Место налогового правонарушения в действующем законодательстве | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 20 марта, печатный экземпляр отправим 24 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №46 (336) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 12.11.2020

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Харькова, Т. И. Место налогового правонарушения в действующем законодательстве / Т. И. Харькова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 46 (336). — С. 374-375. — URL: https://moluch.ru/archive/336/75057/ (дата обращения: 08.03.2021).



В статье автор пытаются определить место налогового правонарушения в действующем законодательстве.

Ключевые слова: налоговые правонарушения, налоговая ответственность, общественная опасность.

Актуальность работы связана со снижением интереса научного сообщества к общетеоретическому анализу налогового законодательства. Вероятно, это происходит потому, что налоговые нормы уже сформированы, приняты и лишь дорабатываются. Следует отметить, что уникальность Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) заключается в том, что он является единственным отраслевым источником, который содержит, помимо стандартов, устанавливающих механизм, правоприменение и порядок взимания налогов, сборов, страховых взносов, проведение налоговых проверок, но и отдельное учреждение по налоговым обязательствам. Возникает вопрос: насколько уместно раздельное существование налогового и административного правового регулирования в действующем законодательстве? Какова общая опасность уклонения от уплаты налогов?

Публичный характер налоговых правоотношений обусловил высокую степень общественной опасности нарушение законодательства о налогах и сборов. В настоящее время в развитых странах мира неуплата налогов — одно из самых серьезных правонарушений, за которое предусматривается различные виды ответственности, вплоть до лишения свободы на длительный сроки [4].

Однако стоит сказать, что, несмотря на то, что отдельные налоговые правонарушения, которые предусмотрены НК РФ, а также нормами административного права (глава 15 Кодекса об административных преступлениях (КоАП РФ)), считаются правонарушениями с меньшей степенью общественной опасности, чем налоговые правонарушения, предусмотренные нормами уголовного права, но все правонарушения в сфере налоговых правоотношений причиняют ущерб общественным институтам в сфере регулирования налогов и сборов.

Обратимся к квалифицированным признакам налогового правонарушения, предусмотренного в НК РФ. Проведенный анализ гл. 15 НК РФ позволяет сделать вывод, что к ним относятся: вина, противоправность, совершение деяния в форме действия или бездействия, особый субъектный состав: налогоплательщик, плательщик страховых взносов, налоговый агент и иные лица, наказуемость. Стоит отметить, что легально закрепленная в ст. 2.1 КоАП РФ дефиниции административного правонарушения содержит по большому счету те же признаки, чего нельзя сказать о понятии преступления, раскрытом в ст. 14 УК РФ. Отличительной особенностью исключительно в формально определенном смысле уголовных преступлений является наличие в них общественной опасности. Характер и степень антисоциальности налоговых правонарушений не достигают криминальной, но это не означает, что совершение таких правонарушений не затрагивает интересы общества и не причиняет им опасность. Методологический подход позволяет нам проследить степень общественной опасности определенных преступлений из-за негативных последствий, которые нарушитель закона понесет в качестве меры по восстановлению социальной справедливости.

Абрамчик Л. Я. в своей статье под налоговым правонарушением признаёт «невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на плательщика налогов обязанностей, влекущее применение ответственности в соответствии с законодательными актами Российской Федерации». По его мнению, «налоговое правонарушение обладает такими признаками, как противоправность, виновность и наказуемость. Признак же противоправности, по мнению автора, является основным, отличающим налоговое правонарушение от иных административных правонарушений». А также он утверждает, что налоговое правонарушение не обладает признаком общественной опасности, но причиняет ущерб экономическим интересам государства» [3]. Проводя анализ данного мнения можно сделать вывод, что налоговые правонарушения не могут стоять в одном ряду с остальными правонарушениями административного характера.

Со вступлением в силу в 2015 году Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) законодатель, по моему мнению, еще раз подчеркнул неразрывную связь налоговых и административных правонарушений. После принятия КАС РФ суды рассматривают дела по налоговым правонарушениям в порядке статей данного кодекса. Однако это касается только судов общей юрисдикции, потому что для арбитражных судов порядок рассмотрения дел и принятия решения, после вступления КАС РФ в силу, не изменился, арбитражные суды по-прежнему при рассмотрении дел о налоговых правонарушениях опираются на Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации.

Исходя из этого, на мой взгляд, наличие института налоговой ответственности в НК РФ создает ряд проблем, связанных с общетеоретическими аспектами системы законодательства. Бесспорным фактом является значимость налогов во все времена, как для государства, так и для общества в целом. В связи с этим отрицать общественную опасность налоговых правонарушений представляется нецелесообразным.

Основная проблема заключается в том, чтобы решить вопрос о целесообразности концентрации правонарушений в сфере налогов, сборов и страховых взносов в налоговом законодательстве России или об исключении таких правонарушений из налогового законодательства и закреплении их в КоАП РФ. Из правового назначения КоАП РФ, представляется, наиболее правильным будет второй вариант решения проблемы.

Выделение из НК РФ раздела VI в КоАП, во-первых, позволит устранить общетеоретический пробел в части разграничения нарушений по степени общественной опасности. Во-вторых, сократит объем НК РФ, не влияя на его содержательную часть. В-третьих, приведет к упорядочиванию системы законодательства.

Литература:

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): федеральный закон от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ (ред. от 20.07.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2020)
  2. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 15.10.2020, с изм. от 16.10.2020)
  3. Абрамчик, Л. Я. Сущностно-содержательная характеристика налогового правонарушения / Л. Я. Абрамчик. — Текст: непосредственный // Современное право. — 2015. — № 10. — С. 163–168.
  4. Эриашвили, Н. Д. / Н. Д. Эриашвили, А. М. Багмет, А. И. Григорьев. — Налоговое право: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция». — Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 527 c.
Основные термины (генерируются автоматически): РФ, общественная опасность, налоговое правонарушение, правонарушение, Российская Федерация, действующее законодательство, налоговая ответственность, налоговое законодательство, признак.


Задать вопрос