Структура и виды программ внеурочной деятельности в рамках ФГОС | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №44 (334) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 29.10.2020

Статья просмотрена: 25442 раза

Библиографическое описание:

Тершукова, Е. И. Структура и виды программ внеурочной деятельности в рамках ФГОС / Е. И. Тершукова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 44 (334). — С. 348-350. — URL: https://moluch.ru/archive/334/74555/ (дата обращения: 16.11.2024).



Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена не только на достижение результатов освоения основной образовательной программы. В первую очередь — это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только, и даже, не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения. Реализация внеурочной деятельности школьников невозможна без систематизации, то есть без программы.

Ключевые слова: внеурочная деятельность, виды и разделы программ внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность — это воспитательная деятельность, направленная на развитие, саморазвитие, воспитание и самовоспитание личности, проводимая классными руководителями, учителями-предметниками, педагогами дополнительного образования с обучающимися школы после уроков.

Внеурочная деятельность — это образовательная деятельность, представленная социально значимыми акциями, беседами и встречами, культурно- просветительскими мероприятиями, различными формами содержательного досуга (праздниками, смотрами, конкурсами, фестивалями т. п.).

Цель внеурочной деятельности — обеспечение условий для реализации школьниками своих интересов, способностей и потребностей, удовлетворение которых невозможно в рамках учебных занятий на основных образовательных дисциплинах.

Внеурочная деятельность ставит перед собой следующие задачи:

— создание пространства для межвозрастного и межличностного общения;

— участие в социально значимых проектах;

— формирование нравственных, духовных, эстетических ценностей;

— содействие в определении интересов и способностей, а также помощь в их реализации;

— расширение кругозора на общекультурном уровне;

— укоренение ценностей образования и успешного освоения его содержания;

— вовлечение в личностно значимые творческие виды деятельности.

Реализация внеурочной деятельности школьников невозможна без систематизации, то есть без программы.

Рассмотрим виды программ внеурочной деятельности:

Рекомендация данного вида программы продиктована государственным органом управления образованием и представляет собой пример по тому или иному направлению деятельности в образовательной области. Программа обязана быть обеспечена сертификатом, подтверждающим её соответствие критериям оформления и содержания, которые предъявляются к образовательным программам.

Модифицированная программа

Представляет собой программу, в основе которой лежит типовая программа. Её особенность состоит в том, что она пишется с учётом возраста и уровня развития школьников, нестандартости результатов воспитания и обучения, с опорой на режим и временные параметры осуществления деятельности.

Программа подвергается корректировке самим педагогом и не затрагивает основы организации образовательного процесса, концептуальные аспекты, и традиционные структуры занятий.

Авторская программа

В основе авторской программы непременно лежит новизна, актуальность и оригинальность. Может отражать как личный подход методиста к традиционным темам, так и выступать программой преподавания впервые вводимого предмета. Претендуя на авторство, нужно продемонстрировать существенные отличия своей разработки от методики других авторов, решающих похожую проблему. Потому, необходимым условием для успешного внедрения программы является знание о прототипе, относительно которого выявляется новизна.

Данный вид программы должен быть утверждён руководителем образовательного учреждения и рекомендован к использованию методическим советом. Статус авторской программы официально может быть присвоен только вышестоящим органом управления образованием.

В части российских регионов разработчикам программ выдают свидетельство на авторскую программу, которое подтверждает, что разработка действительно является авторской и принадлежит ему на правах интеллектуальной собственности.

Программа внеурочной деятельности включает в себя следующие разделы:

— титульный лист;

— пояснительная записка;

— календарно-тематическое планирование;

— краткое содержание занятий по темам с планируемыми результатами, включая УУД;

— методическое обеспечение программы;

— список использованной литературы.

В пояснительной записке должны отображаться чётко сформулированные цели и задачи, а также новизна, актуальность и ключевые отличия данной программы от программ смежного вида деятельности.

Наибольшую ценность здесь представляют авторские «изюминки», делающие программу особенной и оригинальной в рамках данного образовательного учреждения. На данные особенности и стоит сделать акцент в пояснительной записке.

Тематический план

Выполнить тематический план необходимо в виде таблицы.

Тематический план представляет собой перечень основных разделов программы. Перечень необходимо подразделить на темы и указать количество теоретических и практических часов на каждый модуль. Необходимо отслеживать соответствие между тематическим планом и последующим содержанием запланированных тем.

Тематическое содержание занятий

Подразумевается краткое, но вполне конкретное описание содержания теоретических и практических занятий. Чёткое обозначение ожидаемых результатов, отображение знаний, умений и навыков, приобретение которых планируется в рамках отработки программы.

Также необходимо сформулировать универсальные учебные действия ( коммуникативные.личностные, познавательные, регулятивные).

Методическое обеспечение программы:

— Раскрытие запланированных форм занятий по темам программы;

— Перечень методов и приёмов занятий;

— Оборудование, необходимое для успешной реализации программы;

— Варианты подведения промежуточных и итоговых результатов.

Требования к списку литературы:

  1. ФИО автора
  2. Полное название работы
  3. Место издания
  4. Издательство (если оно вам известно)
  5. Год издания.
  6. Предпочтительное разделение литературы на несколько разделов:

— для педагогов;

— для обучающихся;

— для родителей (если это актуально).

Рекомендации по разработке программ внеурочной деятельности школьников

  1. Программы организации внеурочной деятельности детей и подростков могут быть разработаны как на основе переработки уже готовых программ Министерства образования и науки РФ, так и самостоятельно образовательными учреждениями.
  2. Каждая программа должна быть разработана с учётом актуальных потребностей детей определённой возрастной группы. Для основной школы это могут быть программы на уровне ООП НОО, учитывающие интересы младших школьников (с 1 по 4 класс); на уровне ООП ООО младших подростков (5–6 класс) и старших подростков (с 7 по 9 класс).
  3. Содержание программы должно быть продиктовано педагогической целесообразностью и учитывать запросы и потребности школьников, а также их родителей.
  4. Программа должна отображать содержание внеурочной деятельности детей и подростков, а также общую суть планируемых мероприятий. Необходимо разбить программу на модули и разделы, если она предполагает организацию сразу нескольких видов внеурочной деятельности. Модули можно разбивать на смысловые части (по необходимости).
  5. Количество аудиторных занятий и подвижных активностей должно быть чётко прописано в программе.
  6. Реализация программы может происходить как в рамках отдельно взятого класса, так и в свободных объединениях школьников по интересам. В первом случае должна быть разработана программа индивидуально для каждого класса. Во втором разрабатываются модули для каждой возрастной группы. Здесь школьники уже самостоятельно выбирают, какие из предложенных модулей им актуальны.

Осваивая материалы новой программы, школьник учится выстраивать взаимоотношения с другими людьми. Данный процесс становится предпосылкой воспитания эмоциональной отзывчивости, заботливого отношения к людям, толерантности, сочувствия и переживания. Данные ценности формируют нравственное сознание подрастающего поколения.

Литература:

  1. Стандарты второго поколения, «Примерные программы внеурочной деятельности» М, «Просвещение», 2010.
  2. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор, М., Просвещение, 2010.
  3. Мухомедеева Е. Ф. Программа внеурочной деятельности: оптимизационная модель // Воспитание и дополнительное образование. М, 2014. № 1.
  4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03–296 “Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования”.
  5. Попова И. Н. Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС // Народное образование. 2013. № 1. с. 219–226.
  6. http://www.centersot.org/oldblog/45.html
  7. http://nsportal.ru/shkola/administrirovanie-shkoly/library/tselevaya-programma- %C2 %ABdukhovno-nravstvennoe-vospitanie-uchash
Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, программа, авторская программа, тематический план, внеурочная деятельность школьников, пояснительная записка, внеурочная деятельность детей, возрастная группа, методическое обеспечение программы, образовательное учреждение.


Ключевые слова

внеурочная деятельность, виды и разделы программ внеурочной деятельности

Похожие статьи

Теоретические основы организации внеурочной деятельности в курсе биологии основного общего образования

Внеурочная деятельность рассматривается как важное направление деятельности образовательного учреждения в контексте требований ФГОС ООО. Рассмотрены уровни достижения воспитательных результатов при организации внеурочной деятельности, представлены ли...

Педагогическая поддержка творческого саморазвития старшеклассников во внеурочной деятельности

В статье представлена актуальность проблемы педагогической поддержки творческого саморазвития старшеклассников во внеурочной деятельности, рассмотрены компоненты творческого саморазвития, условия реализации педагогической поддержки творческого самора...

Программа внеурочной деятельности «Будь здоров!». Направление: безопасность жизнедеятельности

Одной из важнейших проблем человечества является восприятие и отработка лавинообразного потока информации в любой отрасли его жизнедеятельности, умение адаптироваться в окружающем нас мире и выжить. Но в наше время появилась возможность нового вида д...

Организация преемственности подготовки дошкольников к восприятию универсальных учебных действий, осваиваемых в начальной школе

Статья посвящена преемственной связи детский сад — начальная школа. Под универсальными учебными действиями подразумевается совокупность способов действий, обусловленных осознанным отношением к совершаемой образовательной деятельности. Доказано, что п...

Специфика развития способностей младших школьников в контексте творческой деятельности

В статье рассматривается понятие «творческая деятельность» в контексте развития младших школьников, и организация этой деятельности на уроках. Раскрывается необходимость развития творческих навыков младших школьников в досуговой, урочной и внеурочно...

Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся при изучении курса «Основы безопасности жизнедеятельности»

Важнейшим условием повышения эффективности учебного процесса является организация учебно-исследовательской деятельности в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности», позволяющая учащимся заниматься различной мыслительной деятельностью и способству...

Цели, задачи и принципы внеурочной работы младших школьников по математике

Данная статья посвящена одному из важных направлений в работе учителя — внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО. Автором сформулированы приоритетные цели и задачи внеурочной работы младших школьни...

Духовно-нравственное воспитание на уроках физики

В современной российской школе переход к новой организации учебно-воспитательного процесса на основе образовательных стандартов второго поколения является основным событием. Стандарты общего образования нового поколения и иные нормативные документы у...

Особенности становления навыков саморегуляции в учебной деятельности у детей младшего школьного возраста

В статье рассматриваются актуальные требования Федерального государственного стандарта, курирующего процесс освоения школьниками навыков саморегуляции в начальных классах. Описываются отличительные возрастные особенности детей 7–11 лет, рассматривает...

Инструменты развития эстетических и патриотических чувств обучающихся среднего профессионального образования: «Когда каждый стих лечит душу…»

В данной статье автор рассматривает эффективные инструменты воздействия на позитивные эстетические и патриотические чувства будущих специалистов в период адаптации к образовательному пространству современного ССУЗа (профессиональной образовательной о...

Похожие статьи

Теоретические основы организации внеурочной деятельности в курсе биологии основного общего образования

Внеурочная деятельность рассматривается как важное направление деятельности образовательного учреждения в контексте требований ФГОС ООО. Рассмотрены уровни достижения воспитательных результатов при организации внеурочной деятельности, представлены ли...

Педагогическая поддержка творческого саморазвития старшеклассников во внеурочной деятельности

В статье представлена актуальность проблемы педагогической поддержки творческого саморазвития старшеклассников во внеурочной деятельности, рассмотрены компоненты творческого саморазвития, условия реализации педагогической поддержки творческого самора...

Программа внеурочной деятельности «Будь здоров!». Направление: безопасность жизнедеятельности

Одной из важнейших проблем человечества является восприятие и отработка лавинообразного потока информации в любой отрасли его жизнедеятельности, умение адаптироваться в окружающем нас мире и выжить. Но в наше время появилась возможность нового вида д...

Организация преемственности подготовки дошкольников к восприятию универсальных учебных действий, осваиваемых в начальной школе

Статья посвящена преемственной связи детский сад — начальная школа. Под универсальными учебными действиями подразумевается совокупность способов действий, обусловленных осознанным отношением к совершаемой образовательной деятельности. Доказано, что п...

Специфика развития способностей младших школьников в контексте творческой деятельности

В статье рассматривается понятие «творческая деятельность» в контексте развития младших школьников, и организация этой деятельности на уроках. Раскрывается необходимость развития творческих навыков младших школьников в досуговой, урочной и внеурочно...

Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся при изучении курса «Основы безопасности жизнедеятельности»

Важнейшим условием повышения эффективности учебного процесса является организация учебно-исследовательской деятельности в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности», позволяющая учащимся заниматься различной мыслительной деятельностью и способству...

Цели, задачи и принципы внеурочной работы младших школьников по математике

Данная статья посвящена одному из важных направлений в работе учителя — внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО. Автором сформулированы приоритетные цели и задачи внеурочной работы младших школьни...

Духовно-нравственное воспитание на уроках физики

В современной российской школе переход к новой организации учебно-воспитательного процесса на основе образовательных стандартов второго поколения является основным событием. Стандарты общего образования нового поколения и иные нормативные документы у...

Особенности становления навыков саморегуляции в учебной деятельности у детей младшего школьного возраста

В статье рассматриваются актуальные требования Федерального государственного стандарта, курирующего процесс освоения школьниками навыков саморегуляции в начальных классах. Описываются отличительные возрастные особенности детей 7–11 лет, рассматривает...

Инструменты развития эстетических и патриотических чувств обучающихся среднего профессионального образования: «Когда каждый стих лечит душу…»

В данной статье автор рассматривает эффективные инструменты воздействия на позитивные эстетические и патриотические чувства будущих специалистов в период адаптации к образовательному пространству современного ССУЗа (профессиональной образовательной о...

Задать вопрос