Особенности структурной организации отношений, способствующие формированию высокого адаптационного потенциала личности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология и социология

Опубликовано в Молодой учёный №11 (34) ноябрь 2011 г.

Статья просмотрена: 2597 раз

Библиографическое описание:

Кузнецова, Л. Э. Особенности структурной организации отношений, способствующие формированию высокого адаптационного потенциала личности / Л. Э. Кузнецова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 11 (34). — Т. 2. — С. 86-89. — URL: https://moluch.ru/archive/34/3861/ (дата обращения: 19.11.2024).

Анализ исследований в области психологии стресса и адаптации человека, экстремальных ситуаций и экстремальной деятельности показывает, что сложились различные концепции и подходы, позволяющие выявлять и прогнозировать психологические ресурсы, обеспечивающие процесс социально-психологической адаптации человека. Вместе с тем, глобальные цивилизационные сдвиги современности вызывают крайне отрицательные социально-психологические явления, тяжелым бременем ложащиеся как на человечество в целом, так и на отдельного человека – участника экстремальных событий. Налицо ряд противоречий:

1. Между фундаментальной разработанностью психологии стресса и адаптации – с одной стороны и новыми психологическими феноменами проявления состояний дезадаптации в современных экстремальных ситуациях – с другой.

2. Между наличием определенных концепций психологии экстремальной деятельности – с одной стороны и появлением все чаще новых граней этой деятельности и связанных с нею ситуаций – с другой.

3. Между типологически выделенными специфическими фазами переживания общего адаптационного синдрома – с одной стороны и недостаточной конкретизации их относительно конкретных профессиональных, демографических, гендерных популяционных сегментов современного общества – с другой.

Названные противоречия обусловливают научную проблему, обозначенную нами как «Особенности структурной организации отношений, способствующие формированию высокого адаптационного потенциала личности» и актуальность ее исследования.

Особенности адаптации и поведения человека в экстремальных ситуациях следует рассматривать с точки зрения личностно-ситуационного подхода, в единстве объективного и субъективного аспектов. Первый определяется уровнем объективной сложности ситуации и спецификой травмирующего события. Субъективный аспект отражает специфику индивидно-личностных адаптационных возможностей и ресурсов человека, определяемых рядом исследователей понятием «адаптационный потенциал».

Понятие о личностном адаптационном потенциале, определяющем устойчивость человека к экстремальным факторам, предложено А.Г. Маклаковым. Адаптационные способности, по его мнению, обеспечивают нормальную работоспособность и высокую эффективность деятельности при воздействии психогенных факторов внешней среды. Чем выше уровень развития этих характеристик, тем выше вероятность успешной адаптации человека и тем значительнее диапазон факторов внешней среды, к которым он может приспособиться.

Согласно А.Г. Маклакову, данные психологические особенности человека составляют его личностный адаптационный потенциал, в который включаются следующие характеристики: нервно-психическая устойчивость, уровень развития которой обеспечивает толерантность к стрессу; самооценка личности, которая является ядром саморегуляции и определяет степень адекватности восприятия условий деятельности и своих возможностей; ощущение социальной поддержки, обусловливающее чувство собственной значимости для окружающих; уровень конфликтности личности, опыт социального общения [2].

Все перечисленные характеристики автор понятия о личностном адаптационном потенциале считает значимыми при оценке и прогнозе успешности адаптации к трудным и экстремальным ситуациям, а также при оценке скорости восстановления психического равновесия.

Адаптационный потенциал имеет свойства сложной системы, включая в себя ресурсы, представленные на различных уровнях организации личности (индивидном, личностном, субъектно-деятельностном).

И.А. Короткова, В.А. Кулганов, Л.С. Шенберг оценивают адаптационный потенциал личности как совокупность индивидуально-психологических признаков, уровень раз­вития которых, соответственно, определя­ет границы потенциала и вероятность ус­пешной адаптации к широкому диапазону факторов внешней среды [3].

С.Т. Посохова предполагает, что адаптационный потенциал является интеграль­ным образованием, объединяющим в слож­ную систему социально-психологические, психические, биологические свойства и ка­чества, актуализируемые личностью для создания и реализации новых программ поведения в измененных условиях жизне­деятельности [1].

А.М. Богомолов рассматривает личностный адаптационный потенциал как системное свойство, как способность личности к структурным и уровневым изменениям (под влиянием адаптогенных факторов) качеств и свойств, что повышает ее организованность и устойчивость [1].

Таким образом, представляется возможным рассмотрение личностного адаптационного по­тенциала как психологических особенностей личности, обеспечивающих ее устойчивость к экстремальным ситуациям, как способность личности к струк­турным и уровневым изменениям под их влиянием. Адаптационный потенциал имеет свойства сложной системы и, соответственно, системный анализ выступает основным подходом к его исследованию.

Согласно взглядам В.Н. Мясищева, А.М. Богомолова система отношений может выступать механизмом формирования адаптационного потенциала личности, обеспечивающего процесс адаптации к экстремальным ситуациям. Вслед за Мясищевым мы рассматриваем личность как систему отношений: отношения человека к себе, к другим людям и к окружающему миру. Столкновение значимых отношений личности с несовместимой с ними жизненной ситуацией приводит к снижению адаптационного потенциала и нарушению процесса личностной адаптации на всех уровнях её интегральной индивидуальности.

Цель нашего исследования состояла в выявлении влияния системы отношений личности на адаптационный потенциал и развитие дезадаптивных процессов у сотрудников милиции (полиции), переживших экстремальные ситуации в профессиональной деятельности.

Исследование проводилось на базе УВД г. Шахты Ростовской области. Выборку составили 136 мужчин в возрасте от 23 до 38 лет.

Использовались следующие психодиагностические методы – методика диагностики социально-психологической адаптации личности К. Роджерса и Р. Даймонда (1998), методика выявления отношения к Другому А.А. Бодалева и Ю.В. Александрова (1999), тест-опросник самоотношения В.В. Столина и С.Р. Пантелеева (1985), методика изучения копинг-поведения Э. Хайма (Heim E., 1988), методика определения доминирующего психического состояния Л.В. Куликова (2003), опросник «Стилевые особенности саморегуляции поведения» В.И. Моросановой (ССП-98), опросник невротических расстройств – ОНР Л.И. Вассермана (1998), многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» А.Г. Маклакова и С.В. Чермянинова (МЛО-АМ) (1986); тест-опросник «Социальная фрустрированность» Л.И. Вассермана (1995); формирующий эксперимент; методы статистической обработки данных – кластерный анализ, корреляционный анализ, критерий Стьюдента, критерий Розенбаума.

В процессе кластерного анализа, где в качестве переменных определены компоненты системы отношений: самопринятие, принятие других людей и социальная фрустрированность как показатель отношения к окружающему миру, выборка испытуемых разделилась на четыре выраженных кластера, характеризующихся статистически значимыми различиями в выраженности и сочетаниях компонентов системы отношений личности.

Только для 33 % сотрудников милиции характерна гармоничная система отношений, выражающаяся в позитивном отношении к себе, к другим людям и окружающему миру.

Для 43 % испытуемых характерна дисгармоничная система отношений, проявляющаяся в позитивном отношении к себе, но негативном отношении к другим людям и к окружающему миру. У 6 % испытуемых дисгармония в системе отношений проявляется в неуверенности в себе, заниженном чувстве самопринятия, но позитивной доверительной установке по отношению к другим людям и окружающему миру. Для 18 % испытуемых характерны значительные нарушения в системе отношений: не уверенность в себе, не доверие другим людям и окружающему миру.

Для каждого кластера (группы) были выделены специфические показатели механизмов саморегуляции поведения и копинг-ресурсов.

Установлено, что:

- Индивидуальный стиль саморегуляции поведения личности с гармоничной системой отношений можно охарактеризовать как «гибкий». Для него характерен высокий уровень общей саморегуляции, преобладание среди регуляторно-личностных особенностей качества «гибкость». Регуляторные процессы отличаются высокой способностью к программированию.

- Индивидуальный стиль саморегуляции поведения обладателей дисгармоничной системы отношений, проявляющейся в позитивном отношении к себе, но негативном отношении к другим людям и к окружающему миру можно определить как «самостоятельный». Для него характерен умеренный уровень общей саморегуляции, регуляторно - личностные особенности отличаются высокой самостоятельностью на фоне умеренной гибкости. Регуляторные процессы отличаются недостаточной развитостью процессов программирования, оценивания результатов, компенсируемых развитостью процессов моделирования.

- Индивидуальный стиль саморегуляции поведения обладателей дисгармоничной системы отношений проявляющийся в неуверенности в себе, заниженном чувстве самопринятия, но позитивной доверительной установке по отношению к другим людям и окружающему миру, можно определить как «зависимый». Для него характерен сниженный уровень общей саморегуляции, регуляторно-личностные особенности отличаются низким уровнем самостоятельности, регуляторные процессы отличаются недостаточной развитостью процессов моделирования, неадекватностью оценки результатов.

- Индивидуальный стиль саморегуляции поведения обладателей нарушенной системы отношений, проявляющейся в неуверенности в себе, недоверие другим людям и окружающему миру можно определить как «невротичный». Для него характерен сниженный уровень общей саморегуляции, регуляторно-личностные особенности отличаются высоким уровнем ригидности. Процессы планирования и программирования выражены умеренно и частично компенсируют недостаточную выраженность процессов моделирования и оценки результатов.

Можно говорить о наличии как сильных, так и слабых сторон индивидуального стиля саморегуляции поведения, наличии взаимокомпенсаторных взаимосвязей между регуляторными особенностями в выделенных группах. Чем более дисгармонична система отношений личности, тем более выражены слабые стороны индивидуального стиля саморегуляции поведения, ослаблены взаимокомпенсаторные взаимосвязи между регуляторными особенностями.

Анализ ресурсов совладающего поведения показал, что сотрудники с гармоничной системой отношений используют такие копинг-стратегии совладания со стрессом как сохранение самообладания, проблемный анализ, оптимизм, сотрудничество, обращение за помощью, пассивная кооперация. Для испытуемых с нарушенной системой отношений характерно снижение эффективности совладающего поведения за счет преобладания в репертуаре непродуктивных копинг стратегий совладания со стрессом и, прежде всего, стратегии компенсации. Сотрудники милиции, уверенные в себе, но не доверяющие другим людям и окружающему миру преимущественно используют стратегии протест и установление собственной ценности; сотрудники неуверенные в себе, но доверяющие другим людям и окружающему миру - стратегии растерянность и пассивная кооперация; сотрудники не уверенные в себе и не доверяющие другим людям и окружающему миру - стратегии агрессивность, отступление, установка собственной ценности, игнорирование.

Исследование общего адаптационного потенциала с применением опросника «Адаптивность» позволил выявить следующее:

У сотрудников милиции с гармоничной системой отношений наблюдается высокий адаптационный потенциал. У сотрудников милиции с дисгармоничной системой отношений, уверенных в себе, но не доверяющих другим людям и окружающему миру наблюдается хороший личностный адаптационный потенциал, на снижение которого в большей степени влияет моральная нормативность. У сотрудников с дисгармоничной системой отношений, неуверенных в себе, но доверяющих другим людям наблюдается удовлетворительный личностный адаптационный потенциал, на снижение которого в большей степени влияет нервно-психическая устойчивость. У сотрудников милиции с нарушенной системой отношений наблюдается низкий личностный адаптационный потенциал, снижение которого происходит за счет всех его компонентов одновременно.

Выявленная корреляционная зависимость свидетельствует о том, что особенности системы отношений личности, предопределяя индивидуально-стилевые особенности саморегуляции поведения и совладания со стрессом, являются личностным механизмом формирования адаптационного потенциала. При этом отношение к себе значительно влияет на формирование такого компонента адаптационного потенциала как НПУ, отношение к другим людям – коммуникативные способности и моральная нормативность, отношение к миру – моральная нормативность.

Таким образом, были выделены особенности структурной организации отношений личности, способствующие формированию высокого потенциала личности, а также обусловливающие его дефицитарность. Выявлена, доказана и обоснована взаимосвязь системы отношений личности и её адаптационного потенциала, который проявляется в индивидуально-стилевых особенностях саморегуляции и репертуаре совладающегося поведения.

У сотрудников милиции с нарушенной системой отношений после возвращения из служебной командировки под воздействием экстремальных ситуаций профессиональной деятельности наблюдается отрицательная динамика в системе отношений личности, способствующая снижению личностного адаптационного потенциала и актуализации процессов дезадаптации.

Отрицательная динамика в системе отношений проявилась у сотрудников милиции уверенных в себе, но не доверяющих другим в критическом повышении положительного отношения к себе за счет высокого уровня аутосимпатии и самоинтереса, самоуверенности и саморуководства, что способствовало снижению адаптационного потенциала за счет снижения нервно-психической устойчивости.

У сотрудников милиции не уверенных в себе, но доверяющих другим людям произошло снижение интегрального самоотношения за счет неспособности к саморуководству и повышенной склонности к самообвинению, что способствовало снижению адаптационного потенциала за счет снижения коммуникативных способностей.

У сотрудников милиции с нарушенной системой отношений: неуверенных в себе, не доверяющих другим людям и окружающему миру к снижению интегрального самоотношения привело низкое самопринятие и самопонимание, что способствовало снижению адаптационного потенциала за счет снижения коммуникативных способностей и моральной нормативности.

Для сотрудников, в профиле личности которых доминирует негативное отношение к другим людям, характерно снижение уровня потребности в общении и совместной деятельности, преобладают отрицательные эмоции в отношении к другим людям. Они больше оценивают качества, а не поступки человека, не проявляют интерес к личностной сфере человека, его переживаниям, чувствам. У всех испытуемых, переживших экстремальные ситуации в профессиональной деятельности, повысилась социальная фрустрированность и неудовлетворенность отношениями в различных социальных сферах.

Полученные результаты наглядно демонстрируют нам динамику в системе отношений и адаптационном потенциале личности под воздействием экстремальных ситуаций в профессиональной деятельности, как взаимосвязи между возможностями и способностями личности и реальной их реализацией в целенаправленном адаптационном процессе.

Интересной представляется выявленная интенсивность развития дезадаптивных процессов у испытуемых с учетом влияния личностного и ситуационного факторов. Можно утверждать: чем дисгармоничнее система отношений личности, тем интенсивнее выражены процессы психической дезадаптации у людей, проявляющиеся в ряде невротических и психосоматических расстройств.

Наиболее сильно выражены дезадаптивные процессы у сотрудников милиции неуверенных в себе, но доверяющих другим людям и у сотрудников с нарушенной системой отношений. Для них характерно снижение работоспособности, психическая истощаемость, ухудшение общего самочувствия, расстройства сердечно-сосудистой деятельности, расстройства в сфере пищеварения, аффективная неустойчивость, невротический «сверхконтроль» поведения, интровертированная направленность личности. Максимальных значений достигает склонность к химической зависимости. Они используют алкоголь, табак для снятия тревоги, напряжения, расслабления, для повышения самооценки.

Характеристика особенностей проявления дезадаптивных процессов у сотрудников с нарушенной системой отношений приводит к выводу о необходимости оказания им психологической помощи после приезда из служебной командировки.

Проведенное нами исследование позволило установить два необходимых условия эффективности психокоррекционного процесса:

1.Формирование позитивного отношения к себе, основанного на самопринятии и самопонимании;

2.Формирование позитивного отношения к Другим людям и окружающему миру.

Эти два условия достигаются посредством комбинирования в психокоррекционной работе двух моделей: патогенетической психотерапии, по В.Н.Мясищеву и недирективной клиент-центрированной психотерапии, по К.Роджерсу.

Можно говорить о значительной реконструкции и гармонизации системы отношений у сотрудников милиции, прошедших курс психокоррекции, что способствовало повышению личностного адаптационного потенциала и снижению выраженности соматических и невротических расстройств. Однако результаты, полученные у сотрудников с нарушенной системой отношений говорят о необходимости повторного прохождения курса психокоррекции.

У сотрудников милиции контрольной группы наблюдается отрицательная динамика в системе отношений и усиление процессов психической дезадаптации за исключением сотрудников уверенных в себе, но не доверяющих другим людям. Смена экстремальной обстановки на обыденную способствовала естественному процессу реабилитации, что показывает влияние не только личностного, но и ситуативного фактора на процесс психической дезадаптации личности.

Итак, представление о личности как системе отношений, по В. Н. Мясищеву, и концепция полноценного функционирования человека К. Роджерса подчеркивают активность и осмысленность отношения Субъекта как к самому себе, так и к окружающему миру. Оба подхода, пусть и различными методами, позволяют в процессе психокоррекции осуществить преобразование такой интегральной характеристики личности, как самоотношение, подводя клиента к более глубинному самопониманию и самопринятию, а также способствуют формированию позитивного отношения к Другим людям.

В результате получено эмпирическое обоснование возможности повышения адаптационного потенциала личности в процессе реконструкции и гармонизации системы её отношений с помощью психокорреционной программы, построенной на комбинации двух подходов: патогенетической психотерапии по В.Н.Мясищеву и клиент-центрированной психотерапии по К.Роджерсу.

Таким образом, проведенное исследование позволило не только разработать систему диагностических показателей адаптированности личности, но и, прежде всего, продемонстрировать возможности коррекции адаптационного потенциала личности.

Теоретические и эмпирические результаты исследования имеют перспективно широкую сферу прикладного использования в плане профилактики дезадаптивных состояний у различных категорий лиц после их пребывания в условиях повышенных психоэмоциональных нагрузок.

Полученные данные позволяют разрабатывать критерии профотбора персонала, работающего в экстремальных условиях, строить прогноз успешности профессиональной деятельности, организовывать процесс обучения и психологического сопровождения.


Литература:

  1. Богомолов А.М. Личностный адаптационный потенциал в контексте системного анализа // Психологические науки и образование. – 2008. – № 1. – С. 67 - 73.

  2. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. – 2001. – Т. 22. – № 1. – С. 16–24.

  3. Кулганов В.А., Шенберг Л.С., Короткова И.А. Исследование адаптационного потенциала личности у подростков и молодежи // Материалы научно-практической конференции «Ананьевские чтения – 2005» / под ред. Л.А. Цветковой, Л.М. Шипицыной. – СПб.: СПбГУ, 2005. – С. 578–580.

Основные термины (генерируются автоматически): окружающий мир, сотрудник милиции, адаптационный потенциал, личностный адаптационный потенциал, нарушенная система отношений, система отношений, позитивное отношение, адаптационный потенциал личности, дисгармоничная система отношений, профессиональная деятельность.


Похожие статьи

Индивидуально-типологические особенности личности, как фактор возникновения девиантного поведения

Возрастные особенности развития личности студента как фактор адаптации к процессу обучения в вузе

Эмоциональная привязанность в структуре значимых отношений личности

Влияние кризисной ситуации на особенности построения субъективной картины жизненного пути личности

Возможность моделирования системы принципов педагогического взаимодействия как результат формирования культуры самостоятельной работы педагога

Педагогические ситуации как фактор формирования морально-волевого поведения школьников

Система отношений как личностный механизм формирования адаптационного потенциала сотрудников милиции, переживших экстремальные ситуации

Развитие ценностно-смысловой компетентности в процессе обучения на примере дисциплин гуманитарного цикла

Архетипические паттерны материнского поведения в период взросления ребенка

Системно-динамические параметры продуктивной умственной деятельности

Похожие статьи

Индивидуально-типологические особенности личности, как фактор возникновения девиантного поведения

Возрастные особенности развития личности студента как фактор адаптации к процессу обучения в вузе

Эмоциональная привязанность в структуре значимых отношений личности

Влияние кризисной ситуации на особенности построения субъективной картины жизненного пути личности

Возможность моделирования системы принципов педагогического взаимодействия как результат формирования культуры самостоятельной работы педагога

Педагогические ситуации как фактор формирования морально-волевого поведения школьников

Система отношений как личностный механизм формирования адаптационного потенциала сотрудников милиции, переживших экстремальные ситуации

Развитие ценностно-смысловой компетентности в процессе обучения на примере дисциплин гуманитарного цикла

Архетипические паттерны материнского поведения в период взросления ребенка

Системно-динамические параметры продуктивной умственной деятельности

Задать вопрос