Химия в домашних условиях. Чудеса на кухне | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Химия

Опубликовано в Юный учёный №4 (24) апрель 2019 г.

Дата публикации: 19.03.2019

Статья просмотрена: 9248 раз

Библиографическое описание:

Ульянова, К. С. Химия в домашних условиях. Чудеса на кухне / К. С. Ульянова, А. П. Ульянова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2019. — № 4 (24). — С. 42-45. — URL: https://moluch.ru/young/archive/24/1468/ (дата обращения: 26.04.2024).



 

В химии все возможно.

А. Вюрц

 

Химия — это наука о веществах, ее еще называют «индустрией чудесных превращений». Это одна из наук о природе, об изменениях, происходящих в природе. С помощью химии человек раскрыл немало природных тайн.

Химия — удивительная наука, полная разнообразных чудес. Чудеса — они и в самом деле бывают, хотя совершают их совершают люди, вооруженные знаниями.

В основу данной статьи легла научно-исследовательская работа, целью которой было доказать, что химию можно изучать не только в школе, но и в домашних условиях буквально на «кухне» и окунуться в загадочный мир. Познакомиться с характеристикой химических веществ, их свойствами, химическими процессами и совершить увлекательную экскурсию по химии.

Химические опыты должны не только вызывать интерес к наблюдаемому явлению, но и позволяет развить самостоятельность и повышает интерес к предмету, т. к. при выполнении эксперимента имеется возможность творчески проявлять свои знания, а также убеждаемся в практическом применении химии.

Наука — это здорово! Химия — ещё и увлекательно! Оказывается, можно объяснить базовые знания по химии просто, доступно и увлекательно.

Эксперимент в домашних условиях способствует возникновению потребности узнать больше, чем дается на уроке, развивает самостоятельные приемы, применяемые в практике. Домашние опыты способствуют формированию химических понятий, устанавливают связи между свойствами веществ.

Домашние опыты должны представлять собой простые, наглядные, а главное — безопасные, эксперименты. И еще один аспект в постановке домашних экспериментов — это доступность оборудования и реактивов.

Химический эксперимент можно разделить на несколько этапов:

Первый — обоснование постановки опыта;

Второй — планирование и проведение опыта;

Третий — оценка полученных результатов.

Эксперимент должен проводиться, опираясь на ранее полученные знания. Теоретическая часть опыта способствует его восприятию, которое, в последствие, становится более осмысленным, целенаправленным и активным.

Проведение эксперимента обычно связано с выдвижением гипотезы. Химический эксперимент открывает большие возможности в решении проблемных ситуаций и для проверки правильности выдвинутых гипотез.

При наблюдении за выполняемыми экспериментами функционируют все анализаторы. С их помощью можно определять вкус, цвет, запах, плотность и иные свойства веществ, при сравнении которых можно научиться выделять существенные признаки, систематизировать их и познавать их природу.

Очень важно анализировать результаты экспериментов, чтобы получить четкий ответ на поставленный в начале опыта вопрос, установить все причины, которые привели к получению данных результатов.

Предварительная подготовка теоретического материала к предстоящей работе повышает интерес к практической деятельности.

При выполнении домашних опытов развиваются и совершенствуются наблюдательность, способность осмысливать наблюдаемое и делать выводы.

Это могут быть домашние опыты такие как:

«Светофор», обесцвечивание раствора перманганата калия, «Светящийся помидор», «Зубная паста для слона».

Домашние опыты и наблюдения выполняются в домашних условиях строго соблюдая правила техники безопасности.

Основные правила техники безопасности:

−                    на рабочем столе во время работы не должно находиться посторонних предметов

−                   следует работать в хлопчатобумажном халате, волосы должны быть убраны

−                   перед и после выполнения работы необходимо вымыть руки

−                   принимать пищу во время проведения опытов строго запрещается

−                   все опыты с ядовитыми и пахучими веществами выполнять в вытяжном шкафу или под вытяжкой

−                   химические реактивы брать только шпателем, пинцетом или ложечкой (не руками!)

−                   неизрасходованные реактивы не высыпать и не выливать обратно в те сосуды, откуда они были взяты;

−                   при попадании раствора любого реактива на кожу или в глаза немедленно промыть его большим количеством воды, после чего сразу же обратиться к врачу

Итак, перейдем к экспериментальной части.

Эксперимент «Светофор»

Цель: Доказать, что данный эксперимент можно легко сделать дома, используя вещества, которые мы используем в быту.

Ожидаемый результат: в результате данного эксперимента должно произойти изменение цвета раствора.

Ход работы:

Оборудование:

−                    стеклянный стакан125 мл

−                    мерный стаканчик 100 мл

−                    мерная ложечка 1,3–0,2 мл

−                    стеклянная палочка1 шт.

−                    перчатки 1 п.

Реактивы:

−                    перманганат калия (марганцовка)1,5 г

−                    гидроксид натрия (средство для прочистки труб «Крот»)15 г

−                    вода 250 мл

−                    сахар 15 г

Готовим раствор перманганата калия. Наливаем в стакан немного воды (около 150–200 мл) и растворяем в ней пару кристалликов марганцовки, чтобы получился яркий розовый цвет.

Теперь готовим раствор глюкозы. Наливаем 15 мл воды и добавляем в него 2 мерных ложечки сахара. Дожидаемся растворения сахара, помогая ей покачиванием стаканчика.

Делаем раствор гидроксида натрия. Это самый опасный этап нашего химического эксперимента, потому что гидроксид натрия — очень едкое вещество! Нужно быть очень внимательным, т. к. эта реакция идет с выделением тепла, раствор нагревается.! На 100 мл воды хватит четверти чайной ложки. Дожидаемся полного растворения. Теперь добавляем к получившемуся раствору раствор глюкозы. Приливаем этот щелочной раствор сахара к раствору марганцовки. И окраска начинает меняться. Сначала раствор становится синим (этот этап очень быстрый), потом — зеленым, потом постепенно идет переход в желтый цвет.

Вывод:

Данный эксперимент можно легко сделать дома, конечно, при этом нужно соблюдать правила техники безопасности. В результате эксперимента я увидела, что приготовленный раствор изменяет цвет.

Обесцвечивание раствора перманганата калия

Каждый может чистую прозрачную воду сделать цветной, добавив в нее какой-нибудь краситель. Я попробую наоборот сделать цветную воду сделать прозрачной.

Цель: Показать на эксперименте процесс абсорбции.

Ожидаемый результат:

В результате эксперимента, раствор перманганата калия, который имеет розовый цвет, должен обесцветится.

Оборудование:

−                    стеклянный стакан125 мл

−                    мерный стаканчик 100 мл

−                    мерная ложечка 1,3–0,2 мл

−                    стеклянная палочка1 шт.

−                    ступка с пестиком1 шт.

−                    перчатки 1 п.

Реактивы:

−                   перманганат калия (марганцовка)1,5 г

−                   активированный уголь15 г

−                   вода 250 мл

Ход работы:

Сначала приготовим раствор перманганата калия. В воду добавляем кристаллики перманганат калия, чтобы получился раствор насыщенного розового цвета. Затем в стакан с раствором добавляем таблетку активированного угля. Происходит обесцвечивание окрашенного раствора.

Вывод: в результате данного эксперимента, произошло обесцвечивание раствора перманганата калия. Абсо́рбция (лат. absorptio от absorbere — поглощать). Этот эксперимент является самым простым и наглядным способом показать процесс абсорбции.

«Светящийся помидор»

Следующий увлекательный и эффектный эксперимент, который назвали «Светящийся помидор».

Цель: в доступной форме показать явление люминесценции.

Ожидаемый результат: в результате эксперимента, томат должен светиться.

Оборудование:

−                   шприц медицинской1 шт.

−                   ступка с пестиком1 шт.

−                   стеклянный стакан1 шт.

Реактивы:

−                   томат красного цвета1 шт.

−                   «Белизна» 2–3 мл

−                   Сера2 г

−                   перекись водорода 30 % 3–4 мл

Ход работы:

Сначала я взяла коробок спичек и соскоблила со спичечной головки серу. К сере добавляем «Белизну» 2–3мл. Оставляем на 20 минут этот раствор в покое, до момента пока не образуется 2 слоя. Затем, набираем раствор в шприц и со всех сторон вводим готовый раствор в томат. Томат используется в данном эксперименте как необычная емкость для реагентов, для эффектности эксперимента.

Следующий этап эксперимента, аккуратно вводим в самый центр помидора перекись водорода 3–4мл.

Вывод: в результате эксперимента, томат светиться. Свечение — это явление люминесценции, вызванное химическим воздействием. От лат. lumen, свет. В быту человек использует явление люминесценции в люминесцентных лампах «дневного света» и электронно-лучевых трубках кинескопов. В природе можно наблюдать свечение у светлячков, глубоководных рыб, медуз. Светящиеся микроорганизмы — «ночесветки» днём окрашивают море в красный, жёлтый и коричневый цвета.

«Много пены»

Цель: через экспериментирование развивать познавательный интерес к химии. На примере данного эксперимента продемонстрировать реакцию разложения перекиси водорода.

Ожидаемый результат: в результате данного эксперимента, должна образоваться густая пена.

Оборудование:

−                    стеклянный стакан1 шт.

−                    воронка1 шт.

−                    тарелка1 шт.

−                    поднос1 шт.

Реактивы:

−                   перекись водорода 30 %50 мл

−                   йодид калия25 г

−                   жидкое мыло25 мл

−                   пищевой краситель2 г

−                   вода250мл

Ход работы:

В стакан наливаем 50 мл 30 %-ной перекиси водорода, добавляем несколько капель средства для мытья посуды и 2 г пищевого красителя. Перемешаем полученный раствор.

Теперь готовим раствор йодида калия. Наливаем 100мл воды и растворяем 50мл иодида калия. В стакан номер один добавляем 50 мл раствора йодида калия и наблюдаем «пенный вулкан». При выполнении эксперимента необходимо соблюдать правила техники безопасности!

Вывод: в результате данного эксперимента образовалась густая пена. Перекись водорода разлагается на воду и кислород. Йодид калия выступает в качестве катализатора и ускоряет эту реакцию. Выделяющийся кислород вспенивает средство для мытья посуды, образуя густую пену, а пищевой краситель придает ей цвет.

На основе исследований и проведенных опытов можно сделать следующие выводы:

Целью моего проекта было доказать, что химия доступна всем и каждому, кто стремится познать эту интересную науку, и показать, что «чудо» можно «сделать» своими руками и увидеть своими глазами.

Показательность, эффектность, зрелищность! Именно химический эксперимент — важнейший метод и средство обучения химии. В своей работе я делала упор, на то, что химический эксперимент, доступен и в домашних условиях. При выполнении домашних опытов можно обойтись без громоздкого и дорогого лабораторного оборудования, его можно заменить предметами домашнего обихода. Вместо дорогостоящих реактивов и красителей можно работать с набором веществ, которые мы используем на кухне или можно найти у себя в аптечке.

Химия  наука удивительная. Проводя опыты с химическими веществами возникает интерес, связанный с тем, что произойдет с ними дальше. Химические вещества окружают человека повсюду. Это огромное поле для исследовательской деятельности.

Процитирую слова великого русского ученого М. В. Ломоносова: «Химии никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики и не принимаясь за химические операции».

 

Литература:

 

  1.     Алексинский В. Н. Занимательные опыты по химии. — М.: Просвещение, 1995.
  2.     Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. — Л.: Химия; Ленинградское отделение, 1987.
  3.     Энциклопедия вопросов и ответов. Когда?, М., Росмэн, 2008.
  4.     Энциклопедия для любознательных. Почему и отчего?, М.:Астрель,2010
  5.     Бабич Л. В., Бализин С. А., Гликина Ф. Б. Практикум по неорганической химии. — М.: Просвещение, 1978.
  6.     Краузер Б., Фримантл М. Химия. Лабораторный практикум. — М.: Химия, 1995.
  7.     Энциклопедический словарь юного химика — М.: Педагогика, 1981
  8.     Врублевский А. И. Основы химии. Школьный курс. — 2-е изд. — Мн.: Юнипресс, 2010г. -
  9.     Интернет-сайт http://ru.wikipedia.org/wiki/
  10. Интернет-сайт http://nazdor-e.ru/index.php/obraz-jizni/86-sostav-zubnoi-pasty#ixzz2BKhd6GPh
Основные термины (генерируются автоматически): химический эксперимент, перекись водорода, эксперимент, результат эксперимента, ход работы, ожидаемый результат, Химия, густая пена, обесцвечивание раствора перманганата калия, перманганат калия, правило техники безопасности, раствор перманганата калия, явление люминесценции, домашние, опыт, реактив.


Похожие статьи

Химическая радуга | Статья в журнале «Юный ученый»

В три химических стакана налили малиновый раствор перманганата калия. Прилили немного в первый цилиндр разбавленной соляной кислоты, во второй — воды, а в третий –раствор гидроксида натрия. Затем добавили во все стаканы сульфит натрия и хорошо перемешали...

Роль химического эксперимента в решении познавательных...

‒ метод обесцвечивания растворов (бромная вода, раствор перманганата калия, растворы кислот и щелочей с индикаторами)

Химический эксперимент играет основную роль в успешном решении учебно-воспитательных задач при обучении химии

Эффективное использование отходов химических опытов на...

Это щелочной раствор перманганата калия, который может быть использован для изучения окислительно-восстановительных реакций на факультативных занятиях.

При его гидратации учащиеся ограничиваются, как правило, наблюдением образующихся кристаллов.

Метапредметный подход в обучении химии | Статья в журнале...

Перманганат калия. Пероксид водорода, иод. История открытия. Физические свойства. Применение растворов в быту, в медицине.

Результат работы — более 80 % учеников, посещавших занятия, выбрали химический профиль на старшей ступени школы.

Цветовые эффекты в химических опытах с гидроксидом натрия

В данной работе рассмотрены химические опыты с гидроксидом натрия (каустическая сода).

Даны алгоритмы проведения подобных опытов и объяснены их результаты. Подобного рода «домашние опыты» могут стимулировать интерес детей к науке и овладению новыми знаниями.

Использование количественного анализа на внеурочных занятиях...

4) Проводить простейшие химические опыты и эксперименты и объяснять их результаты.

4. Жидкое стекло — густая прозрачная жидкость, являющаяся водным раствором

Исходный раствор разбавляется водой и далее используется на стадии абсорбции цианистого водорода.

Ламинария — идеальный природный лекарь | Статья в журнале...

Оборудование: сушеная ламинария, соляная кислота, фильтровальная бумага, раствор перманганата калия.

Произошло обесцвечивание раствора, что указывает на наличие витамина С в

Такие ответы были ожидаемы, так как это растение изучается в курсе биологии.

Преподавание курса химии и практические работы по решению...

Как выделить соль из раствора? Прежде чем выполнять опыт, учитель указывает, сколько нужно взять оксида магния (одну стеклянную

Каждая практическая работа по решению экспериментальных задач требует предварительной домашней подготовки учащихся, которая...

Похожие статьи

Химическая радуга | Статья в журнале «Юный ученый»

В три химических стакана налили малиновый раствор перманганата калия. Прилили немного в первый цилиндр разбавленной соляной кислоты, во второй — воды, а в третий –раствор гидроксида натрия. Затем добавили во все стаканы сульфит натрия и хорошо перемешали...

Роль химического эксперимента в решении познавательных...

‒ метод обесцвечивания растворов (бромная вода, раствор перманганата калия, растворы кислот и щелочей с индикаторами)

Химический эксперимент играет основную роль в успешном решении учебно-воспитательных задач при обучении химии

Эффективное использование отходов химических опытов на...

Это щелочной раствор перманганата калия, который может быть использован для изучения окислительно-восстановительных реакций на факультативных занятиях.

При его гидратации учащиеся ограничиваются, как правило, наблюдением образующихся кристаллов.

Метапредметный подход в обучении химии | Статья в журнале...

Перманганат калия. Пероксид водорода, иод. История открытия. Физические свойства. Применение растворов в быту, в медицине.

Результат работы — более 80 % учеников, посещавших занятия, выбрали химический профиль на старшей ступени школы.

Цветовые эффекты в химических опытах с гидроксидом натрия

В данной работе рассмотрены химические опыты с гидроксидом натрия (каустическая сода).

Даны алгоритмы проведения подобных опытов и объяснены их результаты. Подобного рода «домашние опыты» могут стимулировать интерес детей к науке и овладению новыми знаниями.

Использование количественного анализа на внеурочных занятиях...

4) Проводить простейшие химические опыты и эксперименты и объяснять их результаты.

4. Жидкое стекло — густая прозрачная жидкость, являющаяся водным раствором

Исходный раствор разбавляется водой и далее используется на стадии абсорбции цианистого водорода.

Ламинария — идеальный природный лекарь | Статья в журнале...

Оборудование: сушеная ламинария, соляная кислота, фильтровальная бумага, раствор перманганата калия.

Произошло обесцвечивание раствора, что указывает на наличие витамина С в

Такие ответы были ожидаемы, так как это растение изучается в курсе биологии.

Преподавание курса химии и практические работы по решению...

Как выделить соль из раствора? Прежде чем выполнять опыт, учитель указывает, сколько нужно взять оксида магния (одну стеклянную

Каждая практическая работа по решению экспериментальных задач требует предварительной домашней подготовки учащихся, которая...

Задать вопрос