Проектное управление в системе образования на примере реализации проекта «Университетские субботы» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №10 (405) март 2022 г.

Дата публикации: 11.03.2022

Статья просмотрена: 612 раз

Библиографическое описание:

Антонова, А. Г. Проектное управление в системе образования на примере реализации проекта «Университетские субботы» / А. Г. Антонова, И. Е. Шевлягина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 10 (405). — С. 26-28. — URL: https://moluch.ru/archive/405/89360/ (дата обращения: 02.05.2024).



Статья посвящена анализу опыта организации и управления при реализации образовательно-просветительского проекта «Университетские субботы в МПГУ» Московским педагогическим государственным университетом, приведены проектные технологии, успешно зарекомендовавшие себя на практике.

Ключевые слова: проектное управление, образовательные проекты, управление в образовании, менеджмент в образовании, просветительские проекты, проектный менеджмент.

The article is devoted to the analysis of the experience of organization and management in the implementation of the educational project «University Saturdays at Moscow State Pedagogical University» by the Moscow Pedagogical State University, project technologies that have successfully proven themselves in practice are given.

Keywords: project management, educational projects, management in education, management in education, educational projects, project management.

Залогом успешного развития национальной экономики является высокий уровень интеллектуального и образовательного потенциала населения как основного фактора формирования высококвалифицированного, конкурентоспособного кадрового резерва страны. Причем, определяющую роль в данном процессе играют не только содержательные и компетентностные компоненты всех уровней образования, но и способность образовательных экосистем выявлять одаренных и талантливых детей и стимулировать их к творческой активности. Согласно постановлению Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся является одним из стратегических национальных приоритетов в сфере развития российской системы образования. [1] Такая постановка вопроса ставит новые вызовы не только перед общеобразовательными организациями, но и перед учреждениями высшего образования.

Для достижения целей по созданию условий для выявления, развития, а также поддержки талантливых детей, обеспечения их всестороннего развития, наряду с традиционными для вузов формами образовательной, воспитательной, научной и др. деятельности, могут быть использованы образовательно-просветительские проекты. Одним из таких проектов является проект «Университетские субботы», реализуемый при поддержке Департамента науки и образования города Москвы. Московский педагогический государственный университет участвует в проекте «Университетские субботы» Департамента образования и науки города Москвы с 2014 года. За этот период проведено 512 мероприятия с общим охватом более 30 тыс. человек — учащихся, их родителей, студентов колледжей и вузов, преподавателей. неформальности мероприятий классических операционно-функциональных технологий административного управления порой бывает недостаточно. В этой связи авторы статьи видят необходимым проанализировать опыт применения проектных методов при реализации проекта «Университетские субботы в МПГУ».

В основе методологии проектного управления лежит представление о процессе проектирования как о технологии развития общественных систем. Международный Стандарт по Управлению Проектами ISO 21502:2020 определяет проект как уникальный набор процессов, включающий координированные и контролируемые операции с датой начала и завершения, предпринимаемые для достижения цели [2]. Проект всегда нацелен на получение определенных результатов, на достижение целей. Важной чертой управления проектом является точное определение и формулирование целей, начиная с высшего уровня, а затем постепенно опускаясь до наиболее детализированных целей и задач [3]. Формулирование цели является необходимым этапом проектной реализации. На стадии инициации целью проекта «Университетские субботы в МПГУ» была определено создание условий для профориентации обучающихся московских школ и удовлетворение их потребности в личностном развитии, социальном и профессиональном самоопределении, получении новых знаний и т. д. Таким образом, весь комплекс процессов, происходящих на протяжении жизненного цикла проекта выстраивался вокруг ряда мероприятий в форме интерактивных лекций, матер-классов, панельных дискуссий, экскурсий, квестов, практикумов, деловых игр и др., способных обеспечить достижение поставленной цели. М. П. Горчакова-Сибирская использует обозначает такой подход организации проектирования как «организация ресурсов под цель» [4]. Однако, стоит отметить, что образовательные проекты имеют определенную специфику, которую следует учитывать при планировании проектной деятельности. Н. А. Гончарова и М. Л. Логинов определяют следующие характерные особенности образовательных проектов: большое количество участников, задействованных в проекте, интернальность, необходимость поддержки государственных органов и/или непосредственного учредителя [5]. В то же время, наряду с названными ранее особенностям, авторы считают необходимым отметить некоторые барьеры, препятствующие внедрению проектных технологий в управленческую систему вуза. А. В. Лисицинская отмечает, что процесс внедрения инновационных проектов в практику образовательных организаций осложнен недостаточностью практической апробации проектных технологий [6]. Авторы статьи поддерживают такую точку зрения, отмечая, что сложноорганизованные системы, выполняющие в первую очередь социальный заказ общества, нуждаются в четких, апробированных на практике методах управления. Однако, недостаток практической апробации является не единственным барьером, затрудняющим внедрение проектных технологий. Так, существуют организационные факторы, вызванные консервативностью корпоративной культуры университетов, воспринимающей элементы проектных инноваций с некоторым опасением. Концептуальность проектной культуры в процессе развития образовательных систем отмечают Т. А. Поцукова и Е. А. Рекичинская [7]. По мнению авторов данной статьи, необходимость перевода на матричные технологии неизбежно встречает сопротивление развитой и отлаженной функциональной структуры, нацеленной на поддержание стабильности текущей операционно-ориентированной культуры. Подобное противоречие может быть решено посредством формирования «проектного офиса». Лисицинская А. В. определяет проектный офис как комплексную инфраструктуру, обеспечивающая эффективную реализацию портфеля проектов в рамках системы информационных технологий и стандартов организации проектной деятельности. [8] В рамках проекта «Университетские субботы в МПГУ» функции проектного офиса осуществляет рабочая группа во главе с руководителем мероприятия. В процессе реализации проекта «Университетские субботы в МПГУ» проектный офис выполняет следующие функции:

– разработка и внедрение общей концепции управления проектом, методического сопровождение;

– комплексное календарное планирование мероприятий с использованием потенциала учебных структурных подразделений университета;

– административное управление персоналом, задействованным в проекте, координирование функциональных структур организации на всех этапах реализации проекта;

– контроль за технологической поддержкой управления проектом техническими и программными средствами;

– сбор и подготовка отчетных материалов.

По мнению авторов статьи, именно внедрение технологии централизованного проектного офиса позволяет адаптировать этапы реализации проекта под изменчивые условия внешней среды, минимизируя риски и позволяя своевременно принимать соответствующие решения. Примером подобной оптимизации может стать ускоренный и эффективный перевод части мероприятий проекта в дистанционный формат во втором полугодии 2021 года в связи с ограничениями, связанными с распространением новой коронавирусной инфекции.

Концентрированность информации в рамках одной управленческой единицы позволяет свести к минимуму «управленческий простой», связанный с избыточностью или недостаточностью оперативной информации. Причем, применение проектных технологий в таком случае позволяет сосредоточить в системе хранения данных всю ключевую информацию об опыте реализации проекта предыдущих лет, что в условиях мобильности кадров, позволяет сохранять устойчивость в достижении поставленных задач. С точки зрения И.Адизеса управление возможно только изменениями, что еще раз подтверждает необходимость внедрения проектных технологий. [8].

В 2021 году в ходе реализации просветительско-образовательного проекта «Университетские субботы в МПГУ» были разработаны и проведены 39 мероприятий с привлечением ведущих преподавателей вуза, объемом не менее 2 академических часов каждое занятие.

В ходе реализации мероприятий использовались игровые технологии, проектные технологии, тренинги, интерактивные и мультимедийные технологии.

Реализация культурно-образовательных и просветительских мероприятий была осуществлена в форме интерактивных лекций, мастер-, консультаций, экскурсий, панельных дискуссий. Общий охват участников мероприятия — 1757 обучающихся московских школ. По результатам проекта университет имеет множество положительных отзывов, опубликованных на официальном сайте в разделе «Университетские субботы в МПГУ».

Таким образом, можно сделать вывод об эффективности использования проектных технологий при реализации образовательно-просветительских проектов, направленных на раннее выявление и развитие талантливых и одаренных детей, удовлетворения их потребностей в личностном, интеллектуальном развитии. Такие технологии как проектирование ресурсов вокруг цели и создание проектного офиса внутри функциональной структуры вуза успешно зарекомендовали себя на практике. Использование таких инструментов позволяет сократить риски возникновения противоречий между типами управленческих культур.

Литература:

  1. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования». www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286474/c4fb442754ae407b0a81a1fa36030eff61adc6c9/ (дата обращения 28.08.2021)
  2. ISO 21502:2020. Международный стандарт по управлению проектами.
  3. Прикот О. Г., Виноградов В. Н. Проектное управление развитием образовательной организации. — М.: Национальный книжный центр, ИФ «Сентябрь», 2015. — 160 с.
  4. Гончарова-Сибирская М. П. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для высш. учеб. завед. / под ред. И. А. Колесниковой. М.: Изд. центр «Академия», 2005. 253 с.
  5. Гончарова Н. А., Логинов М. П. Теоретические основы управления образовательными проектами в ВУЗе // Вопросы управления. 2015. № 3 (15). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-osnovy-upravleniya-obrazovatelnymi-proektami-v-vuze (дата обращения: 02.09.2021).
  6. Лисицинская А. В. Проектное управление развитием образовательной организации, как профессиональная компетентность современного руководителя // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61–1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proektnoe-upravlenie-razvitiem-obrazovatelnoy-organizatsii-kak-professionalnaya-kompetentnost-sovremennogo-rukovoditelya (дата обращения: 02.09.2021).
  7. Поцукова, Т.А. and Е. А. Рекичинская, Проектное управление руководителя-лидера современной образовательной организации в контексте системы менеджмента качества. Реализация модели управления качеством в общеобразовательных учреждениях Новосибирской области: опыт, проблемы, перспективы, ГАУ ДО НО «Новосибирский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, 2016. www.gy3.ru/files/pdf/CMK-ISO/Proektnoe-upravlenie-lidera-OO-CMK.pdf. (дата обращения: 04.09.2021).
  8. Лисицинская А. В. Проектное управление развитием образовательной организации, как профессиональная компетентность современного руководителя // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61–1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proektnoe-upravlenie-razvitiem-obrazovatelnoy-organizatsii-kak-professionalnaya-kompetentnost-sovremennogo-rukovoditelya (дата обращения: 02.09.2021).
  9. Дитхелм Г. Управление проектами. В 2-х томах. — СПб.: ИД «Бизнес-пресса», 2004.
Основные термины (генерируются автоматически): проект, проектный офис, суббота, ISO, административное управление, достижение целей, московский педагогический государственный университет, практическая апробация, проектная деятельность, проектное управление.


Ключевые слова

проектное управление, проектный менеджмент, управление в образовании, менеджмент в образовании, образовательные проекты, просветительские проекты

Похожие статьи

Особенности образовательных проектов и управления ими

Ключевые слова: проектное управление, образовательный проект, образовательная услуга, сетевые формы взаимодействия по управлению проектами. В наше время образовательному процессу уделяется много времени, так как одной из важных характеристик уровня развития...

Роль проектного управления в реализации приоритетных...

Особенно значимым проектное управление становится в период кризисов. Г. Керцнер, один из ведущих мировых экспертов, говорит о

Современные тенденции в управлении проектами характеризуются активным сотрудничеством государственных структур и бизнеса в области...

Особенности организации проектного офиса в компании

В статье рассматривается понятие проектного офиса и некоторые практические аспекты его создания и функционирования в организации. Автор анализирует основные функции проектного офиса как элемента корпоративной системы управления проектами, существующие типы его...

Организация проектного управления в органах...

Кратко рассмотрены вехи развития государственного проектного управления и принципы

Обязанности по работе в направлении достижения целей проектного управления

Органы государственного управления осуществляют проектное управление не так, как это делают...

Возможности и ограничения применения гибкого управления...

Ключевые слова: проектное управление в ГУ РФ, государственное управление, agile, проектное управление, проект.

Классическое проектное управление в государственном управлении множества стран используется уже давно, так как все процессы организованы...

Управление проектами на промышленном предприятии

Проектно управление предполагает обоснование целей, создание проектов для их достижения и оперативное управление в ходе выполнения проектов. Данный период так же связан с повышением конкуренции на рынке, что требует более эффективного использования...

Базовые элементы проектного управления в общественном...

Управление проектом (проектное управление) — особый вид управленческой деятельности, базирующийся на предварительной коллегиальной разработке комплексно-системной модели действий по достижению оригинальной цели и направленной на реализацию...

Педагогическое проектирование — ведущая технология...

Проектная деятельность как инновационная педагогическая технология одна из современных, актуальных и результативных технологий в педагогической практике. Проект — слово иноязычное, происходит от латинского project us, буквальный перевод — «брошенный вперед».

Эффективное управление проектной деятельностью...

Сергеева, Э. Р. Эффективное управление проектной деятельностью обучающихся для

Новые Федеральные государственные образовательные стандарты ставят перед школой

Проектная деятельность — это активная творческая деятельность учащихся, имеющая...

Похожие статьи

Особенности образовательных проектов и управления ими

Ключевые слова: проектное управление, образовательный проект, образовательная услуга, сетевые формы взаимодействия по управлению проектами. В наше время образовательному процессу уделяется много времени, так как одной из важных характеристик уровня развития...

Роль проектного управления в реализации приоритетных...

Особенно значимым проектное управление становится в период кризисов. Г. Керцнер, один из ведущих мировых экспертов, говорит о

Современные тенденции в управлении проектами характеризуются активным сотрудничеством государственных структур и бизнеса в области...

Особенности организации проектного офиса в компании

В статье рассматривается понятие проектного офиса и некоторые практические аспекты его создания и функционирования в организации. Автор анализирует основные функции проектного офиса как элемента корпоративной системы управления проектами, существующие типы его...

Организация проектного управления в органах...

Кратко рассмотрены вехи развития государственного проектного управления и принципы

Обязанности по работе в направлении достижения целей проектного управления

Органы государственного управления осуществляют проектное управление не так, как это делают...

Возможности и ограничения применения гибкого управления...

Ключевые слова: проектное управление в ГУ РФ, государственное управление, agile, проектное управление, проект.

Классическое проектное управление в государственном управлении множества стран используется уже давно, так как все процессы организованы...

Управление проектами на промышленном предприятии

Проектно управление предполагает обоснование целей, создание проектов для их достижения и оперативное управление в ходе выполнения проектов. Данный период так же связан с повышением конкуренции на рынке, что требует более эффективного использования...

Базовые элементы проектного управления в общественном...

Управление проектом (проектное управление) — особый вид управленческой деятельности, базирующийся на предварительной коллегиальной разработке комплексно-системной модели действий по достижению оригинальной цели и направленной на реализацию...

Педагогическое проектирование — ведущая технология...

Проектная деятельность как инновационная педагогическая технология одна из современных, актуальных и результативных технологий в педагогической практике. Проект — слово иноязычное, происходит от латинского project us, буквальный перевод — «брошенный вперед».

Эффективное управление проектной деятельностью...

Сергеева, Э. Р. Эффективное управление проектной деятельностью обучающихся для

Новые Федеральные государственные образовательные стандарты ставят перед школой

Проектная деятельность — это активная творческая деятельность учащихся, имеющая...

Задать вопрос