Оценка компетенций проектного менеджера | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №47 (337) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 23.11.2020

Статья просмотрена: 676 раз

Библиографическое описание:

Гончарова, Н. П. Оценка компетенций проектного менеджера / Н. П. Гончарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 47 (337). — С. 101-104. — URL: https://moluch.ru/archive/337/75506/ (дата обращения: 25.04.2024).



В данной статье автором рассматриваются методы оценки компетенций проектного менеджера. Роль проектного менеджера определяется как значимая, поэтому предъявляются требования к его ключевым компетенциям. Оценка должна носить комплексный характер, чтобы было возможно изучить не только профессиональные, но и личностные компетенции сотрудника.

Ключевые слова: проект, менеджер, компетенция, оценка.

Эффективная деятельность организации основана на использовании методологических подходов, которые позволяют упорядочить и стандартизировать действия работников и руководства. В разные периоды использовались определенные научные и практические подходы. В начале нашего столетия отмечается переход от системного представления об организации к процессному подходу. С практической точки зрения это выражается в применении проектного управления коммерческими, а теперь уже и государственными организациями. Опираясь на процессный подход, проектное управление состоит в выявлении, стандартизации и тиражировании основных процессов, создающих добавленную стоимость. В соответствии с этим стратегические задачи организации могут рассматриваться как проекты, представляющие собой комплекс мероприятий, взаимоувязанных по срокам и исполнителям и направленных на получение уникального результата.

Основные понятия проектного управления, отражающие его содержание, представлены в соответствующих ГОСТах и Стандартах. Нормативные и методические документы, регламентирующие проектное управление, определяют роль, задачи и функции каждого участника команды проекта [2].

Объектом изучения в данной статье являются компетенции менеджера проекта, осуществляющего его непосредственную реализацию. Предмет исследования — методы оценки компетенций проектного менеджера. Учитывая, что должность проектного менеджера появилась недавно, рассмотрим более подробно задачи, стоящие перед ним. Менеджер проекта — это специалист, отвечающий за успешное выполнение проекта в указанные сроки, необходимого качества, при фиксированном бюджете, ограниченных человеческих ресурсах и в соответствии с требованиями со стороны заказчика.

Таким образом, менеджер проекта обладает ограниченными, но в то же время достаточными полномочиями для реализации проекта с небольшими погрешностями и отклонениями от базового варианта.

Менеджер проекта, ориентируюсь на расписание проекта, четко следит за исполнением всех контрольных точек и уведомляет руководителя проекта в случае возникновения каких-либо отклонений. Расписание проекта или календарный план включает в себя плановые даты исполнения работ и контрольных событий проекта. Контрольное событие проекта — это существенное событие проекта, отражающее получение измеримых результатов проекта. Мониторинг и контроль расписания проекта, как правило, осуществляется посредством определенного информационного продукта, диаграммы Ганта, которые позволяют наглядно отразить установленные изначально сроки и близость к ним фактических значений [4].

Кроме этого, менеджер проекта призван обеспечивать эффективные коммуникации участников проекта, максимально ориентированные на бесконфликтное общение и достижение синергетического эффекта.

Учитывая изложенное, роль менеджера проекта весьма значительна в достижении его целей и планомерной реализации. Поэтому руководителю проекта необходимо большое внимание уделять личностным и профессиональным компетенциям менеджера проекта [8, 9].

Компетенции — это знания, умения, навыки, позволяющие осуществлять высокоэффективную профессиональную деятельность [2]. В качестве основных компетенций менеджера проектов можно предложить следующие: умение систематизировать и анализировать информацию, аналитическое мышление, гибкость, развитые коммуникативные способности, организаторские способности. Указанные компетенции оцениваются при выборе проектного менеджера, поскольку они непосредственно влияют на качество реализации проекта.

В настоящее время наиболее широко распространены следующие методы:

– Ассессмент-центр;

– метод 360 градусов;

– кейс-метод;

– метод управления по целям (management by objectives).

Рассмотрим их более подробно.

Ассессмент-центр представляет собой комплексный подход к оценке компетенций персонала, включающий набор различных процедур. Как правило, данный метод реализуется в несколько этапов, позволяя рассмотреть каждого кандидата с различных аспектов. Для первичного отбора кандидатов в основном используются тесты, которые дают возможность определить уровень квалификации менеджера. При этом задействованы три канала — числовой, вербальный и логический. Сотрудники, не набравшие достаточного количества баллов на этапе тестирования, не допускаются к дальнейшим испытаниям. Следующий этап предполагает очную оценку кандидатов и проводится он с использованием деловых игр, кейсов, подготовки презентаций [5].

Указанные инструменты в полной мере отражают необходимые компетенции. Данный метод весьма эффективен для отбора проектных менеджеров, поскольку компетенции, которыми они должны обладать достаточно разные и оценить их комплексно не всегда возможно. Уровень представления каждого испытания оценивает группа экспертов, определяя баллы каждому участнику. Кроме этого, экспертами также оценивается поведение кандидатов во время выполнения кейсов, презентации, участия в деловой игре.

Предложенный подход позволяет оценить лидерские качества, способность вести переговоры и убеждать людей, склонности к аналитическому мышлению и владение организаторскими навыками. Цели проведения ассессмента могут отличаться, в зависимости от этого определяются используемые инструменты. Другими словами, в каждом отдельно взятом случае разрабатывается отдельный сценарий, включающий в себя различные задания.

Например, для отбора проектных менеджеров, задания ассессмента включают бизнес-кейсы по инициации проекта, его планированию, мониторингу и контролю. Во время выполнения этих заданий эксперты могут оценить, как кандидаты проводят беседы с другими участниками, распределяют роли для реализации проекта, решают поставленные задачи, выполняют письменные задания.

Неоспоримым преимуществом данного метода является то, что в нем участвует одновременно несколько участников, что значительно экономит временные затраты экспертов и компании в поиске необходимого сотрудника. Кроме этого, ассессмент-цент использует различные инструменты, отражающие способность к индивидуальной и групповой работе, то есть дает возможность разносторонне подойти к оценке компетенций проектного менеджера.

Метод «360 градусов» основан на сборе информации о кандидате из нескольких источников. На основе анализа имеющейся информации с кандидатом осуществляется обратная связь. В качестве основного инструмента данного метода используется опросник, по итогам которого определяется, прежде всего, вектор развития сотрудника и может быть разработан план его деловой карьеры. Обратная связь с сотрудником, который участвовал в оценке, передается для реализации его потенциала дальнейшего карьерного и личностного роста [3, 6].

Таким образом, метод «360 градусов» ориентирован на выявление и раскрытие возможностей сотрудника, однако не позволяет в полной мере изучить его способности к нестандартному мышлению в критических ситуациях, что бывает часто нужно проектному менеджеру в процессе реализации проекта.

Кейс-метод, или иначе — метод анализа ситуаций, предполагает предоставление потенциальному менеджеру проекта ситуации максимально приближенной к реальной жизни, которая одновременно отражает и практическую проблему и актуализирует определенный комплекс знаний, которые необходимо проявить (усвоить) при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.

В ходе анализа предложенной ситуации, потенциальный менеджер проекта выдвигает предложения по эффективному решению проблемы. Кейс содержит исчерпывающую информацию о том, что происходит, кто в этом участвует, когда должен быть получен результат и какими ресурсами располагает человек, перед которым поставлена данная задача. Потенциальному кандидату на должность менеджера проекта необходимо ответить на единственный вопрос о том, как достичь поставленной цели [1].

Кейс-метод позволяет не только получить результаты деятельности сотрудника. Но и проанализировать процесс достижения целей проекта, что способствует выявлению социально-психологических характеристик кандидата, например: умение менеджера взаимодействовать в команде. Кейс-метод дает возможность оценить у менеджеров умение работать в команде; изучить способность выявлять важнейшие организационные проблемы и умение решать их комплексно и поэтапно.

С помощью кейсов можно проанализировать коммуникативные навыки: точность выражения мыслей, умение слушать, аргументированность высказываний, презентационные умения, уверенность в себе и своих силах, убежденность в том, что в реальной ситуации они смогут профессионально справляться с поставленными задачами. Эксперты могут посмотреть на навыки рационального поведения в условиях неполной информации у тестируемых, взвесить их интерактивные умения, позволяющие эффективно взаимодействовать с партнерами и принимать коллективные решения. Оцениваются такие параметры, как самооценка и индивидуальный опыт общения, умение наладить партнерские отношения, самостоятельность отыскивания необходимых путей решения ситуационной проблемы [1, 3].

Для оценки проектных менеджеров достаточно эффективным представляется метод управления по целям (MBO — management by objectives). Как следует из названия, данный метод заключается в том, что перед исследуемым сотрудником ставятся определённые цели и предлагается выработать предложения по их достижению. Менеджеры проектов обладают полномочиями для принятия самостоятельных решений, поэтому метод МВО позволяет оценить, насколько развиты их компетенции в этой сфере. Метод МВО направлен на оценку итогов работы, которые отражают достижение поставленных целей.

Метод управления по целям включает в себя несколько этапов и использует различные инструменты: интервьюирование, анализ бизнес–структур и документооборота, анкетирование, составление SMART– карты, разработка методик, составление индивидуального плана развития работника [7].

В качестве основных преимуществ использования данного метода можно выделить понятное и прозрачное целеполагание для сотрудников, быстрое достижение желаемых результатов, стимулирование развития сотрудников и их мотивацию к деятельности. Несмотря на значительные достоинства, метод МВО имеет определённые недостатки — большая трудоёмкость использования, высокие требования к квалификации тех, кто проводит оценку.

Учитывая изложенное, отметим, что содержание компетенций проектного менеджера достаточно разнородное, поэтому для его оценки целесообразно одновременное использование нескольких методов. Наиболее комплексным и эффективным является ассессмент-центр, в сценарий которого можно включить несколько самостоятельных методов оценки. В конченом итоге определяются особенности проекта, и затем ставится цель проведения исследования компетенций проектного менеджера. Указанные факторы влияют на методы оценки, которые будут использованы компанией при отборе менеджеров проекта.

Литература:

  1. Жигилей И. М., Кучер Е. Н. Кейс-метод в оценке качества обучения. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://window.edu.ru/window_catalog/ pdf2txt?p_id=35048&p_page=56
  2. Попов Ю. И. Управление проектами: учеб. пособие / Ю. И. Попов, О. В. Яковенко. — М.: ИНФРА-М, 2019. — 208 с.
  3. Кибанов А. Я. Система управления персоналом. — М: Проспект, 2017. — 641 с.
  4. Полушкина Т. М., Коваленко Е.Г, Якимова О. Ю. Социология управления: учебное пособие. — М.: Академия Естествознания, 2016. — 341 с.
  5. Пономарева Е. С. Ассессмент центр как инструмент оценки при отборе персонала // Достижения науки и образования. — 2017. — № 8(21) С. 31–32
  6. Чуланова О. Л. Компетентностный подход в управлении персоналом: схемы, таблицы, практика применения: учеб. пособие / О. Л. Чуланова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2018. — 116 с.
  7. Ямщикова Т. Н., Внукова А. Г. Оценка кадров и основы применения метода управления по целям для характеристики эффективности персонала // SCIENCE TIME. — 2017. — 3(39). — С. 508–516
  8. Яценко В. В., Найдис И. О. Коммуникативная компетенция и компетентность: ретроспективный анализ и современные реалии // Компетентность. — 2020. — № 1. С. 9–17.
  9. Яценко В. В., Яценко Р. Д. Эффективное управление командой и организация коммуникаций проекта // Дискуссия. — 2017. — № 6 (80). — С. 64–68.
Основные термины (генерируются автоматически): проектный менеджер, менеджер проекта, проектное управление, компетенция, метод управления, умение, аналитическое мышление, контрольное событие проекта, обратная связь, полная мера.


Похожие статьи

Управление проектами на промышленном предприятии

При реализации проекта действует обратная связь, полученные

Система управления проектами и методов управления ИТ-проектами выстраивается с целью

Управление проектом (проектное управление) — особый. С тех пор на науку управления проектами...

Оценка и развитие компетентности специалистов...

Компетентность проектного управления руководителей и специалистов проекта заключается в определении цели, миссии, видение

На данном этапе развития компетентности проектного персонала производится обобщаются достигнутых результаты и формулируется дальнейшее...

Основы управления проектами в организации | Статья в журнале...

Для облегчения работы с проектами разработаны стандарты управления проектами.

Для этого менеджер проекта может взять на вооружение шкалы измерения прогресса и матрицу отчетности.

Управление проектом (проектное управление) — особый вид управленческой...

Базовые элементы проектного управления в общественном...

Проектное управление можно рассматривать как собирательную систему, в которой логически сочетаются разнообразные методы управления, позволяющие реализовывать масштабные задачи в условиях ограниченности времени и ресурсов...

Методы и инструменты управления проектной деятельностью

Проблема управления проектами часто возникает на самом последнем этапе проекта. Заказчик не хочет принимать работы (даже если техническое задание было подписано всеми сторонами), начинает генерировать дополнительные требования, указывая, что «это же и так...

Сравнительный анализ подходов к определению управления...

Американский метод управления проектами описан в PMBoK.

Проект — это временная организация, созданная с целью поставки одного или нескольких бизнес-продуктов в

Рынок требует простые инструменты для менеджеров, коими стали AGILE-техники — они...

Особенности управления проектами на разных стадиях его...

Управление проектом — это управление комплексом мер, дел и действий, направленное на

Управление проектами рассматривается с разных аспектов жизни и для разных людей это понятие

Понятие жизненного цикла проекта является одним из важнейших для менеджера...

Управление проектами и программами стратегического развития...

К числу передовых методов управления относится и стратегическое управление развитием

Ключевые слова: стратегическое развитие, команда проекта, программы развития, стратегия

Практическое использование проектного управления для большинства хозяйствующих...

Роль проектного управления в реализации приоритетных...

Появление проектного управления было обусловлено необходимостью проведения масштабных преобразований в оборонной сфере. Именно здесь были предложены основные подходы и методы управления проектами. Позже эти инструменты стали активно применять...

Похожие статьи

Управление проектами на промышленном предприятии

При реализации проекта действует обратная связь, полученные

Система управления проектами и методов управления ИТ-проектами выстраивается с целью

Управление проектом (проектное управление) — особый. С тех пор на науку управления проектами...

Оценка и развитие компетентности специалистов...

Компетентность проектного управления руководителей и специалистов проекта заключается в определении цели, миссии, видение

На данном этапе развития компетентности проектного персонала производится обобщаются достигнутых результаты и формулируется дальнейшее...

Основы управления проектами в организации | Статья в журнале...

Для облегчения работы с проектами разработаны стандарты управления проектами.

Для этого менеджер проекта может взять на вооружение шкалы измерения прогресса и матрицу отчетности.

Управление проектом (проектное управление) — особый вид управленческой...

Базовые элементы проектного управления в общественном...

Проектное управление можно рассматривать как собирательную систему, в которой логически сочетаются разнообразные методы управления, позволяющие реализовывать масштабные задачи в условиях ограниченности времени и ресурсов...

Методы и инструменты управления проектной деятельностью

Проблема управления проектами часто возникает на самом последнем этапе проекта. Заказчик не хочет принимать работы (даже если техническое задание было подписано всеми сторонами), начинает генерировать дополнительные требования, указывая, что «это же и так...

Сравнительный анализ подходов к определению управления...

Американский метод управления проектами описан в PMBoK.

Проект — это временная организация, созданная с целью поставки одного или нескольких бизнес-продуктов в

Рынок требует простые инструменты для менеджеров, коими стали AGILE-техники — они...

Особенности управления проектами на разных стадиях его...

Управление проектом — это управление комплексом мер, дел и действий, направленное на

Управление проектами рассматривается с разных аспектов жизни и для разных людей это понятие

Понятие жизненного цикла проекта является одним из важнейших для менеджера...

Управление проектами и программами стратегического развития...

К числу передовых методов управления относится и стратегическое управление развитием

Ключевые слова: стратегическое развитие, команда проекта, программы развития, стратегия

Практическое использование проектного управления для большинства хозяйствующих...

Роль проектного управления в реализации приоритетных...

Появление проектного управления было обусловлено необходимостью проведения масштабных преобразований в оборонной сфере. Именно здесь были предложены основные подходы и методы управления проектами. Позже эти инструменты стали активно применять...

Задать вопрос