В современной российской школе переход к новой организации учебно-воспитательного процесса на основе образовательных стандартов второго поколения является основным событием. Стандарты общего образования нового поколения и иные нормативные документы указывают на тенденцию повышения роли воспитания. Это находит отражение в ориентации педагогов не только на предметные и метапредметные, но и на личностные результаты обучающихся во включении в число универсальных учебных действий тех, которые включены в основную образовательную программу общего образования программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, а также формируются вследствие реализации воспитательной функции обучения.
Ключевые слова: стандарт общего образования нового поколения, духовно-нравственное развитие и воспитание, уроки физики, универсальные учебные действия.
Духовно-нравственное развитие осуществляет в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству и миру в целом. Основной воспитательной задачей становиться формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности и толерантности.
Для формирования концептуальных ценностей личности необходимо показать через содержание обучения гуманистическую сущность научных знаний, подчеркнуть их нравственную ценность, сформировать творческие способности обучающихся, их мировоззрение, способствовать воспитанию высоконравственной личности, что является основной целью обучения.
Овладевая основами физики, обучающиеся приобщаются к таким компонентам культуры, как наука, научное знание, мышление и деятельность и этот социокультурный материал принимают, как духовное приобретение, как жизненно необходимый и важный элемент собственной культуры.
Освещать на уроках крупнейшие технические изобретения, знакомить с образцами решения технических задач, необходимо давать представление о плодотворности союза учёного и инженера, обращаться к основным вопросам глобальной экологии на примерах крупнейших экологических кризисов в природе. Всё это позволяет объяснить обучающимся губительное последствие для всего человечества нарушение условий внедрения и применения технических разработок. На конкретных примерах показывать обучающимся, что может физика как наука и учебный предмет дать им лично (знания, методы, подходы, оборудование) для ответственного и эффективного участия в решении проблем экологии. Решение экологических проблем в большей степени зависит от постановки экологического образования и воспитания подрастающих поколений. На уроках физики необходимо формировать у обучающихся современные научные взгляды на экологические проблемы, понимание их значимости в условиях стремительно развивающегося научно-технического прогресса, показывать научно-обоснованные способы уменьшения вредного воздействия хозяйственной деятельности человека на природу.
При изучении фундаментальных физических теорий и экспериментов, основных методов физических исследований необходимо обратить внимание обучающихся на то, как добываются, обосновываются и строятся научные знания, формируются мировоззренческие взгляды и убеждения относительно научной картины мира и её значимости для человека.
Сегодня российское общество переживает духовно-нравственный кризис. На своих уроках преподаватель должен стремиться воспитать из своих учениках настоящих патриотов своего Отечества, достойных граждан России, полезных для государства и семьи (на примере курса физика 7–8 класс; см. таблицу). Чтобы душа каждого обучающегося вобрала в себя лучшие качества человека-созидателя и творца, носителя нравственной чистоты, красоты, добра, справедливости, трудолюбия.
Физика, 7 класс
Раздел / Тема урока |
Формирование навыков ЗОЖ |
Духовно-нравственное воспитание |
Вопросы экологической культуры |
Вопросы профориентации |
Что изучает физика. Наблюдения и опыты. Физика и техника. Лабораторная работа «Определение цены деления измерительного прибора». |
Использование ИТБ для формирования знаний о безопасном поведении в природе и выполнении лабораторных и практических работ, опытов. |
Наука — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира. Красота природных объектов ‒ основа формирования эстетических взглядов. Знакомство с успехами страны в области физики и техники для формирования у учащихся чувства гордости за свою Родину. |
Усвоение ведущих идей, основных понятий и научных фактов о природе, на базе которых определяется оптимальное воздействие человека на природу сообразно с её законами. |
Расчет конструкций оружия, траекторий движения снарядов и ракет, расчёты аэродинамических возможностей самолетов, вертолётов. Военные вузы страны. |
Строение вещества. Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах. Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Агрегатные состояния вещества. Лабораторная работа «Измерение размеров малых тел». |
Использование правил ТБ для формирования знаний о безопасном поведении в жизни и выполнении лабораторных и практических работ, опытов. Диффузия в живой природе, её роль в питании и дыхании человека и живых организмов. Искусственное дыхание. Влияние влажности воздуха на самочувствие человека. |
Изучении фундаментальных физических теорий и экспериментов, основных методов физических исследований, как способа формирования мировоззренческих взглядов и убеждений относительно научной картины мира и её значимости для человека. |
Проникновение вредных веществ в почву. Распространение вредных газов. Моющие средства, применяемые в быту, промышленности и сфере обслуживания. |
Использование газов и ОВ в военном деле. Обслуживание и ремонт тепловых сетей, машинных котлов. Военные вузы страны. |
Механическое движение. Скорость тела. Графическое изображение механического движения. |
Безопасность дорожного движения, увеличение тормозного пути автомобиля на сырой дороге и во время гололёда. Безопасность поведения на дорогах. Дорога глазами водителя |
Изучении фундаментальных физических теорий и экспериментов, основных методов физических исследований, как способа формирования мировоззренческих взглядов и убеждений относительно научной картины мира и её значимости для человека. |
Разрушение почвенного покрова колёсами и гусеницами автомашин и танков. Загрязнение окружающего воздуха продуктами работы автомобильных двигателей. |
Расчёт конструкций оружия, траекторий движения снарядов и ракет. Автомобилестроение. Военные автомобильные вузы страны. |
Взаимодействие тел. Масса тела. Лабораторная работа «Измерение массы тела на рычажных весах». Лабораторная работа «Измерение объёма тела». Плотность вещества. Лабораторная работа «Определение плотности твёрдого тела». |
Использование правил ТБ для формирования знаний о безопасном поведении в жизни и выполнении лабораторных и практических работ, опытов. |
Изучении фундаментальных физических теорий и экспериментов, основных методов физических исследований, как способа формирования мировоззренческих взглядов и убеждений относительно научной картины мира и её значимости для человека. |
Взаимоотношения человека и окружающей среды. Использование физических знаний в жизни и деятельности человека. Овладение прикладными знаниями и практическими умениями изучения и оценки окружающей среды, принятие правильных решений по ее улучшению, способность предвидеть возможные последствия своих действий. |
Расчёт конструкций орудий, танков, самолетов, ракет стратегического назначения с использованием физики твердого тела. Расчёт траекторий ракет, самолетов, снарядов. Военные инженерные вузы (академия космической связи им. Можайского). |
Сила. Сила тяжести. Вес тела. Сила упругости. Сила трения. Сложение сил. Лабораторная работа «Градуирование пружины и измерение сил динамометром». Сложение сил. Сила трения. |
Правильность приземления во время прыжков с парашютом. Правила безопасного спуска на лыжах с гор. Предельно допустимая нагрузка поднимаемой тяжести для человека в разном возрасте. Увеличение тормозного пути автомобиля на сырой дороге и во время гололёда. |
Изучении фундаментальных физических теорий и экспериментов, основных методов физических исследований, как способа формирования мировоззренческих взглядов и убеждений относительно научной картины мира и её значимости для человека. |
Разрушение почвенного покрова колёсами и гусеницами автомашин и танков. Сознательное соблюдение норм поведения, исключающее нанесение вреда или ущерба природе. |
Войска ПВО, ракетные войска ‒ движение под действием нескольких сил. Военная медицина, успехи в изучении допустимых нагрузок на человека. Военные вузы страны. |
Давление. Давление газа. Закон Паскаля. Сообщающиеся сосуды. Атмосферное давление. Барометр-анероид. Манометры. Поршневой жидкостный насос. Гидравлический пресс. |
Влияние атмосферного давления на самочувствие человека. Использование манометра для измерения давления крови в сосудах человека. Использование поршневого жидкостного насоса для водоснабжения. |
Раскрытие ценностных аспекты физики как науки, проявляющиеся при взаимодействии с другими областями человеческой деятельности, анализ ценности самой жизни и проблемы самореализации личности человека на примерах творчества выдающихся учёных-физиков. |
Взаимоотношения человека и окружающей среды. Использование знаний для борьбы с засухой ‒ системы орошения почвы, артезианские колодцы. |
Конструирование и обслуживание гидроэлектростанций. Военная медицина, изучение сердечно-сосудистых заболеваний. Военные медицинские вузы страны. |
Действия жидкостей и газов на погруженное в них тело. Архимедова сила. Лабораторная работа «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело». Условия плавания тел. Плавание судов. Воздухоплавание. |
Значение выполнения правил гигиены для охраны здоровья. Использование правил ТБ для формирования знаний о безопасном поведении в жизни и выполнении лабораторных и практических работ, опытов. Правила поведения человека на воде, оказание первой медицинской помощи. |
Изучении фундаментальных физических теорий и экспериментов, основных методов физических исследований, как способа формирования мировоззренческих взглядов и убеждений относительно научной картины мира и её значимости для человека. |
Усвоение ведущих идей, основных понятий и научных фактов о природе, на базе которых определяется оптимальное воздействие человека на природу сообразно с ее законами. Использование знаний для борьбы с загрязнением рек, водоемов, морей. |
Факультеты судоводителей в военно-морских ВУЗах. Лётные военные вузы ‒ использование подъёмной силы крыла, расчёт массы груза и т. д. Инженерная служба при расчётах аэродинамических возможностях самолётов. |
Механическая работа. Мощность. Простые механизмы. Момент силы. Лабораторная работа «Выяснение условий равновесия рычага». Блок. КПД механизмов. Энергия. |
Использование правил ТБ для формирования знаний о безопасном поведении в жизни и выполнении лабораторных и практических работ, опытов. |
Изучении фундаментальных физических теорий и экспериментов, основных методов физических исследований, как способа формирования мировоззренческих взглядов и убеждений относительно научной картины мира и её значимости для человека. Патриотическое воспитание на примере жизни и деятельности ученых-соотечественников. |
Усвоение ведущих идей, основных понятий и научных фактов о природе, на базе которых определяется оптимальное воздействие человека на природу сообразно с её законами. Использование знаний для борьбы с загрязнением окружающей среды отходами работы тепловых двигателей. |
Автомобилестроение. Расчёт показателей мощности военной техники. Военные автомобильные вузы страны. Военная медицина, успехи в изучении допустимых нагрузок на скелет, суставы человека. Военные медицинские вузы страны. |
Физика, 8 класс
Раздел / Тема урока |
Формирование навыков ЗОЖ |
Духовно-нравственное воспитание |
Вопросы экологической культуры |
Вопросы профориентации |
Тепловое движение. Температура. Внутренняя энергия и способы ее изменения. Виды теплопередачи. Количество теплоты. Удельная теплоёмкость. Лабораторная работа «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры». Энергия топлива. Закон сохранения внутренней энергии. |
Использование ИТБ для формирования знаний о безопасном поведении в природе и выполнении лабораторных и практических работ, опытов. Способы терморегуляции тела человека. Роль испарения при понижении температуры во время болезни и охлаждения продуктов летом в походе. |
Изучении фундаментальных физических теорий и экспериментов, основных методов физических исследований, как способа формирования мировоззренческих взглядов и убеждений относительно научной картины мира и её значимости для человека. |
Усвоение ведущих идей, основных понятий и научных фактов о природе, на базе которых определяется оптимальное воздействие человека на природу сообразно с ее законами. Использование знаний для борьбы с загрязнением окружающей среды отходами работы тепловых двигателей. |
Автомобилестроение. Расчёт показателей мощности, КПД военной техники. Военные автомобильные вузы страны. Военная медицина, Способы терморегуляции тела человека. Роль испарения при понижении температуры Военные медицинские вузы страны. |
Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание. Удельная теплота плавления кристаллических тел. Лабораторная работа «Измерение удельной теплоёмкости твёрдого тела». |
Использование правил ТБ для формирования знаний о безопасном поведении в жизни и выполнении лабораторных и практических работ, опытов. |
Изучении фундаментальных физических теорий и экспериментов, основных методов физических исследований, как способа формирования мировоззренческих взглядов и убеждений относительно научной картины мира и её значимости для человека. |
Взаимоотношения человека и окружающей среды. Использование физических знаний в жизни и деятельности человека. Использование знаний при борьбе с паводками и наводнениями. |
Обслуживание и ремонт тепловых сетей, машинных котлов. Военные вузы страны. |
Испарение и конденсация. Кипение. Влажность. Удельная теплота парообразования и конденсации. Двигатель внутреннего сгорания (ДВС). Тепловые двигатели |
Влияние влажности воздуха на самочувствие человека. Безопасность человека при эксплуатации тепловых двигателей. |
Раскрытие ценностных аспектов физики как науки, проявляющиеся при взаимодействии с другими областями человеческой деятельности, анализ ценности самой жизни и проблемы самореализации личности человека на примерах творчества выдающихся учёных-физиков. |
Загрязнение окружающего воздуха продуктами работы автомобильных двигателей внутреннего сгорания. Использование знаний для борьбы с загрязнением окружающей среды отходами работы тепловых двигателей. |
Использование газов и ОВ в военном деле. Обслуживание и ремонт тепловых сетей, машинных котлов. Расчёт конструкций орудий, танков, самолетов, ракет стратегического назначения с использованием физики твердого тела. Автомобилестроение. Военные автомобильные вузы страны. |
Электризация тел. Электрическое поле. Строение атома. Электрический ток. Электрическая цепь. Действия электрического тока. Сила тока. Напряжение. Лабораторная работа «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в её различных участках». Электрическое сопротивление. |
Использование правил ТБ для формирования знаний о безопасном поведении в жизни и выполнении лабораторных и практических работ, опытов. Правила безопасной работы с электроприборами в училище и дома. Значение безопасного напряжения и силы тока. Оказание помощи при поражении током. Правила безопасной работы с электроприборами в училище и дома. Значение безопасного напряжения и силы тока. Оказание помощи при поражении током. |
Изучении фундаментальных физических теорий и экспериментов, основных методов физических исследований, как способа формирования мировоззренческих взглядов и убеждений относительно научной картины мира и её значимости для человека. |
Взаимоотношения человека и окружающей среды. Использование физических знаний в жизни человека. Электризация одежды, ковров, линолеумов. Статическое элеатричество и борьба с ним. |
Расчет конструкций орудий, танков, самолетов, ракет стратегического назначения с использованием электрических схем. Военные инженерные вузы страны. |
Закон Ома для участка цепи. Лабораторная работа «Регулирование силы тока реостатом». Лабораторная работа «Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра». Последовательное соединение проводников. Параллельное соединение проводников. |
Использование правил ТБ для формирования знаний о безопасном поведении в жизни и выполнении лабораторных и практических работ, опытов. Правила безопасной работы с электроприборами в училище и дома. Значение безопасного напряжения и силы тока. Оказание помощи при поражении током. |
Знакомство с успехами страны в области физики и техники для формирования у учащихся чувства гордости за свою Родину. Анализ ценности самой жизни и проблемы самореализации личности человека на примерах творчества выдающихся учёных-физиков. |
Взаимоотношения человека и окружающей среды. Использование физических знаний в жизни человека. Электризация одежды, ковров, линолеумов. Вредные действия тока на живой организм. |
Эксплуатация и ремонт электрического оборудования. Военные инженерные вузы страны. |
Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля — Ленца. Лабораторная работа «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе». Лабораторная работа «Измерение КПД установки». |
Последствия короткого замыкания. Предохранители и вред «жучков». Заземление. Правила поведения во время грозы. Правила безопасной работы с электроприборами в школе и дома. |
Изучении фундаментальных физических теорий и экспериментов, основных методов физических исследований, как способа формирования мировоззренческих взглядов и убеждений относительно научной картины мира и её значимости для человека. |
Взаимоотношения человека и окружающей среды. Использование знаний для борьбы с вредным воздействием электрического поля. |
Расчёт конструкций орудий, танков, самолетов, ракет стратегического назначения с использованием электрических схем. Военные инженерные вузы страны. |
Магнитное поле. Электромагниты. Постоянные магниты. Электрический двигатель. Лабораторная работа «Изучение электрического двигателя постоянного тока». |
Правила поведения возле опор высокого напряжения, трансформаторных будок. Биоэлектропотенциалы. Правила поведения около проводов высокого напряжения, если провод соприкасается с землёй или повис над землёй. |
Раскрытие ценностных аспекты физики как науки, проявляющиеся при взаимодействии с другими областями человеческой деятельности, анализ ценности самой жизни и проблемы самореализации личности человека на примерах творчества выдающихся учёных-физиков. |
Взаимоотношения человека и окружающей среды. Использование знаний для борьбы с вредным воздействием электромагнитного поля большой интенсивности. |
Радиомеханика по обслуживанию и ремонту радиотелевизионной и радиолокационной аппаратуры. Военные вузы страны, академия космической связи. |
Прямолинейность распространения света. Отражение света. Преломление света. Линзы. Изображение, даваемое линзой. Лабораторная работа «Получение изображения с помощью линзы». |
Использование правил ТБ для формирования знаний о безопасном поведении в жизни и выполнении лабораторных и практических работ, опытов. Соблюдение норм освещённости кабинетов. Соблюдение режима работы электрических ламп высокой интенсивности (проекторов к интерактивным доскам) |
Изучении фундаментальных физических теорий и экспериментов, основных методов физических исследований, как способа формирования мировоззренческих взглядов и убеждений относительно научной картины мира и её значимости для человека. |
Понимание многосторонней ценности природы как источника материальных и духовных сил общества каждого человека. Активизация деятельности по улучшению окружающей природной и преобразованной среды, участие в пропаганде современных идей охраны природы. |
Оптические системы военных кораблей, самолетов, подводных лодок, перископы танков. Приборы ночного видения инфракрасных и ультрафиолетовых спектров. Военные вузы страны. |
Литература:
- Болотова В. С. Формирование универсальных учебных действий на уроке физики.
- Борытко Н. М., Соловцова И. А. Этическое воспитание в русской культурно-педагогической традиции // Под сводами православной культуры. — Волгоград, 2006.
- Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. — М.: Просвещение, 2009. — 24 с.
- Ивашкин Д. А. Освоение метода познания на уроках физики: ж. Физика в школе / Изд. Первое сентября. — № 14 — С. 23–25, 2011.
- Лузина Л. М. Теория воспитания: философско-антропологический подход / Лузина Л. М. ‒ Псков: ПГПИ им. С. М. Кирова, 2000.
- Новое воспитание в новой школе / Н. Е. Щуркова, М. И. Мухин, А. В. Желаннова ‒ М.: Издательство «АРКТИ», 2012. — 200 с.
- Соловцова И. А. Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся в основной общеобразовательной школе: учебно-методическое пособие / Карпова О. С., Мелентьева И. Б., Никитенко С. Н., Берсенева Т. В., Сиротина Е. А., Мелихова Ю. А.; под ред. Соловцовой И. А. ‒ Волгоград.
- Соловцова И. А. Духовное воспитание школьников: проблемы, перспективы, технологии: Учебно-методическое пособие для педагогов и студентов. — Волгоград: Издательство ВГИПК РО, 2004. — 160 с.