В статье автор раскрывает понятие права на охрану здоровья, анализирует его отражение в конституциях различных государств, раскрывает содержание такого права.
Ключевые слова: охрана здоровья, содержание, здоровье.
Право на охрану здоровья — это одно из важнейших общепризнанных социальных прав человека, право принадлежащее каждому, предусмотренное конституцией, представляющее собой определенные условия, гарантированные государством, благодаря которым, возможна реализация социальных и экологических прав, юридических гарантий в сфере охраны здоровья, получение бесплатной медико-социальной помощи, а так же иных факторов, способствующих охране и укреплению здоровья человека [1, c. 7].
Стоит отметить, что общепринятого, нормативно закрепленного понятия «здоровье» международные акты не содержат.
На международном уровне право на здоровье было впервые упомянуто в 1948 г., с момента создания Всемирной организации здравоохранения. Преамбула Устава (Конституции) ВОЗ [2] указывает на то, что здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней или физических дефектов. Преамбула Устава ВОЗ закрепила «здоровье», как право человека. Именно с этого момента, право на охрану здоровья стало предметом регулирования международного права, стало базой для дальнейшего создания, детализации данного права в других международных и национальных актах [3, с. 7].
В международных актах встречаются различные формулировки дефиниции «право на охрану здоровья», а его непосредственное использование в такой интерпретации, в большей степени характерно для норм национального законодательства.
Право на здоровье упоминается по крайне мере в 115 конституциях государств. Еще как минимум в 6 сказано об обязанностях относительно здоровья [4]. Например, в Конституции Российской Федерации государство гарантирует охрану здоровья каждого человека, с учетом соответствующих положений норм международного права.
В конституциях разных государств можно увидеть разные формулировки такого права, одинаковыми они не являются, но большинстве своем единообразны. Например, все имеют право на заботу об их здоровье и на его охрану [5], каждый имеет право на защиту здоровья [6], государство охраняет здоровье народа [7], государство охраняет здоровье как основное право личности и основной общественный интерес [8] и др.
В соответствии со статьей 12 Пакта об экономических, социальных и культурных правах государством признается право каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья [8].
Статья 25 Всеобщей декларации прав человека 1948г. [9] прямо не упоминает о «праве на охрану здоровья», а лишь указывает на жизненный уровень, который необходим для поддержания здоровья.
Положения статья 11 Европейской социальной хартии 1996г. [10], включают в себя определенные меры, которые признаны обеспечить наиболее эффективное осуществление права на охрану здоровья.
Подобные положения содержит Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека [11], статья 15 которой, также предусматривает меры для обеспечения эффективного осуществления права на охрану здоровья.
Анализ международно-правовых норм дает понять, что нет единой дефиниции, обозначающей право на охрану здоровья, в каждом конкретном акте используется своя интерпретация. Все вышеуказанные акты закрепляют право на охрану здоровья каждого человека без всякого исключения, то есть, право фигурирует в общем выражении.
В международных актах и в науке нет однозначной точки зрения, что же составляет содержание права на охрану здоровья.
Так, например, О. А. Еникеева [12, с. 20], считает, что право на охрану здоровья включает в себя следующее составляющее: права граждан в области охраны здоровья, обязанность государства и его органов защищать эти права и установленную законом ответственность государства, его органов и каждого человека по охране здоровья.
А. И. Сергеев [13, с. 15] полfгает, что содержание права на охрану здоровья, образует совокупность отдельных правомочий каждого человека в сфере здравоохранения, укрепления и сохранения здоровья.
Г. Б. Челнокова [14, с. 32] в содержание права на охрану здоровья включает право человека на получение достоверной и своевременной информации о факторах, которые способны повлиять на его здоровья, право на особую охрану здоровья для лиц, занятых отельными видами профессиональной деятельности, связанной с источниками повышенной опасности и др. Данная позиция в наибольшей мере отражает то, что закреплено в Законе об Основах охраны здоровья граждан в РФ, а именно, совокупность мер политического, экономического, правового, социального, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера.
По мнению Е. В. Шленевой [15, с. 17] в содержание права на охрану здоровья включено право жить в безопасных для здоровья условиях и получать квалифицированную, своевременную медицинскую помощь.
В свою очередь Комитет по экономическим, социальным и культурным правам, в содержание права на охрану здоровья включено следующие: наличие учреждений, товаров и услуг, персонала, доступ к важнейшим лекарственным средствам; доступность; качество медицинских услуг.
Таким образом, в настоящее время в науке нет единого мнения о том, какие правомочия входят в содержание права на охрану здоровья, каждый дает свою интерпретацию его содержания, которое является комплексным.
Можно сделать вывод, что содержание права на охрану здоровья, включает в себя следующее:
1) распоряжаться собственным здоровьем по своему усмотрению:
2) обращаться в медицинские учреждения за получением квалифицированной медицинской помощи;
3) защищать право на охрану здоровья в случае его нарушения третьими лицами.
Не существует и общепризнанного международного стандарта содержания права на охрану здоровья. Международные акты, провозглашающие или закрепляющие право на охрану здоровья, не дают четкого представления о его содержании.
Так, Д. Г. Бартенев [16, с. 11] отмечает, что международный стандарт должен содержать набор минимальных правомочий и обязательств государства в сфере обеспечения реализации права на охрану здоровья, и должен включать в себя, прежде всего обязательства по обеспечению основных условий здоровой жизнедеятельности индивида и общества. С этим нельзя не согласиться.
Но необходимо учитывать и то, что такие обязательства могут относиться не только к государствам как публично-правовым субъектам, но и частноправовым субъектам, например, таким как, медицинские учреждения.
Таким образом, право на охрану здоровья и медицинскую помощь — одно из основных конституционных прав человека и гражданина, общепризнанное в документах ООН, в мировом цивилизованном сообществе, специально выделенное в Конституции РФ.
Такое конституционное право граждан в области охраны здоровья и является достаточно широким по содержанию понятием, включающим в себя различные правомочия.
Литература:
- Пищита А. Н. Медицинское право. Особенная часть. Право на жизнь и получение медицинской помощи. Деффекты оказания медицинской помощи: учеб.-метод. Пособие. / А. Н. Пищита., С. Г. Стеценко // М-во здравоохранения и социал. развития РФ, Рос. мед. акад. Последииплом образования — М.: Российская мед. акад. последиплом. образования., 2005. — 47 с.
- Устав (Конституция) Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) [Электронный ресурс]: принят в г. Нью-Йорке 22.07.1946 // Справочная правовая система Консультант плюс. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/ .
- Синцов, Г. В. Право на здоровье и право каждого на охрану здоровья в Российской Федерации / Г. В. Синцов, А. Е. Черных // Черные дыры в российском законодательстве. — М.: ООО «К-Пресс» — 2012. — № 1. — С.6–9
- Управление Верховного комиссара ООН по правам человека, Изложение фактов № 31. Право на здоровье,1 июня 2008, ISSN 1014–5567. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.refworld.org.ru/publisher,OHCHR,,,52693137a,0.html
- Конституция Кубы по состоянию на 2002 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://worldconstitutions.ru/?p=1248
- Конституция Боливарианской республики Венесуэла от 30 декабря 1999 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://worldconstitutions.ru/?p=1090
- Конституция Итальянской республики от 22 декабря 1947 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://worldconstitutions.ru/?p=148
- Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах» [Электронный ресурс]: принят 16.12.1996 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН // Справочная правовая система Консультант плюс. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/ .
- Всеобщая декларация прав человека [Электронный ресурс]: принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948// Справочная правовая система Консультант плюс. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
- Европейская социальная хартия (пересмотренная) [Электронный ресурс]: принята в г. Страсбурге 03.05.1996 // Справочная правовая система Консультант плюс. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
- Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека [Электронный ресурс]: заключена в Минске 26.05.1995 // Справочная правовая система Консультант плюс. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
- Еникеева, О. А. Конституционное право на медицинскую помощь: состояние и перспективы развития. / О. А. Еникеева. // Российский судья. — 2007. — № 11. — С. 19–21
- Сергеев, А. И. Реализация конституционного права каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь в Российской Федерации: автореф дис. …канд. юрид. наук: 12.00.03 / Сергеев Александр Игоревич. — Москва, 2007. — 24 с.
- Челнокова, Г. Б. Социальное законодательство, направленное на защиту от бедности в России: научн.-практич. пособие / Г. Б. Челнокова. — М.: Проспект., 2009. — 97 с.
- Шленева, Е. В. Конституционное право на охрану здоровья в Российской Федерации: автореф дис. …канд. юрид. наук: 12.00.02 / Шленева Елена Викторовна. — Москва, 2004. — 26 с.
- Бартенев, Д. Г. Право на охрану здоровья в международном праве: автореф дис. …канд. юрид. наук: 12.00.10 / Бартенев Дмитрий Геннадьевич — Санкт-Петербург, 2006. — 22 с.