Проблема повышения эффективности использования государственных и муниципальных финансовых ресурсов в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №10 (90) май-2 2015 г.

Дата публикации: 17.05.2015

Статья просмотрена: 2554 раза

Библиографическое описание:

Ананидзе М. Г. Проблема повышения эффективности использования государственных и муниципальных финансовых ресурсов в России // Молодой ученый. — 2015. — №10. — С. 491-493. — URL https://moluch.ru/archive/90/18792/ (дата обращения: 25.09.2018).

В статье приведено понятие и назначение государственных и муниципальных финансовых ресурсов. Их место в российской экономике, оценка их использования, а также анализ формирования. Автор оценивает использование данных ресурсов и предлагает пути повышения эффективности использования государственных и муниципальных финансовых ресурсов.

Ключевые слова: государственные и муниципальные финансовые ресурсы, бюджет, внебюджетный фонд, управление финансовыми ресурсами государства, повышение эффективности использования ресурсов.

 

Экономические преобразования — неотъемлемая часть рыночной экономики. Как и любые мероприятия, проводимые в экономической сфере, они требуют затрат или, иначе говоря, для них необходимы финансовые ресурсы. Государственные и муниципальные финансовые ресурсы — это доходы, поступления и денежные накопления, которые находятся в распоряжении органов государственной власти и местного самоуправления и предназначены для решения вопросов, относящихся к их компетенции. [1] Государственные и муниципальные финансовые ресурсы формируются и используются в форме следующих денежных фондов: бюджеты и внебюджетные фонды. Бюджет — это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. [2] Внебюджетный фонд — это форма образования и использования финансовых ресурсов органов государственной власти и органов местного самоуправления, предусматривающая целевое направление средств на финансирование потребностей общества.

Невозможно недооценивать роль финансовых ресурсов государства в качестве основы функционирования государства, а также при проведении любого рода модернизаций во всех сферах жизни страны. Государственные финансовые ресурсы, в первую очередь, выражают фонды денежных средств, которые создаются за счет производства и дальнейшего распределения ВВП и вновь созданной стоимости, как в границах страны, так и за ее пределами.

Условия, которые сегодня сложились в российской практике, по разным оценкам все еще носят характер переходной экономики. [3] Таким образом, отношения, возникающие в процессе формирования и дальнейшего расходования финансовых ресурсов наиболее важны и актуальны. Для того чтобы выявить слабые стороны этих процессов, а также найти пути совершенствования их механизмов, следует провести анализ, основанный на статистических данных прошлых лет.

Использование финансовых ресурсов органами государственной власти и местного самоуправления на текущий 2015 год и плановый 2016 год ориентировано в основном на исполнение социальных обязательств государства, проведение мер по поддержанию долгосрочной устойчивости пенсионной системы страны, финансирование масштабных проектов, а также на эффективное управление финансовыми ресурсами государства. Бюджетная политика государства направлена на достижение стратегических целей страны, которые содержатся в таких правовых актах, как указы Президента РФ и Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и других.

Основные задачи бюджетной политики на текущий и плановый годы — это, во-первых, уменьшение рисков несбалансированности всех бюджетов бюджетной системы РФ, снижение роли внешнеэкономических факторов в статьях доходов федерального бюджета, выделение дополнительных ассигнований на совершенствование системы оплаты труда работников федеральных учреждений, увеличение размера пенсионных выплат и пособий каждый год, финансирование научной деятельности и другие. Согласно долгосрочной бюджетной политике также планируется снизить расходы федерального бюджета на 1,5 %, далее на 4,8 % и 2,4 % по сравнению с предыдущими годами.

Государственные заимствования и поступления от процессов приватизации федеральной собственности — эти ресурсы в период с 2015 по 2016 годы будут выступать главным источником финансирования бюджета. [4] 2015 год по прогнозам должен увеличить данные ресурсы в два раза.

Тем не менее, современные тенденции в области использования финансовых ресурсов направлены на сокращение многих классических статей расходов государства таких как, например, образование и здравоохранение. Так происходит из-за ухода на задний план менее приоритетных расходных пунктов, которые уступают место расходам, создающим благоприятные условия для бюджетной системы РФ.

Однако согласно Основным направлениям бюджетной политики расходы консолидированных бюджетов регионов должны возрасти до 39 %, а расходы этих же регионов на образование должны быть равны 40,5 % от всех региональных расходов. Сами же расходы консолидированных бюджетов должны возрасти до отметки 26 % по сравнению с предыдущими периодами. Возникает вопрос: как увеличить размеры расходов по нескольким статьям без нахождения дополнительных источников дохода. Самое неэффективное, но самое популярное решение — сокращение других расходов. [5]

Повышение эффективности использования финансовых ресурсов — давняя проблема государства, которая касается всех уровней бюджетной системы. Одной из мер, позволяющих достичь улучшений и получить эффективность, является создание и принятие программных документов. Примером из практики служит Программа повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, которая была утверждена Президентом России. С ее помощью были введены новые «бюджетные правила», проведена реформа, касающаяся государственных и муниципальных учреждений. Достижениями данной программы можно считать еще и то, что была утверждена концепция «Электронного бюджета».

Тем не менее, проблема не решается полностью, и открытыми остаются проблемы, связанные с дальнейшим реформированием бюджетного процесса и контроля государственного и муниципального уровня, оказание услуг государством, улучшения использования и распределения межбюджетных трансфертов и совершенствование правовой базы финансовых отношений государства. По этой причине важно принимать документы на федеральном уровне, ориентированные на долгосрочное развитие и перспективу. К таким документам можно отнести бюджетные стратегии РФ, суть которых заключается в составлении прогноза экономического и социального развития страны. Как только прогноз будет составлен, появится возможность предсказать экономические процессы и регулировать бюджетную и налоговую политики. Очень важную роль играет управление финансовыми ресурсами на уровне определенных территорий страны, где принцип самостоятельности дает право органам местного самоуправления самим распоряжаться финансовыми ресурсами регионального бюджета. Для достижения эффективности в деятельности органов местного самоуправления необходимо принять следующие решения: 1) уменьшить финансовую помощь из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ. 2) улучшить качество управления финансами в субъектах.

Несмотря на практически отсутствие дефицита в бюджетах государственных внебюджетных фондов, они нуждаются в совершенствовании и повышении эффективности от использования доходов своих бюджетов. Так, например, давно обсуждаемая проблема, связанная с выдачей пенсионных выплат, нашла свое решение. Государственная Дума приняла законы о пенсионной реформе, которые вводят с 2015 года новый порядок начисления пенсионных выплат. Предполагается, что планка будет подниматься постепенно и через 10 лет достигнет значения 15 лет.

Другими словами, новая система предоставляет выбор и четко разграничивает требования, предъявляемые к той или иной сумме пенсий. Таким образом, для получения эффективных результатов от расходования тех или иных государственных и муниципальных финансовых ресурсов, необходимо проводить реформы, выделять приоритетные статьи расходов, утверждать социально-экономические программы, принимать стратегии, а также уменьшать долю трансфертов для стимулирования собственных доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.

 

Литература:

 

1.      Финансы: учебник / коллектив авторов; под ред. Е. В. Маркиной. — М.: КНОРУС, 2014.

2.      Подъяблонская Л. М. Государственные и муниципальные финансы — М: КНОРУС, 2009.

3.      Яковенко Д. Здесь уже ничего не исправишь//Журнал Эксперт online [сайт] URL: http://expert.ru/expert/2014/19/zdes-uzhe-nichego-ne-ispravish/

4.      Фомченков Т. СП оценила неналоговые доходы//Российская газета [сайт]. URL: http://www.rg.ru/2014/03/25/sredstva-site.html

5.      Данков А. Митрохин С. Проблемы эффективности использования субнациональных финансовых ресурсов http://www.old.rcb.ru/Archive/articles.asp?id=3006

Основные термины (генерируются автоматически): местное самоуправление, ресурс, государственная власть, федеральный бюджет, бюджетная система РФ, финансовый ресурс государства, расход, Внебюджетный фонд, бюджетная политика, форма образования.


Ключевые слова

бюджет, государственные и муниципальные финансовые ресурсы, внебюджетный фонд, управление финансовыми ресурсами государства, повышение эффективности использования ресурсов.

Похожие статьи

Доходы и расходы федерального бюджета Российской...

Бюджетный кодекс дает такое определение бюджета: бюджетформа образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Проблемы и направления совершенствования бюджетной...

Ключевые слова:бюджетная система,бюджетный процесс,бюджетная политика,финансовые средства, доходы бюджета, расходы бюджета, налоговая система, государственный бюджет.

К вопросу о расходной части бюджета: проблемы, возникающие...

расходы бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации; – расходы государственных внебюджетных фондов; – расходы, осуществляемые за счет кредитования Банка России

Государственный бюджет и его роль в экономике

Бюджетный кодекс Российской Федерации рассматривает бюджет как форму образования и расходования фонда денежных средств, которые должны быть предназначены для финансового обеспечения функций и задач государства и местного самоуправления [3, c...

Содержание и принципы формирования доходов бюджетов...

Ключевые слова: бюджет, бюджетная система, налоговая система, местное самоуправление, доходы.

По Бюджетному Кодексу РФ (далее БК РФ) под бюджетом понимается форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для...

Особенности планирования и исполнения бюджета...

Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации бюджет — это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления [3]. То есть можно сказать...

К вопросу о роли местных бюджетов в социально-экономическом...

местное самоуправление, местный бюджет, муниципальное образование, бюджет, Российская Федерация, финансы, местное значение, местный орган власти, ресурс, муниципальная собственность.

Межбюджетные трансферты как инструмент государственного...

Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система представляет собой основанную на экономических отношениях и государственном устройстве совокупность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов [1]...

Модели финансовой системы Российской Федерации

финансовая система, фонд, бюджетная система, Российская Федерация, финансы, финансы предприятий, Федеральный бюджет, местное самоуправление, звено, государственный кредит.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Доходы и расходы федерального бюджета Российской...

Бюджетный кодекс дает такое определение бюджета: бюджетформа образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Проблемы и направления совершенствования бюджетной...

Ключевые слова:бюджетная система,бюджетный процесс,бюджетная политика,финансовые средства, доходы бюджета, расходы бюджета, налоговая система, государственный бюджет.

К вопросу о расходной части бюджета: проблемы, возникающие...

расходы бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации; – расходы государственных внебюджетных фондов; – расходы, осуществляемые за счет кредитования Банка России

Государственный бюджет и его роль в экономике

Бюджетный кодекс Российской Федерации рассматривает бюджет как форму образования и расходования фонда денежных средств, которые должны быть предназначены для финансового обеспечения функций и задач государства и местного самоуправления [3, c...

Содержание и принципы формирования доходов бюджетов...

Ключевые слова: бюджет, бюджетная система, налоговая система, местное самоуправление, доходы.

По Бюджетному Кодексу РФ (далее БК РФ) под бюджетом понимается форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для...

Особенности планирования и исполнения бюджета...

Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации бюджет — это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления [3]. То есть можно сказать...

К вопросу о роли местных бюджетов в социально-экономическом...

местное самоуправление, местный бюджет, муниципальное образование, бюджет, Российская Федерация, финансы, местное значение, местный орган власти, ресурс, муниципальная собственность.

Межбюджетные трансферты как инструмент государственного...

Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система представляет собой основанную на экономических отношениях и государственном устройстве совокупность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов [1]...

Модели финансовой системы Российской Федерации

финансовая система, фонд, бюджетная система, Российская Федерация, финансы, финансы предприятий, Федеральный бюджет, местное самоуправление, звено, государственный кредит.

Задать вопрос