Автор: Ерошкин Алексей Константинович

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №11 (115) июнь-1 2016 г.

Дата публикации: 03.06.2016

Статья просмотрена: 1073 раза

Библиографическое описание:

Ерошкин А. К. Система управления муниципальной собственностью в РФ // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 733-736.



Важной задачей органов местной власти является управление объектами муниципальной собственности, включающей местные финансы, муниципальное имущество, муниципальные предприятия и учреждения, муниципальные земли и другие природные ресурсы. Понятие «управления муниципальной собственностью» является новым для теории и практики экономики России, возникшим в ходе реформирования форм и отношений собственности в 90-х г. г. прошлого века. В этой связи предпринята попытка ответить на вопрос: «Что же представляет собой управление муниципальной собственностью?».

«Управление муниципальной собственностью базируется как на общих постулатах теории управления, так и на специфических особенностях, связанных с осуществлением управления в пределах, установленных федеральным законодательством. Определена группа лиц, в интересах которой осуществляется управление муниципальной собственностью — население муниципального образования. Основными программными целями управления муниципальной собственностью являются:

 обеспечение экономической основы местного самоуправления;

 повышение эффективности управления муниципальной собственностью на основе оптимизации ее структуры, создания целостной системы управления;

 получение дополнительных доходов в местный бюджет;

 повышение конкурентоспособности муниципального образования для привлечения инвестиций, создания новых рабочих мест, развития городской инфраструктуры».

Следовательно, цель управления муниципальной собственностью во многом зависит от стратегической цели и приоритетов общегородского развития. В качестве примера можно привести главную стратегическую цель г. Сургута — обеспечить достаточно высокое и устойчиво повышающееся качество жизни для нынешних и будущих поколений горожан. Качество жизни определяется и оценивается совокупностью показателей, характеризующих уровень развития и степень удовлетворения материальных и духовных потребностей населения. Выше изложенное позволяет определить в качестве главной цели управления муниципальной собственностью — удовлетворение интересов и потребностей местного населения.

Можно классифицировать процесс управления муниципальной собственностью по основным направлениям управленческого воздействия: формирование, использование, учет, обеспечение сохранности и воспроизводства.

Управление муниципальной собственностью — есть деятельность органов местного самоуправления, направленная на удовлетворение интересов и потребностей населения муниципального образования, осуществляемая в определенных федеральным законодательством формах и пределах, посредством формирования, эффективного использования, обеспечения учета, сохранности и воспроизводства муниципальной собственности.

Подобная формулировка предполагает разработку и реализацию программ управления собственностью муниципальных образований. Обобщая отечественный и зарубежный опыт в сфере муниципального управления, можно определить основные направления реализации таких программ:

 проведение анализа существующей системы управления муниципальной собственностью и основных результатов ее использования на территории муниципального образования;

 установление цели, задач, основных принципов и направлений развития системы управления муниципальной собственностью на территории муниципального образования;

Лабиринт  определение способов, методов и особенностей управления отдельными видами собственности муниципального образования;

 реализация прямых методов регулирования инвестиционной деятельности, к которым можно отнести бюджетное финансирование производственной и социальной сферы; разработку целевых муниципальных программ, механизмов инвестирования отдельных перспективных проектов; проведение инвестиционных конкурсов;

 реализация косвенных методов регулирования инвестиционной деятельности, в числе которых использование инвестиционных налоговых кредитов, долгосрочного кредитования, ипотеки, лизинга; содействие созданию финансово-промышленных групп; предоставление государственных гарантий;

 развитие фондового рынка корпоративных ценных бумаг;

 установление направлений движения собственности, в т. ч. осуществление приватизации, национализации, передачи собственности с одного уровня управления на другой (федеральный, региональный, муниципальный);

 демонополизация и развитие конкурентной среды, включая прямое воздействие на монополистов, меры по формированию конкуренции и развитию рынка товаров и услуг;

 совершенствование механизма санации, внешнего управления, банкротства, в т. ч. уточнение критериев несостоятельности;

 учет и контроль муниципальной собственности;

 информатизация процесса управления муниципальной собственностью;

 прогнозирование доходов и расходов, связанных с управлением муниципальной собственностью;

 расчет предполагаемого увеличения или уменьшения размера муниципального долга и разработка возможных мер по его погашению;

 определение перечня нормативных актов, принятие которых необходимо для реализации программы.

В зависимости от размеров муниципального образования, его экономических и социальных характеристик объем, структура и содержание программы могут меняться.

Лабиринт Органы местного самоуправления муниципального образования управляют муниципальной собственностью самостоятельно. Однако это обстоятельство не делает их собственником. В соответствии с Гражданским кодексом РФ и Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» право собственности принадлежит муниципальному образованию.

Население владеет муниципальной собственностью, передавая право распоряжения и пользования в части издания нормативных актов исключительно представительному органу местного самоуправления, который действует от имени всего населения муниципального образования. Установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью является его исключительной компетенцией. Исполнительный орган в пределах своей компетенции управляет объектами муниципальной собственности. Такой подход позволяет избежать противоречий между представительными и исполнительными органами власти по этому вопросу.

В настоящее время в ряде субъектов РФ приняты законы о местном референдуме, которые позволяют сообществу граждан муниципального образования непосредственно осуществлять процесс управления муниципальной собственностью.

Субъектами, приобретающими и осуществляющими от имени города имущественные права и обязанности, являются органы местного самоуправления города — муниципальный Совет и городская администрация.

Муниципальный Совет по представлению городской администрации утверждает положение об органах, осуществляющих управление и распоряжение муниципальной собственностью, либо правовыми нормативными актами наделяет этими полномочиями существующие органы в дополнении к их компетенции, установленной законодательством.

В соответствии с распределением компетенции муниципальный Совет:

 устанавливает полномочия органов по управлению муниципальной собственностью;

 устанавливает порядок управления объектами, отнесения имущества к муниципальной казне города, а также порядок его использования;

 устанавливает перечень объектов муниципальной собственности города, не подлежащих отчуждению, и максимальный размер стоимости сделок с имуществом, заключаемых городской администрацией и ее органами без согласия муниципального Совета;

 устанавливает порядок и определяет условия приватизации объектов муниципальной собственности города, утверждает программу приватизации;

 распоряжается имуществом, закрепленным за муниципальным Советом;

 осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством и в пределах своей компетенции.

Городская администрация в пределах своей компетенции вправе:

Лабиринт  передавать находящиеся в муниципальной собственности объекты во владение и пользование в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством и правовыми актами муниципального Совета;

 распоряжаться средствами местного бюджета, внебюджетными и валютными фондами;

 устанавливать по согласованию с муниципальным Советом ограничения по перепрофилированию муниципальных предприятий, а также по изменению ассортимента выпускаемой ими продукции;

 требовать от соответствующих органов передачи или продажи в муниципальную собственность предприятий, их структурных подразделений, а также иного имущества, находящегося в государственной собственности, если они имеют особо важное значение для обеспечения коммунально-бытовых и социально-культурных нужд населения данной территории, функционирования ее хозяйственного комплекса;

 получать полную компенсацию за причиненный ущерб в случае отчуждения в государственную собственность объектов муниципальной собственности;

 передавать право управления отдельными объектами муниципальной собственности другим органам местного самоуправления.

Правами по владению, пользованию и распоряжению муниципальной собственностью в порядке, установленном правовыми нормативными актами органов местного самоуправления города, изданными в пределах их компетенции, наделяются следующие исполнительные органы, выполняющие функции уполномоченных органов по управлению муниципальной собственностью города:

1) городской комитет по управлению имуществом является уполномоченным органом, осуществляющим управление объектами муниципальной собственности;

2) финансовое управление города является уполномоченным органом по управлению средствами городского бюджета;

3) фонд имущества города является уполномоченным органом, осуществляющим функции собственника в отношении организаций, имеющих в своем составе долю муниципальной собственности, владения пакетами акций, находящихся в муниципальной собственности, заключение сделок по отчуждению объектов муниципальной собственности и приобретению в муниципальную собственность;

4) иные органы городской администрации, наделяемые в установленном порядке правами уполномоченных органов по управлению муниципальной собственностью.

В установленном порядке уполномоченные органы по управлению муниципальной собственностью осуществляют иные функции в соответствии с законодательством и правовыми актами органов местного самоуправления города, а также могут передавать отдельные полномочия по управлению имуществом иным юридическим и физическим лицам.

Перечень органов управления и распоряжения муниципальной собственностью закрепляется в схеме управления городом, структуре городской администрации.

Лабиринт Одним из принципов управления собственностью является принцип разграничения полномочий между субъектами управления таким образом, чтобы они были соразмерны поставленным перед ними целям и задачам.

Полномочия местных администраций по управлению муниципальной собственностью, составляющей финансово-экономическую основу местного самоуправления, можно разделить на несколько групп: общие полномочия; полномочия в сфере управления финансовыми ресурсами; в сфере управления природными ресурсами, в том числе земельными участками, а также в сфере управления объектами культурного достояния.

Полномочия местных администраций и их глав реализуются путем издания соответствующих правовых актов — постановлений и распоряжений, причем в местном законодательстве устанавливается перечень полномочий, которые не могут передаваться другим органам.

Компетенция местного самоуправления собственности складывается из полномочий, необходимых для функционирования местного самоуправленияпо реализации предметов собственного ведения в сфере жизнедеятельности населения, проживающего на территории муниципального образования, на которую распространяется их юрисдикция.

Сопоставляя предметы ведения местного самоуправления, связанные с использованием собственности, можно выделить следующие направления деятельности муниципалитетов, в той или иной мере реализующих функцию управления в сфере собственности. В их числе:

 организация содержания муниципальных учреждений образования и здравоохранения; жилищного фонда; муниципальных энерго-, газо-, тепло-, водоснабжения и канализации; муниципальной информационной службы и архивов, противопожарной службы и ритуальных услуг, организация благоустройства;

 создание условий для жилищного и социально-культурного строительства; для деятельности средств массовой информации; проведения зрелищных мероприятий; развития физической культуры и спорта; в целях обеспечения населения услугами транспорта, связи, торговли, общественного питания;

 участие в регулировании охраны окружающей среды; использовании водных объектов и общераспространенных полезных ископаемых, застройке населенных пунктов и в контроле за использованием земли.

Приведенный перечень не является исчерпывающим. Муниципалитеты вправе принимать по решению субъектов Российской Федерации к своему рассмотрению и другие вопросы, в том числе и в сфере использования собственности.

Литература:

  1. Игнатов В. Г., Рудова В. В. Местное самоуправление. 2_е изд., доп. и перераб. — Ростов н/Д., 2003.;
  2. Мулагаева З. З. Способы эффективного управления муниципальной собственностью // Имущественные отношения в Российской Федерации 2010 г., № 9 С.;
  3. Овсянников С., Журик Т. Некоторые проблемы правового регулирования эффективности управления муниципальной собственностью в субъекте Российской Федерации // Муниципальная экономика. 2007. № 1.;
  4. Пескова. А. Публично-правовые способы возникновения права муниципальной собственности: особенности осуществления // Журн. Муниципальная экономика — 2012 — № 1(49) — с.48–54;
  5. Шокотько М. А. Основные проблемы определения правового режима имущества находящегося в муниципальной собственности // Административное и муниципальное право, 2008 г., № 3.
Основные термины (генерируются автоматически): муниципальной собственностью, управления муниципальной собственностью, муниципальной собственности, местного самоуправления, объектами муниципальной собственности, муниципального образования, управлению муниципальной собственностью, объектов муниципальной собственности, распоряжения муниципальной собственностью, эффективности управления муниципальной, процесс управления муниципальной, управление объектами муниципальной, муниципальной собственности города, системы управления муниципальной, управление муниципальной, управление муниципальной собственностью, «Управление муниципальной собственностью, управлением муниципальной собственностью, муниципальной собственностью города, распоряжение муниципальной собственностью.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос