В статье рассматриваются методы и способы формирования патриотизма у курсантов при обучении физике.
Ключевые слова : патриотизм, физика, обучение, воспитание.
С давних времён известно, что сильная Россия никому в Западной Европе не нужна. Её мощь вызывает только ненависть и злобу геополитических противников. В городе Ялта на мраморном пьедестале памятника российскому императору Александру III Миротворцу, который стремился к созданию сильного государства, высечено его изменённое изречение: «У России есть только два союзника — её армия и флот». И сегодня в условиях проведения специальной военной операции эти слова справедливы.
История народов, населяющих нашу необъятную страну, свидетельствует о невозможности создания сильного государства, привития людям понимания гражданского долга, если не опираться на принцип привязанности к родине, преданности ей и готовности к жертвам ради нее.
Имеющая духовный характер ценностно-ориентированная деятельность является основой воспитания ответственного высоконравственного патриота своей Родины при обучении [1, с. 19].
В настоящее время резко активизировали свою пропаганду экстремистские группировки, исповедующие космополитические, националистические и шовинистические идеи. Они охватили весь мир, особенно территории локальных боевых действий и «замороженных» конфликтов. Вследствие этого современная Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, отраженная в нормативных правовых актах [2–4], резко повысила роль воспитательной деятельности в становлении высоконравственной личности. Особый акцент сделан на патриотическом воспитании в учебном процессе [2, с. 5]. Следовательно, формирование патриотизма у курсантов военных вузов при обучении физике является первоочередной задачей, решение которой позволит повысить их ответственность за будущее РФ, её территориальной неприкосновенности и безопасности.
Физика — это фундаментальная точная наука, способствующая успешному освоению курсантами специальных дисциплин, формированию научного мышления и самостоятельному совершенствованию в будущей профессиональной деятельности военных инженеров.
Объектом изучения физики является многообразие природы, поэтому к оценке результатов исследования физических законов неприменимы нравственные категории (например, нормы поведения, принципы, идеалы). Однако сам человек, подвергая научному рассмотрению или воплощая физические знания в разработку и эксплуатацию конкретных технических устройств, является результатом эволюции материального мира.
Обучение физике как целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования учебной деятельности по овладению знаниями, умениями, навыками способно эффективно формировать патриотические ценности у курсантов, направленные вовне (достойное выполнение воинского долга, уважение к закону, стремление защитить интересы страны).
Развитие и воспитание в учебном процессе обращены к подсознанию, интуитивному восприятию окружающего мира, к человеческой психике. Их методы (приказание, требование, наказание, подчинение курсанта командиру, поощрение) принципиально отличаются от методов обучения (моделирование, алгоритмизация). Они труднее поддаются формализации и не используют принципы дидактичности и декларативности обучения [5, с. 64].
Курс физики играет немаловажную роль в формировании патриотизма у курсантов при знакомстве с открытием физических явлений, созданием техники, с разработкой российскими учёными физических принципов её функционирования. Изучение физики на всех видах аудиторных занятий проводится с использованием мультимедийных и интерактивных методов, которые способствуют формированию чувства гордости за достижения своей родины, принадлежности к общности и стремление защищать интересы своей страны, развитие аналитических навыков и критического мышления.
Рассмотрим методику изложения учебного материала по физике как основы инженерных специальностей военного вуза, позволяющую упорядочить деятельность обучающего и обучающегося по достижению поставленных целей обучения, развития и воспитания. Она имеет вектор развития всего процесса с чёткой военно-прикладной направленностью. Проанализируем, как решается эта проблема в преподавании физики для будущего офицера-специалиста в области эксплуатации и восстановления электросистем пилотажно-навигационных аппаратов.
Все разделы курса физики целиком соответствуют данной специальности. Их изучению отводится максимально возможное время в рамках программы и сопровождается большим количеством задач и примеров, где рассматриваются современные виды вооружения и военной техники. Это новые российские разработки такие, как универсальный межвидовой планирующий боеприпас «летающая бомба», пучковое и лазерное оружие, лазеры и мазеры для связи, сверхзвуковое оружие, беспилотные летательные аппараты (БПЛА), ступор для борьбы с БПЛА (электромагнитное ружье).
При рассмотрении вопросов практического применения изучаемого учебного теоретического материала мы подчеркиваем, что российские военные разработчики продолжают совершенствовать и модернизировать применяемое в зоне спецоперации оружие и технику на основе физических принципов, которые не применялись ранее.
Приведем в качестве примера изучение электростатики. Изложение учебного материала на лекциях сопровождаем различными примерами. Одной из опасностей для летательного аппарата является природное явление такое, как гроза. В результате трения о воздух металлической поверхности самолёта в полёте на ней накапливается статический электрический заряд порядка 300 мкКл и потенциал достигает 300 кВ. В результате ухудшается работа радиосвязи, наблюдается сбой цифровой аппаратуры и повреждение бортовой электроники. На самолёте для борьбы с электрическим разрядом в полёте используют ряд устройств: 1) электростатический разрядник; 2) носовой обтекатель из композиционных материалов; 3) металлические перемычки, соединяющие отдельные элементы наружной обшивки самолёта, а неметаллические элементы покрывают тонким слоем металлов или сплавов для снижения модуля электрического сопротивления; 4) металлический корпус.
Электростатический разрядник представляет собой резистор с сопротивлением от 10 МОм до 100 МОм. Он используется для снятия с поверхности самолёта в полёте электростатического заряда. Электростатические разрядники устанавливают группами на выступающих частях самолёта. На вертолётах такой способ защиты не применяется.
Во втором способе при ударе молнии в летательный аппарат весь электрический разряд принимается обтекателем, переносится на корпус и стекает с хвостовой части самолёта.
В третьем способе электростатической защиты корпус самолёта состоит из плотно прилегающих друг к другу металлических листов. Это замкнутый проводящий контур для экранирования внешнего электрического поля согласно явлению электростатической индукции, в случае попадания летательного аппарата во внешнее электрическое поле.
Все способы электрической защиты, открытые М. Фарадеем, усовершенствованы российскими учёными и конструкторами в авиации РФ.
При изучении электрического двигателя мы обращаем внимание, что первый комплект электрического оборудования (аккумулятор, лампы накаливания, светильники, прожектора) на «электролёте» (вертолёте) был предложен русским электротехником А. Лодыгиным в 1869 году. Создатель первого в мире самолёта А. Можайский в 1879 году для работы разработанного им двигателя использовал энергию электрической искры.
Дополнительная информация может относиться к личности российского учёного (например, таких как М. Ломоносов, Д. Иваненко, Д. Менделеев, А. Попов, И. Курчатов, Д. Дьяков, М. Поляков, В. Петров), внесшего значительный вклад в науку и технику по рассматриваемой тематике, что способствует воспитанию патриотизма, гордости за отечественную науку и технику.
Очевидно, что данный способ усиления профессиональной направленности и воспитания патриотизма далеко не исчерпан и нуждается в дальнейшем совершенствовании.
Литература:
- Гревцева Г. Я. Педагогические условия воспитания патриотизма обучающихся: теоретический и практический аспекты // Вестник ЮУрГУ — 2023. — № 3. — с. 18–31.
- Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996 р. — http://www. consultant.ru/document/ consdoc LAW180402/ (дата обращения: 23.02.2023).
- Паспорт федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». — https://rso.kuz-edu.ru/patrioticheskoe-vosp-about.
- Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» // Рос. газ. Федер. вып. № 17 (8228). — https://rg.ru/documents/2020/08/07/ob-obrazovanii-dok.html
- Кадменский В. Г. Проблемы гуманизации высшего образования//Актуальные проблемы гуманитаризации высшего образования: Материалы научно-методической конференции. — Воронеж: Воронежский государственный университет, 2000. — С.64–68.