Ситуационные задачи по неорганической химии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №48 (338) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 23.11.2020

Статья просмотрена: 22 раза

Библиографическое описание:

Кендиван, О. Д. Ситуационные задачи по неорганической химии / О. Д. Кендиван, А. В. Куулар. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 48 (338). — С. 419-420. — URL: https://moluch.ru/archive/338/75555/ (дата обращения: 27.02.2021).



Статья раскрывает содержание понятия ситуационных задач, выделены их признаки и требования. В данной статье приведены рекомендации по составлению ситуационных задач и представлены примеры их использования в средней школе.

Ключевые слова: ситуационные задачи, неорганическая химия.

Предмет «химия» школьники изучают с 8 класса. Несмотря на то, что они начинают изучать в старших классах, у школьников отмечаются трудности в понимании предмета. В таких обстоятельствах учителю приходится находить пути решения, чтобы учащиеся понимали суть изучения химии и умели применять полученные знания в повседневной жизни. Поэтому на уроках химии желательно применять ситуационные задачи.

Важнейшая цель современной общеобразовательной школы, в условиях современной школы — это воспитание личности, с активной жизненной позицией, т. е. умеющей нестандартно мыслить. Это ученик, который должен осознавать важность образования и самообразования для жизни и деятельности. Ученику, который должен уметь применять полученные знания на практике для решения жизненно важных проблем связанные с веществами. Он должен иметь навыки безопасного обращения с теми из них, которые используются в повседневной жизни, уметь анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сохранения здоровья и окружающей среды [5].

В педагогической и методической литературе существуют различные подходы к определению ситуационных задач.

По мнению Боднар Е. Н. [2] ситуационные задачи — это задачи, направленные на решение практически значимой ситуации с целью осознанного усвоения учащимися содержания учебного предмета и ориентированные на формирование наиболее универсальных способов работы с информацией.

Осипова И. В. Подчеркивает [4], что ситуационные задачи — это учебные задачи, основанные на описание конкретной жизненной ситуации, позволяющие ученику осваивать интеллектуальные операции последовательно в процессе работы с информацией:

В. С. Аванесов рассматривает ситуационные задачи одним из перспективных видов контроля знаний и умений обучающихся [1]. Ситуационными он называет такие задачи, которые разрабатываются для проверки знаний и умений учащихся действовать в практических, экстремальных и других ситуациях.

По мнению Н. В. Жульковой [3], «ситуационная задача — это средство обучения, включающее совокупность условий, направленных на решение практически значимой ситуации с целью осознанного усвоения учащимися содержания учебного предмета».

При составлении ситуационных задач по неорганической химии рекомендуется давать названия короткого и интересного содержания, так как привлекает внимание у учащихся. Задача должна быть в виде рассказа, но при этом текст состоит из небольшого количества предложений. А также ситуационные задачи должны быть актуальными, поэтому вопросы и задания к задаче носят поисковый характер. Помимо вопросов можно давать такие задания, которые требуют составить формулы химических веществ, уравнения химических реакций или подготовить доклад по теме.

Примеры ситуационных задач

Задача № 1. Манный пирог

Лена с Таней после уроков запланировали испечь манный пирог. Придя домой, открыв рецепт пирога, они обнаружили, что нет разрыхлителя. Как быть?

  1. Чем можно заменить разрыхлитель?
  2. Напишите химическую формулу этого вещества.
  3. Расскажите о том, какой процесс наблюдается при добавлении данного вещества при приготовлении пирога.

Задача № 2. Эндемический зоб

Ученые выявили, что в основном у жителей горных местностей (Альп, Карпат, Гималаев, Тянь-Шаня, Эфиопии, Скалистых гор, Урала, Восточной Сибири) встречается эндемический зоб, который затрудняет дыхание и глотание.

  1. Чем можно объяснить такое распространение данного заболевания?
  2. Дайте характеристику химического элемента.
  3. Подготовьте сообщение на тему «Микро и макроэлементы в организме человека».

Задача № 3.

В аптеку глазного центра поступил сульфат меди (II)-200 г., нитрат серебра -150 г. Для предметно-количественного учёта данных препаратов фармацевту необходимо вычислить массовую долю каждого элемента в лекарственном веществе. Представьте, что вы фармацевт и определите массовую долю элементов.

  1. Дайте тривиальное название сульфата меди (II)
  2. Запишите молекулярные уравнения двух реакций, которые характеризуют химические свойства нитрата серебра и укажите их признаки протекания.
  3. Способы получения сульфата меди (II).

Литература:

  1. Аванесов В. С. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе: пособие для слушателей Учебного центра Гособразования. 1988. С. 107.
  2. Боднар Е. Н. Формирование универсальных учебных действий учащихся на уроках химии посредством решения ситуационных задач. Вестник научных конференций. 2015. № 1–3. С. 24–25. С. 24.
  3. Жулькова Н. В. Ситуационные задачи как средство формирования универсальных учебных действий учащихся. М. 2014. С. 177.
  4. Осипова И. В. Методика использования ситуационных задач на уроках биологии и химии. В сборнике: Развитие современной науки: теоретические и прикладные аспекты. Сборник статей студентов, магистрантов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей. Под общей редакцией Т. М. Сигитова. Пермь, 2017. С. 125–127. С. 126.
  5. Раздобреева И. В. Ситуационные задачи по химии как средство формирования универсальных учебных действий. В сборнике: Современные подходы к преподаванию предметов естественнонаучного цикла в процессе реализации ФГОС ООО сборник научных статей. Комсомольск-на-Амуре, 2017. С.105–110. С. 105.
Основные термины (генерируются автоматически): задача, значимая ситуация, манный пирог, неорганическая химия, осознанное усвоение, повседневная жизнь, сульфат меди, учебный предмет, эндемический зоб.


Ключевые слова

ситуационные задачи, неорганическая химия
Задать вопрос