучения в профессиональной образовательной организации формируется единая информационная образовательная среда

Работа с новыми программными продуктами и современным оборудованием: Учебно-методическое пособие.

Философско-психологический контекст использования...

Так, в последнее время активно разрабатываются и внедряются в учебный процесс электронные учебники, автоматизированные системы обучения, организуются виртуальные университеты, обсуждаются вопросы дистанционного образования.

Использование электронного учебно-методического контента...

Особенности электронного учебно-методического комплекса дисциплины при дистанционной форме обучения. Система научно-методического обеспечения подготовки специалиста технического профиля в системе СПО.

Персональный сайт как средство взаимодействия преподавателя...

Поэтому, качество подготовки будущих специалистов зависит от профессиональной компетенции самого педагога, способного

Персональный сайт учителя как одна из форм применения электронной образовательной платформы Google в процессе обучения ОБЖ.

Использование электронных учебных пособий в учреждениях...

Сегодня, в процессе обучения наряду с традиционными печатными изданиями широко применяются электронные учебные пособия, которые используются как для дистанционного образования, так и для самостоятельной работы при очном и заочном обучении.

Проектирование дистанционного образовательного курса...

дистанционное обучение, дистанционное образование, дистанционный курс, электронное обучение, WIX, курс, дистанционный образовательный курс, практический материал, главная страница курса, сетевой курс.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

История развития дистанционного обучения | Статья в журнале...

Ключевые слова: дистанционное обучение, образовательный процесс, компьютерные сети.

Ученики по почте получали учебные материалы, общались с преподавателями.

− развитие единого образовательного пространства, подразумевающее обеспечение...

Электронное обучение как средство реализации...

На компьютерах учителей и обучающихся при использовании электронного дистанционного обучения должно быть установлено как минимум то же программное обеспечение, которое используется при очном обучении.

Роль современных мобильных приложений в учебном процессе...

Многие учёные и педагоги уверены, что будущее обучения с поддержкой ИКТ связано и

‒ как собственно обучающее средство при условии разработки учебных материалов, адаптированных для платформ мобильных средств связи (SMS- тесты, учебные пособия и...

Электронное обучение как инновационная педагогическая...

При использовании системы электронного обучения в профессиональной образовательной организации формируется единая информационная образовательная среда

Работа с новыми программными продуктами и современным оборудованием: Учебно-методическое пособие.

Философско-психологический контекст использования...

Так, в последнее время активно разрабатываются и внедряются в учебный процесс электронные учебники, автоматизированные системы обучения, организуются виртуальные университеты, обсуждаются вопросы дистанционного образования.

Использование электронного учебно-методического контента...

Особенности электронного учебно-методического комплекса дисциплины при дистанционной форме обучения. Система научно-методического обеспечения подготовки специалиста технического профиля в системе СПО.

Персональный сайт как средство взаимодействия преподавателя...

Поэтому, качество подготовки будущих специалистов зависит от профессиональной компетенции самого педагога, способного

Персональный сайт учителя как одна из форм применения электронной образовательной платформы Google в процессе обучения ОБЖ.

Использование электронных учебных пособий в учреждениях...

Сегодня, в процессе обучения наряду с традиционными печатными изданиями широко применяются электронные учебные пособия, которые используются как для дистанционного образования, так и для самостоятельной работы при очном и заочном обучении.

Проектирование дистанционного образовательного курса...

дистанционное обучение, дистанционное образование, дистанционный курс, электронное обучение, WIX, курс, дистанционный образовательный курс, практический материал, главная страница курса, сетевой курс.

Задать вопрос