Основные направления совершенствования государственной миграционной политики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №52 (447) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 30.12.2022

Статья просмотрена: 720 раз

Библиографическое описание:

Ахмедов, И. У. Основные направления совершенствования государственной миграционной политики / И. У. Ахмедов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 52 (447). — С. 229-231. — URL: https://moluch.ru/archive/447/98399/ (дата обращения: 16.12.2024).



По определению Международной организации по миграции [1], мигрантом является любое лицо, которое перемещается или уже переместилось через международную границу или внутри государства и покинуло место своего обычного жительства независимо от юридического статуса лица, добровольного или недобровольного характера перемещения, причин перемещения и продолжительности пребывания.

Согласно данным Международной организации по миграции в 2022 году число международных мигрантов достигло отметки в 272 миллиона, что на 14 миллионов превышает данные за 2021 год (женщины составляют 48 % от общего числа мигрантов, около 38 миллиона — дети, 4,4 миллиона — международные студенты и 164 миллиона — трудовые мигранты).

Актуальность исследования обусловлена постоянно меняющейся ситуацией на международной арене в настоящее время, которая отражается на внутриполитической обстановке РФ, и как вследствие, требует постоянного мониторинга миграционного движения, анализа его тенденций и динамики, выработки на этой основе государственной миграционной политики, её составление, корректирование и применение. Также основными аргументами в пользу изучения миграционной политики являются масштабы рассматриваемого явления, так как миграция влияет на экономическое, социальное, демографическое и культурное развитие государства и его отдельных регионов.

В настоящее время в РФ происходят значительные изменения во внутренней и внешней политике, которые затрагивают большинство сфер общественных отношений граждан, что приводит к возникновению новых взаимоотношений между гражданами и государством и к необходимости их изучения.

Указом Президента РФ № 622 от 31 октября 2018 года утверждена Концепция государственной миграционной политики РФ на 2019–2025 годы [2], согласно которой целью миграционной политики является создание миграционной ситуации, которая способствует решению задач в сфере социально-экономического, пространственного и демографического развития страны, повышения качества жизни ее населения, обеспечения безопасности государства, защиты национального рынка труда, поддержания межнационального и межрелигиозного мира и согласия в российском обществе, а также в сфере защиты и сохранения русской культуры, русского языка и историко-культурного наследия народов России, составляющих основу ее культурного (цивилизационного) кода.

В данном исследовании предлагаем рассмотреть проблемы миграционной политики в настоящее время, основные направления для их решения, что в результате приведет к совершенствованию самой миграционной политики государства.

Первой проблемой, которую мы хотим отметить, является большой приток мигрантов в страну и ее регионы. Почему же это, по нашему мнению, является проблемой? С одной стороны, привлечение и прибытие в Россию мигрантов (именно иностранных граждан) является вспомогательным средством для решения демографических проблем и связанных с ними экономических проблем, поскольку источником увеличения численности населения было переселение мигрантов и привлечение иностранных работников по приоритетным профессионально-квалификационным группам, что являлось необходимостью для дальнейшего поступательного развития экономики страны.

В настоящее время в некоторых регионах России существует такая проблема как сокращение численности людей трудоспособного возраста, что обусловлено низкой рождаемостью, и в таком случае миграция трудовых ресурсов позволяет решить вопрос с дефицитом рабочей силы в отдельных отраслях производства [3].

Вместе с тем, увеличение трудовых ресурсов за счет мигрантов не должно осложнять ситуацию на рынке труда по отношению к постоянно проживающим гражданам. Также негативным последствием мобильности рабочей силы является сокращение уровня средней заработной платы в регионе. Это связано как с низкой производительностью труда, так и с отсутствием у работодателей необходимости ее повышения. Ведь, как правило, мигранты согласны выполнять работу за более низкую заработную плату, следовательно, нет необходимости повышать ее и местным работникам. В этой связи велик риск роста безработицы среди местного населения.

То есть здесь наряду с въездом работников низкой квалификации регионы могут лишиться собственных высококвалифицированных кадров за счет их миграции. Чтобы этого не допустить, необходимо совершенствовать не только социальную и экономическую политику внутри государства, но и миграционную политику, так как от нее в немалой степени зависит уровень заработной платы по отраслям, количество рабочих мест, а следовательно, и качество жизни. Полагаем, что необходимо создавать комфортную среду для той категории мигрантов, которая может принести пользу не в качестве дешевой рабочей силы, а в качестве инвестиций, своего рода интеллектуального ресурса для дальнейшего развития страны. Необходимо улучшать условия труда для высококвалифицированных работников своей страны, дабы у них не возникало намерения трудиться на благо иных государств.

Считаем, что решение вопросов с трудоустройством для приехавшим мигрантов должно осуществляться на конкурсной основе с учетом знания языка, норм и правил проживания, основ права и трудовой квалификации. При этом основной аспект должен быть смещен на процесс подготовки будущих мигрантов в стране их проживания.

Также, например, согласно данным представленным Законодательным Собрание Челябинской области [4] на территорию Челябинской области с начала 2022 года прибыло более 1000 вынужденных переселенцев. Им оказывается социальная поддержка (получение единовременного денежного пособия на каждого члена семьи, проживание в центре временного размещения вынужденных переселенцев, получение питания, пользование коммунальными услугами и др.), многие встают в очередь на получения жилья. Полагаем, что большой приток населения в определенный субъект РФ приводит к тому, что из бюджета субъекта выделяются денежные средства, необходимые для оказания социальной, жилищной помощи, помощи в адаптации. Избыточное количество прибывших лиц в один регион не позволит государству в полной мере осуществить функции по социальной защите как граждан страны, так и беженцев и переселенцев и создаст предпосылки к возникновению социальной напряженности. Миграция непосредственно влияет на социально-экономическое положение регионов и является доминирующим фактором при формировании рынка труда и жилья.

Еще одной проблемой при миграции, по нашему мнению, является проявление национализма, экстремизма, терроризма, возникновение социальных конфликтов на почве национальных и религиозных различий мигрантов и коренного населения России. Всё это негативно воздействует на межнациональные этнические отношения и формирует основу для появления этнической преступности, созданию однородных преступных группировок по национальному признаку, что обостряет социальную, демографическую и криминогенную обстановки на территории России в целом.

Полагаем, что для противодействия организованной преступности необходимо дальнейшее совершенствование деятельности всех правоохранительных органов России. Необходимо рассмотреть меры по ограничению въезда в РФ иностранным гражданам и мигрантам, совершившим преступления на территории РФ, а также по развитию потенциала международных связей между правоохранительными службами различных стран мира.

С учетом изложенного, приходим к выводу, что приток мигрантов способствовал росту цен на недвижимость, обострению конкуренции на рынке труда, снижению уровня жизни населения, обострению других социальных проблем, прежде всего в области образования и здравоохранения, криминализации обстановки в России. Во всей совокупности миграционных проблем ключевыми являются проблемы интеграции мигрантов в принимающее общество и проблемы адаптации принимающего общества к новым условиям, прежде всего к изменению этнического состава населения и следствиям этого процесса. Вопросы миграционной политики входят в число наиболее значимых для обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, сохранения устойчивого экономического роста.

Таким образом, можем полагать, что вопросы, разрешаемые в сфере миграционной политики, достаточно актуальны, важны и сложны, так как их содержание и круг лиц, на которых они непосредственно распространяются, будут постоянно изменяться в соответствии с развитием общества и правового государства.

Литература:

  1. Организация объединенных наций // https://www.un.org/ru/global-issues/migration
  2. Указ Президента РФ от 31 октября 2018 г. № 622 «О Концепции государственной миграционной политики РФ на 2019–2025 годы» // Собрание законодательства РФ. 2018. № 45. Ст. 6917.
  3. Актуальные проблемы законодательного регулирования миграционных процессов на территории государств-участников СНГ: материалы ежегодной Международной научно-практической конференции. — Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел РФ, 2021. — 154 с.
  4. Законодательное собрание Челябинской области // — URL: https://zs74.ru
Основные термины (генерируются автоматически): миграционная политика, заработная плата, проблема, Международная организация, принимающее общество, приток мигрантов, рабочая сила, РФ, рынок труда, Челябинская область.


Похожие статьи

Основные направления совершенствования организации деятельности налогового органа на территориальном уровне

Основные направления государственной инновационной политики и механизм ее реализации

Основные направления совершенствования учета, анализа и аудита оплаты труда

Основные направления совершенствования бухгалтерского учета государственного сектора на основе международных стандартов

Основные направления антикоррупционной политики государства

Основные проблемы формирования кадрового состава государственной гражданской и муниципальной службы

Основные направления государственной политики в сфере природопользования и охраны окружающей среды

Приоритетные направления реализации промышленной политики Узбекистана

Основные направления взаимодействия полиции с Росгвардией в целях наиболее эффективной реализации задач полиции

Пути совершенствования государственной поддержки малых предприятий

Похожие статьи

Основные направления совершенствования организации деятельности налогового органа на территориальном уровне

Основные направления государственной инновационной политики и механизм ее реализации

Основные направления совершенствования учета, анализа и аудита оплаты труда

Основные направления совершенствования бухгалтерского учета государственного сектора на основе международных стандартов

Основные направления антикоррупционной политики государства

Основные проблемы формирования кадрового состава государственной гражданской и муниципальной службы

Основные направления государственной политики в сфере природопользования и охраны окружающей среды

Приоритетные направления реализации промышленной политики Узбекистана

Основные направления взаимодействия полиции с Росгвардией в целях наиболее эффективной реализации задач полиции

Пути совершенствования государственной поддержки малых предприятий

Задать вопрос