Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 июля, печатный экземпляр отправим 16 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Теоретические основы организации внеурочной деятельности в курсе биологии основного общего образования

Научный руководитель
Педагогика
20.07.2019
926
Поделиться
Библиографическое описание
Майорова, К. А. Теоретические основы организации внеурочной деятельности в курсе биологии основного общего образования / К. А. Майорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 29 (267). — С. 140-142. — URL: https://moluch.ru/archive/267/61675/.


Внеурочная деятельность рассматривается как важное направление деятельности образовательного учреждения в контексте требований ФГОС ООО. Рассмотрены уровни достижения воспитательных результатов при организации внеурочной деятельности, представлены личностно-значимые результаты учащихся при ее реализации в рамках изучения школьного курса биологии.

Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, внеурочная деятельность, личностные результаты изучения курса «Биология», направления внеурочной деятельности.

В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) особое значение уделяется организации внеурочной деятельности школьников.

Внеурочная работа рассматривается как «обязательная часть образовательного процесса в школе, осуществляемая в формах, непохожих на ту, что осуществляется непосредственно на уроках, и направленных на результат планируемых результатов изучения основной образовательной программы» [1, С. 19–21].

Внеурочная деятельность связывает все без исключения виды работы, способствующие воспитанию, социализации и обучению школьников. Она рассматривается составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени воспитанников.

Правильно организованная система внеурочной работы способствует формированию познавательных потребностей и способностей любого воспитанника. Она гарантирует воспитание свободной личности, обеспечивая его успешное существование в современном мире, т. е. успешность его социализации.

Внеурочная деятельность предусмотрена ФГОС ООО, в котором определены основные направления такой деятельности [3].

Для реализации внеурочной работы разработано значительное количество программ, которые дают возможность подобрать собственный вариант работы в образовательном учреждении [4–7]. Они широкие возможности использования разнообразных форм деятельности учащихся (проектная деятельность, игровая деятельность, экологический практикум, интеллектуальные марафоны, квесты и др.).

Реализация таких программ обеспечивает не только расширение и углубление имеющихся у школьников знаний, но, что немаловажно, — их духовно-нравственное воспитание благодаря личному участию в том или ином виде деятельности.

Одной из отличительных особенностей внеурочной деятельности в соответствии с требованиям ФГОС ООО является достижение воспитательных результатов, которые, по мнению С. Ю. Бочкаревой, распределяются согласно трём уровням [2].

Первый уровень результатов рассматривается как получение подростком социальных знаний (о социальных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), изначального представления общественной действительности и повседневной жизни.

Для достижения этого уровня результатов особое значение имеет связь учащегося со своими учителями. Так, в разговоре о соблюдении прав человека и гражданина обучающийся не только воспринимает информацию от педагога, но и сопоставляет ее с образом самого учителя. Информации будет больше доверия, в случае если сам педагог культивирует соблюдение этих норм.

Второй уровень результатов выражается в приобретении подростком навыка переживания и положительного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Родина, природа, общество, знания, труд, уровень культуры), ценностного взаимоотношения к социальной действительности в целом. С целью достижения данного уровня результатов особенное значение имеет связь школьников между собою на уровне класса, школы, т. е. в социальной образовательной среде.

Третий уровень результатов связан с приобретением подростком опыта независимого социального действия, что позволяет ученику стать, гражданином, свободным человеком. Самостоятельное социальное действие ученика обеспечивает формирование тех гражданских качеств, которые необходимы в постоянно меняющихся социальных условиях.

Достижение рассмотренных выше уровней результатов внеурочной деятельности свидетельствует о ее результативности для развития личности ученика.

Школьный курс биологии основной школы располагает большими возможностями для организации внеурочной деятельности. Содержание предмета «Биология» обеспечивает формирование таких личностно значимых для ученика результатов, как: использование различных языковых средств для выражения своих мыслей, ведение диалога на основе взаимного уважения к одноклассникам и учителю, отстаивание своей позиции доброжелательным поведением к оппонентам, развитие познавательных интересов на основе изучения темы, адекватное оценивание своих возможностей при достижении определенных целей, формирование экологического сознания, установление и сравнение разных точек зрения [8, С. 106–161].

Для их достижения возможно использование таких направлений организации внеурочной деятельности, как: общеинтеллектуальное, духовно-нравственное, общекультурное. Они могут быть реализованы при использовании разрабатываемых нами программ внеурочной работы: «Здоровый образ жизни», «Тайны природы», «Юный эколог»

Литература:

  1. Архипова, О. В. Жизнь после уроков: радость познания [Текст] /О. В. Архипова //Дополнительное образование и воспитание. — 2016. — № 12. — С. 19–21.
  2. Бочкарёва, С. Ю. Уровни воспитательных результатов внеурочной деятельности [Электронный ресурс]/ C.Ю Бочкарёва/ https://infourok.ru/urovni-vospitatelnih-rezultatov-vneurochnoy-deyatelnosti-3167178.html (дата обращения 01.06.2019).
  3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа [Текст] / сост Е. С. Савинов. — М.: Просвещение, 2011. — 342 с.
  4. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная биология» [Электронный ресурс] / / https://infourok.ru/rabochaya-programma-vneurochnoy-deyatelnosti-zanimatelnaya-biologiya-klassi-2593623.html (дата обращения 6.06.2019).
  5. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Алгоритм успеха» [Электронный ресурс] // https://botana.biz/prepod/biologiya/opbuoyfp.html (дата обращения 18.05.2019).
  6. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «За страницами биологии» [Электронный ресурс] // https: //sch13satka.educhel.ru/uploads/20600/20558/section/325445/vneur.deyat/vneur.d.OOO/Za_stranicami_biologii.PDF?1518420195435 (дата обращения 25.05.2019).
  7. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Юный эколог» [Электронный ресурс] // https: //nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2017/09/11/rabochaya-programma-po-vneurochnoy-deyatelnosti-yunyy-ekolog (дата обращения 30.05.2019).
  8. Сивоглазов, В. И. Биология. Методические рекомендации. Примерные рабочие программы. 5–9 классы [Текст]: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. И. Сивоглазов. — М.: Просвещение, 2017.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
внеурочная деятельность
личностные результаты изучения курса «Биология»
направления внеурочной деятельности
Молодой учёный №29 (267) июль 2019 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 140-142):
Часть 2 (стр. 93-169)
Расположение в файле:
стр. 93стр. 140-142стр. 169

Молодой учёный