Автор: Иванов Станислав Дмитриевич

Рубрика: Государство и право

Опубликовано в Молодой учёный №9 (143) март 2017 г.

Дата публикации: 01.03.2017

Статья просмотрена: 178 раз

Библиографическое описание:

Иванов С. Д. Законодательное регулирование процедуры получения гражданства РФ и проблемы его правоприменения // Молодой ученый. — 2017. — №9. — С. 217-221. — URL https://moluch.ru/archive/143/40138/ (дата обращения: 16.12.2017).



Анализ международных актов и национальных законодательств ряда государств показывает, что каждое государство в первую очередь защищает права своего гражданина. Объясняется это тем, что только гражданин является субъектом отношений гражданства, в которых государство выступает гарантом реализации прав и исполнения обязанностей гражданами. Возникновение отношений гражданства предоставляющих большие возможности как для гражданина, так и для государства стимулирует уменьшение удельной доли апатридов в мире.

Нередки ситуации, когда гражданин приобретает гражданство государства в последующем, после своего рождения. Чтобы установить способность лица состоять в отношениях с государством, закрепляются многочисленные сложные процедуры, прохождение которых служит основанием для предоставления человеку гражданства.

В этой работе представляется необходимым проанализировать основы законодательства о гражданстве, существующую процедуру приобретения гражданства в РФ и обратить внимание на существующие проблемы в этой области.

Институт гражданства вводится в Российское законодательство ст.6 Конституции РФ, которая учреждает статус гражданина РФ. В статье закреплены основы гражданства Российской Федерации. Гражданство — это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности и основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека и гражданина. С гражданством связаны самые существенные элементы правового положения личности — объем и содержание прав, свобод, обязанностей.

Статья 6 Конституции РФ также содержит фундаментальные принципы гражданства в РФ:

‒ Гражданство Российской Федерации является единым и равным независимо от оснований его приобретения.

‒ Гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства Российской Федерации или права изменить его.

Абсолютно ключевым актом, регулирующим отношения гражданства в РФ, является Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации». Он устанавливает основные принципы института, закрепляет порядок рассмотрения вопросов о гражданстве РФ, содействует тому, чтобы упорядочить порядок получения гражданства и отрегулировать процедуру оформления документов, иными словами, сделать этот процесс прозрачным и четким.

Также закон ориентирует, что под гражданством в РФ следует понимать устойчивую правовую связь лица с Российской Федерацией, выражающуюся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

Статус гражданина обеспечивает исполнимость положений Конституции в части основных прав и свобод человека и гражданина. Очевидно, что перечень прав гражданина шире, нежели набор прав человека. Являясь гражданином конкретного государства, человек может рассчитывать на социальную поддержку себя и членов своей семьи, на защиту, на обеспечение прав на труд, свободу и равноправие членов общества. Однако и сам гражданин приобретает ряд обязанностей по отношению к государству, одними из которых являются соблюдение законов государства, реагировать на требования власти по отношению к гражданам и выполнять свой гражданский долг. Правовая устойчивая связь имеет и политический оттенок связанный с участием граждан в формировании выборных органов государственной власти и в принятии решений по вопросам, вынесенным на референдум.

В свою очередь государство обеспечивает возможность и право на образование, получение медицинской помощи, социальные гарантии, выплаты и поддержку граждан. Связь гражданина и государства, как правило, двусторонняя. Государство гарантирует права и свободы, прописанные в Конституции, защищает граждан и их собственность от незаконных действий, и насилия, а своим гражданам, находящимся за рубежом, оказывает покровительство. Гражданин со своей стороны обязан соблюдать государственные законы, содействовать укреплению государства и повышению его авторитета.

Закон ориентирует на исчерпывающий перечень оснований приобретения гражданства. В то же время остается отсылка на возможность установления дополнительных оснований международными правовыми актами. В частности, ст. 11 Закона приводит следующие основания:

а) по рождению;

б) в результате приема в гражданство Российской Федерации;

в) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;

г) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Приобретение гражданства по рождению в доктрине и на практике принято называть филиацией. Как правило, каждое государство рассматривает филиацию как основной способ приобретения гражданства. Выделяется приобретение гражданства по «праву крови», когда гражданство ребенка определяется гражданством родителей независимо от государства рождения, и по «праву почвы», когда ребенок приобретает гражданство государства, на территории которого он родился. Большинство государств предусматривают оба способа приобретения гражданства.

Процедура вступления в гражданства по желанию именуется натурализацией. Данная процедура регулируется законодательством страны и, как правило, сопровождается рядом весьма строгих условий, например, знание языка и истории государства, законный источник доходов и жилье, срок проживания на территории государства.

В ситуации, когда территория переходит под юрисдикцию государства, гражданам предоставляется возможность получить гражданство этого государства. Такая процедура в конституционном и международном праве определяется как оптация. Гражданам предоставляется право сделать выбор, либо остаться в прежнем гражданстве, либо путем подачи заявления в государственные органы о вступлении в гражданство. В случае выбора оптантом прежнего гражданство, то ему предлагается переселиться на территорию государства гражданства. При этом его имущественные права, в том числе право собственности остаются неприкосновенными. Содержание права оптации, порядок, сроки вступления в гражданство определяется международным договором, которым регулируется право. Право оптации может быть предусмотрено в международных договорах, регулирующих переход территории от одного государства к другому (распространение нового гражданства на население территории, переходящей к новому государству, сочетается с предоставлением права оптации в пользу гражданства старого государства), а также в соглашениях между государствами об урегулировании вопроса о лицах с двойным гражданством. Оптация может предоставляться и в одностороннем порядке. В широком смысле оптация означает право выбора гражданства по любой причине.

Репатриация — это возвращение в страну гражданства, постоянного проживания или происхождения лиц, оказавшихся в силу различных обстоятельств на территории других государств. Обычно репатриация осуществляется на основе международных договоров. Иногда под репатриацией называется возвращение на «историческую» родину лиц определённой национальности.

Трансферт — это переход населения какой-либо территории из одного гражданства в другое в связи с передачей территории, на которой оно проживает, одним государством другому.

Нормативно-правовые акты, регулирующие порядок рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации

Основным правовым документом, регулирующим порядок рассмотрения вопросов гражданства, является Указ Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 1325 «Об утверждении положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации».

Настоящим Положением, принятым в соответствии с Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» устанавливаются:

‒ порядок рассмотрения заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации;

‒ порядок принятия, исполнения и отмены решений по указанным вопросам, а также формы заявлений и перечень необходимых документов, соответствующих конкретным основаниям приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации.

Порядок оформления и подачи документов

Первой предпосылкой для будущего вступления в гражданство является получение разрешения на временное проживание. Миграционное законодательство РФ относит рассмотрение вопросов выдачи РВП в компетенцию органов федеральной миграционной службы. Существует определённый перечень документов и условий служащих основанием для предоставления иностранцу или лицу без гражданства РВП. Однако общий порядок знает и исключения. Они содержаться в международном законодательстве, которое согласно ст.15 Конституции имеет большую юридическую силу, чем закон РФ. Так в соответствии с Соглашением между Российской Федерацией и Беларусью (вступило в действие в феврале 2009 года) об обеспечении граждан обоих государств равными правами в передвижении и выборе места жительства граждане Белоруссии освобождены от процедуры запрашивания РВП, а значит для них не требуется соблюдения определенных условий, предусмотренных международным законодательством РФ. Такие же режимы предусмотрены и для граждан Киргизии и Казахстана.

В последующем лицу претендующему на гражданство РФ необходимо получить вид на жительство. Особенностью вида на жительства по сравнению с РВП является обязательная постоянная прописка. При РВП постоянная прописка не требуется. И только после прохождения перечисленных процедур лицо имеет право подать документы в органы ФМС по месту жительства для получения гражданства РФ. Стоит отметить, что не все лица могут вступить в гражданство, а только те у которых имеется на то законное основание. Например, это могут быть:

вы родились на территории РФ;

вы состоите в браке с гражданином РФ;

вы нетрудоспособны, а ваши совершеннолетние дочь или сын дееспособны и являются гражданами РФ;

ваши родители недееспособны и являются гражданами РФ;

у вас ребенок — гражданин РФ.

Здесь приведены не все ситуации, в которых иностранец имеет законное основание претендовать на гражданство.

Иначе бы, для получения гражданства РФ требовалась только воля и желание подателя заявление в ФМС, что приводило бы к миграционному хаосу на территории страны.

Сама процедура отличается жесткостью и сложностью. Каждый факт, лежащий в основании права на получения гражданства необходимо удостоверить строго определенным документом с многочисленными реквизитами. Любое отступление от предписанных форм может привести к отказу в предоставлении гражданства и значительному увеличению сроков его получения. Отсутствие единственного документа является свидетельством того, что лицо не может получить гражданство РФ.

Однако существующая жесткая процедура во многом оправдана. Ведь не только гражданин осуществляет волеизъявление путем подачи заявления в государственные органы, но и государство принимает решение, вступать в отношения гражданства с тем или иным лицом или отказать ему. Для гражданина всегда существует льгота одностороннего отказа в будущем от гражданства РФ. Государство же не имеет такого выхода из отношений и обязуется в любом случае материально поддерживать, заботиться и защищать своего гражданина.

Изучая миграционное законодательство можно заметить, что существует множество порядков получения гражданства РФ. Каждый порядок является особенным, имеет свое регулирование и требования для вступления в гражданство. Целесообразным было бы разделение порядков на общий и упрощенные. Общий порядок не предусматривает никаких льгот, а содержит жесткие требования демонстрирующий вовлеченность лица в жизнь российского общества: язык, проживание на территории России, стабильный заработок, соблюдение законодательства РФ.

Упрощенные порядки содержат определённые льготы, подтверждающие либо происхождение лица от граждан СССР или России, определённый интерес государства в этом лице и т. д.

Прекращение гражданства Российской Федерации

В соответствии со ст.18 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ (ред. от 01.05.2016) «О гражданстве Российской Федерации» гражданство Российской Федерации прекращается:

1) вследствие выхода из гражданства;

2) вследствие отмены решения о приеме в гражданство;

3) путем выбора гражданства (оптации) при изменении государственной принадлежности территории;

4) по иным основаниям, предусмотренным Законом.

1. Выход из гражданства (ст. 23 Закона о гражданстве) — это его утрата лицом по собственному волеизъявлению.

1. Выход из гражданства может быть реализован двумя способами:

1) по ходатайству гражданина;

2) в порядке регистрации (то есть в упрощенном порядке), если у лица, заявившего о намерении выйти из гражданства Российской Федерации, хотя бы один из родителей, супруг или ребенок имеет иное гражданство либо если лицо выехало на постоянное жительство в другое государство в установленном законом порядке.

Закон о гражданстве установил две группы оснований, которые препятствуют выходу из гражданства:

1) если гражданин проживает или намеревается поселиться в стране, не связанной с Российской Федерации договорными обязательствами о правовой помощи, но имеет либо имущественные обязательства перед физическими или юридическими лицами Российской Федерации, либо неисполненные обязанности перед государством, вытекающие из оснований, определяемых законом Российской Федерации (п. 2 ст. 23 Закона о гражданстве), ходатайство о выходе из гражданства может быть отклонено;

2) выход из гражданства Российской Федерации не допускается (п. 3 ст. 23 Закона о гражданстве):

‒ после получения повестки о призыве на срочную военную или альтернативную службу и до ее окончания;

‒ если гражданин, ходатайствующий о выходе из гражданства Российской Федерации, привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда.

2. Отмена решения о приеме в гражданство (ст. 24 Закона о гражданстве) — единственный случай возможного прекращения гражданства Российской Федерации без волеизъявления самого лица.

Отмена решения о приеме в гражданство применяется в отношении лица, которое приобрело гражданство Российской Федерации на основании заведомо ложных сведений и фальшивых документов. Факт представления заведомо ложных сведений и фальшивых документов устанавливается в судебном порядке. Отмена решений о приеме в гражданство не освобождает данное лицо от установленной законом ответственности.

Отмена решения о приеме в гражданство Российской Федерации возможна в течение пяти лет после приема.

3. Выбор гражданства — «оптация» (ст. 21 Закона о гражданстве). Основанием прекращения гражданства является оптация в случаях, когда гражданин Российской Федерации при изменении государственной принадлежности территории, на которой он проживает, выбирает иное гражданство.

4. Иные основания прекращения гражданства. К таким основаниям Закон о гражданстве относит, например, прекращение гражданства Российской Федерации у детей в возрасте до 14 лет, родители которых приобрели иное гражданство (ч. 1 ст. 26 закона о гражданстве).

Что изменилось в новом законе «О гражданстве»:

  1. Обязательный срок проживания лица на территории РФ увеличен с 3 до 5. Только прожив пять лет на территории РФ лицо получит возможность обратиться с заявлением о получении гражданства в компетентные органы
  2. Теперь срок начала проживания отчитывается с момента получения вида на жительства. Срок прибытия лица на территорию РФ сейчас не является юридически значимым.
  3. Предусматривается строгая процедура подтверждения знания заявителем русского языка. Для этого в будущем планируется принятие специального акта, который будет регулировать порядок проведения соответствующего экзамена.
  4. Пятилетний срок жизни в России, необходимый для получения гражданства, может быть уменьшен до года для тех, кто состоит в браке с гражданином России не менее трех лет или если его совершеннолетние дети — граждане России. Раньше гражданство давалось сразу после заключения брака с гражданином России или после усыновления ребенка — гражданина России.

Заключение

Проведенный нами анализ существующих правовых норм, регулирующих процедуру принятия гражданства РФ, показал, что наряду с четко разработанными правилами существуют существенные спорные моменты. Это волнует множество людей. По данным «Известий» (на 2002 г.), «всего за последние семь лет российское гражданство и паспорт получили: в Азербайджане — почти 160 тысяч человек, в Армении — 114,5 тысячи, в Грузии — 179 тысяч, в Казахстане — 916 тысяч, в Киргизии — 131 тысяча, на Украине — 543 тысячи. Тенденции к резкому сокращению числа желающих получить российское гражданство не наблюдается». Много вопросов существует у граждан, нуждающихся в получении получить российское гражданство. Много проблем у военнослужащих, проходивших или проходящих военную службу за пределами РФ, и членов их семей по поводу документирования их паспортами гражданина РФ. Кроме того, на сегодняшний момент до конца остается неясной ситуация с рядом международных договоров, заключенных РФ. Есть все основания для совершенствования законодательства в этой сфере.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года// «Российская газета» 2009 год, 21 января;
  2. Федеральный закон от 31 мая 2002 г «О гражданстве Российской Федерации»;
  3. Указ Президента РФ «О реализации государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом»;
  4. Гессен В. М. Подданство, его установление и прекращение. Т. 1. — 5-е изд. — СПб.: Тип. Правда, 1909. — 448 с.;
  5. Воеводин Л. Д. Юридический статус личности в России. Учебное пособие. — 5-е изд. — М.: ИНФРА, 1996. — 304 с.;
  6. Федеральный закон от 11.11.2003 № 151-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации»;
  7. Прудников А. С. Авсеенко В. И. Конституционное право России. — 3-е изд. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. — 767 с.;
  8. Бархатова Е. Ю. Гражданство и регистрация: Москва, Россия, СНГ. — 3-е изд. — М.: Проспект, 2009. — 480 с.;
  9. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: учебник. — 5-е изд. — М.: Проспект, 2014. — 592 с.;
  10. Дурденевский В. Н. Закон о гражданстве Союза Советских социалистических Республик // Проблемы социалистического права. — М, 1938. — 51 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Российской Федерации, гражданства Российской Федерации, гражданства РФ, получения гражданства, получения гражданства РФ, приобретения гражданства, прекращения гражданства, гражданство Российской Федерации, рассмотрения вопросов гражданства, вопросов гражданства Российской, прекращения гражданства Российской, «О гражданстве Российской, гражданстве Российской Федерации», отношения гражданства, отношений гражданства, выбора гражданства, гражданство РФ, основы гражданства Российской, лишен гражданства Российской, гражданства Российской Федерации».

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос