Основные принципы института гражданства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №46 (336) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 14.11.2020

Статья просмотрена: 100 раз

Библиографическое описание:

Курин, Д. Н. Основные принципы института гражданства / Д. Н. Курин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 46 (336). — С. 270-273. — URL: https://moluch.ru/archive/336/75194/ (дата обращения: 25.01.2022).



Основные принципы института гражданства являются основополагающими при построении их. Каждый принцип несет в себе цели и задачи, каждый принцип вытекает по своему значению друг из друга, то есть они взаимосвязаны.

Актуальность данного вопроса заключается в том, что сформированная система принципов российского гражданства, совокупность оснований и порядков его приобретения дают право гражданам получить гражданство.

Ключевые слова: гражданство, подданство, принципы гражданства, приобретение гражданства, порядок приобретения гражданства, административная процедура.

The relevance of this issue lies in the fact that the formed system of principles of Russian citizenship, the set of grounds and procedures for its acquisition give citizens the right to obtain citizenship.

Keywords: citizenship, citizenship, principles of citizenship, acquisition of citizenship, procedure for acquiring citizenship, administrative procedure.

Для более конкретного пояснения и анализа значимости принципов гражданства, касающиеся положения принципов института гражданства, то для удобства анализа условно разделим принципы на две группы.

В первой группе принципов особенно важную роль играет принцип права каждого человека на гражданство, ведь как раз указанный принцип необходим для беспрепятственной реализации всякого человека собственной потребности в наличии гражданства.

Также настоящий принцип закреплен в Международном пакте о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 [5] г. и в Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. [7]

Во внутригосударственном законодательстве России этот принцип вытекает из нормы, которая заключается в ч. 2 ст. 19 Конституции [1].

Положение вышеуказанной нормы гарантирует равенство всех перед судом, а государство, в свою очередь, выступает гарантом обеспечения прав. Уголовный кодекс РФ содержит в себе состав преступления, который включает в себя нарушение прав и свобод человека и гражданина в независимости от его положения в обществе и иных обстоятельств.

Следующим принципом является признание множественного гражданства.

Что касается смысла закрепления данной нормы в Конституции, то он состоит в том, что Российская Федерация признает иное гражданство своих граждан.

Важно отметить, что приобретение гражданином РФ гражданства иного государства не влечет за собой потерю гражданства РФ.

Однако наличествуют некоторые ограничения в правах для бипатридов, например в Законе РФ от 27.12.1991 «О средствах массовой информации» [8].

В нем есть положение, согласно которому гражданин, имеющий множественное гражданство, не вправе учреждать организации, реализовывающие телевещание и радиовещание, зона уверенного приема передач которых охватывает 50 % субъектов РФ и более.

Порой множественное гражданство способно возникнуть у российского гражданина вне зависимости от его воли. Часто второе гражданство является результатом коллизий законодательства по вопросам гражданства различных стран.

Далеко немаловажным принципом является принцип одобрения приобретения гражданства лицами без гражданства, проживающими на территории России.

Он ориентирован на предоставления равноправия всем лицам, обитающих в стране, посредством принятия в гражданство «неграждан», проживание которых в одной стране в любой момент может привести к возникновению остроконфликтных ситуаций.

В ч. 1 ст. 2 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» [9] изложено легальное определение понятия лицо без гражданства — это физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства.

В Основном законе РФ говорится о том, что иностранцы и лица без гражданства пользуются в России правами и несут обязанности наравне с гражданами России, за исключением некоторых случаев.

Российская Федерация выступает за то, чтобы гражданства РФ приобреталось лицами, которые вовсе не имеют гражданства, но также Россия не мешает приобретению ими другого гражданства.

Свободный характер гражданства Российской Федерации выражается в том, что, не смотря на устойчивость связи лица и государства, ни один человек не удерживается в гражданстве против своей воли, так как это ограничило бы его свободу.

Теперь рассмотрим вторую группу принципов.

Россия, являясь федеративным государством, имеет в своем составе субъекты, а это значит, что принцип единого гражданства особенно важен в нашем государстве. С принятием Конституции 1993 года республиканское гражданство было отменено, и данный вопрос был отнесен к исключительному ведению федерации.

Данное положение зачастую влекло возникновению конфликтов, так как и иные субъекты России желали принять собственное гражданство наряду с гражданством республик, входящих в состав РФ.

На сегодняшний день сама вероятность наличия гражданства республик в ФЗ № 62 не признается.

Вышеназванный принцип тесно взаимосвязан с принципом равного гражданства, который обозначает непозволительность ограничений прав граждан в сфере гражданства по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

При этом длительность нахождения в правовой связи с российским государством не способна повлиять на установление тех или иных преимуществ.

После приобретение российского гражданства лицо становится обладателем всей совокупностью прав и обязанностей, которым обладают все остальные российские граждане.

Но это, однако, не может препятствовать установлению специальных требований для воплощения в жизнь некоторых гражданских прав.

Принцип невозможности лишения гражданства или права изменить его означает, что гражданин может беспрепятственно воплощать в жизнь свои права без боязни утратить российское гражданство.

Российское законодательство не предусматривает такую санкцию как «лишение гражданства», а значит, даже при осуществлении гражданином той или иной незаконной деятельности, отнять у него гражданство никто не в силах.

О нереальности отнятия у лица гражданства, а также права изменить его говорится как в ч. 4 статьи 4 ФЗ» О гражданстве РФ»20, так и в ст. 15 Всеобщей декларации прав человека [10].

Принцип невозможности высылки российского гражданина за пределы России или выдачи иностранному государству выражается в том, что лицо, имеющее гражданство России, не может быть выдано иностранному государству в случае совершения какого-либо правонарушения за рубежом.

Экстрадиция в отношении других лиц, пребывающих в пределах России возможна лишь на основании интернациональных соглашений стран. Однако если иностранец своими действиями нарушает российские законы, то этот иностранный гражданин должен быть привлечен к ответственности согласно нормам законодательства РФ.

О запрете на выдачу российских граждан также говорится в ч.1ст.13 УК РФ 22, п.2 ч.1 ст. 464 УПК РФ 23, что отвечает международным стандартам, признанным Европейской конвенцией о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 20 апреля 1959г.24 и Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993г [2].

Принцип сохранения гражданства при проживании гражданина России за ее пределами означает, что не существует сроков, по истечении которых россиянин утрачивал бы гражданство Российской Федерации, будучи при этом проживающим в другом государстве.

Данный принцип порождает право гражданина РФ беспрепятственно выезжать за границу РФ и возвращаться обратно в свою страну.

При этом стоит заметить, что документ, удостоверяющий личность гражданина РФ (паспорт) не изымается даже в том случае, если российский гражданин выезжает на постоянное место жительства в иностранное государство.

ФЗ «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом» предоставляет гарантии своим гражданам, находящимся за границей, в области покровительства и защиты [11].

На россиян, которые находятся в других странах, распространяются те же права и обязанности, что и на граждан РФ, проживающих на территории России.

Гражданство РФ базируется на принципе отрицании автоматического его изменения при заключении или расторжении брака гражданином России с лицом, не принадлежащим к её гражданству, а также при изменении гражданства другим супругом. То есть, машинальное прекращение гражданства без прохождения специальной процедуры невозможно.

Похожая норма отталкивается от признания брака равноправным союзом, следовательно, безусловного следования одного супруга гражданству другого супруга не предоставляется допустимым без соблюдения законодательно установленного порядка.

В данном случае, возможно приобретение российского гражданства в упрощенном порядке, при котором вышеназванная процедура протекает намного быстрее, нежели в общем порядке приобретения.

Таким образом, принципы института гражданства определяют взаимосвязь структурных элементов гражданства, обеспечивают его стабильность и являются важнейшими средствами познания сущности гражданства, а также раскрывают объективно сложившиеся закономерности развития, как общества, так и государства.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 07.04.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.07.2020)

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 31.07.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.08.2020)

  1. Всеобщая декларация прав человека: принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 10. 12. 1948. // Российская газета. — 1998. — № 68. — Ст. 9.
  2. Международный пакт о гражданских и политических правах: принят в Нью-Йорке 19. 12. 1966 // Ведомости Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик. –1976. — № 17. — Ст. 291.
  3. Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам: заключена в Страсбурге 20.04.1959 // Российская газета. — 1993. — № 43. — Ст. 6543.
  4. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам: заключена в Минске 22. 01. 1993. // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1995. — № 17. — Ст. 1472. 6. Гражданский — процессуальный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 14.11. 2002 № 138-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2002. — № 46 — Ст. 8760.
  5. Федеральный закон О средствах массовой информации: закон Российской Федерации от 27. 12. 1991 № 2124–1 (ред. от 01.03.2020)
  6. Федеральный закон О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации: федеральный закон от 25. 07. 2002 № 115-ФЗ (ред. от 31.07.2020)
  7. Федеральный закон О гражданстве Российской Федерации от 31. 05. 2002 № 62-ФЗ (ред. от 24. 04. 2020)
  8. О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом: федеральный закон от 24. 05. 1999 № 99-ФЗ // (в ред. 23.07.2013)
  9. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации: федеральный закон от 25. 07. 2002 № 115-ФЗ (ред. от 31. 07. 2020)
  10. О международных договорах Российской Федерации: федеральный закон от 15. 07. 1995 № 101-ФЗ (в ред 12.03.2014)
Основные термины (генерируются автоматически): гражданство, Российская Федерация, иностранное государство, принцип, российское гражданство, гражданин, гражданин РФ, множественное гражданство, российский гражданин, россия.


Ключевые слова

гражданство, приобретение гражданства, подданство, принципы гражданства, порядок приобретения гражданства, административная процедура
Задать вопрос