Основные направления взаимодействия полиции с Росгвардией в целях наиболее эффективной реализации задач полиции | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 декабря, печатный экземпляр отправим 22 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №49 (339) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 05.12.2020

Статья просмотрена: 1474 раза

Библиографическое описание:

Степанченкова, Е. В. Основные направления взаимодействия полиции с Росгвардией в целях наиболее эффективной реализации задач полиции / Е. В. Степанченкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 49 (339). — С. 327-329. — URL: https://moluch.ru/archive/339/76094/ (дата обращения: 08.12.2021).



В числе принципов деятельности полиции РФ законодатель закрепляет принцип взаимодействия, который согласно ч. 1 ст. 10 Закона о полиции означает, что полиция при осуществлении своей деятельности взаимодействует с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами; и принцип сотрудничества — оказания содействия полицией государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям в обеспечении защиты прав и свобод граждан, соблюдение законности и правопорядка, а также оказывает поддержку развитию гражданских инициатив в сфере предупреждения правонарушений и обеспечения правопорядка. Одновременно, закон предусматривает и оказание содействия государственными и муниципальными органами, общественными объединениями, организациями и должностными лицами полиции при выполнении возложенных на нее обязанностей.

Взаимодействие органов полиции с иными органами Российской Федерации — это совместная эффективная деятельность федеральных и местных органов власти, правоохранительных органов в пределах их полномочий, а также минимизация и (или) ликвидация последствий противоправного поведения, нарушения общественного порядка, совершения преступлений и правонарушений. Основополагающим в координационной деятельности, взаимодействия и эффективного сотрудничества и является, как четкое распределение, так и правовое закрепление предметов ведения, зон ответственности, а также определение круга проблем, которые требуют объединенные усилия, а равно согласованные и скоординированные действия по их эффективному разрешению. Здесь также, стоит сказать о том, что любая совместная, комбинированная деятельность нуждается в организации и руководстве, что, безусловно, подразумевает подчинение определенной группы субъектов определенному организующему началу, то, соответственно, возникает необходимость наделения одного из рассматриваемых субъектов управленческими (в отношении других субъектов группы) функциями, где остальные элементы данной подсистемы имеют лишь узкофункциональную специфику своей деятельности [1; с. 155].

А. В. Безруков, выделяет две формы взаимодействия: процессуальную и организационную. К основным процессуальным формам взаимодействия органов внутренних дел и других правоохранительных органов можно отнести:

1) образование совместных следственных групп. Такая форма обеспечивает правоохранительным органам несколько вариантов методов поиска и установления лиц, причастных или совершивших преступление, а также быстро реагировать на информацию о противоправных действиях и принимать корректные решения;

2) проведение оперативно-розыскных мероприятий, в их числе опросы, наведение справок, наблюдение, проверочная закупка, оперативное внедрение и масса других, определенных федеральным законом;

3) информирование следователя по итогам проведения розыскных действий по установлению лиц, подозреваемых в совершении преступления. Следователь несет персональную ответственность за результаты расследования, ограничение конституционных прав при задержании подозреваемых и предъявлении обвинения, строгое соблюдение Конституции РФ и законодательства (ст. 45–51 Конституции РФ, УПК РФ);

4) взаимодействие следователя, дознавателя с сотрудником органа, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность по разрешению и организации встречи последнего с подозреваемым, с целью проведения оперативно-розыскных мероприятий;

5) действия следственного характера совместно с оперативно-розыскными подразделениями;

6) применение мер, направленных на обеспечение безопасности участников уголовного судопроизводства (защита потерпевших, свидетелей и др.) [2; с. 118].

В рамках обеспечения общественного правопорядка, крайне важным является взаимодействие полиции с Росгвардии. Соответствии со ст. 1 Федеральный закон от 03.07.2016 № 226-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» войска национальной гвардии Российской Федерации являются государственной военной организацией, предназначенной для обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина, одной из задач которой является участие в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности [3].

По мнению Ю. В. Хмелева и А. К. Дубровина процесс взаимодействия органов полиции и Росгвардии при обеспечении общественного порядка и безопасности делится на пять этапов исполнения управленческих решений [4; с. 230].

В первый этап включается уяснение и уточнение цели решения, а также оценка фактических условий реализации решения. На этом этапе руководители территориального органа полиции и Росгвардии изучают управленческий документ, даёт письменные поручения в виде резолюций по его исполнению с указанием конкретных сроков и исполнителей и механизма его реализации, в том числе предоставления отчётной информации об исполнении, если в самом управленческом документе он не предусмотрен или отсутствует. Дополнительно руководитель территориального органа полиции и Росгвардии может составить организационный план мероприятий по исполнению управленческого решения.

Вторым этапом исполнения является доведение руководителем территориального органа полиции и Росгвардии сути решения, а также условий, установленных средств и методов его реализации до сведения непосредственных исполнителей — сотрудников полиции и военных Росгвардии. Само решение, в целях его эффективного исполнения, должно соответствовать нескольким критериям: реальность (или в том числе своевременность), конкретность и точность (в части указания конкретных исполнителей, сроков и конкретных результатов), ясность и понятность (использование формулировок понятных для исполнителя), полнота информации, относимость (компетентность), убедительность (меры, направленные на формирование личностной заинтересованности в достижении конечных результатов).

Следующий этап — это организация реализации принятого решения, которая направлена, в первую очередь, на организацию координации и взаимодействия конкретных исполнителей полиции и Росгвардии, расстановку сил и средств. В самом решении уже должно быть определено какой орган — полиция или Росгвардия- какими методами и средствами будут выполнять те или иные задачи. Вместе с тем, возникают ситуации, когда необходимо обеспечить взаимодействие и координацию объектов управления, например, ответственного исполнителя и соисполнителей планового мероприятия либо иного управленческого решения. Основная цель взаимодействия органов полиции и Росгвардии — это создание взаимовыгодного положения исполнителей и исключение конфронтации между ними применительно к исполнению мероприятия. К организационным формам взаимодействия органов полиции и Росгвардии можно отнести:

— обмен информацией;

— совместное использование общих ресурсов, сил и средств;

— совместное участие в проведении тактико-специальных, оперативно-профилактических операций, осуществление информационно-аналитической деятельности; совместное обсуждение проблем и поиск их решения;

— совместная разработка общих программ или планов, а также совместное проведение семинаров и иных форм повышения профессиональной подготовки.

Четвертым этапом является комплексное нормативно-правовое, информационное, материально-техническое, психологическое, научно практическое, а также методическое обеспечение исполнения управленческого решения органами полиции и Росгвардии.

Пятым этапом организации исполнения управленческих решений можно выделить — регулирование процесса реализации принятого решения. К основным элементам регулирования хода исполнения управленческих решений относится:

1) реализация обще-профилактических мер, направленных на устранение возможности отклонения деятельности исполнителей от запланированного хода решения;

2) систематическое наблюдение и анализ деятельности объекта управления с целью выявления причин и условий отклонений, профилактики и предупреждения негативных действий, формирования благоприятных условий для реализации управленческого решения;

3) локализация и устранение (минимизация) возникших негативных последствий, использование позитивных последствий таких отклонений;

4) внесение коррективов в запланированный ранее ход реализации решения, обусловленных объективными факторами (изменением состояния оперативной обстановки, социально-экономического положения).

Применение вышеописанных методов и форм сотрудничества позволит выстроить эффективное и налаженное взаимодействие между полицией, муниципальными органами, Росгвардией по вопросам обеспечения общественного порядка и общественной безопасности, что, в свою очередь, способствует достижению их согласованных действий, принятию незамедлительных решений, консолидации усилий по обеспечению общественного правопорядка и продуктивности использования ресурсов в обеспечении правопорядка, привлечении общественности посредством органов местного самоуправления к обеспечению правопорядка и безопасности.

Литература:

  1. Бисихатова, Л. А. Тарасова, Н. В. Герасимов Н. Н. Взаимодействие прокуратуры с органами полиции / Л. А. Бисихатова, Н. В. Тарасова, Н. Н. Герасимов // Сборник статей VII Международной научно-практической конференции «Современная юриспруденция: актуальные вопросы, достижения и инновации» (Пенза, 25 марта 2018 г.) Пенза: Наука и Просвещение, 2018. С. 155;
  2. Безруков А. В. Взаимодействие органов внутренних дел с другими органами публичной власти в сфере обеспечения правопорядка // Проблемы правоохранительной деятельности. 2016. № 4. С. 118;
  3. О войсках национальной гвардии Российской Федерации: Федеральный закон от 03 июля 2016 № 226-ФЗ (с изм. и доп.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2016. № 27 (Часть I), ст. 4159;
  4. Хмелева, Ю. В. Дубровина, А. К. Организация исполнения управленческих решений и обеспечение взаимодействия в подразделениях полиции и Росгвардии / Ю. В. Хмелева А. К. Дубровина // Актуальные вопросы тактики охраны общественного порядка и общественной безопасности. Сборник научных статей Материалы межвузовской научно-практической конференции (Иркутск, 27 января 2017 г.). Иркутск: Восточно-Сибирский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2017. С. 230.
Основные термины (генерируются автоматически): общественный порядок, управленческое решение, обеспечение правопорядка, общественная безопасность, орган, территориальный орган полиции, взаимодействие органов полиции, национальная гвардия, общественный правопорядок, Российская Федерация.


Задать вопрос