За последнее двадцатилетие значительно возрос интерес психологов и психоаналитиков к древнегреческой и древнеримской мифологии. К.Г. Юнг глубоко духовный и образованный человек, одним из первых в психологии обратил внимание на значение мифологии и религии в жизни человечества. «В отличие от личной природы сознательной психики существует какая-то вторая психическая система, по характеру своему какая-то неличностная» [9, с.52]. К. Юнг полагал, что именно в мифах заложена информация о коллективном бессознательном.
Коллективное бессознательное имеет всеобщую природу, оно идентично для всех людей и образует тем самым всеобщее (сверхличное) основание душевной жизни каждого человека. Оно проявляется в изначальных формах и образах, одинаково присущих целым народам и эпохам, состоит из предвечных форм – архетипов – которые становятся сознательными вторично. Архетипы – содержание коллективного бессознательного. К.Г.Юнг писал: «поверхностный слой личностного бессознательного покоится на другом, более глубоком, ведущем свое происхождение и приобретаемом уже не из личного опыта» [9]. Древнегреческое слово «archetypos», употреблялось античными философами и средневековыми богословами, где «arche» означает «начало», а «typos» - «печать», «отпечаток» [3, с.98]. Древнейшие изначальные типы или всеобщие образы, постоянно воспроизводятся в мифологии, легендах, снах, сказках. З.Фрейд признавал архаико-мифологический характер бессознательного способа мышления, и называл их филогенетическими «схемами» или «прототипами».
Выражение «архетипы» встречается и у других авторов. У Филона Иудея и Иринея, говоривших об основании всего сущего Творцом из посторонних ему архетипов. У Августина он вместо слова «архетип» использует слово «идея». Эти идеи же «сами не созданы,… содержатся в божественном уме». У Вигнеруса мир «создан по подобию со своим архетипом» [5]. У Платона встречается схожее понятие – «эйдос». Леви-Брюль обозначал символические фигуры в первобытном мировоззрении как «representations collectives» (зел и лав) [3].
Структура простейших форм социальной жизни, по Леви-Стросу [4, с.128], представляет собой проекцию бессознательных законов на уровень сознательного поведения и деятельности, а элементами структуры мифа являются мифемы – простейшие описания событий, героев, их состояния. Дж. Ш. Болен, Р.Джонсон, в своих работах указывают на удивительную схожесть жизненных линий многих их клиентов с сюжетами греческих мифов [1,2]. Психотерапевты также постоянно обнаруживают у пациентов повторяющиеся элементы жизненного опыта, которые они не осознавали, но все же постоянно воспроизводили.
Рассмотрим паттерны поведения богинь в отношении со своими взрослеющими детьми, чтобы выявить универсальные для человечества сюжеты. Мифы создаются на протяжении целой культурной эпохи, впитывая в себя все богатство воображения и деятельности человека, представляя собой экстракт духа и опыта, относящихся к данной культуре. Весьма вероятно, что основное содержание мифа порождается определенным мотивом; потом сюжет многократно уточняется и распространяется, подобно кругам на воде. Таким образом, сохраняют свою жизнь характерные и универсальные темы. Мифы – это отражение коллективного образа; они содержат в себе и доводят до нас общечеловеческие истины. Но, как утверждает Джонсон, «миф может быть фантазией или продуктом воображения, оставаясь при этом истинным и адекватным отражением реальности. Он воплощает в себе множество граней и уровней бытия, включающего как внешний мир, так и менее постижимый мир внутренний» [1, с.12]. Древнегреческие богини являются персонификацией архетипов, могучих внутренних сил, которым подчиняются женщины. По мнению Калиной и Тимощук, «имена греческих богов, указывающие на тот или иной аспект божественного покровительства, сохранили свою нуминозность в величественном звучании» [2, с.218]. «Богини определяют поведение и чувства, поэтому если помочь это влияние осознать, то знание станет силой. Осознание архетипа может помочь попыткам воплотить с его помощью свой потенциал» [1]. В работах Д.Ш. Болен предлагается следующая классификация богинь. Все богини разделяются на три группы: богини-девственницы, уязвимые богини и алхимическая богиня.
Богини - девственницы выделяются как отдельная группа еще в Древней Греции: Артемида, Афина и Гестия.
Богини – девственницы – воплощение женской независимости. Эмоциональные привязанности не отвлекают их от того, что они считают важным. Они не страдают от неразделенной любви. Они отражают потребности женщин в автономии и сосредоточенности на значимых для них целях. Артемида и Афина олицетворяют целеустремленность и логическое мышление, они ориентированы на достижения. Гестия – архетип интроверсии, внимания, направленного в глубины, в духовный центр женской личности. Эти архетипы отражают такие качества как компетентность, самодостаточность, стремление женщин к собственным целям.
Артемида. Артемида очень привязана к отцу (Зевсу), особенно если он оказывает ей внимание, сопереживает или их объединяют общие интересы. Для ее личностного развития важно, чтобы отец принял ее способности и честолюбивые устремления. Артемида не уважает свою мать (Лето), а считает ее пассивной и слабой, и потому нередко занимает «родительскую» позицию по отношению к ней. Однако практически всегда попытки изменить и «спасти» свою мать не приносят успеха.
Стараясь быть не похожей на мать, она всеми силами старается избавиться от дочерней привязанности, скрывает свою эмоциональность и ранимость и стремиться к независимости. Отвергая идентификацию с матерью, она отвергает тем самым свое женское начало. Если она не соответствует представлениям родителей, и подвергается критике с их стороны, она активная и отвергающая любые ограничения, в тайне переживает, что ее не принимают. Критика со стороны родителей снижает ее уверенность в себе. Сомнение в себе становятся ее худшим врагом. Из-за страха несоответствия идеалам отца, ей трудно принять решение, когда жизнь предоставляет новые возможности. Ее также травмирует непонимание со стороны родителей. В этом случае даже в ситуации успеха, она чувствует свою неполноценность. Негативное отношение со стороны матери наносит меньше вреда, чем непринятие отца. Отец для нее обладает абсолютным авторитетом. Становясь матерью взрослых детей, Артемида смотрит в будущее, мечтает об их самостоятельности. Но желая привить личностную автономию ребенку, она получает противоположный результат - он цепляется за нее изо всех сил.
Отличаясь категоричностью в оценках и используя черно-белую логику, она добивается только того, что ее ребенок начинает чувствовать себя отверженным и неспособным жить в соответствии с материнскими нормами. Эмоциональная дистанция в отношениях увеличивается.
Афина Паллада. Афина (вышедшая из головы Зевсе) дочь своего отца -патриарха и хозяина. Мудрая, многосильная, с мужским духом, по легенде Афина - горячая папина заступница. Арахну она превратила в паука, за то, что та выткала на ковре рисунки с любовными папиными похождениями.
Сторонница патриархальных ценностей и легитимной власти, она поддерживает существующее положение в обществе, и руководствуется общепринятыми нормами, консервативна и сопротивляются переменам. Если отец достиг успеха, она гордится им, и получая от него отцовское благословение, растет уверенной в себе, спокойной. Если отец не совсем успешен или не оказывает ей нужного внимания, она быстро теряет уверенность в себе. Если отец неудачник, она может даже отказаться от достижения важных для нее целей. В отношениях с матерью присутствует непонимание. Мать не видит своего сходства с дочерью. Дочь, в свою очередь, считает мать некомпетентной.
После замужества, она ждет, чтобы дети подросли, особенно благосклонна она к сыновьям. Она склонна давать советы, планировать, вдохновлять на достижения. От дочерей, которые не проявляют независимости, она дистанцируется, что еще больше снижает их самооценку, так как они считают себя чрезмерно чувствительными.
Гестия считается богиней домашнего очага. Она любит приводить в порядок себя и свой дом. Домашняя работа для нее сродни медитации. Ее отец отличался деспотичностью, мать была покорной и смиренной. В семье она ощущала себя изолированной и чужой от родителей и других детей. Внешне незаметная, она обладает чувством внутренней уверенности, любит уединение. Она может легко развить социально адаптированную маску и не казаться застенчивой. Но это лишь внешнее – для нее характерны: независимость, отчужденность, эмоциональная уравновешенность. Она ценит свободу. Как мать она также сохраняет свою обособленность, погружается в себя и ее любовь отличается сдержанностью. Она не питает честолюбивых замыслов в отношении детей и потому они растут свободными. Она просто создает в семье теплую домашнюю атмосферу. Обычно проблемы детей не связаны с матерью. Она им не мешает развиваться, но и не помогает в жизненных вопросах. Потеря роли матери не приводит ее к депрессии.
Вторую группу составляют уязвимые богини – Гера, Деметра, Персефона. Эти три богини представляют традиционные три роли – жены, матери и дочери. Как архетипы они ориентированы на взаимоотношения, на поддержание и сохранение значимой связи. Эти три богини подстраиваются к другим людям и потому уязвимы. Они страдают. Их насиловали. Похищали, унижали боги-мужчины. Когда разрушались их привязанности, у них проявлялись психологические симптомы психических расстройств. Но каждая из них, в конце концов, преодолевает свои страдания. Их реакции - отражение психоэмоциональных реакций женщин на потерю и поиска сил справляться с душевной болью.
Гера – царственная супруга Зевса. Зевс часто изменял ей с богинями, и даже смертными. Ей важно быть замужем. Мужчина для нее - прекрасный принц. Она склонна конкурировать с остальными дамами за предмет своего интереса. Гера способна устроить проверку верности своему партнеру. К сожалению, часто такие проверки заканчиваются разрывом отношений. Для Геры важен статус и престиж, это относится ко всему, с чем она сталкивается. Она умеет соблюдать приличия, прекрасно соответствует своему статусному супругу. Она с первого взгляда способно оценить всех, кто его окружает. Только присутствие супруга делает ее жизнь осмысленной. В одиночестве она теряет смысл жизни.
В могущественных мужчинах она способна увидеть слабость и рассматривает ее как свидетельство доверия к ней. В трудные минуты она способна помогать супругу. Муж – объект ее гордости. У нее ревнивый характер. Для нее его измена невыносима. Если она узнает об измене, то ее ярость направлена не на супруга, а на соперницу. Дети рассматриваются ею как необходимое условие брака. В случае конфликта, она всегда выбирает сторону мужа.
Деметра – материнский образ, принцип и сценарий. Олицетворяет материнский инстинкт, желание родить ребенка. Смысл жизни – быть матерью, нянькой, кормилицей. Она знает опыт насилия, и потому отказывается от любовных отношений и сосредоточена на детях. Она покорно выполняет долг супруги – удовлетворять животную страсть мужа. Ей нравится угощать яствами свою семью и гостей. Она не сдается и становится очень устойчивой, когда затрагивается благополучие детей. Семья для нее важнее всего. Дом – это место где собирается семья. Она очень эффективна, опекая других, поэтому члены семьи и муж, в том числе могут быть несамостоятельны. Перегруженная сверх-меры заботами, она никому не может отказать. Протестует в пассивно-агрессивной манере (забывает что-то, тянет время и пр.)/ Склонна впадать в депрессию, когда ее лишают материнских функций.
Персефона (дева или кора). Кора – обычная девушка. Она не знает себя и, потому часто руководствуется мнениями других людей. Все свои дела, она исполняет как бы понарошку. Она сомневается, ждет подсказок. Очень чувствительна, и восприимчива к миру. Девочкой остается в любом возрасте. Она любит и умеет мечтать и фантазировать. Часто чувствуют зависимость от чужой щедрости, и быстро научается манипулировать. Склонна к самолюбованию. Убеждена в том, что с хорошими девочками ничего плохого не случится. Она не выражает вовне свои отрицательные эмоции, и потому в плохие минуты жизни испытывает одиночество, ненужность, погружается в грусть. Чутко относится к наказам предков. «Маменькина» дочка, прикрепленная к матери. С мужчинами и женщинами, она всегда остается женщиной-ребенком не всегда уверенной в себе. Часто оказывается между конфликтующими мужем и матерью (Персефону похитил Гадес, а Деметра возвращает себе дочь).
Афродита – богиня любви и красоты. Прекрасная и неотразимая алхимическая богиня. Афродита - родилась от семени отца Урана с морской водой. Она вышла из пены у острова Кипр. Где ступала ее нога – вырастали цветы. У нее была задача – созидать красоту и любовь. Всю свою жизнь она предавалась любви. Родила двух сыновей Аресу богу войны (постоянному любовнику) и дочь – Гармонию. Муж Гефест – поймал любовников и опозорил перед олимпийцами.
Гермес, Посейдон. Дионис, Адонис и т.д. – ее любовники. У нее был волшебный пояс, который внушал страсть. Ее необычайная красота мужчинам дарила вдохновение. Афродита живет своей любовью. С удовольствием рожает детей от любимых мужчин. Она в совершенстве владеет искусством флирта и любовной игры. Получает удовольствие от страданий влюбленных мужчин. И постоянно хочет, чтобы за ней ухаживали. Легкомысленна. Любит получать подарки. Любит, чтобы все было «по высшему разряду». У нее есть склонность к авантюризму. В любви, она прежде всего любит саму себя и любовь.
Афродита сочетает автономность богинь девственниц и близость в отношениях, свойственных уязвимым богиням. Ее сознание одновременно и сосредоточенно и восприимчиво. Ее архетип побуждает женщин искать во взаимоотношениях с партнерами скорее интенсивность, чем постоянство, ценит творческий процесс и быть открытой для изменений и вдохновения.
Чтение или слушание мифов можно рассматривать как вид особой, священно-духовной психотерапии для любого человека и могут помочь там, где другие виды психологической помощи бессильны. Их преимущества в глубоко бессознательном, архаическом языке, наполненном символами и смыслом (жизни и смерти, настоящего и прошлого). Психотерапевтическая функция мифов выделена и описана Р.Бартом, К.Леви-Стросом, М.Элиаде, В.Тернером и другими мифологами, показавшими, что мифическое время является особым сакральным периодом создания всеобщего изобилия и блага. Ассимиляция бессознательного содержания мифологическими мотивами и сюжетами в доступной и красочной форме делает это содержание доступным и понятным каждому.
Архетипическая символика мифа обогащает и развивает бессознательные содержания, актуализирует их компенсаторные отношения с сознанием, облегчая человеку целостное взаимодействие с окружающим миром. Но, в современном обществе, которое культивирует сплошь рационализм и сознательность, сотериологическая, то есть спасительная, функция мифа обесценена и потому ослаблена. То, что раньше воспринималось людьми как жизненные сценарии, как способ мышления, самовыражения Миф – это реальная система мышления и опыта, опирающаяся на психологическое равноправие сознательных и бессознательных содержаний.
Литература:
Болен Дж.Ш. Богини в каждой женщине. Новая психология женщины. Архетипы богинь / Пер. с англ. – М.: ООО Издательский дом «София», 2005. – 272 с.
Зеленский В.В. Базовый курс аналитической психологии, или Юнгианский бревиарий. – М.: «Когито-Центр», 2004. – 256 с. (Серия «Юнгианская психология»).
Кэмпбелл Дж. Мифический образ / Пер. с англ. К.Е.Семенова.- М.: ООО «Издательство АСТ», 2004. – 683с., ил. (Серия «Phylosophy»).
Леви-Стросс К. Структурная антропология. – М.: «Наука», 1983. – 536 с.
Хиллман Дж. Архетипическая психология. / Пер. с англ. под ред. В.В.Зеленского. – СПб.: Б.С.К., 1996. – 157 с.
Эдингер Э.Ф. Эго и архетип / Пер. с англ., под ред. В.В.Зеленского. – М.: ООО «Пента График», 2000. – 264 с., ил.
Элиаде М. Аспекты мифа. – М.: «Инвест-ППП», 1996. – 240 с.
Элиаде М. Мифы, сновидения, мистерии. – К.: «Ваклер», 1996. – 288 с.
Юнг К.Г. Душа и миф: шесть архетипов. – К.: «Port-Royal», 1996. – 384 с.