Основным содержанием работы является комплексное исследование наркомании как сложного социального и психологического явления. В рамках работы описывается системный подход к решению проблем наркомании, включающий в себя учет внутренних ресурсов наркозависимого и ресурсов его сетевого окружения. Исследуются особенности и эффективность социальных сетей наркоманов. На основании полученных выводов, автором разработана оригинальная психолого-педагогическая программа, локального характера, направленная на снижение риска формирования наркомании в молодежной среде. Предлагается система мониторинга психологического компонента программы.
The main subject of this work is complete studying of narcomania as a complicated social and psychological occurrence. Within the limits of this work is describing system approach to solving narcotic problems, including in it consideration of inner resources of drug addict and resources of his surrounding. There is also studying characteristics and effectiveness of social nets of drug addictions. According to got conclusions author made original psychological and pedagogical program, which has local character, oriented to the getting down risk of narcomania’s formation in teenagers’ surrounding. There is offered the system of control of psychological component of the program.
Ключевые слова: наркомания, внутренние ресурсы, сетевое окружение, локальная программа, мониторинг.
Проблемы, связанные с изучением наркомании, как социокультурного явления привлекают в современном обществе значительное внимание. Это связано с несколькими причинами. Данная проблема не может быть изучена в рамках какой-либо одной науки, она имеет достаточно много как социальных, так и психологических корней и характеризуется планетарными масштабами распространения, зачастую несоизмеримыми с другими проблемами человечества.
Теоретический анализ литературы позволил выделить основные моменты, необходимые для понимания явления наркомании как комплексной проблемы. Так наркомания является одной из форм аддиктивного (зависимого) поведения, характеризующегося наиболее тяжелыми последствиями, как для психического, так и для физиологического состояния человека. Последний факт позволяет рассматривать данное состояние как состояние болезни. Во-вторых, в основании данного явления, по мнению большинства авторов, лежат основные потребности и мотивы человека. Человек не склонен делать то, что изначально и в корне противоречит его индивидуальным предпочтениям, следовательно, формирование зависимости всегда лежит в плоскости его условных интересов или компенсирует отсутствие таковых. Далее можно говорить о наличии ряда факторов внутреннего и внешнего порядка, способных спровоцировать (или увеличить вероятность) возникновения наркозависимости. Если среди причин возникновения наркомании доминируют проблемы или комплексы отдельной личности, то употребление наркотиков следует рассматривать как индивидуальную психопатологию. В случаях, когда социальные условия становятся проблемой для отдельной личности или для определенной категории людей, формы болезненного поведения следует рассматривать как явление социопатологическое. В таком случае наркоман становится показателем общей социальной тенденции, которая принимает характер эпидемии. И, наконец, следует заметить, что наркомания на современном этапе, является, в основном, молодежным явлением.
Наличие указанных факторов, способствующих формированию наркомании в молодежной среде, позволяет предположить, что существуют причины и обратного порядка, так называемые ресурсные возможности человека и среды, то есть факторы, которые этот риск снижают.
Ресурсные возможности наркозависимых, по мнению большинства авторов, можно условно разделить на два основных блока. Речь идет об использовании психологических и социальных ресурсов. Ресурсах человека и общества. Если первые обеспечиваются внутренними особенностями и возможностями организма (их принято называть копинг-ресурсами). То вторые – являются результатом функционирования общества в целом, потенциал которого полностью зависим от уровня его развития [3,6].
В настоящее время к копинг-ресурсам личности относят: развитость когнитивной сферы, позволяющей оценивать воздействие социальной среды, окружающей человека; представления человека о себе (Я-концепция); умение контролировать свою жизнь, брать на себя ответственность за нее (интернальный локус контроля); умение общаться с окружающими, определенную социальную компетентность, стремление быть вместе с людьми (аффилиация); умение сопереживать окружающим, проживать вместе с ними какой-то отрезок их жизни, накапливая при этом свой собственный опыт (эмпатия); позицию человека по отношению к жизни, смерти, любви, одиночеству, вере, духовность человека, вера в бога; ценностную и мотивационную структуру личности [3,4,5].
С другой стороны, поведение человека определяют и ресурсы социальной среды. К ресурсам собственно среды можно отнести: систему социальной поддержки или социально-поддерживающие сети, то есть то окружение, в котором человек существует (это семья, общество, ресурсы терапевтических общин и т.д.), а также все то, что связано с возможностями, необходимыми для восприятия и получения этой поддержки.
Следует сказать, что в структуре исследования социальных сетей наркоманов наибольшее внимание всегда уделялось ресурсам семьи и общества. До сих пор они имели наиболее важное, с точки зрения задействованности внешних возможностей человека, значение. Однако, в условиях ослабления воспитательной функции общества и семьи, все большее значение приобретают так называемые альтернативные формы социальных сетей различного уровня, способных оказать действенную поддержку употребляющим наркотики.
При этом, по всей видимости, является важным не сам факт наличия какой-то конкретной социальной сети, способной оказать поддержку наркозависимому, а то, что все без исключения виды практической, реальной (а не иллюзорной) помощи наркоману, и все по-настоящему эффективные подходы к решению проблемы наркомании в целом должны быть связаны с деятельностью того или иного терапевтического сообщества. А разновидностей таких сообществ на сегодня известно уже множество: это и терапевтические общины для наркозависимых, и стационарные реабилитационные центры различных типов и направлений, и самые разнообразные амбулаторные программы, и многочисленные движения групп самопомощи, и успешные попытки преобразовать общественное сознание в отношении зависимостей, то есть внести элементы терапевтического сообщества в государственное устройство.
Исходя из этого, очевидным является тот факт, что разработка любой программы, направленной на снижение риска формирования наркозависимости в обществе, должна учитывать все эти факторы и основываться на перечисленных ресурсных возможностях (как человека, так и общества), способных облегчить решение этой задачи. Однако, необходимо учитывать, что создание новых ресурсов как внутренних, так и внешних весьма трудоемкое занятие, зачастую сопряженное с определенными материальными тратами. Следовательно, целесообразно использовать уже имеющиеся ресурсы человека и общества. В рамках данного предположения, нами были проведены серии эмпирических исследований, позволяющих оценить современное состояние психологических ресурсов наркозависимых и ресурсов общества.
Учитывая, психологические особенности наркозависимых, такие как: наличие завышенной самооценки (особенно по «социально значимым» в молодежной среде параметрам – внешность и ум); нарушение целостности структуры «Я-концепции» индивида; склонность к агрессивным формам защиты своего «Я»; склонность наркозависимого повышать самооценку за счет внешних факторов, а не внутренних (собственных) ресурсов; а также отсутствие возможности адекватно реагировать на стрессовые ситуации – можно с уверенностью сказать, что в качестве внутренних ресурсов лечения могут выступать динамичная мотивационная сфера, склонность подростков формировать самооценку под влиянием окружающих (это пространство должно быть правильно организовано), формирование способности адекватно реагировать на стрессовые ситуации, формирование способности брать ответственность на себя (персонификация ответственности), развитие волевого потенциала.
При этом, важное место в подростково-юношеской среде занимают так называемые ценностно-мотивационные комплексы, которые также нуждаются в коррекции. Можно предположить, что не до конца сформированный мотивационно-потребностный комплекс на фоне других проблем пубертатного возраста, может вести к сдвигу ценностного блока на физиологические потребности. Следовательно, именно ценностный блок и нуждается в укреплении в подростковом возрасте.
Кроме того, общие результаты анамнеза и социологического исследования, показывают скудное распределение мотивационных предпочтений современного подростка по социально одобряемым позициям в целом. А мотивационный комплекс испытуемых, пытающихся выйти из состояния зависимости, однозначно не является благополучным, и содержит, в основном, плохо дифференцируемые мотивы, не способные обеспечить ни направленность, ни энергетическую основу деятельности, направленной на выздоровление. Интересным является и тот факт, что представленные в нашем исследовании мотивы являются, в основном, краткосрочными и не рассчитаны на длительную перспективу.
С другой стороны, в организации поведения наркотизирующихся подростков, имеет огромное значение и организация социальных сетей, которая обеспечивает совокупность факторов внешнего порядка. При этом, в структуре социальных сетей может быть выделено три уровня. Это ближайшее окружение (ближайшие социальные сети), общественные социальные сети (которые включают деятельность общественных и государственных официальных организаций), и глобальные социальные сети (включающие в себя направления молодежной политики в целом).
Так анализ ближайших социальных сетей показал, что в большинстве случаев, выборка наркоманов отличается наличием следующих неблагоприятных факторов:
наличие фактов девиации (вплоть до делинквентности);
раннее приобщение к алкоголю и наркотикам;
наличие неблагополучной семьи;
наличие неблагоприятного (наркотизируемого) окружения;
привилегированное положение в семье, избалованность (большинство детей являются младшими в семье).
Кроме этого, у большинства из обследуемых, в анамнезе имеется семья, которую можно было бы назвать неблагополучной. Интересным, однако, является тот факт, что большинство из опрашиваемых субъективно оценивают свою семью как благополучную. Так из числа тех, кто назвал свою семью «полной благополучной» оказалось, что:
20% имеют отчима;
20% не имеют одного из родителей;
60% имеют среди своих близких родственников зависимых от алкоголя (реже – от наркотиков).
В нашем исследовании это было обозначено как «субъективная оценка» характеристик семьи. Данный факт может говорить об отсутствии у большинства обследуемых целостного представления о задачах и функциях семьи. А также отсутствии, если можно так сказать, «идеального образа семьи», который в более ранние периоды (до 90-ых годов) частично компенсировался СМИ (средствами массовой информации). Отсутствие идеального образа семьи может приводить к тому, что подростки имеют искаженное представление о «нормально функционирующей» семье и ролевых функциях ее членов.
Исходя из данных анамнеза и результатов методик, можно утверждать, что, несмотря на наличие объективного неблагополучия в большинстве из семей, при правильной организации работы СМИ и увеличении количества родителей, заинтересованных в лечении детей, данный ресурс может и должен рассматриваться как один из основных при лечении и особенно реабилитации наркозависимых. Эту тенденцию подтверждает и общая субъективная настроенность наркозависимых на семью.
Особенности социальных сетей, занимающихся реабилитацией наркозависимых, также имеют определенную специфику. На данный момент существует несколько направлений реабилитации наркозависимых. Из форм бесплатного предоставления услуг, можно назвать лишь два основных направления – это деятельность государственных медицинских учреждений и деятельность альтернативных организаций. Определяя эффективность каждого из терапевтических сообществ, можно сказать следующее. На сегодняшний день деятельность альтернативных организаций является более эффективной в силу ряда причин.
Так в качестве составляющих эффективности функционирования альтернативной организации (в ее качестве в нашем исследовании выступала христианская община), основными можно считать наличие более широкого круга количества терапевтических факторов, а именно: территориальную удаленность места лечения, наличие определенной «философии» лечения, наличие более высокого удельного веса психотерапевтического компонента лечения, возможность остаться в общине на длительный срок, наличие «наказаний» за употребление наркотиков и другие особые средовые условия. Указанные условия являются альтернативными по отношению к лечению, осуществляемому в относительно короткие сроки, в искусственно созданной среде, которую наркозависимый довольно скоро меняет на естественную, связанную с теми же пороками, которых он пытался избежать, находясь в стационаре.
Однако инициатива получения определенного вида терапевтической помощи должна быть инициирована самим наркозависимым, поскольку принцип добровольности является одной из основных составляющих лечения.
Можно сказать и следующее. Если хорошо организованная медицинская и терапевтическая помощь (любой направленности) не способны оказать действенного влияния на течение и характер болезни, значительным образом увеличив эффект мероприятий реабилитации (а он очень низкий и в одной и в другой организации), представляется важным обратить внимание на совокупность факторов, связанных с глобальными социальными сетями индивида. В частности, деятельностью СМИ и государственными программами работы с наркозависимыми в целом.
При этом, организация работы в рамках СМИ всегда должна быть направлена на целевую аудиторию (взрослые или подростки). Характер информации также должен учитывать возрастной фактор. Как показали социологические исследования мнения подростков, исключительно информационный подход к решению проблем наркомании не является достаточно эффективным. Исходя из этого, можно предположить, что доминирующим подходом, как в организации работы СМИ, так и в организации досуговых мероприятий и мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни, должны превалировать эмоциональный и коммуникативный компоненты, то есть те факторы, которые являются ведущими в жизни подростка.
На основании наших эмпирических исследований, нами была разработана локальная программа комплексной работы с населением, разработанная с учетом эффективности личностных ресурсов и ресурсов уже существующих и функционирующих социальных сетей. Программа была разработана с учетом всех возможных составляющих данной проблемы, а именно: социального, медицинского, педагогического, психологического, психофизиологического и методического. Ниже представлены указанные уровни программы.
Таблица 1
ПРОГРАММА «Сертолово» (направленная на снижение риска возникновения наркомании в молодежной среде)
№ п/п |
Название уровня реализации программы |
Цель уровня |
Основные показатели уровня |
Формы реализации программы |
1 |
Социальный (работа на уровне МО Сертолово) |
Обеспечение средовых условий воспитания и развития подрастающего поколения |
|
|
2 |
Медицинский (сотрудничество с рядом специализиро-ванных организаций) |
Снижение физической зависимости |
|
|
3 |
Педагогический (воспитательная работа подростково-молодежного клуба «Феникс») |
Восстановление ценностного потенциала подрастающего поколения |
|
|
4 |
Психологический (психологи центра «Феникс» и социально-психологического центра «Спектр») |
Ориентация на формирование целостной личности, восстановление смыслового контекста жизни юношества |
|
|
5 |
Психофизиоло-гический (совместная работа психологов и педагогов центра «Феникс») |
Снижение эмоциональной напряженности |
|
|
6 |
Методический (на уровне разработки конкретных мероприятий, проводимых совместно с администрацией) |
Разработка специальных социальных программ, целью которых является снижение риска наркотизации населения |
|
|
Очевидно, что реализации программы подразумевает задействованность всех представленных выше компонентов программы, что свидетельствует о функциональной сложности деятельности, осуществляемой в данном направлении. В рамках каждого из представленных ранее уровней, существуют специфические методические аспекты, способные обеспечить эффективность работы данного этапа [1].
Несмотря на важность системно-структурного подхода к решению проблем наркомании, можно сделать вывод, что удельный вес различных компонентов программы может быть различен. Так результаты предварительного исследования показывают, что максимально важными для решения проблем наркомании (несмотря на то, что она рассматривается как болезнь) является не комплекс даже правильно организованных медицинских мероприятий (однако лишенных необходимого эмоционального контекста), сколько четко продуманная и организованная система психолого-педагогических воздействий (имеющая целью организовать смысловое пространство жизни наркозависимых). Именно этот аспект и можно рассматривать как системообразующий в рамках реализации предложенной целевой программы.
Указанный выше компонент программы и стал целью мониторинговых исследований в области проверки дальнейшей эффективности программы, куда вошло исследование показателей самооценки, особенностей реагирования на стресс, копинг-ресурсов и особенностей мотивационной сферы.
Кроме этого, в рамках предложенной программы, направленной на снижение риска формирования наркозависимого поведения в молодежной среде, нами был разработан ряд конкретных мероприятий социального, психолого-педагогического и методического плана, направленных на повышение возможной эффективности программы. Проведена проверка эффективности мероприятий на уровне исследования ее психологических и педагогических составляющих.
На наш взгляд именно комплексный подход к наркомании как к социокультурному явлению и должен лечь в основу превентивных и реабилитационных мероприятий в области изучения и коррекции наркозависимости. Эти и другие указанные в исследовании принципы, могут рассматриваться как основа для дальнейшей разработки методических подходов к исследованию, коррекции и превенции в области проблем наркомании.
-
- Литература:
Матусевич М.С. Сборник информационно-методических рекомендаций по организации системы профилактики наркомании среди подростков и молодежи. СПб.: Комитет по образованию, культуре, спорту и молодежи МО «Сертолово», 2005. – 53 с.
Сидоров П.И., Никифоров И.А. Проблемы подростковой наркологии / Вопр. наркологии. – 1989. – № 3. – С.22-26.
Сирота Н.А. Копинг-поведение в подростковом возрасте. Дисс. …д-ра мед. наук. – М., 1994.
Штакельберг О.Ю. Заболеваемость наркоманией в РФ. // Материалы Второго учебного семинара канадско-Российского Проекта борьбы со СПИДом, 18-22 октября 1999.
Эйдемиллер Э.Г., Кулаков С.А. Исследование образа «Я» у подростков с аддиктивным поведением / Психологические исследования и психотерапия в наркологии. – Л., 1989. – С.74-79.
Ялтонский В.М. Копинг-поведение здоровых и больных наркоманией.: Автор.дис… д-ра мед. наук. – СПб., 1995. – 312 с.