Система контроля качества аудита в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №21 (80) декабрь-2 2014 г.

Дата публикации: 11.12.2014

Статья просмотрена: 1424 раза

Библиографическое описание:

Пешкова, Т. В. Система контроля качества аудита в России / Т. В. Пешкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 21 (80). — С. 394-396. — URL: https://moluch.ru/archive/80/14329/ (дата обращения: 16.12.2024).

Аудит представляет собой независимую проверку бухгалтерской отчетности экономического субъекта, осуществляемую аудиторской организацией или индивидуальным аудитором с целью выражения мнения о достоверности бухгалтерской отчетности, проверяемого экономического субъекта.

31 декабря 2008 г. президент РФ подписал закон «Об аудиторской деятельности» № 307 — ФЗ от 30.12.2008 [2], согласно которому с 1 января 2010 г. Отменяется лицензирование и устанавливается обязательность членства аудиторских организаций и аудиторов в саморегулируемых организациях. Таким образом, принятие нового Закона об аудиторской деятельности подтвердило окончательное становление российского аудита и создало перспективы для дальнейшего развития нормативно — правового регулирования в этой сфере. Внедрение механизма саморегулирования аудита в сочетании с совершенствованием государственных способов регулирования позволит повысить качество и эффективность оказываемых аудиторских услуг. Дальнейшее совершенствование аудиторской деятельности напрямую связано с обеспечением качества аудиторских услуг. В связи с отменой лицензирования аудита, акцент в проверке его качества переносится на саморегулируемые аудиторские организации.

В новом Законе № 307-ФЗ под аудитом понимается независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности (п. 3 ст. 1 Закона № 307-ФЗ). Наиболее важные изменения в определении аудита связаны со следующим:

по сравнению с ранее действовавшей редакцией закона законодатель не указывает на предпринимательский характер аудита;

предмет проверки ограничивается проверкой бухгалтерской (финансовой) отчетности (ранее это была проверка бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности).

Следует оговориться, что последнее изменение также обоснованно, поскольку в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» бухгалтерская отчетность представляет собой единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности и составляется на основе данных бухгалтерского учета [1].

Необходимость контроля качества аудита в значительной степени связана с вероятностью того, что некоторые аудиторские проверки могут оказаться несостоятельными. Несостоятельность аудита — это ситуация, когда аудитор приходит к неточному выводу в результате аудиторской проверки и представляет ошибочное заключение.

Для более точного понимания необходимо разобраться, что же собой представляет контроль качества.

Контроль качества аудита — методики и процедуры, принятые аудиторской организацией для того, чтобы ее руководство получило разумную уверенность в том, что в ходе всех аудиторских проверок, проводимых этой организацией, выполняются требования правил аудиторской деятельности и других нормативных документов, регулирующих аудиторскую деятельность в РФ [5].

В настоящее время выделяется два вида контроля качества аудита: внутренний и внешний.

Внешний контроль качества аудита долго будет являться одним из главных инструментов повышения качества отечественного аудита. Необходимость членства аудиторов и аудиторских организаций и обязательность внешнего контроля для них приведут к его постоянному развитию. Предметом внешнего контроля качества работы является соблюдение аудиторской организацией, аудитором требований федерального закона, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов [6].

Согласно Федеральному закону «Об аудиторской деятельности», внешняя проверка качества аудита проводится двумя структурами: Минфином России (федеральный орган исполнительной власти, выполняющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере аудиторской деятельности), своей саморегулируемой организацией аудиторов [2].

Во всех аудиторских организациях должна существовать система внутреннего контроля качества аудита. Принципы внутреннего контроля качества и конкретные процедуры по их реализации декларируются внутрифирменными стандартами аудиторских организаций. Внутренний контроль качества аудита осуществляется аудиторской фирмой самостоятельно в соответствии с Федеральным правилом (стандартом) № 7 «Внутренний контроль качества аудита». Данный стандарт, по сути, аналог международного стандарта 220 «Контроль качества работы в аудите». Более того, многие положения стандартов говорят об их почти полной идентичности. Но более подробное описание аудиторских процедур, наличие примеров пока выгодно отличает международные стандарты от российских.

Внутренний контроль качества работы аудиторской организации подразделяется на предварительный, текущий, последующий и обеспечивается тремя факторами:

надлежащим руководством за ходом аудита со стороны руководителя аудиторской организации;

надзором со стороны аудиторов за действиями ассистентов во время проверки;

проверкой результатов проделанной работы. Предварительный внутренний контроль качества аудита осуществляется руководителем организации на стадии планирования [6].

Итак, проблемы совершенствования качества в настоящее время очень актуальны для российского аудита. В то же время ни в отечественной, ни в мировой практике официально не определены понятие и критерии качества аудита. В связи с этим важным направлением совершенствования качества аудита представляется нормативное закрепление его критериев. Система критериев качества аудита может включать, во-первых, соблюдение требований стандартов аудита (как федеральных, так и внутренних), во-вторых, наличие надлежащих аудиторских доказательств, достаточных для обоснованного выражения мнения о достоверности отчетности клиента, в-третьих, применяемые методы аудиторской проверки. Необходимость принятия во внимание последнего критерия качества объясняется тем, что повышение затрат на проведение проверки может привести к экономической нецелесообразности аудита (как предпринимательской деятельности).

Важным шагом на пути приближения аудиторской деятельности в России к международным нормам являются внутрифирменные стандарты, разработка и практическая реализация которых способствует повышению качества проверок, эффективности их результатов, снижению трудоемкости аудиторской работы [7]. Наличие отработанной системы внутрифирменных стандартов и ее методологического сопровождения служит показателем профессионализма и надежности деятельности аудиторской организации, а ее соблюдение — дополнительной гарантией результатов проверки.

Таким образом, вопрос контроля качества аудита сегодня весьма актуален. Ученые не могут дать однозначного определения этому понятию, выделить критерии качества аудита. Но при всей неопределенности необходимо построить эффективную систему контроля качества аудита, которым следует заниматься в России и зарубежных странах. Контроль качества аудита в свою очередь позволяет достичь требований достоверности результатов проверки и соответствия выполненных процедур действующему законодательству, являющимися, по сути, главными критериями качества аудита.

 

Литература:

 

1.      Российская Федерация. Законы. О бухгалтерском учёте [Текст]: Федеральный закон № 129 — ФЗ: принят ГД ФС РФ 21 ноября 1996 г. (в редакции от 28.09.2010 г. № 243-ФЗ), (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2011) © КонсультантПлюс 2014

2.      Российская Федерация. Законы. Об аудиторской деятельности [Текст]: Федеральный закон № 307 — ФЗ: принят ГД ФС РФ 24 декабря 2008 года (в редакции от 28.12.2010 № 400-ФЗ) © КонсультантПлюс 2014

3.      Российская Федерация. Постановление. Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности [Текст]: № 696: утверждённое Правительством РФ 23 сентября 2002 г. (в редакции от 02.08.2010 № 586) © КонсультантПлюс 2014

4.      Российская Федерация. Постановление. Федеральный правило (стандарт) аудиторской деятельности № 7 «Контроль качества выполнения заданий по аудиту» [Электронный ресурс]: № 696: утвержденное Правительством Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. (в ред. Постановления Правительства РФ от 19.11.2008 № 863) © КонсультантПлюс 2014

5.      Аудит [Текст]: учеб. для вузов по экон. спец. / под ред. В. И. Подольского. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Аудит, 2007. — 583 с.

6.      Бейтан, Ю. В. Базовые подходы к классификации видов аудита эффективности [Текст] / Ю. В. Бейтан // Финансы и кредит. — 2009. — № 15. — С. 64–67

7.      Городилов, М. А. Совершенствование организационных аспектов аудита и ревизии [Текст] / М. А. Городилов // Аудит и фин. анализ. — 2008. — № 5. — С. 215–225

8.      Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия Экономика. Васильчук Ольга Ивановна.

Основные термины (генерируются автоматически): аудиторская деятельность, аудиторская организация, бухгалтерская отчетность, бухгалтерский учет, аудиторская проверка, внутренний контроль качества аудита, контроль качества аудита, независимая проверка, российский аудит, Россия.


Задать вопрос