Концепцией модернизации российского образования, принятой Правительством РФ, предусматривается профильное обучение и ставится задача создания «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования» [1].
Профильные классы формируются на конкурсной основе из учащихся — выпускников 9 класса. «Реализация идеи профильности старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора — предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности» [2, с. 30]. Важным этапом в осуществлении этого выбора является предпрофильная подготовка, где большое внимание уделяется диагностической, информационной, профориентационной работе с девятиклассниками.
Предпрофильная подготовка создает образовательное пространство, которое способствует самоопределению девятиклассников, через организацию курсов по выбору, информационную работу, профильную ориентацию и профориентационную работу. Основная задача предпрофильной подготовки — комплексная работа с учащимися для выбора дальнейшего пути обучения. Именно поэтому предпрофильная подготовка является важным компонентом профильного образования [3, с. 15].
В соответствии с ФГОС второго поколения содержание программы элективного курса должно:
1) соответствовать концепции профильной школы;
2) иметь практическую направленность;
3) обладать логикой построения и подачи учебного материала;
4) быть хорошо структурированной и связной по содержанию;
5) быть реалистичной по времени и затраченным ресурсам;
6) предполагать активные методы обучения, дающие учащимся осознанно и объективно сделать выбор для продолжения образования;
7) иметь определенную степень новизны;
8) обладать некоторой степенью обобщенности содержания, что позволяет развивать общеучебные и предметные умения и навыки.
На основе выделенных требований мы разработали программу элективного курса — «Физика вокруг нас», который будет проводиться в рамках предпрофильной подготовки учащихся 6-го класса. Данный курс содержит материал, который знакомит учащихся 6-го класса с законами и явлениями физики, изучаемыми на первой ступени курса естествознания. Главная задача — формирование устойчивого интереса к изучению физики.
Цель программы: создание условий для развития разносторонних интересов и способностей учащихся, активизация их познавательного интереса на первом пропедевтическом этапе предпрофильной подготовки по физике.
Задачи:
‒ привить интерес к предмету, к добыванию знаний с учетом возраста детей и их способностей;
‒ создать условия для формирования и развития универсальных учебных действий (УУД): познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных;
‒ раскрыть межпредметные связи между физикой и математикой, биологией, валеологией, технологией;
‒ познакомить учащимся с понятиями: физическая величина, измерительные приборы, методы измерения, экспериментальное исследование;
‒ представить физические явления на примерах бытовых ситуаций, что поможет школьникам разобраться в сложных законах физики;
‒ воспитать уважение к деятелям науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры.
Элективный курс «Физика вокруг нас» играет большую роль в предпрофильной подготовке учащихся. Он относится к пробным элективным курсам и является предметно-ориентационным, что позволяет школьникам уже на первой ступени обучения в средней школе задуматься, о выборе будущего профиля в старших классах.
Курс рассчитан на 34 часа, половина учебного времени выделяется на практические и лабораторные занятия. Оценке подлежат рисунки с описанием экспериментов, решения задач, описание и представление домашних экспериментов, итоговые проекты.
В соответствие с ФГОС второго поколения, после завершения элективного курса учащиеся приобретут следующие умения:
‒ личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.
‒ метапредметные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
‒ предметные: знать основные вводные понятия физики, выполнять прямые измерения физических величин.
Формы проведения занятий курса
Изложение материала программы имеет нетрадиционный характер. Уроки представлены в виде компьютерных презентаций. С учетом возраста занятия проходят, в основном, в форме дидактической игры и эвристической беседы. Большое внимание уделяется эксперименту, в ходе проведения курса ученики выполняют лабораторные работы. В рамках отдельных тем подобраны занимательные опыты, которые позволяют проводить небольшие исследования. Также на одном из уроков ученики изготовляют мини-макет солнечной системы. В качестве форм контроля используется метод проектов.
Учебно-тематический план курса
№ п/п |
Наименование темы |
Общее кол-во часов |
В том числе |
|
теор. занятия |
практ. занятия |
|||
1 |
Введение вфизику. Тела и вещества. Измерительные приборы. Человек преобразует природу. |
2 ч |
1 ч |
1 ч Лаб. работа: «Определение размеров физического тела» |
2 |
Тело ивещество. Форма, объём, цвет, запах. Состояние вещества. Строение вещества. Движение частиц вещества. Взаимодействие частиц вещества. Взаимодействие тел. Сила. Разнообразие сил. |
10 ч |
5 ч |
5 ч Лаб. работы: 1) «Сравнение характеристик тел» 2) «Наблюдение делимости вещества» 3) «Наблюдение диффузии» 4) «Наблюдение горения» 5) «Наблюдение возникновения сил» |
3 |
Физические явления. ‒ Механические: наблюдение относительности движения; звук, звуки живой природы, голоса людей, птиц, звучание музыкальных инструментов и голосов певцов. ‒ Тепловые: тепловое расширение, плавление и кристаллизация, испарение и конденсация. ‒ Световые: источники света, свет и тень, отражение и преломление света, глаз и очки, цвет, радуга. |
12 ч |
6ч |
6 ч 2ч Решение задач. 3ч Лаб. работы: 1) «От чего зависит скорость испарения» 2) «Наблюдение охлаждения жидкости при испарении» 3) «Отливка игрушечного солдатика» 1ч Подготовка итоговых проектов |
4 |
Человек иприрода. Древняя наука Астрономия. В мире звезд. Солнце. Луна. Космические исследования. |
4 ч |
2 ч |
2 ч Изготовление мини-макета Солнечной системы |
5 |
Земля— место обитания человека. Строение земного шара. Гидросфера. Исследования морских глубин. Атмосфера. Атмосферные явления. Человек дополняет природу: — механизмы; — двигатели; — микрофон и громкоговоритель; — радио и телевизор; — материалы для современной техники (кристаллы, полимеры, резина, каучук) Загрязнение окружающей среды. |
6 ч |
3 ч |
3 ч 2 ч Лаб. работы: 1) «Выращивание кристаллов» 2) «Распознание химических и природных волокон» 1 ч Защита проектов |
Итого: |
34 ч |
17 ч |
17 ч |
|
Планируемые результаты образования
Учащиеся в результате изучения данного курса:
‒ должны иметь представление о строении вещества, сходство и различие разных состояний веществ;
‒ должны знать физические явления и их признаки;
‒ должны уметь объяснять устройство и пользоваться простейшими приборами (линейка, мензурка, термометр), определять размер физического тела, измерять температуру воздуха и воды, описывать свойства тел по размеру, форме, веществу
‒ должны овладеть навыками проектной деятельности;
‒ должны освоить виды деятельности, направленные на формирование УУД;
Виды деятельности, направленные на формирование УУД
Формируемые УУД |
Виды деятельности |
1.1Умение сравнивать: 1.2 Умение анализировать 1.3 Умение делать выводы 1.4 Умение схематизировать |
|
2.1 адекватно воспринимать себя 2.2 ставить цель деятельности 2.3 определять результаты деятельности 2.4 соотносить результаты с целью деятельности 2.5 выявлять наличие ошибок в собственных действиях 2.6 описывать прожитую ситуацию 2.7 соотносить и сравнивать приобретённые умения с имевшимися ранее 2.8 прогнозировать перспективы своего развития 2.9 возвращаться назад и оценивать правильность выбранного плана 2.10 осуществлять пошаговую организацию деятельности 2.11 определять и анализировать причины своего поведения 2.12 оценивать собственную позицию 2.13 анализировать прожитые ситуации 2.14 представить себя на месте другого 2.15 определять причины действий другого субъекта в процессе взаимодействия 2.16 учитывать действия других в своих поведенческих стратегиях; 2.17 прогнозировать последующий ход действий 2.18 самоопределяться в рабочей группе 2.19 следовать задаче, поставленной в группе 2.20 принимать ответственность за происходящее в группе 2.21 определять основания деятельности |
|
3.1 слушать, вникать в суть услышанного и поставить вопрос к услышанному 3.2 самостоятельно изучать литературу (умение читать с пониманием) 3.3 выражать свои мысли в письменной форме точно, без искажения 3.4 выражать свои мысли в устной форме точно, без искажения. |
|
4.1личностное, профессиональное, жизненное самоопределение 4.2смыслообразование |
|
Основываясь на вышеизложенном, можно сказать, что предпрофильная подготовка учащихся по физике является важной ступенью к выбору будущего профиля, а значит и будущей профессии. Чем раньше задуматься о выборе будущего профиля, тем больше гарантия того, что ребенок не ошибется в выборе будущей профессии и сможет социально адаптироваться в сложной экономической ситуации.
Литература:
- О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года [электронный ресурс] — URL: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_02/393.html (дата обращения 11.04.2018)
- ПРОФИЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: опыт реализации. В 3 частях. Часть 1. Педагогика профильной школы. Учебно-методическое пособие / Под ред. С. В. Кривых. — М.: ИПК СПО, 2007.
- Теория и практика организации предпрофильной подготовки / Под ред. Т. Г. Новиковой. — М.: АП-КиПРО, 2003.
- Элективные курсы в системе предпрофильного и профильного обучения [электронный ресурс] — URL: http://festival.1september.ru/articles/416613/ (дата обращения 11.04.2018).