Автор исследует составляющие информационно-аналитической деятельности в парадипломатии, которые определяются ограниченными полномочиями субъектов в области международной и внешнеэкономической активности. Рассматривает проблему информационно-аналитического обеспечения принятия решений органами государственной власти, отвечающими за внешние связи. Автор также предлагает пути разработки и реализации информационной политики регионов и меры по обеспечению информационной безопасности в парадипломатии. Результат исследования заключается в выработке рекомендаций для функционирования современной системы информационно-аналитического обеспечения и поддержки парадипломатии.
Ключевые слова: Парадипломатия, информационно-аналитическая деятельность, региональная информационная политика, региональная информационная безопасность.
Информационно-аналитическая работа любой структуры должна способствовать формированию и развитию взаимоотношений с другими объектами, внедрению в общемировое информационное пространство и созданию своего положительного и соответствующего действительности образа.
Целью исследования является разработка информационной поддержки и продвижения парадипломатии, а именно определение стратегических направлений развития и информационного сопровождения, государственной пропаганды в СМИ парадипломатии. Для реализации указанной цели поставлены следующие задачи:
- охарактеризовать особенности информационно-аналитического обеспечения принятия решений органами госвласти, курирующими внешние связи;
- выявить, чем обусловливается масштаб и направленность международной информационной политики регионов;
- дать оценку эффективности разработки и реализации политики информационной безопасности;
- изучить основные направления по информационной поддержке и сопровождения в СМИ парадипломатии;
- разработать и сформулировать теоретические выводы, а также предложить практические рекомендации по совершенствованию системы информационной поддержки стратегических интересов в парадипломатии.
Рассматриваемая деятельность в структуре парадипломатии состоит из трёх основных элементов. Во-первых, это информационно-аналитическое обеспечение принятия решений органами государственной власти, которые курируют внешние связи. Оно требует обработки больших объемов информации из разнородных источников как внутри страны, так и за ее пределами. Во-вторых, это широкая информационная поддержка, необходимая для реализации внешнеполитического курса и успешного развития внешних связей, проявляющаяся в различных формах взаимодействия со СМИ и общественностью. Третье направление – разработка и реализация политики информационной безопасности в условиях расширяющегося влияния информационно-коммуникационных технологий на общественные процессы и необходимости комплексной защиты системы принятия решений.
Специфика информационно-аналитической деятельности в парадипломатии определяется ограниченными полномочиями субъектов в области международной и внешнеэкономической активности. Как и другие направления межрегионального сотрудничества, информационно-аналитическая работа осуществляется с учетом координирующей роли органов государственной власти федерального уровня и нормативной базы, включающей международное, национальное и субнациональное право. Ограниченность компетенции региональных субъектов в парадипломатии приводит, в частности, и к ограниченности информации, к которой имеют доступ региональные субъекты.
Информационно-аналитическое обеспечение принятия решений. Первый этап подготовки информационно-аналитических материалов – система информационно-аналитического обеспечения органов государственной власти – направлена на обеспечение госслужащих информацией, необходимой для выполнения возложенных на них задач, а также для принятия решений. Подготовка полноценных информационных материалов невозможна без взаимодействия между органами государственной власти, курирующими различные аспекты и составляющими исследуемую проблематику. Так, к парадипломатии относится внешнеэкономическая торговля и привлечение инвестиций, курируемые министерством экономики; культурные контакты, контролируемые министерством культуры; гуманитарное сотрудничество, координацию которого осуществляет министерство науки и образования; а также целый ряд других направлений: развитие спорта, туризма и др.
Разработка концепции и стратегических направлений развития парадипломатии осуществляется по традиционной схеме подготовки принятия политических решений. Сначала определяются и анализируются группы общественных, политических и экономических интересов в области внешних связей, выстраиваются приоритеты. Затем интересы формулируются и трансформируются в цели парадипломатии, зафиксированные соответствующими документами и программами. Это позволит заблаговременно скорректировать действия, а также предпринять меры по минимизации негативных последствий неизбежных событий. Система информационно-аналитического обеспечения парадипломатии должна складываться поэтапно, по мере образования нужных организационно-технических условий, а также получения доступа к определенным источникам информации [17, с. 31].
Разработка и реализация информационной политики регионов в парадипломатии. Ввиду усиливающейся взаимозависимости мира, а также диверсификации международных отношений, усиливается роль средств массовой коммуникации. СМК становятся важным инструментом в эволюции архитектоники международных отношений на всех основных направлениях (политическое, экономическое, гуманитарное и пр.), на всех уровнях власти (глобальный, супранациональный/межгосударственный, субнациональный/региональный) и во всех форматах (международные организации, многосторонние и двусторонние отношения). В результате технического прогресса информация стала широкодоступной вне зависимости от географического положения страны или региона. В этих условиях информационная поддержка международной деятельности приобретает особое значение.
К функциям региональных органов государственной власти, координирующих внешние связи, также относится обеспечение информационной поддержки реализации целей и задач в области парадипломатии. Неотъемлемым элементом соответствующей работы должы быть целенаправленные усилия по формированию за рубежом позитивного восприятия региональных интересов. Осуществляя распространение соответствующей информации в своем регионе, стране и за рубежом органы государственной власти в данном случае представляют собой важный источник информации. Следует подчеркнуть, что исходящая информация должна носить «направленный» характер, определяющийся текущими задачами парадипломатии, стоящими перед субъектом. Данная деятельность должна совпадать с курсом государственной внешней политики. При условии ее реализации в более узком спектре вопросов, ограниченных полномочиями субъекта.
Масштабы и направленность международной информационной политики регионов должна обусловливаться их приоритетами в парадипломатии и иметь сфокусированный характер. Вместе с тем, организация подобной деятельности в регионах во многом должна основываться на методиках, разработанных для внешнеполитической пропаганды, формирования благоприятного представления о внутренней и внешней политике государства, о его истории, культуре, социально-экономической жизни [12, C. 127].
Здесь необходимо применить системный подход, который предполагает определение приоритетов и политических целей, разработку и утверждение региональных программ развития, находящихся в русле общенациональной политики, реализацию разработанных мер на высоком профессиональном уровне. Внешняя информационная поддержка парадипломатии предполагает высокий профессионализм, знание основ психологии, журналистики, умение писать для зарубежной аудитории в сочетании с уверенным владением информационно-коммуникационными технологиями. Для подготовки материалов для распространения в СМИ или Интернете необходимо не только понимание сути проблемы на своем региональном уровне и увязка позиции субъекта с курсом внешней политики своего государства, но и знания специфики аудитории, для которой предназначаются сведения (особенности менталитета, местные традиции, общественное настроение, существующие стереотипы по отношению к стране и ее регионам).
Таким образом, основными направлениями работы по информационной поддержке парадипломатии в процветающем регионе должны стать:
- создание положительного образа региона в мире, обеспечение дружественного отношения к субъекту политиков, экспертов и общественности и, как следствие, широкой поддержки его действий на международной арене, достижение узнаваемости региона посредством активного взаимодействия со средствами массовой коммуникации внутри страны и за ее пределами;
- целевое освещение в национальных и региональных СМИ, других информационных источниках официальной позиции субъекта по вопросам парадипломатии, экономического, культурного, гуманитарного и иного существования за рубежом, ключевых событий внутренней политической и социально-экономической жизни;
- сотрудничество в рамках международных организаций по информационной тематике [6, с. 59].
Для выполнения этих задач необходимо освещать в СМИ официальные визиты за рубеж, прием иностранных делегаций, ход реализации международных проектов, распространять официальную информацию по проблематике парадипломатии, целям и задачам государственной политики, позиции региона по отдельным вопросам, затрагивающим его интересы. Также нужно продвигать в региональных, федеральных и иностранных СМИ информационные и аналитические материалы о субъекте. Важно обеспечить грамотное информационное содержание официальных web-ресурсов, ориентированных на поддержку парадипломатии. Приветствуется взаимодействие с экспертным международным сообществом посредством проведения научных форумов и конференций и участия в них, издание справочных и презентационных изданий. Для развития успешной информационной поддержки региона также немаловажно участвовать в разработке нормативной базы в области информации, информатизации и связи, государственных и региональных программ развития, затрагивающих вопросы региональной информационной политики [12, с. 78].
Информационная безопасность. В современных условиях взаимосвязь государственной и общественной областей зависит от информационного обмена, надежной организации информационно-коммуникационной системы. Это относится к обеспечению национальной и международной безопасности, экономическому развитию, образовательному, научному, политическому, культурному и др.
Для оказания определенного влияния на функционирование и развитие информационно-психологической среды общества, психику и поведение политической элиты или населения необходимо оказывать информационно-психологическое воздействие. Оно заключается в целенаправленной подготовке и распространении определенной информации, эффективность которой определяется результатами в общественно-политической и экономической жизни. Суть влияния информации, на наш взгляд, состоит в способности «запускать» и контролировать процессы в различных областях, параметры которых намного шире затрат на информационное воздействие [18, С. 149]. С помощью методов пропаганды и воздействия можно эффективно продвигать и отстаивать собственные позиции, а также противодействовать негативному внешнему воздействию на общественное сознание и политическую элиту. Для субъектов регионального уровня вовлеченность в подобные процессы обусловливается кругом их полномочий, принципами формирования внутригосударственной линии, особенностями связей между уровнями власти и степенью направленности региональной элиты достижения политической автономии.
Региональные субъекты не могут масштабно воздействовать на общественное сознание или на политическую элиту, т.к. это требует больших возможностей и степени влияния на мировую общественность. К тому же круг вопросов, решаемых регионами в сфере международной деятельности, существенно ограничен, поэтому говорить о полноценном участии регионов в организации информационного воздействия нельзя. Федеральный Центр в лице общенациональных СМИ может оказывать значительно большее информационное влияние на регион.
В вопросе региональной информационной безопасности субъекта в международной сфере большое внимание следует уделять: распространению объективной информации об участниках международных связей субнационального уровня, равноправию всех участников процесса информационного обмена, обеспечению безопасности международного информационного обмена, доступности ресурсов, улучшению правовых механизмов, а также деятельности по предупреждению злодеяний в информационно-коммуникационной области.
Таким образом, для реализации современной системы информационно-аналитического обеспечения и поддержки парадипломатии мы рекомендуем синтез трех ключевых направлений в данной области: обеспечения принятия управленческих решений, информационной поддержки международных проектов и формирования позитивного образа региона в мире, обеспечения информационной безопасности.
Эффективность механизма зависит от использования современных технологий, синтеза региональных, государственных и международных информационных пространств, что определяет нужду в кооперации на государственном и международном уровнях. Система информационно-аналитической деятельности в органах власти основывается на государственной стратегии разработки и осуществления соответствующих организационных усилий и определении необходимых направлений, которые в будущем должны привести к положительным экономическим или политическим эффектам. Системный научно-обоснованный подход организации деятельности заключается в конструктивном использовании международного опыта и опирается на внешнее сотрудничество, без организации которого нельзя говорить о доступе к глобальным информационным ресурсам и о настоящей защите от угроз извне.
Литература:
Бакшин В.В. Основы журналистики: Учебное пособие. Флинта; Наука. 2009.
Балуев Д.Г. Информационная революция и современные международные отношения. Нижний Новгород: ННГУ, 2000. 107 с.
Блюмин А.Н., Феоктистов Н.А. Мировые информационные ресурсы: Учебное пособие. Изд. Дашков и К. 2010.
Вертинская Т. Регионы в международных экономических отношениях. Минск, 2007. 198 с.
Гусев Э.Б., Прокудин В.А., Салащенко А.Г. Выставочная деятельность в России и за рубежом. Учебно-методическое пособие под редакцией академика РАН Н.П. Лаверова. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2004.
Демидов В.В. Информационно-аналитическая работа в международных отношениях: Учебное пособие. Новосибирск: НГАЭиУ, 2004.
Зарубежная и российская журналистика: трансформация картины мира и ее содержания. Научный редактор А.А.Стриженко. Изд-во Алтайск. гос. техн. ун-та им. И.И. Ползунова, 2003.
Зонова Т.В. Современная модель дипломатии: истоки становления и перспективы развития. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2003. 336 с.
Информация и общественное мнение: от репортажа в СМИ к реальным переменам. Альпина Паблеширз. 2010.
Кузнецов А.С. Парадипломатия: трактовки и теоретические модели //Дискурс-Пи. 2006. Вып.6.
Кузнецов А.С.Развитие научных школ парадипломатических исследований в западной политической науке // Научный альманах «Дискурс Пи». Екатеринбург: Институт Философии и Права Ур РАН, 2007. № 7. С.92- 94.
Кузнецов И.Н. Информация: сбор, защита, анализ. Учебник по информационно-аналитической работе. М.: ООО Изд. Яуза. 2001. 320 с.
Курносов Ю.В., Конотопов П.Ю. Аналитика. Методология, технология и организация информационно-аналитической работы. М. 2004.
К мобильному обществу: утопия и реальность. Под ред. Я.Н.Засурского. Изд. МГУ. 2009.
Манойло А.В. Государственная информационная политика в особых условиях: Монография. М.: МИФИ, 2003. 388 с.
Насыров И.Р. Международное сотрудничество регионов. Мировая практика и опыт Татарстана. Казань: Издательский центр Казанского университета, 2007. 330 с.
Панарин И.Н. Информационные войны и Россия// Информация. Дипломатия. Психология/ Кашлев Ю.Б., Лепский В.Е., Галумов Э.А. (ред.). 2002. 616 с.
Пономарев Н.Ф. Информационная политика органа власти: пропаганда, антипропаганда, контропропаганда. Пермь: Изд-во Перм. гос. техн. ун-та, 2007. 185 с.
Система средств массовой информации России. Учебное пособие для вузов / Я.Н.Засурский, М.И.Алексеева, Л.Д.Болотова и др. Под ред. Я.Н.Засурского. М.: Аспект Пресс, 2003. 259 с.
Цыганков П.А. Теория международных отношений. М., 2008. 590 с.
Шишкин Д.П., Гавра Д.П., Бровко С.Л. PR-кампании: методология и технология: Учеб. пособие. СПб.: Роза мира, 2004. 187 с.