Автор: Шпунтенко Анастасия Владимировна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (7) июль 2009 г.

Статья просмотрена: 133 раза

Библиографическое описание:

Шпунтенко А. В. Теоретические подходы к организации учебно-воспитательной деятельности школы по профилактике противоправного поведения учащейся молодежи // Молодой ученый. — 2009. — №7. — С. 263-267.

Рост преступности в современной России обусловлен не только кризисными явлениями в обществе, но и, в значительной степени, ослаблением воспитательного воздействия на молодежь со стороны школы и других общественных формирований, в компетенцию которых входит воспитание и осуществление общественного контроля за поведением несовершеннолетних. Основная ответственность за успешное осуществление профилактики правонарушений учащейся молодежи лежит на общеобразовательной школе как основном институте общественного воспитания. Многие факты явных и скрытых (латентных) правонарушений в действиях молодежи, по сути, являются следствиями неэффективного педагогического процесса воспитания правовой культуры. Такое утверждение проистекает из анализа научных и прикладных работ таких российских учёных, как - Блинов Н.М., Боряз В.Н., Ильинский И.М., Шендрик А.И. и другие. Исходя из этого анализа, по нашему мнению, назрела объективная необходимость интеграции современных, модернизированных технологий, форм и методов профилактики правонарушений несовершеннолетних в учебно-воспитательный процесс образовательных учреждений нашей страны. [5]

Необходимо отметить, что проблемы профилактики правонарушений несовершеннолетних отражены в трудах таких отечественных и зарубежных ученых, как - В.К. Андриевский, А.С. Белкина, Н.И. Болдырев, М.И. Вейт, Г.В. Вершинина, В.И. Загвязинский, Н.А. Катаева, И.С. Клемантович, В.В. Коновалов, Н.Р. Косевич, Ю.Н. Крупка, Ф.А. Лопушанский, А. Бандура, Г. Кэплан, Р. Уолтерс, Т. Шибутани и др. [1]

Также, для нашего исследования, важны работы, отражающие деятельность школы по профилактике правонарушений таких ученых, как  - Ю.В. Гербеев, Г.И. Забрянский, Н.Г. Кобец, В.В. Коклюхин, Н.Д. Кузнецова, Г.П. Медведев, И.Б. Михайловская, М.С. Неймарк, А.Ф. Никитин, Р.В. Овчарова, В.Ф. Пирожков, В.Г. Степанов, В.Д. Шадриков, Б.П. Буунк, Р. Мертон и др.

Тем не менее, остается нерешенным ряд противоречий между:

- необходимостью и возможностью решения задачи профилактики противоправного поведения учащейся молодежи и недостаточно эффективным использованием для этой цели учебно-воспитательного процесса общеобразовательных учреждений;

- педагогическим потенциалом и недостаточной научно-теоретической и практической разработанностью технологий его использования в деятельности общеобразовательной школы по профилактике противоправного поведения.

В отечественной научной литературе выделяются три основных периода становления и развития нормативно-правовых основ деятельности в области профилактики правонарушений несовершеннолетних:

Первый период (1917 - 1985 гг.) характеризуется становлением и развитием системы профилактики.

Второй период (1985 - 1992гг.) ознаменован ослаблением советской системы профилактики правонарушений несовершеннолетних в связи с политическими и социально-экономическими преобразования, начатыми в конце 80-х гг. прошлого века. Это время характеризуется всплеском количества несовершеннолетних, совершивших преступления и правонарушения.

Третий период (1992 г. – по настоящее время) несёт в себе все черты того фактического социального процесса, при котором государство  принимает большое число номативно-правовых актов, целью которых является создание новой государственно-общественной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Однако большинство этих законов носят рамочный характер, что побуждает региональные и местные органы власти создавать свои акты, направленные на совершенствование системы профилактики. [4]

Итак, по нашему убеждению, само развитие системы профилактики правонарушений среди учащейся молодежи на уровне общеобразовательной школы относится к исключительной компетенции администрации образовательного учреждения.

Рассмотрение понятия «профилактика противоправного поведения» показывает неоднозначность его определения. Одни, под профилактикой, понимают систему комплексных мероприятий, направленных на предупреждение отклонений в поведении, заболеваний и укрепление здоровья людей, т.е. это следующие меры, принимаемые:

ü  в семье;

Лабиринт

ü  медицинскими учреждениями и в первую очередь - педиатрами;

ü  воспитателями дошкольных учреждений;

ü  учителями начальных классов;

ü  учителями старших классов и администрациями школ;

ü  правоохранительными органами и организациями, занимающимися вопросами молодежи;

ü  государством и правительством.

Рассматривая тему данной статьи в поле реализации, необходимо отметить, что, по нашему мнению, основой профилактических мер является деятельность, направленная на:

·         создание оптимальных психолого-педагогических и социально-психологических условий для нормального осуществления процесса социализации личности;

·         осуществление психолого-педагогической и социальной помощи семье и подросткам;

·         обеспечение в случае необходимости мер социально-правовой защиты ребенка (принудительное изъятие ребенка из семьи, лишение родительских прав и т.д.). [3]

 Выделяется несколько уровней профилактической деятельности:

1. Решение социально-экономических, культурных и других задач общегосударственного масштаба по более полному удовлетворению материальных и духовных потребностей людей.

2. Меры по педагогической ориентации инфраструктуры микросоциума, направленные на оздоровление микросреды, в которой протекает жизнедеятельность подростка.

Лабиринт

3.Индивидуальная воспитательно-профилактическая работа, направленная на коррекцию и предупреждение противоправных действий и отклонения в поведении отдельных подростков.

Также профилактика разделяется на первичную, вторичную и третичную.

Ø  Первичная профилактика направлена на предотвращение негативного воздействия биологических и социально-психологических факторов, влияющих на формирование отклоняющегося поведения. Она является важнейшим видом превентивных мероприятий в области предотвращения отклонения детей и подростков.  

Ø  Вторичная профилактика есть комплекс медицинских, социально-психологических, юридических мер, направленных на работу с несовершеннолетними, имеющими девиантное поведение. Основными задачами вторичной профилактики являются недопущение совершения подростком более тяжелого поступка, правонарушения, преступления; оказание своевременной социально-психологической поддержки подростку, находящемуся в сложной жизненной ситуации.

Ø  Третичная профилактика означает комплекс мер социально-психологического и юридического характера, имеющих целью предотвращение совершения повторного преступления подростком, вышедшим из мест лишения свободы.

Таким образом, проведенный анализ научной литературы свидетельствует о том, что на современном этапе развития науки понятие «профилактика правонарушений» является междисциплинарным и встречается как в педагогике, так и в психологии, юриспруденции, социальных науках, медицине. Преимущественно оно трактуется как комплекс мер социально-психологического, медицинского и педагогического характера, направленных на нейтрализацию воздействия отрицательных факторов социальной среды на личность (С.А. Беличева, Э.Г. Костяшкин, Ф.А. Лопушанский, Д.И. Фельдштейн, Л.Б. Филонов, Г. Кэплан и др.).

Однако при подобном понимании невозможно вычленить специфику процесса профилактики правонарушений такой социально-возрастной категории общества, как  учащаяся молодежь.  Поэтому в своем исследовании мы рассматривали её авторскую интерпретацию, а именно,  как научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на предотвращение возможных физических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов группы риска, сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей. [7]

Из этого следует, что в основе любого вида профилактики правонарушений среди учащейся молодежи, прежде всего, лежит трактовка понятия «социальное отклонение». Оно представляет собой динамичное явление, склонное к развитию и изменению. Поэтому механизмы и этапы протекания отклонений в поведении старших школьников оказывают определяющее влияние на механизм и этапы протекания процесса профилактики их правонарушений. Другими словами, этапы протекания отклонений в поведении молодых людей не только являются основными направлениями профилактической работы по предупреждению правонарушений, но и определяют организацию, содержание, методы и технологии профилактической работы в общеобразовательной школе. Кроме того, данные изучения «механизма протекания отклонений в поведении» наглядно свидетельствуют о необходимости и незаменимости такой педагогической составляющей профилактической работы, как учебно-воспитательной деятельность школы по профилактике противоправного поведения учащейся молодежи. Таким образом, можно сказать, что профилактика противоправного поведения учащейся молодежи в школе является частью системы учебно-воспитательной деятельности.

В концепции системного понимания воспитания, созданной Ю.П. Сокольниковым, и, в адаптационном виде, лежащая в основе данного исследования, выделяется определенная классификация видов воспитательных систем.

1. Макросистема – воспитательная система, функционирующая в том или ином обществе.

2. Региональные воспитательные системы функционируют в масштабе краев, республик, областей, городов, районов.

3. Педагогические системы. Их своеобразие состоит в том, что в этих системах формируется целостная творческая личность, а при их функционировании непосредственно порождается и осуществляется целостный процесс воспитания. Формой функционирования педагогических систем являются воспитательные коллективы. Педагогические системы представляют собой системы воспитания в первичных коллективах.

4. Частичные системы  обеспечивают формирование отдельных сторон целостной личности и называются так потому, что функционируют не как отдельные, самостоятельные системы, а лишь как «моменты» функционирования целостных педагогических систем. Термин «частичные» не уменьшает их значение, а лишь подчеркивает, что эти системы не просто связаны между собой, а находятся во взаимопроникновении.

Лабиринт

Исходя из вышеизложенного, обеспечить наиболее оптимальное функционирование системы профилактики противоправного поведения учащейся молодежи в рамках учебно-воспитательной деятельности школы помогает разработка теоретических моделей. В своём исследовании для моделирования мы выбрали структурную модель, которая имитирует внутреннюю организацию, структуру оригинала. Данная модель включает в себя все компоненты, присущие этому виду учебно-воспитательной деятельности: цель, задачи, принципы, факторы, содержание, формы, методы, средства, педагогические условия и результат. [6]

Все эти компоненты модели взаимозависимы и направлены к системообразующему компоненту, которым является, по нашему убеждению, цель, т.е. профилактика противоправного поведения учащейся молодежи. Цель раскрывается на основе решения следующих задач:

а) вооружение объектов и субъектов учебного процесса общеобразовательной школы системой правовых знаний и взглядов, адекватных современному уровню развития общества и государства;

б) развитие устойчивых правовых убеждений, чувств, ценностного отношения к правовым явлениям;

в) формирование готовности к социально активному и грамотному поведению в правовой сфере общественной жизни.

В модель включены следующие принципы воспитания:

§  воспитания в коллективе,

§  педагогической целесообразности,

§  связи воспитания с жизнью,

§  развития самодеятельности личности,

§  единства требований в сочетании с уважением к личности воспитанника.

Особо следует остановиться на том факте, что система учебно-воспитательной деятельности школы по профилактике противоправного поведения учащейся молодежи функционирует под влиянием конкретных факторов, выявленных нами по ходу нашего исследования, а именно:

а) коллектив, будучи целенаправленно воспитывающей микросредой, выступает и фактором, и движущей силой системы формирования правовой культуры;

Лабиринт

б) разнообразные виды деятельности учащейся молодежи – ученье, труд, игра, общение;

в) различные виды деятельности педагогов – преподавание, правовое просвещение во внеучебное время, педагогическое руководство правовой деятельностью учащихся. [8]

Вместе с тем мы не обходим стороной и совокупность методов педагогического процесса. Здесь мы выделяем:

1.    Методы формирования сознания (рассказ, объяснение, беседа, лекция, учебные дискуссии, диспуты, работа с книгой, метод примера).

2.    Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (упражнение, приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, наблюдения, иллюстрация и демонстрация, лабораторные работы, репродуктивные и проблемно-поисковые методы, индуктивные и дедуктивные методы).

3.    Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное  воздействие, поощрение, наказание и др.).

4.    Методы контроля (специальная диагностика, учетный и письменный опрос, контрольные и лабораторные работы, машинный контроль, самоконтроль).

Следующим компонентом модели являются организационные формы профилактики противоправного поведения учащейся молодежи в рамках учебно-воспитательного процесса школы. В качестве организационных форм, по данным нашего исследования, выступают:

а) массовые формы: встречи с практическими работниками правоохранительных органов, юридические гостиные, конкурсы правовой эрудиции, конференции, фестивали, выставки и др.;

б) групповые формы:  устные юридические журналы, лектории, лекции, просмотр и обсуждение фильмов правовой направленности, семинары, вечера, диспуты на правовую тематику, деловые игры, дежурство и др.;

в) индивидуальные формы: поручения, индивидуальные задания правовой направленности и др.

Одной из главных компонентов разработанной нами модели являются условия эффективности включения профилактики противоправного поведения учащейся молодежи в учебно-воспитательную деятельность школы, а, конкретно:

а) организация учебного коллектива, последовательная работа по его сплочению и совершенствованию;

Лабиринт

б) педагогически целесообразное сочетание систематического воздействия на правосознание школьников с организацией их практической правовой деятельности;

в) взаимодействие педагогов с правоохранительными органами и семьей в формировании правовой культуры  учащейся молодежи;

г) индивидуальный и дифференцированный подход к формированию правовой культуры  учащейся молодежи в студенческих коллективах. [9]

Таким образом, решение поставленной задачи существенно облегчается, на наш взгляд, использованием в качестве средства процесса профилактики учебно-воспитательной работы общеобразовательного учреждения. Однако для эффективного внедрения профилактики противоправного поведения в учебно-воспитательный процесс необходимо решить ряд проблем. К ним, прежде всего, относятся вопросы, связанные с разработкой системы управления воспитательно-профилактической деятельностью общеобразовательного учреждения на межведомственной основе. Существенной является и проблема создания педагогических условий для осуществления подобной профилактической работы в учебно-воспитательном процессе учреждений не только среднего общего, но и профессионального образования. Наконец, встает вопрос об исследовании научных основ профилактической деятельности в системе семейного воспитания. Решение этих вопросов откроет целый ряд дополнительных источников оптимизации рассматриваемого аспекта педагогического процесса в условиях общеобразовательной школы.

 

Список использованной литературы:

  1. Баженов, В. Профилактическая работа с несовершеннолетними правонарушителями. – М., 1994. – С. 56-58.
  2. Березина, В. Социальный педагог в школе / В. Березина, Г. Ермоленко // Воспитание школьников. – 1994. – № 2. – С.2-5.
  3. Бочарова, В.Г. Педагогика социальной работы. - М.: Аргус, 1994. – 326с.
  4. Жигарев, Е.С. Криминологическая характеристика несовершеннолетних и организация их правового воспитания. – М., 1990. – С. 35.  
  5. Качмазов, Т.А. О теоретических предпосылках процесса профилактики девиантного поведения несовершеннолетних (психологический аспект) // Вестник Университета Российской академии образования. – 2008. – № 2 (40). – С. 164-165.  
  6. Лихачева, Т.Л. Социокультурное проектирование моделей образовательных учреждений в условиях переходного периода (на примере Центрального региона России). Диссертация на соискание учёной степени кандидата социологических наук. – М., 1997.
  7. Лихачева, Т.Л.  Необходимость создания систем социальной профилактики вовлечения молодёжи в деструктивные организации. // Тульская молодёжь: норма и девиации. Сборник статей. – Тула, ООО РИФ «ИНФРА», 2000.
  8. Лихачева, Т.Л.  Логико – методические основания социокультурного моделирования развития молодёжных организаций и объединений. Сборник материалов Российской научно – практической конференции «Стратегия социального развития России и молодёжь». Тула – 2001.
  9. Лихачева, Т.Л.  Семантическое матричное моделирование процессов, протекающих в социальной среде современного города. //Проблемы экономики и информатизации образования: Материалы IV междунар. науч.-практ. конф. Тула, 26-27 апреля 2007 г. Тула: ТИЭИ, 2007.

 

 

 

Основные термины (генерируются автоматически): учащейся молодежи, учащейся молодежи, противоправного поведения, противоправного поведения, профилактики правонарушений, профилактики правонарушений, профилактики противоправного поведения, профилактики противоправного поведения, профилактики правонарушений несовершеннолетних, профилактики правонарушений несовершеннолетних, профилактике противоправного поведения, профилактике противоправного поведения, системы профилактики, системы профилактики, системы профилактики правонарушений, системы профилактики правонарушений, общеобразовательной школы, общеобразовательной школы, процесса профилактики, процесса профилактики.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос