В статье автор исследует конституционно-правовые основания в сфере здравоохранения.
Ключевые слова: Конституция, здравоохранение.
Система российского права является строго иерархической, предполагающей субординационный характер отношений между составляющими ее нормативными правовыми актам и иными источниками права. В зависимости от юридической силы органа, который издал нормативный правовой акт и строится данная иерархия. Вместе с тем, не зависимо от указанного обстоятельства, но во взаимосвязи с ним, высшей юридической силой на территории Российской Федерации обладает Конституция РФ.
Основной закон Российской Федерации предполагает определение параметров нормативного правового регулирования самых разных сфер общественной жизни. Именно Конституция РФ задает необходимые рамки и направления дальнейшего развития политико-правовой системы.
Жизнь и здоровье человека являются одними из основных ценностей, что, безусловно, находит свое отражение в нормативных правовых актах самого разного уровня. Прежде всего, данное правило указано в Конституции РФ. Такие объекты правового регулирования и правовой охраны как жизнь и здоровье являются важнейшими приоритетами государственной политики, которые являются движущей силой множества взаимосвязанных процессов. Первичнее политики и управления, в ходе которого она реализуется, стоит нормативная правовая основа, особенно конституционные предписания.
Конституционные принципы также определяют роль государства в здравоохранении, включая обязанность создавать и поддерживать систему общественного здравоохранения, разрабатывать политику здравоохранения, надзирать за медицинскими учреждениями и обеспечивать соответствующие стандарты качества медицинских услуг.
На основе конституционно-правовой основы разрабатываются нормативные правовые акты, регулирующие различные аспекты здравоохранения, такие как финансирование системы здравоохранения, права и обязанности медицинского персонала, процедуры медицинского обслуживания, защита прав пациентов и другие вопросы, связанные с здоровьем и медицинской помощью.
Конституционно-правовая основа здравоохранения (управления им) имеет большое значение, поскольку она служит базой для разработки и реализации политики здравоохранения, а также обеспечивает защиту прав и интересов граждан в сфере здравоохранения.
Конституционно-правовая основа государственного управления в сфере здравоохранения состоит из двух элементов: норм, определяющих право человека на здоровье и его охрану и норм, регламентирующих осуществление управления в рассматриваемой сфере.
Конституция РФ в своих предписаниях закрепила достаточно объемный перечень основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, которые нуждаются в своей правовой охране и гарантированности государством на практике, в правоотношениях. По нашему мнению, одно из базовых мест в административно-правовом статусе личности в России занимает естественное право каждого человека на охрану здоровья и медицинскую помощь. Данное правоустановление содержится в статье 41 Конституции РФ [1].
В соответствии с Уставом ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения) здоровье представляет собой состояние полного физического, душевного и социального благополучия [2]. Такая формулировка является наиболее широкой и универсальной, подходящей для различных систем права и различных национальных особенностей.
Исходя из конституционных предписаний государство обязано реализовывать поощрительную политику в отношении любых форм деятельности, направленных на укрепление здоровья человека, развитие культуры здорового образа жизни.
Право на охрану здоровья в конституционно-правом измерении состоит из нескольких составных элементов, которые обеспечивают основы и гарантии для поддержания и защиты здоровья человека.
- Право на доступ к медицинской помощи: Человек имеет право на доступ к качественной и своевременной медицинской помощи без какой-либо дискриминации. Это включает доступность физических медицинских учреждений, врачей, лекарств и других необходимых медицинских ресурсов (статья 41 Конституции РФ).
- Право на информацию и просвещение: Человек имеет право на получение надлежащей информации о своем здоровье, предупреждении болезней и способах их предотвращения. Это также включает право на просвещение о здоровом образе жизни, диете, физической активности и других аспектах, влияющих на здоровье (статья 29 Конституции РФ).
- Право на конфиденциальность и защиту персональных данных: Человек имеет право на защиту конфиденциальности своих медицинских данных и информации о своем здоровье. Это включает право на соблюдение медицинской тайны и запрет на разглашение персональных медицинских данных без явного согласия пациента (статья 23 Конституции РФ).
- Право на участие в принятии решений: Человек имеет право на активное участие в принятии решений, касающихся его здоровья и лечения. Это включает право на получение информации о своем состоянии здоровья, диагнозах, вариантах лечения и их возможных последствиях, чтобы можно было принимать осознанные решения относительно своего здоровья (статья 41 Конституции РФ).
- Право на неприкосновенность и защиту от насилия: Человек имеет право на защиту своего здоровья от насилия, включая физическое, психологическое и сексуальное насилие. Это также включает защиту от вредных практик, этически неприемлемых вмешательств и экспериментов с человеческими субъектами (статья 22 Конституции РФ).
Непосредственно конституционно-правовая основа управления в сфере здравоохранения дополняется такими нормами как часть 2 статьи 7 Конституции РФ накладывает на государство корреспондирующую обязанность охранять здоровье людей, право на участие в управлении делами государства (статья 32 Конституции РФ), право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления и некоторые другие.
Управление в сфере здравоохранения, связано с большим количеством правоотношений, порожденных различными юридическими фактами, начиная от событий в виде чрезвычайной ситуации, заканчивая действиями в виде, например, обращения граждан в медицинские учреждения для предоставления им медицинской услуги.
На сегодняшний день, государство направляет свои силы на развитие социальной сферы, в том числе оно прикладывает свои усилия в направлении совершенствования системы здравоохранения, усилению эффективности и непротиворечивости нормативного правового регулирования. Ожидаемый эффект возможен, если принимаемые правовые нормы не вступают в противоречие с конституционными предписаниями.
Литература:
- Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ, с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 20.09.2023).
- «Устав (Конституция) Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ)» (Принят в г. Нью-Йорке 22.07.1946) (с изм. От 24.05.1973) / вступил в силу 7 апреля 1948 года // URL: http://www.mid.ru (дата обращения: 20.09.2023).