Оптимизация образовательного пространства детского сада с использованием инструментов бережливых технологий | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №48 (338) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 24.11.2020

Статья просмотрена: 1562 раза

Библиографическое описание:

Пашкова, Я. А. Оптимизация образовательного пространства детского сада с использованием инструментов бережливых технологий / Я. А. Пашкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 48 (338). — С. 438-439. — URL: https://moluch.ru/archive/338/75578/ (дата обращения: 22.11.2024).



Ключевые слова: образовательное пространство, бережливые технологии, система навигации, образовательные области, риски, потери.

В настоящее время руководители детских учреждений России много внимания уделяют реализации стратегии модернизации образования [1].

Воспитанники детских садов должны постигать не только достижения прошлого, но и усваивать стратегические способы деятельности, инновационные технологии, которые будут необходимы в будущем. В детском саду должно быть создано образовательное пространство, побуждающее детей изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать свои интересы и осознавать свои возможности, соотнося их с потребностями общества.

Для этого следует заимствовать передовые концепции менеджмента, используемые в наиболее эффективных компаниях развитых стран мира. Основой для постоянного улучшения процессов и совершенствования в производственных и сервисных организациях по всему миру является бережливое мышление [2]. Применять данную концепцию бережливого мышления в системе образования довольно сложно, но в целом использование принципа бережливого образования может дать значительные эффекты. Бережливое управление направлено на создание ценности путем непрерывной работы по ликвидации потерь. Педагогический коллектив детского сада под руководством заведующего должен пытаться исключать потери, которые обычно присутствуют в образовательном процессе.

Образовательное пространство детского сада зачастую характеризуется нерациональным использованием зон внутри помещений (холлы, рекреации), отсутствием зоны комфорта для педагогов. В целом, образовательное пространство может быть эстетически и морально устаревшим, не обеспечивающим комфортное пребывание как детей, так и педагогов.

Необходимость оптимизации образовательного пространства детского сада с использованием инструментов бережливых технологий обусловлена необходимостью более рационального использования образовательного пространства ДОУ и необходимостью создания системы навигации с целью сокращения времени на поиск необходимой информации всеми участниками образовательных отношений.

Целью деятельности в этом направлении заведующего ДОУ является создание оптимального образовательного пространства. Результатами такой деятельности может создание системы маршрутов, позволяющих ориентироваться на территории детского сада, сокращение временных затрат на перемещение внутри здания, реконструкция функциональных и развивающих рекреационных зон, улучшение условий пребывания детей и труда педагогов.

Реализация этой цели в одиночку крайне трудна. Необходима группа единомышленников из педагогов детского сада. Задачами деятельности такой группы являются:

1) сокращение времени на поиск нужной информации;

2) создание единой навигационной системы;

3) организация функциональных зон детского сада.

Началом деятельности творческой группы может стать проведение анкетирования участников образовательных отношений (педагогов, родителей) с целью оценки существующей системы навигации. Для разработки и интерпретации результатов анкет целесообразно привлечение ресурсов психологической службы детского сада. Обработка анкет позволяет собрать данные о потерях, характерных для образовательной среды конкретного детского сада.

Далее члены творческой группы знакомят педагогов и родителей с порядком внедрения единой системы навигации. Определяются ответственные исполнители внедрения единой системы навигации и начинается поэтапная реализация идеи. Естественно, содержание зон образовательного пространства зависит от специфики деятельности детского сада. Наиболее традиционными являются зоны, соответствующие определенным направлениям развития и образования детей (образовательным областям) в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (социально-коммуникативное; познавательное; развитие; художественно-эстетическое; физическое развитие) [3].

Далее разрабатывается макет совершенствования системы навигации для каждой зоны и расширения познавательного пространства внутри зоны. Относительно каждой зоны проводится мониторинг результатов внедрения системы навигации и выявление степени удовлетворенности педагогов и родителей.

Деятельность по совершенствованию системы навигации является достаточно новой. Поэтому её осуществление неизбежно сопровождается возникновением ряда проблем. Опыт руководства дошкольным учреждением позволил сформулировать следующие проблемы:

1) формальность ответов участников опроса;

2) несвоевременное выполнение заданий членами творческой группы;

3) недостаточная мотивация педагогов и родителей;

4) несогласованность действий членов творческой группы;

5) недостаточное привлечение внебюджетных средств;

6) отсутствие благотворительной помощи;

7) большие временные затраты на информирование участников образовательных отношений;

8) отсутствие единой системы навигации в детских садах.

Формальность ответов участников опроса; несвоевременное выполнение заданий членами творческой группы; недостаточная мотивация педагогов и родителей; несогласованность действий членов творческой группы; недостаточное привлечение внебюджетных средств; отсутствие благотворительной помощи; большие временные затраты на информирование участников образовательных отношений можно рассматривать, как проблемы на уровне образовательной организации. Отсутствие единой системы навигации в детских садах является проблемой муниципального уровня.

Рисками (потерями) деятельности по совершенствованию системы навигации в детском саду могут быть:

1) незаинтересованность участников опроса;

2) несовпадение взглядов членов творческой группы по возникающим вопросам;

3) отсутствие мотивации членов творческой группы;

4) отсутствие опыта подобной деятельности.

Способами преодоления перечисленных рисков являются следующие.

  1. Повышение заинтересованности участников опроса за счет информирования о целях и механизмах внедряемых преобразований, способы реализации — наглядная агитация, размещение информации на сайте ДОУ, личный пример руководителя, беседа.
  2. Создание компетентной творческой группы, использование методов «мозгового штурма», развернутой аргументации в ходе обсуждения
  3. Повышение мотивации членов творческой группы за счет модификации критериев стимулирующих баллов, морального поощрения.
  4. Проведение мастер-классов, обмена опытом, использование интернет- ресурсов.

Таким образом, создание оптимального образовательного пространства на основе использования бережливых технологий направлено на сокращение времени на поиск нужной информации; создание единой навигационной системы; организацию функциональных зон детского сада. Для преодоления рисков совершенствования системы навигации в детском саду необходимо повышение заинтересованности участников деятельности, создание компетентной творческой группы, повышение мотивации её членов, проведение мастер-классов, обмена опытом, использование интернет- ресурсов.

Литература:

  1. Приказ департамента образования Белгородской области о создании пула «опорных» площадок ДОО по внедрению бережливых технологий от 24.06.2019 № 1915. — Текст: электронный // департамента образования Белгородской области: [сайт]. — URL: http://dourossianochka.ucoz.net/doku/bereg-ypravl/prikaz_ob_utverzhdenii_pula_opornykh_ploshhapdok_d.doc (дата обращения: 01.11.2020).
  2. Система образования и технологии бережливого производства / под ред. А. В. Коричко. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2017. — 86 с.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Дошкольное воспитание. — 2013. — № 2.
Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, творческая группа, образовательное пространство, единая система навигации, бережливое мышление, благотворительная помощь, единая навигационная система, компетентная творческая группа, недостаточное привлечение, нужная информация.


Похожие статьи

Инновационные методы обучения: новые подходы к образованию

В статье авторы исследуют инновационные подходы в образовательном процессе.

Внедрение федерального проекта «Цифровая образовательная среда» и использование информационно-коммуникативных технологий в процессе обучения истории

«Бережливый детский сад»: от проекта к первым результатам

В статье рассматриваются возможности и результаты применения бережливых технологий в образовательном пространстве дошкольной образовательной организации. Описаны основные направления применения инструментов бережливого производства.

Информационные технологии в деятельности управляющих компаний

Проблемы безопасности в условиях инновационного развития коммерческого банка

Развитие отраслевой конкуренции способствует появлению у крупнейших представителей отечественного банковского сектора инновационных разработок: технологии Big Data, автоматизированных процессов, геймификационных элементов и процессов, внедрение котор...

Московская электронная школа как средство повышения эффективности и качества образования

Статья посвящена процессу оснащения московских школ IT-технологиями, с целью повышения качества и эффективности образования.

Информационные системы в логистике и проблемы их эффективного применения

Оптимизация банковских процессов на примере проекта «Релокация операционных функций»

Концепция BIM-технологии при проектировании автомобильных дорог

В статье авторами проводится анализ технологии информационного моделирования и оценка эффективности использования.

Использование современных образовательных технологий в познавательном развитии детей дошкольного возраста

Похожие статьи

Инновационные методы обучения: новые подходы к образованию

В статье авторы исследуют инновационные подходы в образовательном процессе.

Внедрение федерального проекта «Цифровая образовательная среда» и использование информационно-коммуникативных технологий в процессе обучения истории

«Бережливый детский сад»: от проекта к первым результатам

В статье рассматриваются возможности и результаты применения бережливых технологий в образовательном пространстве дошкольной образовательной организации. Описаны основные направления применения инструментов бережливого производства.

Информационные технологии в деятельности управляющих компаний

Проблемы безопасности в условиях инновационного развития коммерческого банка

Развитие отраслевой конкуренции способствует появлению у крупнейших представителей отечественного банковского сектора инновационных разработок: технологии Big Data, автоматизированных процессов, геймификационных элементов и процессов, внедрение котор...

Московская электронная школа как средство повышения эффективности и качества образования

Статья посвящена процессу оснащения московских школ IT-технологиями, с целью повышения качества и эффективности образования.

Информационные системы в логистике и проблемы их эффективного применения

Оптимизация банковских процессов на примере проекта «Релокация операционных функций»

Концепция BIM-технологии при проектировании автомобильных дорог

В статье авторами проводится анализ технологии информационного моделирования и оценка эффективности использования.

Использование современных образовательных технологий в познавательном развитии детей дошкольного возраста

Задать вопрос