Взаимодействие органов внутренних дел и образовательной организации по предупреждению и пресечению правонарушений несовершеннолетних | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 января, печатный экземпляр отправим 2 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №45 (335) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 04.11.2020

Статья просмотрена: 23 раза

Библиографическое описание:

Аржай-оол, А. А. Взаимодействие органов внутренних дел и образовательной организации по предупреждению и пресечению правонарушений несовершеннолетних / А. А. Аржай-оол, А. В. Годованный. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 45 (335). — С. 53-55. — URL: https://moluch.ru/archive/335/74730/ (дата обращения: 21.01.2022).



В настоящей статье рассматривается деятельность органов внутренних дел в рамках взаимодействия с образовательной организацией (школой) в сфере предупреждения и пресечения правонарушений, совершаемых несовершеннолетними. Данная тема является достаточно актуальной ввиду постоянного роста статистики по данному виду субъекта правонарушения.

Ключевые слова: профилактика правонарушений, органы внутренних дел, предупредительная функция, правонарушения, совершаемые несовершеннолетними, инспектор по делам несовершеннолетних.

This article examines the activities of internal Affairs bodies in the framework of interaction with an educational organization (school) in the field of prevention and suppression of offenses committed by minors. This topic is quite relevant due to the constant growth of statistics on this type of subject of the offense.

Keywords: prevention of offenses, internal Affairs agencies, preventive function, offenses committed by minors, inspector of juvenile Affairs.

Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» закреплены основы правового регулирования правовых отношений в сфере предупреждения правонарушений несовершеннолетних. Практическое применение данного закона обеспечивается принятием специализированных образовательных программ на федеральном уровне. Например, 26 декабря 2017 года Постановлением Правительства Российской Федерации № 1641 была утверждена государственная программа Российской Федерации «Развитие образования».

Органы внутренних дел являются одним из значимых звеньев системы профилактики правонарушений, совершаемых несовершеннолетними. Они осуществляют комплекс различных мероприятий организационного, социально-экономического и воспитательного характера. Вспомогательную роль в процессе предупреждения и пресечения правонарушений несовершеннолетних играют принудительные меры.

Прямой обязанностью органов внутренних дел является предупредительная функция, вытекающая из Положений Закона «О полиции». Исключительное право в решении задач профилактической деятельности возлагается на сотрудников полиции, в частности, на инспекторов по делам несовершеннолетних. Последние выполняют важнейшие предупредительные функции по предупреждению и пресечению правонарушений среди несовершеннолетних.

Предупредительная деятельность ОВД заключается в постоянном правовом воздействии на несовершеннолетних, подростково-молодёжные группировки антиобщественной направленности и неблагополучных родителей (законных представителей).

В системе профилактики правонарушений среди несовершеннолетних одним из центральных элементов представлены образовательные учреждения. К компетенции образовательных учреждений в данной сфере относится следующее:

– разработка и применение методик, направленных на формирование правового поведения;

– проведение комплексных обследований для определения требуемых форм обучения и правового воспитания;

– выявление несовершеннолетних, пропускающих занятия в школе, и оказание помощи по получению образования;

– оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании и обучении несовершеннолетних;

– организация досуга несовершеннолетних.

В процессе предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних возникают некоторые проблемы, в решении которых оказываются эффективными так называемые Месячники профилактики правонарушений. В организации Месячников профилактики принимают участие сотрудники ГИБДД, ОППН, ППС, МЧС, представители различных общественных организаций, члены комиссии по делам несовершеннолетних, психологи, заместитель директора по воспитательной работе школы и др.

Коллектив образовательного учреждения прилагает, как правило, максимум усилий для организации досуга несовершеннолетних: работают различные бесплатные кружки, спортивные секции. На образовательную организацию возложена обязанность ранней профилактики правонарушений, совершаемых не совершеннолетними, результативность которой зависит от порядка взаимодействия с органами внутренних дел.

Причинами совершения правонарушений несовершеннолетними могут быть отсутствие должного воспитания в семье, в школе, отсутствие организации досуга, недостаточно слаженное взаимодействие органов внутренних дел и образовательной организации. Таким образом, считаю крайне необходимым разработку современных, актуальных методических рекомендаций по наиболее тщательной и всесторонней работе по профилактике и пресечению правонарушений несовершеннолетних, в частности, в разработанной программой взаимодействия, которая включала бы конкретные мероприятия.

Также, предлагаю внести изменения в статью 6 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», а именно, пункт 1 изложить в следующей редакции:

«1) заявление несовершеннолетнего либо его родителей или иных законных представителей, педагога-психолога об оказании им помощи по вопросам, входящим в компетенцию органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Данное предложение, с включением в вышеуказанный перечь лиц педагога-психолога, обусловлено тем, что данная категория педагогов контактируют на постоянной основе с детьми с девиантным поведением и не всегда они состоят на учете в комиссии по делам несовершеннолетних, однако, проводить с ними индивидуальную профилактическую работу просто необходимо.

Кроме того, на законодательном уровне необходимо внести изменения в Федеральный закон «О полиции»: закрепить обязанность ОПДН на постоянной основе проводить совместную работу с образовательными организациями, а именно не реже 2 раз в месяц. Этот аспект является достаточно важным, так как очевидно, что проводить работу с детьми удобнее в стенах образовательного учреждения, потому что там они проводят основную часть своего времени. Что касается частоты проводимой совместной работы, то здесь целесообразно отметить тот факт, что регулярность проводимой работы, ее полнота и качество зависят от совместных усилий органов внутренних дел и образовательной организации, чье взаимодействие будет качественнее при регулярном контакте.

Литература:

  1. Галикеева Л. А. Роль органов внутренних дел (полиции) в профилактике безнадзорности и предупреждении правонарушений несовершеннолетних // Вестник УЮИ. 2015. № 1 (59). С. 67–70.
  2. Казанцева Е. В. К вопросу о взаимодействии органов внутренних дел с образовательными организациями в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних // Психология и педагогика служебной деятельности. 2020. № 1. С 39–41.
  3. Стяжкин Ю. А. Некоторые аспекты деятельности органов внутренних дел Российской Федерации и учреждений системы профилактики в области предупреждения детской безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних // Общество и право. 2016. № 2 (12). С. 112–114.
Основные термины (генерируются автоматически): дело, образовательная организация, пресечение правонарушений, образовательное учреждение, оказание помощи, организация досуга, основа системы профилактики безнадзорности, предупредительная функция, Российская Федерация.


Ключевые слова

органы внутренних дел, правонарушения, профилактика правонарушений, предупредительная функция, совершаемые несовершеннолетними, инспектор по делам несовершеннолетних
Задать вопрос