Ситуационные задачи по неорганической химии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 9 июля, печатный экземпляр отправим 13 июля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №48 (338) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 23.11.2020

Статья просмотрена: 377 раз

Библиографическое описание:

Кендиван, О. Д. Ситуационные задачи по неорганической химии / О. Д. Кендиван, А. В. Куулар. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 48 (338). — С. 419-420. — URL: https://moluch.ru/archive/338/75555/ (дата обращения: 26.06.2022).



Статья раскрывает содержание понятия ситуационных задач, выделены их признаки и требования. В данной статье приведены рекомендации по составлению ситуационных задач и представлены примеры их использования в средней школе.

Ключевые слова: ситуационные задачи, неорганическая химия.

Предмет «химия» школьники изучают с 8 класса. Несмотря на то, что они начинают изучать в старших классах, у школьников отмечаются трудности в понимании предмета. В таких обстоятельствах учителю приходится находить пути решения, чтобы учащиеся понимали суть изучения химии и умели применять полученные знания в повседневной жизни. Поэтому на уроках химии желательно применять ситуационные задачи.

Важнейшая цель современной общеобразовательной школы, в условиях современной школы — это воспитание личности, с активной жизненной позицией, т. е. умеющей нестандартно мыслить. Это ученик, который должен осознавать важность образования и самообразования для жизни и деятельности. Ученику, который должен уметь применять полученные знания на практике для решения жизненно важных проблем связанные с веществами. Он должен иметь навыки безопасного обращения с теми из них, которые используются в повседневной жизни, уметь анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сохранения здоровья и окружающей среды [5].

В педагогической и методической литературе существуют различные подходы к определению ситуационных задач.

По мнению Боднар Е. Н. [2] ситуационные задачи — это задачи, направленные на решение практически значимой ситуации с целью осознанного усвоения учащимися содержания учебного предмета и ориентированные на формирование наиболее универсальных способов работы с информацией.

Осипова И. В. Подчеркивает [4], что ситуационные задачи — это учебные задачи, основанные на описание конкретной жизненной ситуации, позволяющие ученику осваивать интеллектуальные операции последовательно в процессе работы с информацией:

В. С. Аванесов рассматривает ситуационные задачи одним из перспективных видов контроля знаний и умений обучающихся [1]. Ситуационными он называет такие задачи, которые разрабатываются для проверки знаний и умений учащихся действовать в практических, экстремальных и других ситуациях.

По мнению Н. В. Жульковой [3], «ситуационная задача — это средство обучения, включающее совокупность условий, направленных на решение практически значимой ситуации с целью осознанного усвоения учащимися содержания учебного предмета».

При составлении ситуационных задач по неорганической химии рекомендуется давать названия короткого и интересного содержания, так как привлекает внимание у учащихся. Задача должна быть в виде рассказа, но при этом текст состоит из небольшого количества предложений. А также ситуационные задачи должны быть актуальными, поэтому вопросы и задания к задаче носят поисковый характер. Помимо вопросов можно давать такие задания, которые требуют составить формулы химических веществ, уравнения химических реакций или подготовить доклад по теме.

Примеры ситуационных задач

Задача № 1. Манный пирог

Лена с Таней после уроков запланировали испечь манный пирог. Придя домой, открыв рецепт пирога, они обнаружили, что нет разрыхлителя. Как быть?

  1. Чем можно заменить разрыхлитель?
  2. Напишите химическую формулу этого вещества.
  3. Расскажите о том, какой процесс наблюдается при добавлении данного вещества при приготовлении пирога.

Задача № 2. Эндемический зоб

Ученые выявили, что в основном у жителей горных местностей (Альп, Карпат, Гималаев, Тянь-Шаня, Эфиопии, Скалистых гор, Урала, Восточной Сибири) встречается эндемический зоб, который затрудняет дыхание и глотание.

  1. Чем можно объяснить такое распространение данного заболевания?
  2. Дайте характеристику химического элемента.
  3. Подготовьте сообщение на тему «Микро и макроэлементы в организме человека».

Задача № 3.

В аптеку глазного центра поступил сульфат меди (II)-200 г., нитрат серебра -150 г. Для предметно-количественного учёта данных препаратов фармацевту необходимо вычислить массовую долю каждого элемента в лекарственном веществе. Представьте, что вы фармацевт и определите массовую долю элементов.

  1. Дайте тривиальное название сульфата меди (II)
  2. Запишите молекулярные уравнения двух реакций, которые характеризуют химические свойства нитрата серебра и укажите их признаки протекания.
  3. Способы получения сульфата меди (II).

Литература:

  1. Аванесов В. С. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе: пособие для слушателей Учебного центра Гособразования. 1988. С. 107.
  2. Боднар Е. Н. Формирование универсальных учебных действий учащихся на уроках химии посредством решения ситуационных задач. Вестник научных конференций. 2015. № 1–3. С. 24–25. С. 24.
  3. Жулькова Н. В. Ситуационные задачи как средство формирования универсальных учебных действий учащихся. М. 2014. С. 177.
  4. Осипова И. В. Методика использования ситуационных задач на уроках биологии и химии. В сборнике: Развитие современной науки: теоретические и прикладные аспекты. Сборник статей студентов, магистрантов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей. Под общей редакцией Т. М. Сигитова. Пермь, 2017. С. 125–127. С. 126.
  5. Раздобреева И. В. Ситуационные задачи по химии как средство формирования универсальных учебных действий. В сборнике: Современные подходы к преподаванию предметов естественнонаучного цикла в процессе реализации ФГОС ООО сборник научных статей. Комсомольск-на-Амуре, 2017. С.105–110. С. 105.
Основные термины (генерируются автоматически): задача, значимая ситуация, манный пирог, неорганическая химия, осознанное усвоение, повседневная жизнь, сульфат меди, учебный предмет, эндемический зоб.


Ключевые слова

ситуационные задачи, неорганическая химия

Похожие статьи

Конкурсные задачи по химии на закон электролиза Фарадея

Задачи на закон Фарадея усложненные и не являются типовыми для школьного курса химии.

9. К 200 г 16 %-ного раствора сульфата меди прилили 200 г 29,8 %-ного раствора хлорида калия и полученный раствор подвергли электролизу с инертными электродами.

Методические особенности обучения учащихся решению задач по...

 Важным фактором обучения учащихся решению задач является знание общей и педагогической психологии, логики и возрастной физиологии. Учителю следует постоянно учитывать особенности психики, индивидуальные особенности учащихся и в соответствии с...

Химико-биологическое значение неорганических веществ

Таким образом, неорганические вещества играют огромную роль для здоровой и полноценной жизни человека. Недостаток одних веществ и избыток других ведет к заболеваниям. Для предотвращения недостатка необходимых для организма элементов необходимо принимать...

Конспект урока на тему «Многоатомные спирты» (11 класс)

Учебная задача урока: Изучение свойства многоатомных спиртов во взаимозависимости от строения и свойств данных вещества.

Первоначально образующийся осадок гидроксида меди (II) при встряхивании растворяется и образуется ярко-синий раствор глицерата меди.

Приемы и методы технологии проблемного обучения на уроках...

Суть технологии проблемного обучения можно выразить словами П. П. Блонского: «Обучать ребенка — значит не давать ему нашей истины, но развивать его собственную истину до нашей, иными словами, не навязывать ему нашего мира, созданного нашей мыслью, но, помогать ему...

Совершенствование методики решения задач по химии

В этой ситуации требуется глубокое понимание феномена химических задач в развитии умственных способностей.

Некоторые из возникающих затруднений возможно разрешить с помощью внедрения в учебный процесс различных химических задач.

Химия в домашних условиях. Чудеса на кухне | Статья в журнале...

Именно химический эксперимент — важнейший метод и средство обучения химии. В своей работе я делала упор, на то, что химический эксперимент, доступен и в домашних условиях. При выполнении домашних опытов можно обойтись без громоздкого и дорогого лабораторного...

Структурные схемы как средство формирование УУД на уроках...

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться.

На изучение химии в школе отводится недостаточное количество часов при большом объеме

Содержание предмета построено на логических закономерностях, законах диалектики, законах...

Синтез органических производных меди (II) | Статья в журнале...

Стартовым соединением меди послужил также легкодоступный и устойчивый медный купорос — пятиводный кристаллогидрат сульфата меди.

Исходными веществами для синтеза лимоннокислой меди (цитрата меди) были лимонная кислота и медный купорос

Похожие статьи

Конкурсные задачи по химии на закон электролиза Фарадея

Задачи на закон Фарадея усложненные и не являются типовыми для школьного курса химии.

9. К 200 г 16 %-ного раствора сульфата меди прилили 200 г 29,8 %-ного раствора хлорида калия и полученный раствор подвергли электролизу с инертными электродами.

Методические особенности обучения учащихся решению задач по...

 Важным фактором обучения учащихся решению задач является знание общей и педагогической психологии, логики и возрастной физиологии. Учителю следует постоянно учитывать особенности психики, индивидуальные особенности учащихся и в соответствии с...

Химико-биологическое значение неорганических веществ

Таким образом, неорганические вещества играют огромную роль для здоровой и полноценной жизни человека. Недостаток одних веществ и избыток других ведет к заболеваниям. Для предотвращения недостатка необходимых для организма элементов необходимо принимать...

Конспект урока на тему «Многоатомные спирты» (11 класс)

Учебная задача урока: Изучение свойства многоатомных спиртов во взаимозависимости от строения и свойств данных вещества.

Первоначально образующийся осадок гидроксида меди (II) при встряхивании растворяется и образуется ярко-синий раствор глицерата меди.

Приемы и методы технологии проблемного обучения на уроках...

Суть технологии проблемного обучения можно выразить словами П. П. Блонского: «Обучать ребенка — значит не давать ему нашей истины, но развивать его собственную истину до нашей, иными словами, не навязывать ему нашего мира, созданного нашей мыслью, но, помогать ему...

Совершенствование методики решения задач по химии

В этой ситуации требуется глубокое понимание феномена химических задач в развитии умственных способностей.

Некоторые из возникающих затруднений возможно разрешить с помощью внедрения в учебный процесс различных химических задач.

Химия в домашних условиях. Чудеса на кухне | Статья в журнале...

Именно химический эксперимент — важнейший метод и средство обучения химии. В своей работе я делала упор, на то, что химический эксперимент, доступен и в домашних условиях. При выполнении домашних опытов можно обойтись без громоздкого и дорогого лабораторного...

Структурные схемы как средство формирование УУД на уроках...

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться.

На изучение химии в школе отводится недостаточное количество часов при большом объеме

Содержание предмета построено на логических закономерностях, законах диалектики, законах...

Синтез органических производных меди (II) | Статья в журнале...

Стартовым соединением меди послужил также легкодоступный и устойчивый медный купорос — пятиводный кристаллогидрат сульфата меди.

Исходными веществами для синтеза лимоннокислой меди (цитрата меди) были лимонная кислота и медный купорос

Задать вопрос