Оценка и развитие компетентности специалистов и руководителей в области управления проектами национального стандарта | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №47 (337) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 24.11.2020

Статья просмотрена: 178 раз

Библиографическое описание:

Стрежнева, В. А. Оценка и развитие компетентности специалистов и руководителей в области управления проектами национального стандарта / В. А. Стрежнева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 47 (337). — С. 168-170. — URL: https://moluch.ru/archive/337/75286/ (дата обращения: 26.04.2024).



Успешность развития большинства отечественных компаний в настоящее время в достаточно большой мере связано с качеством системы проектного управления и организации данной системы. Задачи, стоящие перед эффективным проектным походом, предусматривают формирование у проектного персонала достаточного большого объема компетенций. В то же время важно отметить, что требования к компетентности специалистов и руководителей в области управления проектами превышают реальную компетентность действующих участников проекта. Большая часть проблем и трудностей в управлении проектами, напрямую связаны с отсутствием или недостаточным уровнем профессиональной компетентности руководителей и специалистов проекта.

Ключевые слова : проект, управления проектом, компетенции, национальные стандарты, стандарты, знания, умения, команда проекта.

В настоящее время все большую популярность и востребованность в развитии бизнеса набирает проектный менеджмент. Управление проектами выступает как перспективный и достаточно мощный фактор развития компании. Объем одновременно реализующихся проектов может оцениваться от единиц до десятков. Для успешной реализации такого объема проектов важно обеспечить высокий уровень образования и подготовки руководителей и руководителей [3, с.29].

Для обеспечения необходимого уровня квалификации и оценки компетенции руководителей и руководителей важно обеспечить их соответствие с Национальными требованиями к компетентности специалистов по управлению проектами. Данные требования выступают в виде основного нормативного документа Российской национальной сертификационной программы по управлению проектами. Данный стандарт содержит достаточно объёмный требований к оценке уровня компетенции ключевых руководителей и специалистов проекта: основы теоретических знаний в части управления проектами, профессиональные требования к знаниям, наличию практического опыта, а также, что немаловажно личным качествам, которыми должны обладать кандидаты на сертификацию.

Таким образом, можно отметить, что целью национального стандарта в оценке и развитие компетентности специалистов и руководителей является:

− создание методологических основ для формирования профессиональных знаний и национальных требований к компетентности специалистов по управлению проектами;

− формирование минимального свода знаний, необходимого для осуществления сертификации специалистов по управлению проектами;

− обеспечение разработки дополнительных нормативных документов, ратифицируемых «СОВНЕТ» и IPMA.

В основу национального стандарта положена системная модель управления проектом. Данная модель содержит в себе базовые элементы, которые составляет иерархическую структуру и с которой могут быть соотнесены основные разделы и элементы национального стандарта [8, с. 45].

  1. Объектами управления в данной системе характеризуются следующие понятия: проекты, программы, портфели. Каждый из объектов содержит цели, задачи, стратегию, структуру, фазы жизненного цикла, окружение и т. д.
  2. Субъекты управления проектами можно описать как наиболее заинтересованные стороны проекта (программы, портфели), которые находятся в активном взаимодействии друг с другом при выработке и принятии решений, касающихся его реализации

В качестве основных субъектов — участников проекта можно отнести:

− инвестора, заказчика, генконтрактор, генподрядчик и др.

− команда проекта — руководитель, команда управления, функциональные менеджеры, исполнителей проекта и др.

3. Процессы управления проектами представляют собой определенное воздействие субъектов на объекты управления за счет использования методов и средств, которые определяются следующим:

− стадиями процесса управления: инициация проекта, планирование работ, организация и контроль выполнения работ проекта, анализ и регулирование хода работ проекта, закрытие проекта;

− функциональными областями управления: управление предметной областью, управление по временным параметрам, управление стоимостью и финансированием, качеством, рисками и возможностями, человеческими ресурсами, коммуникациями, закупками и контрактами, изменениями, безопасностью;

− горизонтами управления, которые описываются с точки зрения временного ограничения, который принято соотносить с соответствующими субъектами управления:

  • стратегический уровень содержит в себе жизненный цикл проекта и соответствует действующему уровню организационно-экономического развития;
  • годовой уровень — предусматривает работы, реализация которых предусмотрена в течение года;
  • квартальный уровень — учитывает работы, которые необходимо осуществить в течение квартала,
  • оперативный уровень — учитывает работы, которые выполнение которых соответственно запланировано в течение недлительного периода — месяца, декады, недели, суток, смены и т. д. [1, с. 96].

Таким образом, важно отметить, что в национальном стандарте оценка компетентности специалистов и руководителей в области управления проектами основывается на системной модели, которая определяет определенное множество процессов, задач и процедур, что обеспечивает общий подход к рассмотрению и описанию сущности управления проектом. С учетом этого важно отметить, что итоговое решение о применении тех или иных проектных процессов и процедур принимает проектный менеджер с учетом каждого конкурентного случая.

Таким образом, профессиональная компетентность проектного персонала реализовывать проекты в настоящее время выступает одним из ключевым фактором конкурентоспособности компании любых рынках. Низкий уровень профессиональной компетентности руководителей и команд проектов довольно часто приводит к низким показателям эффективности проектного управления, итоговых показателях эффективности реализации проекта, достижения стратегических показателей.

Важно отметить, что компании, достигшие к настоящему времени определенного уровня зрелости, достигли понимания, что дальнейшее стратегическое развитие невозможно без использования инновационных подходов к менеджменту инноваций, целенаправленному изменению организационных структур и действующих бизнес-процессов. Как демонстрирует практический опыт недостаточно обучить или принять в штат опытных руководителей проектов для обеспечения развития компетентности проектной компании и показателей роста проектной деятельности. Важно обеспечить систему развития профессиональной компетентности проектных руководителей и специалистов [9, с. 198].

Эксперты проектного управления выделяют следующие этапы формирования и развития проектной компетентности.

1) Целью этапа инициализации является характеристика состояния текущего уровня проектной компетентности и формирование плана развития данного уровня компетентности компании.

Компетентность проектного управления руководителей и специалистов проекта заключается в определении цели, миссии, видение и стратегии компании. Вместе с проектными менеджерами высший менеджмент детализирует необходимые запланированные результаты, которые обеспечат заданный уровень изменений и развития компании.

Также данный этап характеризуется формированием проектных команд участниками соответствующей профессиональной компетентности с целью реализации программы по формированию/развитию компетентности организации.

2) Цель второго этапа — планирования является выработка детального плана программы развития проектной компетентности. Данный этап развития компетентности предусматривает реализацию следующих практических действий:

− организацию и реализацию соответствующих деловых встреч, совещаний между заинтересованными сторонами;

− организацию семинаров, собраний экспертов;

− использования опыта консультантов, привлечениях их в случае необходимости для решения задач, которые по мнению проектных участников предполагают участия внешних консультантов и экспертов.

3) На данном этапе важно обеспечить получение установленных параметров проектов. Данный этап является самым продолжительным, и как следствие самым сложным, что предполагает постоянное отслеживание достигнутых результатов [2, с. 266].

Важнейшей характеристикой данного этапа является наличие эффективных коммуникаций за счет вовлечения в данный процесс и большего числа руководителей и специалистов, участвующих в проектной деятельности компании.

4) Цель четвертого этапа является обеспечение постоянного совершенствование компетентности руководителей и специалистов проектного управления в рамках разработанной модели. На данном этапе развития компетентности проектного персонала производится обобщаются достигнутых результаты и формулируется дальнейшее развитие компетентности проектного персонала.

В целях достижения комплексного представления о результатах развития компетенции проектных сотрудников важно обеспечить анализ составляющих элементов компетентности и зафиксировать наиболее значимые компетенции для развития именно данной компании. Каждая компания, применяющая проектный подход, должна постоянно совершенствовать компетенции ключевых сотрудников, опираясь на опыт реализации прошлых проектов, с учетом выявления недостающих компетенций сотрудников, выполняя оценку и повышая уровень их компетентности [1, с. 102].

Литература:

  1. Антонов, Г. Д. Управление проектами организации: Уч. / Г. Д. Антонов, О. П. Иванова, В. М. Тумин. — М.: Инфра-М, 2018. — 64 c.
  2. Балашов, А. И. Управление проектами: Учебник и практикум для СПО / А. И. Балашов, Е. М. Рогова, М. В. Тихонова и др. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 383 c.
  3. Балашов, А. И. Управление проектами: Учебник и практикум для академического бакалавриата / А. И. Балашов, Е. М. Рогова, М. В. Тихонова и др. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 383 c.
  4. ГОСТ Р 54869–2011 «Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом»
  5. ГОСТ Р 54871–2011 «Проектный менеджмент. Требования к управлению программой»
  6. ГОСТ Р 54870–2011 «Проектный менеджмент. Требования к управлению портфелем проектов»
  7. ГОСТ Р ИСО 10006–2005 «Руководство по менеджменту качества при проектировании»
  8. Островская В. Н. Управление проектами: Учебник / В. Н. Островская, Г. В. Воронцова и др. — СПб.: Лань, 2019. — 400 c.
  9. Островская, В. Н. Управление проектами. Т. 1: Учебник / В. Н. Островская, Г. В. Воронцова, О. Н. Момотова. — М.: Русайнс, 2018. — 48 c.
  10. Поташева, Г. А. Управление проектами.: Учебное пособие / Г. А. Поташева. — М.: Инфра-М, 2018. — 288 c.
Основные термины (генерируются автоматически): управление проектами, национальный стандарт, проектное управление, проектный персонал, компетентность специалистов, проект, проектная компетентность, руководитель, специалист проекта, практический опыт.


Похожие статьи

Формирование системы обеспечения компетентности персонала...

− перечень элементов компетентности, предложенный Международной ассоциацией управления проектами; − перечень областей компетентности от Международного объединения по разработке Стандартов управления проектами.

Стрежнева Вероника Андреевна — Информация об авторе

Оценка и развитие компетентности специалистов и руководителей в области

Авторы: Стрежнева Вероника Андреевна. Рубрика: Экономика и управление.

Библиографическое описание: Стрежнева, В. А. Формирование системы обеспечения компетентности персонала...

Роль проектного управления в реализации приоритетных...

Для управления государственными проектами в Великобритании был разработан широко применяемый во всем мире стандарт — PRINCE2. Помимо данного стандарта, в настоящее время государственные структуры также активно применяют гибкое управление проектами...

Оценка компетенций проектного менеджера | Статья в журнале...

Роль проектного менеджера определяется как значимая, поэтому предъявляются требования к его ключевым компетенциям. Оценка должна носить комплексный характер, чтобы было возможно изучить не только профессиональные, но и личностные компетенции сотрудника.

Статьи по ключевому слову "управления проектом" — Молодой...

Оценка и развитие компетентности специалистов и руководителей в области управления проектами национального стандарта. Молодой учёный №48 (338) ноябрь 2020 г. — Стрежнева В. А.

Проектное управление в системе образования на примере...

Ключевые слова: проектное управление, образовательные проекты, управление в образовании, менеджмент в образовании, просветительские

Международный Стандарт по Управлению Проектами ISO 21502:2020 определяет проект как уникальный набор процессов...

Основы управления проектами в организации | Статья в журнале...

Проектно-ориентированная организация — компания или государственная организация, применяющая проектное управление в качестве одного из основных подходов к управлению собственной деятельностью [6]. В зависимости от типа проекта в его реализации могут...

проектная деятельность, исследовательская деятельность...

Руководитель проекта — это лидер внутри проекта, который занимается координацией работ участников. В команде IT проекта можно выделить следующие командные роли: Разработчик представляет собой специалиста, деятельность которого фокусируется на создании ценности...

Сравнительный анализ подходов к определению управления...

Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом» определяет проект как

Проект — это временная организация, созданная с целью поставки одного или нескольких

Однако в 2019 году конкуренцию ему, по всей видимости, составит японский национальный...

Похожие статьи

Формирование системы обеспечения компетентности персонала...

− перечень элементов компетентности, предложенный Международной ассоциацией управления проектами; − перечень областей компетентности от Международного объединения по разработке Стандартов управления проектами.

Стрежнева Вероника Андреевна — Информация об авторе

Оценка и развитие компетентности специалистов и руководителей в области

Авторы: Стрежнева Вероника Андреевна. Рубрика: Экономика и управление.

Библиографическое описание: Стрежнева, В. А. Формирование системы обеспечения компетентности персонала...

Роль проектного управления в реализации приоритетных...

Для управления государственными проектами в Великобритании был разработан широко применяемый во всем мире стандарт — PRINCE2. Помимо данного стандарта, в настоящее время государственные структуры также активно применяют гибкое управление проектами...

Оценка компетенций проектного менеджера | Статья в журнале...

Роль проектного менеджера определяется как значимая, поэтому предъявляются требования к его ключевым компетенциям. Оценка должна носить комплексный характер, чтобы было возможно изучить не только профессиональные, но и личностные компетенции сотрудника.

Статьи по ключевому слову "управления проектом" — Молодой...

Оценка и развитие компетентности специалистов и руководителей в области управления проектами национального стандарта. Молодой учёный №48 (338) ноябрь 2020 г. — Стрежнева В. А.

Проектное управление в системе образования на примере...

Ключевые слова: проектное управление, образовательные проекты, управление в образовании, менеджмент в образовании, просветительские

Международный Стандарт по Управлению Проектами ISO 21502:2020 определяет проект как уникальный набор процессов...

Основы управления проектами в организации | Статья в журнале...

Проектно-ориентированная организация — компания или государственная организация, применяющая проектное управление в качестве одного из основных подходов к управлению собственной деятельностью [6]. В зависимости от типа проекта в его реализации могут...

проектная деятельность, исследовательская деятельность...

Руководитель проекта — это лидер внутри проекта, который занимается координацией работ участников. В команде IT проекта можно выделить следующие командные роли: Разработчик представляет собой специалиста, деятельность которого фокусируется на создании ценности...

Сравнительный анализ подходов к определению управления...

Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом» определяет проект как

Проект — это временная организация, созданная с целью поставки одного или нескольких

Однако в 2019 году конкуренцию ему, по всей видимости, составит японский национальный...

Задать вопрос