В данной статье исследуется вопрос о воинской части как субъекте гражданского права. Значимой задачей для гражданского права, а также юридической науки в целом, является осмысление роли, значения гражданского права в обеспечении внутренней и внешней безопасности государства, страны, социума. Вопросы, связанные с реализацией воинской частью гражданской правосубъектности, представляют особый научный интерес.
Ключевые слова: воинская часть, военная организация, субъект гражданского права, гражданское право, правовой режим, юридическое лицо, гражданская правосубъектность.
Современная рыночная экономика предполагает участие в гражданском обороте на равных условия не только частных, но и публично-правовых организаций (военных, как в нашем случае). На сегодняшний день гражданско-правовой статус военных организаций и их правосубъектность действующим гражданским законодательством не урегулированы в полной мере. Соответственно, возникает острая необходимость в решении этого вопроса, поскольку выявленные проблемы приводят к сложностям не только материального, но и процессуального характера, когда в ходе судебного регулирования возникают трудности в определении гражданско-правового статуса военных организаций и рассмотрения их в качестве полноправного участника гражданских отношений [4].
Возможность участия в гражданско-правовых отношениях возникает у военных организаций благодаря обладанию гражданской правосубъектностью, которая реализуется в рамках компетенции руководящих органов и не может выйти за её пределы. Это обстоятельство сильно влияет на возникающие гражданско-правовые отношения с участием военных организаций [5].
Гражданская правосубъектность «фиксирует» очерченные границы правовых способностей лица (в том числе воинской части), выступая в то же время в роли одной, общей предпосылки участия лиц в правоотношениях. Следует предположить, что обладания гражданской правосубъектностью, так или иначе, для субъекта недостаточно, для того чтобы однозначно иметь конкретные субъективные гражданские права, нести установленные законом обязанности. Правосубъектность — предпосылка обладания субъективными правами, а для возникновения этих прав явно необходим юридический факт, влекущий на основе правосубъектности возникновение конкретного субъективного права [3].
Созданные государством воинские части, как и в целом, военные организации, призваны решать определенные, четко поставленные цели, наделение соответствующей компетенцией играет в этом контексте не последнюю роль. Военные организации — это носители прав и обязанностей, которые нужны воинским частям для выполнения возложенных на данные организации задач. Характерно то, что участие в гражданско-правовых отношениях для воинской части означает наличие гражданских прав и обязанностей, которые теснейшим образом связаны с формированием и развитием материально-финансовых ресурсов для выполнения тех или иных задач.
Так, императивные нормы как содержательная сторона компетенции воинской части обусловливаются особенностью правового положения, т. к. воинская часть — это звено в механизме государственного управления. В этом свете следует учитывать, что командир воинской части не только осмысленно и в соответствии с требованиями должен распоряжаться, руководить, выполнять порученные задачи, но и в то же время может использовать ценное право в пределах компетенций разумно распоряжаться имуществом, которое причитается воинской части, заключать необходимые юридически договоры, подписывать финансовые документы (отчёты о прибыли, об убытках, различные иные бумаги, связанные с хозяйственной деятельностью). Совершение данных действий, носящих в действительности гражданско-правовой характер, входит непосредственно в компетенцию командира как руководителя, как человека, который управляет воинской частью и военными.
Поскольку субъективные права и обязанности воинской части взаимосвязаны и обусловлены компетенцией, сами они характеризуются определенными особенностями, проявляющимися в ярко выраженной специфике возникающих гражданско-правовых отношений (договорная и внедоговорная ответственность, вопросы, связанные с имуществом и т. д.).
Соответственно, правосубъектность — объективно существующая правовая категория как сумма и общность возможностей, закрепленных в правоспособности, в особой возможности правообладания, порождающей на основе юридических фактов субъективные права и обязанности и дееспособности — как способности своими действиями реализовывать правовые возможности, заключенные в правоспособности. Закон предполагает наличие у воинских частей как юридических лиц таких прав и обязанностей, которые в точности и доподлинно соответствуют целям деятельности, зафиксированы и уточнены в учредительных документах.
Наблюдается и нередко прослеживается объективное несоответствие объема специальной правоспособности военных организаций. Например, осуществление публичных функций не предусматривает договорную деятельность, её осуществление может порождать юридические проблемы. Так, признавая, что дееспособность как второй содержательный элемент правосубъектности, означающий способность к юридически значимым действиям лица приобретать гражданские права и создавать для себя гражданские обязанности, способствует реализации правоспособности. Дееспособность связана с последней прямой функциональной связью субординации. Важно не упускать из виду, что она, аналогично специальной правоспособности военных организаций, для них является специальной. Это означает, что объём содержания специальной дееспособности должен соответствовать объёму содержания специальной правоспособности, так как дееспособность рассчитана на осуществление правоспособности.
Современная социально ориентированная экономика рыночного типа предполагает участие в гражданском обороте на паритетных началах не только частных, но и публично-правовых образований (военных организаций, в том числе воинской части). Между тем, до конца гражданско-правовая природа военных организаций и правосубъектность действующим гражданским законодательством чётко не определена.
Выступая и фигурируя в гражданском обороте в соответствующей организационно-правовой форме, воинские части наделены специальной правосубъектностью. Вместе с тем гражданское законодательство не запрещает, активно не препятствуя, некоммерческим организациям осуществлять деятельность, приносящую доход, если доходы от деятельности идут на дополнительное обеспечение деятельности конкретной организации. Следует полагать, что реализация гражданской правосубъектности военными организациями, воинской частью, допускающая участие в договорных отношениях, способна будет, хотя бы отчасти и в какой-то мере, разрешить вопрос о дополнительном внебюджетном обеспечении. Пристального внимания заслуживает факт соответствия характера и содержания договорных отношений с публично-правовыми функциями воинских частей.
Таким образом, обозначены важные, основные особенности воинских частей как субъектов гражданских отношений. Информация может быть использована в сфере разработки и регулирования гражданско-правового статуса военных организаций и их правосубъектности.
Литература:
- Конституция Российской Федерации. URL: https://base.garant.ru/ 10103000 (дата обращения: 07.04.2020).
- Гражданский кодекс Российской Федерации. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142 (дата обращения: 07.04.2020).
- Горбатова, Н. Н. Воинская часть как участник гражданского оборота / // Юстиция Беларуси. 2017. № 10. С. 61–63
- Могилевский Г. А. Военная организация как субъект гражданского права: монография. Новосибирск: НВИ ВВ имени генерала армии И. К. Яковлева МВД России, 2015. 148 с.
- Яковлева Е. И. Внутренние войска МВД России: Организация и основные направления деятельности. М: Инфра-М, 2015. 288 с.