Теоретические аспекты бюджетирования в системе управления муниципальными финансами | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №43 (281) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 24.10.2019

Статья просмотрена: 653 раза

Библиографическое описание:

Маланов, В. И. Теоретические аспекты бюджетирования в системе управления муниципальными финансами / В. И. Маланов, М. О. Ванчикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 43 (281). — С. 186-188. — URL: https://moluch.ru/archive/281/63270/ (дата обращения: 25.04.2024).



В данной статье рассматриваются теоретические аспекты и роль бюджетирования при планировании муниципальных финансов. Определяются особенности функционирования местных бюджетов, выявляются проблемы, возникающие при формировании и использовании бюджетов муниципальных образований. Новизна исследования заключается в выявлении достоинств и недостатков применения бюджетирования при планировании доходов и расходов местных бюджетов.

Ключевые слова: бюджетирование, муниципальные финансы, финансовое планирование, местный бюджет, муниципалитет.

This article discusses the theoretical aspects and the role of budgeting in planning municipal finances. The features of the functioning of local budgets are determined, the problems that arise during the formation and use of the budgets of municipalities are identified. The novelty of the study is to identify the advantages and disadvantages of budgeting in the planning of revenues and expenditures of local budgets

Keywords: budgeting, municipal finance, financial planning, local budget, municipality.

Муниципалитет заинтересован в максимально эффективном использовании финансов, а также в увеличении доходов бюджета при одновременной экономии средств. Сущность муниципальной политики заключается в целях и методах разумного использования средств образования в интересах населения.

Бюджетный процесс — это деятельность в муниципальном образовании, направленная на подготовку и рассмотрение проектов муниципального бюджета, а также его утверждение, последующее исполнение и контроль за ним. Бюджетный процесс регулируется положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации, осуществляемыми самим муниципальным образованием. Чем эффективнее организован бюджетный процесс, тем больше возможностей для привлечения дополнительных источников финансирования, а также обеспечивается более экономное расходование финансов [1].

Муниципальные финансы — это совокупность средств, находящихся в распоряжении муниципального образования для решения возложенных на него задач. В России ратифицирована Европейская хартия местного самоуправления. Согласно ей, муниципалитеты могут иметь собственные финансы, свободно распоряжаться ими в рамках национальной политики.

В состав муниципальных финансов могут входить:

1) средства муниципального бюджета;

2) ресурсы муниципальных учреждений;

3) кредиты и займы;

4) поступления от реализации муниципального имущества, ценных бумаг.

Основой всех финансов муниципального образования является бюджет. Контроль за исполнением местного бюджета возложен на органы местного самоуправления. Финансовые ресурсы можно классифицировать по следующим категориям:

1) внебюджетные и бюджетные;

2) неналоговые и налоговые (доходы, полученные от использования муниципального имущества);

3) заимствованные и собственные;

4) средства образования и средства учреждений;

5) средства, полученные от государства в бюджетном порядке и по целевому назначению (по определенной программе) [1].

Можно выделить следующие направления использования муниципальных финансов: на нужды и капитальные затраты (это может быть и бюджет развития), на разрешение вопросов муниципального образования, а также на выполнение отдельных полномочий.

Муниципальный бюджет — это совокупность экономических процессов, которая формируется между органами государственной власти и органами местного самоуправления, хозяйствующими субъектами для формирования и использования средств, выступающих в качестве финансовой базы муниципального образования. Для получения субсидий муниципалитеты участвуют в конкурсе. С этой целью программа финансового развития муниципального образования представляется в финансовый орган администрации субъекта. В его основе лежит финансовая стратегия, которая разрабатывается Администрацией субъекта. По итогам конкурса право на получение субсидий предоставляется 3–5 муниципальным образованиям, для которых представлены лучшие показатели. В течение месяца после завершения программ результаты конкурса доводятся до сведения субъектов.

В настоящее время назрела необходимость разработки муниципальных финансовых механизмов, которые стимулировали бы развитие экономики и производства, экономили бы финансовые ресурсы, обеспечивали разумное использование средств.

Многие исследователи считают, что наиболее эффективным и рациональным способом для этого должно стать бюджетирование, основанное на программно-целевом подходе. Это один из методологических подходов в современной экономике, предполагающий четкое определение проблем, формирование комплекса мероприятий, направленных на их реализацию. Такой подход позволяет программам увязывать цели главных распорядителей бюджетных средств с имеющимися ресурсами. Преимуществом такого планирования расходов является достижение стратегических целей, организация контроля, координация действий всех участников этого процесса. Данный метод бюджетирования обеспечивает связь между выделяемыми ресурсами и результатами их использования, регулирует распределение бюджетных средств между отдельными программами, способствует повышению эффективности и прозрачности, а также повышению ответственности и подотчетности в расходовании средств [4].

Непременным условием бюджета, как финансового плана, является сбалансированность его доходной и расходной частей. Таким образом, особенностями формирования и исполнения бюджета на муниципальном уровне являются:

1) местный бюджет необходим органам местного самоуправления для осуществления их функций;

2) процесс формирования и использования местного бюджета устанавливается законом и является единым для всех местных образований;

3) доходами местных бюджетов являются налоговые поступления, неналоговые доходы и безвозмездные поступления;

4) расходы местных бюджетов связаны с деятельностью органов местного самоуправления и направлены на улучшение жизнеобеспечения граждан;

5) может иметь место профицит или дефицит при формировании и использовании местного бюджета;

6) зачастую местные бюджеты получают финансовую помощь из вышестоящих бюджетов;

7) роль местных бюджетов огромна — они финансируют большую часть социальной жизни города и частично поддерживают экономическую сферу муниципального образования [5].

Таким образом, рассмотрение и решение проблем финансирования бюджетных расходов становится важной задачей органов местного самоуправления. Направлением решения некоторых проблем в этом случае может стать бюджетирование, ориентированное на результат. Необходимо оптимизировать бюджетные расходы. Данный метод заключается в том, что важным условием достижения поставленной цели является не только обновление концепции бюджетного планирования, но и изменение управления в этой сфере. Такой подход, применяемый при планировании расходов местных бюджетов, позволяет с помощью программ увязывать цели главных распорядителей бюджетных средств с имеющимися ресурсами. Планирование бюджетных расходов на основе программно-целевого подхода позволяет сконцентрироваться на достижении стратегических целей развития, организовать контроль, взаимодействие всех участников этого процесса.

Расходы местного бюджета состоят из расходов на реализацию муниципальных программ и «непрограммных» расходов. Как правило, большая часть — расходы на программу (75 % от общего объема) [2].

По мнению некоторых исследователей, «чрезмерная детализация госпрограмм грозит утратой последовательности в решении социально-экономических задач, а чрезмерная сложность позволит регионам манипулировать финансированием подпрограмм».

Анализ и оценка планирования формирования и использования муниципальных бюджетов выявляет частичное решение «старых» проблем, но в то же время появление «новых»:

1) планируется сокращение доходов в целом, как налоговых, так и неналоговых, а также безвозмездной помощи;

2) планируется увеличение расходов по всем статьям;

3) заранее запланированные муниципальные проекты, направленные на поддержку экономики и социальной сферы.

Для реализации всех проектов, на наш взгляд, необходимо ужесточить контроль со стороны органов местного самоуправления.

Основными проблемами применения бюджетирования в системе управления муниципальными финансами являются:

1) трудности в объективной оценке эффективности и результативности использования бюджетных средств;

2) отсутствие эффективной системы мониторинга результатов реализации бюджетных ресурсов, персональной ответственности руководителей органов власти за невыполнение ранее запланированных показателей [3].

Однако бюджетирование на муниципальном уровне, по мнению некоторых исследователей:

1) обеспечивает связь между выделенными ресурсами и результатами их использования;

2) регулирует распределение бюджетных средств между отдельными программами;

3) способствует повышению эффективности и прозрачности, а также большей подотчетности в расходовании средств.

Таким образом, использование бюджетирования при планировании формирования и расходования муниципальных финансов, в конечном счете, должно привести к социально значимому эффекту (повышению уровня благосостояния граждан, повышению доступности государственных и муниципальных услуг, увеличению продолжительности жизни граждан, снижению безработицы и др.).

Литература:

  1. Арбатская, Ю. В. О совершенствовании системы муниципального планирования финансов как основы бюджетирования / под ред. Е. В. Гриценко, Э. Маркварта, В. П. Мохова. Пермь. Изд-во: Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2014. — 529 с.
  2. Белоусов, Ю.В., Тимофеева, О. И. Направления совершенствования программно-целевых инструментов муниципального бюджетного планирования и управления бюджетными расходами // ГосМенеджмент (электронный журнал), 2015. — 409 с.
  3. Бюджетирование, ориентированное на результат: международный опыт и возможности применения в России. М.: Центр фискальной политики, 2016. — 430 с.
  4. Климанов, В.В., Михайлова, А. А. Внедрение программного бюджета: первые проблемы и вопросы // Финансы, 2016. — 599 с.
  5. Чулков, А. С. Программный бюджет: проблемы и перспективы развития на региональном и местных уровнях // Финансы и кредит, 2014. — 320 с.
Основные термины (генерируются автоматически): местное самоуправление, муниципальное образование, местный бюджет, бюджет, бюджетный процесс, муниципальный бюджет, расход, ресурс, финансы, муниципальное имущество.


Похожие статьи

К вопросу о роли местных бюджетов в социально-экономическом...

Таким образом, местный бюджетбюджет муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение которого осуществляют органы местного самоуправления, на основе закрепленных федеральным законом статей Бюджетного кодекса Российской...

местное самоуправление, местный бюджет, муниципальное...

местное самоуправление, бюджетный процесс, муниципальное образование, Российская Федерация, местный бюджет, бюджетный учет, бюджетный кодекс, Россия, исполнение бюджета, расход бюджетов.

местное самоуправление, местный бюджет, муниципальное...

Муниципальный бюджет является важнейшим базисным элементом экономики местного самоуправления. Согласно статье 6 Бюджетного кодекса РФ под таковым понимается форма образования и расходования денежных средств...

Основные источники доходов местного бюджета

местное самоуправление, местный бюджет, муниципальное образование, бюджет, Российская Федерация, финансы, местное значение, местный орган власти, ресурс, муниципальная собственность. Особенности планирования и исполнения бюджета...

местное самоуправление, местный бюджет, муниципальное...

Основные источники доходов местного бюджета. местное самоуправление, местный бюджет, муниципальное образование, бюджет, Российская Федерация, финансы, местное значение, местный орган власти, ресурс, муниципальная собственность. К вопросу о роли...

местное самоуправление, местный бюджет, муниципальное...

муниципальное образование, население, органы местного самоуправления, местный бюджет, вопросы местного значения, бюджетный процесс

Местный бюджет — это централизованный фонд финансовых ресурсов отдельного муниципального образования...

Анализ формирования доходов и расходов местного бюджета...

В статье анализируется структура доходов и расходов местного бюджета на примере муниципального образования «город Грозный».

местное самоуправление, местный бюджет, муниципальное образование, бюджет, Российская Федерация, финансы, местное...

Развитие механизма формирования доходов местного бюджета

местное самоуправление, местный бюджет, муниципальное образование, бюджет, Российская Федерация, финансы, местное значение, местный орган власти, ресурс, муниципальная собственность. Основные источники доходов местного бюджета.

местное самоуправление, местный бюджет, муниципальное...

местное самоуправление, бюджетный процесс, муниципальное образование, Российская Федерация, местный бюджет, бюджетный учет, бюджетный кодекс, расход бюджетов, исполнение бюджета, Россия. Проблемы и направления совершенствования бюджетной...

Похожие статьи

К вопросу о роли местных бюджетов в социально-экономическом...

Таким образом, местный бюджетбюджет муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение которого осуществляют органы местного самоуправления, на основе закрепленных федеральным законом статей Бюджетного кодекса Российской...

местное самоуправление, местный бюджет, муниципальное...

местное самоуправление, бюджетный процесс, муниципальное образование, Российская Федерация, местный бюджет, бюджетный учет, бюджетный кодекс, Россия, исполнение бюджета, расход бюджетов.

местное самоуправление, местный бюджет, муниципальное...

Муниципальный бюджет является важнейшим базисным элементом экономики местного самоуправления. Согласно статье 6 Бюджетного кодекса РФ под таковым понимается форма образования и расходования денежных средств...

Основные источники доходов местного бюджета

местное самоуправление, местный бюджет, муниципальное образование, бюджет, Российская Федерация, финансы, местное значение, местный орган власти, ресурс, муниципальная собственность. Особенности планирования и исполнения бюджета...

местное самоуправление, местный бюджет, муниципальное...

Основные источники доходов местного бюджета. местное самоуправление, местный бюджет, муниципальное образование, бюджет, Российская Федерация, финансы, местное значение, местный орган власти, ресурс, муниципальная собственность. К вопросу о роли...

местное самоуправление, местный бюджет, муниципальное...

муниципальное образование, население, органы местного самоуправления, местный бюджет, вопросы местного значения, бюджетный процесс

Местный бюджет — это централизованный фонд финансовых ресурсов отдельного муниципального образования...

Анализ формирования доходов и расходов местного бюджета...

В статье анализируется структура доходов и расходов местного бюджета на примере муниципального образования «город Грозный».

местное самоуправление, местный бюджет, муниципальное образование, бюджет, Российская Федерация, финансы, местное...

Развитие механизма формирования доходов местного бюджета

местное самоуправление, местный бюджет, муниципальное образование, бюджет, Российская Федерация, финансы, местное значение, местный орган власти, ресурс, муниципальная собственность. Основные источники доходов местного бюджета.

местное самоуправление, местный бюджет, муниципальное...

местное самоуправление, бюджетный процесс, муниципальное образование, Российская Федерация, местный бюджет, бюджетный учет, бюджетный кодекс, расход бюджетов, исполнение бюджета, Россия. Проблемы и направления совершенствования бюджетной...

Задать вопрос