Формирование муниципальных финансов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №49 (339) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 01.12.2020

Статья просмотрена: 35 раз

Библиографическое описание:

Капленок, Е. А. Формирование муниципальных финансов / Е. А. Капленок. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 49 (339). — С. 111-113. — URL: https://moluch.ru/archive/339/75921/ (дата обращения: 01.03.2021).



В статье рассматривается понятие «муниципальных финансов», какие функции выполняют муниципальные финансы, как формируются муниципальные финансы.

Ключевые слова: муниципальные финансы, местное самоуправление, государственное управление, органы государственной власти, государственные финансы, финансовая система государства, местный бюджет, внебюджетные фонды, муниципальный кредит, муниципальная собственность, функции муниципальных финансов.

После того, как приняли новую Конституцию РФ [1], которая изменила статус раньше существующих органов местной власти, и благодаря переходу к федеративной модели государственности от унитарной модели, внезапно повысился интерес в отношение к муниципальным финансам. Выделяют два основных подхода, которые определяют само понятие «муниципальные финансы», их состав и место.

В первом подходе муниципальные финансы трактуются как экономические отношения, которые связаны с формированием, а также с использованием финансовых ресурсов всех без ограничения субъектов экономики, которые участвуют в процессе воспроизводства на территории того или иного муниципального образования. Несмотря на то, что к муниципальным финансам относятся и финансы местных органов власти, и хозяйствующих субъектов и домашних хозяйств, но все же каждый вид рассматривается как отдельное звено в финансовой системе государства [4].

Что касается второго подхода, то он считается более распространенным и, что самое интересное, не только в России, но и за рубежом. Здесь муниципальные финансы — это финансы местных органов власти. В состав муниципальных финансов включены местные бюджеты, внебюджетные фонды, а также муниципальный кредит и финансы муниципальных организаций. Сложности тут возникают, когда необходимо определить их места в системе финансов. Также необходимо отметить, что местные органы власти не относятся к органам государственной власти. И, следовательно, муниципальные финансы не входят в систему государственных финансов [2].

Для того чтобы определить место муниципальных финансов в финансовой системе государства, а также их функции и роли, сперва нужно разобраться в самом определении местного уровня власти и соответственно его в самой системе государственного управления. Согласно ст. 12 Конституции РФ местное самоуправление в пределах своих полномочий является самостоятельным. И органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Несмотря на то, что местное самоуправление признано самостоятельным, но все же оно осуществляет свою деятельность вне государственно-властных отношений. Более того, местное самоуправление может быть прекращено, если на это будет воля народа той или другой территории.

Местное самоуправление — это возможность народа свободно воздействовать на политику, которая проводится на конкретной территории. Местное самоуправление было создано с целью решения вопросов местного значения. Это же и касается муниципальных финансов.

Если рассматривать вопрос о месте и роли местного самоуправления в системе государственного управления, то можно подчеркнуть, что власть органов местного самоуправления берет начало от государственной власти, то есть является ее продолжением.

Муниципальные финансы, являясь основой местного самоуправления, различаются от государственных не самой природой их образования и функционирования, а спецификой функций, которая определяется функциями тех или иных субъектов управления. Непосредственно, муниципальные и государственные финансы принадлежат к группе общественных финансов, которые представляют собой властные отношения и характеризуются единым социально-экономическим содержанием, принципами построения и так далее.

Особенность муниципальных финансов состоит в том, что они считаются экономической основой местного самоуправления, а также в их целенаправленной ориентированности на урегулирование ограниченных территориальных задач социально-экономического развития.

Финансы местных органов власти подразумевают отношения, которые обусловлены феноменом существования в стране, а потому действительно функционирующие финансы муниципальных органов власти предполагают урегулированную нормами права систему образования и расходования фондов денежных средств для того, чтобы обеспечить выполнение поставленных задач, которые относятся к компетенции местного уровня власти.

Если исходить из всеобщего понимания финансов как экономической группы, то можно сказать, что финансам муниципальных органов власти присущи те же самые функции:

1) распределительная;

2) регулирующая;

3) контрольная.

Распределительная функция муниципальных финансов состоит в распределении и перераспределении стоимости валового продукта, а также части национального дохода в процессе формирования финансовых фондов, которые необходимы для того, чтобы органы местного самоуправления могли выполнять возложенные на них функции.

Регулирующая функция, которая заключается в целенаправленном воздействии органов местного самоуправления на социально-экономические процессы на подведомственных территориях, тесным образом взаимосвязана с распределительной функцией. Данная функция нередко объединяется с распределительной или же выделяется как ее подфункция, так как перераспределение доходов хозяйствующих субъектов и населения постоянно оказывает определенное регулирующее воздействие на социально-экономические процессы. Под регулирующей функцией государственных и муниципальных финансов, как правило, понимают их целенаправленное использование в качестве механизма регулирования экономических процессов.

Проявление контрольной функции финансов муниципальных органов власти можно наблюдать в процессе распределения и перераспределения стоимости валового продукта или формирования фондов финансовых ресурсов муниципальных органов власти. Эта функция осуществляется только специально уполномоченными органами. К основным направлениям финансового контроля относят:

1) контроль за правильным и своевременным перечислением средств в финансовые фонды органов местного самоуправления;

2) контроль за соблюдением соотношений при распределении средств между муниципальными, а также вышестоящими бюджетами;

3) контроль за целевым использованием средств и прочие.

В составе муниципальных финансов выделяют следующие ключевые составляющие:

1) средства местного бюджета;

2) муниципальные внебюджетные фонды;

3) муниципальный кредит;

4) муниципальная собственность;

5) прочие финансовые фонды и активы, которые находятся в распоряжении у местных органов власти.

Как правило, на практике некоторые из перечисленных элементов могут отсутствовать, потому, как возможности их формирования определяются национальными законодательствами.

Местные бюджеты являются главнейшим элементом муниципальных финансов, которые формируют материальную основу для того, чтобы реализовать полномочия органом местного самоуправления. В системе муниципальных финансов это считается одним из главных инструментов регулирования социально-экономических процессов на местном уровне. Проще говоря, под местным бюджетом понимают специальный фонд финансовых ресурсов, которые находятся в распоряжении местных органов власти, которые предназначены для выполнения данным органом возложенных на него функций и задач.

Под муниципальными внебюджетными фондами понимают специальные финансовые фонды, которые создаются в особенных формах и при помощи особенных методов. Внебюджетные фонды формируются в процессе финансовых взаимоотношений местных органов власти с физическими и/или юридическими лицами и предназначаются для решения конкретных социально-экономических задач на определенной территории. Формирование и использование данных фондов осуществляется вне рамок бюджетного процесса.

Муниципальные внебюджетные фонды всегда постоянно имеют строго целевое назначение, а потому к характерным чертам данных фондов относят четко поставленную цель их создания и функционирования, которая отражается в нормативном акте органа местного самоуправления и целевое закрепление одних видов доходов за соответственными расходами.

Муниципальный кредит — это совокупность кредитных отношений, которые возникают между местными органами власти и физическими и/или юридическими лицами, при которых местный орган власти выступает как кредитор, или как заемщик, или как гарант. Но часто орган местного самоуправления выступает в роли заемщика средств.

Финансы предприятий, которые находятся в муниципальной собственности, — обязательный элемент муниципальных финансов во всех государствах. К муниципальной собственности относят имущество, которое принадлежит на правах собственности местным органам власти. Имущество, которое находится в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение. Права собственности от имени муниципального образования осуществляется органом местного самоуправления и другими лицами.

Муниципальная собственность — это очень важный элемент экономической основы самостоятельности и независимости органов местного самоуправления. Ее используют как инструмент социальной защиты и финансовой поддержки отдельных социальных групп. Муниципальные организации, для которых характерно их общественное назначение, редко преследуют цель «получение прибыли». Но, несмотря на это, в некоторых случаях может преследоваться финансовый интерес, что дает возможность привлечь в местные бюджеты дополнительные доходы.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации. — М.: Айрис-пресс, 2012. — 64 с.
  2. Государственные и муниципальные финансы: Учебное пособие / Под ред. Г. Б. Поляка. — М.: ЮНИТИ, 2014. — 375 с.
  3. Валиева, Е. Н. Государственные (муниципальные) финансы / Е. Н. Валиева, А. Г. Лукин. — М.: Русайнс, 2016. — 288 с.
  4. Государственные финансы в финансовой системе России / Е. А. Ермакова // Финансы и кредит. — М.: Финансы и Кредит. — 2007. — № 3. — с. 35–36.
  5. Новикова М. В. Государственные и муниципальные финансы. Конспект лекций. — М.: Эксмо, 2008. — 160 с.
Основные термины (генерируются автоматически): местное самоуправление, финансы, местный орган власти, муниципальная собственность, государственная власть, муниципальный кредит, муниципальный орган власти, государственное управление, местный бюджет, финансовая система государства.


Задать вопрос