Исторические аспекты развития медицинского права как науки
Автор: Пучкова Виктория Викторовна
Рубрика: 3. Конституционное (государственное) право
Опубликовано в
Дата публикации: 09.12.2013
Статья просмотрена: 3158 раз
Библиографическое описание:
Пучкова, В. В. Исторические аспекты развития медицинского права как науки / В. В. Пучкова. — Текст : непосредственный // Юридические науки: проблемы и перспективы : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2014 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2014. — С. 23-26. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/113/4682/ (дата обращения: 16.01.2025).
Методологическую основу социокультурной характеристики прав человека составляет исторический подход. Становление и развитие института прав человека раскрывает пути познания и объективации свободы. «Всемирная история, писал Гегель, — это прогресс в сознании свободы, прогресс, как в смысле познания объективной истины, так и внешней объективации достигнутых ступеней познания свободы в государственно-правовых формах» [2, 98–99].
Права человека как определённые требования (притязания), необходимого минимума условий нормальной жизнедеятельности возникли ещё при первобытнообщинном строе (эти притязания опирались на выработанные практикой обычаи, традиции, ритуалы). Тогда ещё отсутствовала дифференциация прав и обязанностей.
С расколом общества на противоположные классы предоставляемые людям права стали соразмеряться с их имущественным положением. Постепенно права сосредоточились в руках экономически господствующего класса, а обязанности были возложены на представителей неимущих классов.
Однако уже на этой стадии возникает гражданская идея, то есть идея определённого комплекса прав и обязанностей гражданина. Зарождение этой идеи относится к 5 в. до н. э. Речь идёт об античных полисах.
Полис — первая в истории человечества форма сообщества, которую можно определить как гражданский коллектив. Один из наиболее глубоких исследователей истории древнего полиса С. Л. Утченко отмечает: «Благодаря именно этим своим особенностям полис сумел выработать и затем передать в наследство грядущим поколениям огромное духовное богатство, идеи гражданства, демократии, республиканизма» [8, 41].
Уже прогрессивная политическая мысль древних демократий выдвигала идею равноправия (Перикл, Демосфен). Интересно высказывание Демосфена в речи «Против Лептина»: «Закон устраняет все, противоречащее ему, чтобы относительно каждого (обстоятельства) среди существующих имелся один закон, чтобы закон не приводил в смущение рядовых граждан и чтобы они не оказывались в невыгодном положении сравнительно с тем, кто знает все законы. Закон должен быть таким, чтобы всем давать ясное и полное знание о том, что является правом» [9, 337–338].
Во всех странах международно-правовые документы, устанавливают стандарты прав и свобод личности, которые определяют границу дозволенного поведения. Данные права и свободы человека являются не только внутригосударственными, но и являются объектом всего мирового сообщества.
В наши дни права человека постоянно нарушаются в различных отраслях из-за неправильного понятия демократического поведения гражданами, это объясняется тем, что отсутствует ответственность всех институтов власти перед народом. Права человека закреплены в Конституции РФ и должны быть беспрекословно защищены, так как они источником удовлетворения всех потребностей и интересов. Формирование прав человека осуществлялось постепенно с учетом развития общества и его жизненной позиции. Это еще раз подтверждает, что права человека являются неотъемлемой частью любого права.
Идеи естественного происхождения прав индивида были положены и в американскую концепцию прав и свобод человека и нашли впервые законодательное закрепление в Декларации независимости США (4 июня 1776 г.), которая провозглашала, что все люди созданы равными и наделённые творцом определёнными правами, среди которых — право на жизнь, свободу и стремление к счастью» [7, 12]. Следует отметить, что в конце двадцатого века положения этой Декларации стали фундаментом права, и нашли своё реальное воплощение в конституционных нормах для республик Европы и Азии.
В XVII-XVIII столетиях права человека толковались как «естественные права», то есть обосновывались с помощью той или иной разновидности природно-правовой доктрины. Считается, что первым официальным актом, который открыл проблему прав человека, и подчеркнул значение человека в истории, является, Декларация прав человека и гражданина 1789 г. [4, 4]. Данная Декларация регламентирует естественные права человека, и также акцентирует цель всякого политического союза, которая заключается в обеспечении естественных и неотъемлемых прав человека. В обществе, где нарушаются конституционные права граждан, человек, становится бесправен, так как лишается гарантий защиты своих прав.
В российском законодательстве XVII-XVIII веков не уделялось внимание правам человека, поэтому в XIX веке возникла необходимость принять специальный государственный акт о правах и свободах человека. И только в 1904 году законодательно были закреплены некоторые права человека, в том числе неприкосновенность гражданина.
Это требование нашло своё воплощение в манифесте 17 октября 1905 г., который впервые ввёл понятия гражданских свобод (свобода слова. Неприкосновенность лица). Можно говорить, что этот Манифест был одним из первых русских вариантов Декларации прав и свобод, тем не менее, он не предусматривал гражданского права непосредственно, объём этих прав должны были установить Совет Министров. Положение Манифеста 17 октября 1905 года были лишь декларативными.
За время советской истории проблема прав человека являлась предметом правового рассмотрения. За период советской истории отношения власти и законодателя к регулированию прав человека, следует отметить две противоположных тенденции: во — первых, это положительные моменты, которые были заложены первыми декретами и Конституцией 1918 года, а в дальнейшем в других правовых актах; во — вторых, из конца 20 — х лет начала складываться жёсткая административная система, которая делает сопротивления на силовые методы, грубую силу и которая привела к гибели миллионов людей, попиранию прав человека и гражданина.
Конституция 1918 г. закрепила, прежде всего, права трудящегося и эта концепция послужила для всех других Конституцией СССР и противостояла теории естественных прав человека, так как власть не признавала никаких субъективных неприкосновенных частных прав. Таким образом, советской правовой доктриной была воспринятая позиция К. Маркса относительно приоритета экономических прав над личными правами [5, 400].
Природно-правовая доктрина последовательно вела к признанию возникающих у человека от рождения прав в качестве юридических, причём, как на внутригосударственном, так и международном уровнях. В 1966 году под эгидой ООН были приняты Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Международные договоры имеют обязательную юридическую силу и образуют Международный свод законов, в этом случае страны — участники данного соглашения обязаны соблюдать все принятые нормы и положения. В Международном своде законов, являющимся демократическим стандартом государства отражены основные права и свободы человека. Гарантирование соблюдения предоставляемых прав и свобод человека в наше время многими государствами оформлены конституционным законодательством.
Характер признания и регламентации прав на жизнь и здоровье являются важными следствиями, то есть возможностями людей полноценно осуществлять их, защищать в случае посягательств и, прежде всего, пользоваться разнообразными социальными благами.
Необходимо заметить, что проблема прав на жизнь и здоровье органически объединяется с проблемой их гарантий. Они создают единое целое. Например: права человека на его жизнедеятельность, которая характеризуется благоприятной окружающей средой, здоровым полноценным питанием, гармоничным развитием подрастающего поколения, требует конституционной защиты для обеспечения реализации данного направления. Хотя такие права, как экономические, политические и гражданские права могут утрачивать свое значение в случае войны, наводнений и других стихийных бедствий.
Интернационализация прав человека, что усилилась после принятия Всеобщей декларации 1948 года, сопровождалась осознанием необходимости укрепление их гарантий. Права человека и его гарантии сегодня приобрели неразрывное единство. В юридической литературе подчёркивается необходимость дальнейшей разработки и внедрения концепции универсального механизма гарантий прав на жизнь и здоровье, которые должны иметь целостный, саморегулирующий характер [6, 73–74].
Таким образом, ограждающееся международно-правовыми актами право на жизнь и здоровье относится к категории основных прав человека. Право на здоровье, в отличие от других прав человека, сравнительно недавно стало предусматриваться конституциями многих стран мира. Впервые 1948 г. Всеобщей декларацией прав человека было признано право на здоровье. Это говорит о том, что основные права граждан регулируются и ограждаются разными областями права, хотя за эти права должно отвечать только государство. В результате основные права, за которые перед мировым сообществом должно отвечать само государство, регулируются и ограждаются разными областями права, но основная нагрузка приходится на гражданское право, которое регулирует эти отношения в пользу частного лица.
Только после второй мировой войны, в процессе освобождения многих стран от колониальной зависимости и интернационализации глобальных проблем начали возникать международные права. В системе субъективных прав и свобод можно выделить две большие группы: Конституционные и отраслевые права. Конституционные права и свободы являются основными для всех граждан, так как они отражают в разных сферах социальной жизни наиболее значимые связи между обществом и человеком, государством и гражданином.
Конституционным правам и свободам свойственна стабильность регламентации, фундаментальность содержания, гарантированность всеми средствами с признанием международной юрисдикции. Эти права составляют юридическую базу правового статуса гражданина во взаимодействии с другими факторами и наглядно свидетельствуют о степени цивилизованности общества и государства.
Относительно содержания понятий «конституционного права» и «основного права» надо сказать следующее. Безусловно, в рамках Конституции они полностью совпадают. Но основные права могут встречаться и в не отраслевом законодательстве, а также в международно-правовых актах. Для зачисления прав к основным достаточным условиям будет их регламентация в нормах как конституционного, так и международного правового акта, официально признанного определённым государством [3].
Права и свободы принадлежат индивиду независимо от того, закреплены они в действующем законодательстве или нет. Принцип прямого действия конституционных прав и свобод подчёркивает их верховенство в правовой системе государства. Непосредственное действие основных прав и свобод человека обуславливает прямые обязанности государства относительно их гарантирования. Конституционные права и свободы человека и гражданина имеют высшую юридическую силу.
По социальному назначению и содержанию права и свободы человека являются различными, это видно по распределению благ, которые составляют их основу, определяющихся их потребностями и интересами при реализации. Это определило классификацию прав и свобод на гражданские, политические, экономические, социальные и культурные. Данное разделение прав отражено в современном конституционном законодательстве РФ. Одним из основных прав является право на охрану здоровья, которое гарантируется государством с целью исполнения Конституционных норм в сфере здравоохранения. Именно поэтому правовым государством является такое государство, где соблюдаются основные конституционные права и свободы человека и гражданина. Именно правовое государство стоит на страже закона по соблюдению и реализации прав человека, в том числе оно проявляет заботу о состоянии здоровья граждан путем издания нормативно-правовых актов. Если государство нарушает основные положения и нормы по защите прав и свобод человека оно теряет статус правового государства. Забота государства о здоровье нации повышает статус данного государства в мировом сообществе. Право на здоровье присуще каждому гражданину, которое направлено на обеспечение состояния функционирования и жизнеспособности организма человека, поэтому относится к субъективному праву. Данное право связано с обеспечение здоровья. Право человеку принадлежит с рождения и владеет он им на протяжении всей жизни. В случае утраты здоровья возникает необходимость на обращение в медицинские учреждения за оказанием медицинской помощи, с получением достоверной информации о результатах диагностического обследования. Действительно защита жизни и здоровья предусмотрена законодательством и также законодательством предусмотрены гарантии прав граждан в сфере здравоохранения. Имеется программа, направленная на законодательное и социальное обеспечение здравоохранения. Это предусматривает правильное понимание государством своих функций, места и роли в системе здравоохранения.
На основании развития и формирования конституционного права граждан на охрану здоровья в Российской Федерации формировалось и медицинское право как наука. Медицинское право является сравнительно молодой отраслью права. Следует отметить, что медицинское право официально не признано самостоятельной отраслью права. Однако, в настоящее время разработана стратегия развития медицинской науки в РФ на период до 2025 года, что является необходимым для признания и дальнейшего развития медицинского права как самостоятельной отрасли права. Данная стратегия утверждена распоряжением Правительства РФ от 28 декабря 2012 года № 2580-р [1].
Основной целью стратегии является развитие медицинской науки, которая направлена на создание высокотехнологичных инновационных технологий по производству инновационных продуктов и внедрение их в практическое здравоохранение для укрепления и сохранения здоровья населения.
Стратегия направлена на реализацию государственной политики в сфере здравоохранения, направленной на повышение качества и доступности медицинской помощи населению Российской Федерации, разработку инновационных продуктов, освоение важных технологий и развитие компетенций.
Одной из приоритетных задач для выполнения поставленной цели Стратегии является развитие медицинской науки и инноваций в сфере здравоохранения, которое предполагает формирование и выполнение научных программ по направлениям поддержания здоровья населения и формирования здорового образа жизни, разработке и внедрению технологий профилактики, диагностики, лечения заболеваний и состояний и медицинской реабилитации.
На современном этапе медицинская наука по своему развитию является не эффективной. Об этом свидетельствует зависимость медицинской науки от импорта, низкий уровень заработной платы медицинских работников, большинство медицинских учреждений не соответствуют требованиям надлежащей лабораторной практики, надлежащей клинической практики и испытаний инновационных препаратов с использованием патологических процессов на животных. Недостаточно сертифицированных центров доклинических испытаний новых лекарственных препаратов.
Для решения этих проблем предлагаются меры по реорганизации медицинской науки, развитию трансляционной и доказательной медицины.
Для повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности российской медицинской науки необходимо поддерживать приоритетные направления.
С целью совершенствования правового регулирования медицинской науки необходимым является разработка новых и более эффективных механизмов контроля безопасности, эффективности, качества медицинской помощи, производству лекарственных препаратов и обороту инновационных продуктов. Тем более, это необходимо при появлении новых технологий и продуктов в новых областях медицины.
Литература:
1. Распоряжение Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. № 2580-р О Стратегии развития медицинской науки в РФ на период до 2025 г. / http://www.garant.ru
2. Гегель Г. Сочинения / Под ред. А. Деборина и Д. Рязанова. Т. 8. М., 1935. — С. 98–99.
3. Дмитриев Ю. А., Златопольский Л. Д. Гражданин и власть. — М.: 1994.
4. Даниленко В. Н. Декларация прав и реальность: К 200-летию Декларации прав человека и гражданина. — М.: Международные отношения, 1989. –С.4.
5. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 1. — С. 400.
6. Назаров Б. Л. Важнейшая проблема прав человека // Права человека в истории человечества и в современном мире / Под ред. Е. А. Лукашевой / АП СССР Ин-т государства и права. — М.: 1989. — С. 73–74.
7. США: Конституция и права граждан / Под ред. И. А. Геевского (отв. ред.), В. А. Власихина, С. А. Червонной. — М.: Мысль, 1987. — С.12.
8. Утченко С. Л. Политические учения Древнего Рима. — М., 1977. — С. 41.
9. Цит. по: Бергер А. К. Политическая мысль древнегреческой демократии. — М., 1966. — С. 337–338.