Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью правильного понимания правовой категории «административно-правовой статус юридического лица», ее осмысления, а также выявления составных частей правового положения юридического лица как субъекта права. Основная цель — анализ, выявление структурных элементов административно-правового статуса юридического лица и актуальных проблем и перспектив его регламентации. Данная область исследования представляется достаточно сложной по своей структуре, важной для отрасли административного права, а потому заслуживает отдельного внимания и изучения.
Ключевые слова: субъект, юридическое лицо, административно-правовой статус, административная ответственность, административно-правовые отношения
Вопрос о юридической природе понятия «административно-правовой статус юридического лица», его составных элементах по-прежнему является одним из сложнейших в юриспруденции для изучения и понимания. В самом общем смысле административно-правовой статус юридического лица представляет собой совокупность всех имеющихся прав и обязанностей данного субъекта права, закрепленных в законах и подзаконных нормативных актах государства, а также в учредительных документах юридических лиц. Основным законом, которым регулируется правовое положение юридических лиц как субъектов права, выступает Гражданский кодекс Российской Федерации, а также Федеральные законы «Об акционерных обществах», «Об общественных объединениях», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «О свободе совести и о религиозных объединениях» и т. д.
В целом административно-правовой статус юридического лица включает в себя возможность предприятий и учреждений вступать в правоотношения с органами исполнительной власти. Структуру административно-правового статуса предприятий и учреждений составляют следующие блоки: 1) административная правосубъектность предприятия (учреждения); 2) внешнеорганизационный блок; 3) внутриорганизационный блок. [1]
Отношения, возникающие в процессе государственной регистрации юридических лиц, представляют собой административно-правовые отношения, вступать в которые организация имеет право с момента ее создания и утверждения учредительных документов. Согласно п. 2 ст. 11 ФЗ «О регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр. [2] Следовательно, этап создания организации имеет первоначальное значение для приобретения предприятием и учреждением административной правосубъектности, а также способности вступать в различные рода административно-правовые отношения.
Административная правосубъектность общественных объединений возникает с момента их создания. Они считаются созданными с момента принятия съездом (конференцией) или общим собранием решения об образовании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов. Публично-правовая ответственность общественных объединений наступает независимо от того, зарегистрировано объединение или нет.
Кроме того, необходимо отметить, что на территории РФ действует целый ряд структурных подразделений иностранных коммерческих и некоммерческих организаций: представительства, филиалы, отделения. Все они являются субъектами административного права РФ и одной из сторон публичного администрирования, законодательство наделяет их соответствующими правами и обязанностями, они несут юридическую ответственность, могут выступать в качестве субъекта административно-правовых отношений.
Таким образом, в настоящий момент в аспекте административных правоотношений чаще применяется понятие организация, которое является более широким, чем понятие «юридическое лицо». В свою очередь, юридические лица представляют собой форму организации, для которой характеры следующие признаки обязательная государственная регистрация, наличие учредительных документов, наличие устава, ведение бухгалтерского учёта, наличие органов управления и пр. [3]
Административные право- и дееспособность юридического лица возникают с момента учреждения соответствующего коллективного субъекта, в том числе и у коллективного субъекта, собирающегося стать юридическим лицом. В частности, согласно ч. 1 ст. 50.1 ГК РФ юридическое лицо может быть создано на основании решения учредителя (учредителей) об учреждении юридического лица. Однако гражданская право- и дееспособность этого образования еще не возникла, так как не осуществлена его государственная регистрация в качестве юридического лица. Тем не менее появились законные основания для подачи документов на государственную регистрацию. Таким образом, возникли не только административные права и обязанности, но и административно-процессуальные, но нет еще гражданских прав и обязанностей. То есть возможность реализации административных, административно-процессуальных прав и обязанностей такого коллективного субъекта возникает раньше, чем возможность реализации гражданских прав и обязанностей.
Административно-правовые способы защиты своих прав реализуются юридическими лицами непосредственно и опосредованно по результатам их обращений в органы государственной власти и местного самоуправления в сфере административных и иных публичных правоотношений. Административно-правовые способы защиты рассматриваются как форма выражения субъективного права в виде требований заявителя (административного истца, лица, привлекаемого к административной ответственности, потерпевшего) и т. д.
Закрепленные в законе способы защиты являются абстрактными моделями разрешения конфликта, тогда как в процессе их реализации они подлежат персонификации и конкретизации. В некоторых ситуациях они «нетипичны» и требуют индивидуального подхода для своего разрешения. В этой связи определенное значение в формировании административно-правовых способов защиты приобретает индивидуальное судебное регулирование, позволяющее правильно определить вид (характер) административного правоотношения и его стороны в лице субъекта административного правонарушения, надлежащего ответчика, органа или должностного лица, чьи решения, действия (бездействие) оспариваются, заинтересованных лиц. [4]
Обращаясь к вопросу обязанностей юридического лица, то необходимо отметить, что основная из них — осуществлять деятельность в соответствии с законом. В свою очередь, государство устанавливает различные способы контроля за исполнением своих обязанностей юридическими лицами в рамках административно-правовых отношений. Основной из них — закрепление оснований для привлечения юридического лица к ответственности за правонарушения в различных областях общественных отношений (в области нарушения прав граждан, здоровья, санитарно-эпидемиологического благополучия населения и общественной нравственности, в области охраны собственности, охраны окружающей среды, в области предпринимательской деятельности, в области таможенного дела и т. д.).
Административная ответственность юридических лиц представляет собой применение уполномоченными органами административных взысканий к юридическому лицу, совершившему правонарушение. Для привлечения лица к административной ответственности необходимо наличие состава правонарушения. Юридическое лицо не является исключением, поэтому для него необходимо: объект правонарушения, субъект правонарушения, объективная сторона, субъективная сторона.
Так, понятие «вина юридического лица» является достаточно спорным вопросом в институте административной ответственности, что привело к появлению различных взглядов в юридической литературе. При этом, в соответствии с ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ физическое и юридическое лицо могут быть одновременно субъектом административной ответственности. Важно, чтобы была доказана вина как юридического, так и физического лица уполномоченным органом. В свою очередь, для признания юридического лица виновным КоАП РФ предусматривает два условия: 1) у лица была возможность для соблюдения правил и норм; 2) данным лицом не были предприняты все зависящие от него меры.
Важным считается факт, что если будет доказано, что сотрудник организации, нарушая закон, действовал исключительно в своих корыстных целях, и не было никакой заинтересованности самой организации, то субъективный критерий не действует и вина юридического лица исключается. [5]
Одновременно с чем, и назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо (ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ).
Для юридических лиц предусматриваются более высокие санкции по сравнению с физическими лицами. Такое правовое регулирование обусловлено самой спецификой юридического лица, к действиям которого хоть и причастны отдельные физические лица, но на организации возлагаются определенные риски, которые связаны с осуществляемой ими деятельностью. При привлечении организации к административной ответственности, необходимо учитывать ее статус в качестве юридического лица, так как гражданская правосубъектность не совпадает с административной.
Таким образом, юридические лица, как и иные субъекты административных правоотношений, обладают определенными правами и обязанностями. Стоит отметить, что реализация административных, административно-процессуальных прав и обязанностей юридического лица возникает раньше, чем возможность реализации гражданских прав и обязанностей, так как некоторыми права появляются еще до момента государственной регистрации. Административно-правовые способы защиты своих прав реализуются юридическими лицами непосредственно и опосредованно по результатам их обращений в органы государственной власти и местного самоуправления в сфере административных и иных публичных правоотношений. Основная обязанностей юридического лица — осуществлять деятельность в соответствии с законом. В свою очередь, государство устанавливает различные способы контроля за исполнением своих обязанностей юридическими лицами в рамках административно-правовых отношений. Основной из них — закрепление оснований для привлечения юридического лица к ответственности за правонарушения в различных областях общественных отношений.
Литература:
- Административное право: учебник для бакалавров / Э. Г. Липатов, М. В. Пресняков, А. В. Семенова [и др.]; под редакцией Э. Г. Липатов, С. Е. Чаннов. — Москва: Дашков и К, Ай Пи Эр Медиа, 2018. — с. 79.
- Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (с изм. и доп., вступ. в силу с 19.10.2020).
- Административное право России. Общая часть. Учебник для вузов. Зерцало-М. Алехин А. П., Кармолицкий А. А., 4-е издание, 2018.
- Актуальные проблемы административного права. Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция», ЮНИТИ-ДАНА. Костенников М. В., Куракин А. В., Кононов А. М., Кононов П. И., 2017.
- Административное право Российской Федерации. Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция», ЮНИТИ-ДАНА. Четвериков В. С. 6-е издание, 2017.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 31.07.2020).
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 15.10.2020, с изм. от 16.10.2020).