Пропедевтический курс физики в рамках дополнительного образования
Автор: Лебедева Евгения Игоревна
Рубрика: Внешкольное (дополнительное) образование и воспитание
Опубликовано в Образование и воспитание №4 (19) октябрь 2018 г.
Дата публикации: 03.10.2018
Статья просмотрена: 766 раз
Библиографическое описание:
Лебедева, Е. И. Пропедевтический курс физики в рамках дополнительного образования / Е. И. Лебедева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 4 (19). — С. 37-40. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/101/3594/ (дата обращения: 16.12.2024).
В данной статье описывается пропедевтический курс физики в рамках дополнительного образования, реализованный на базе Арзамасского филиала ННГУ им. Лобчаевского. Раскрывается способ повышения интереса учащихся 5 класса к физике, основываясь на возрастные особенности школьников. Рассматривается пример одного урока из данного курса.
Ключевые слова: физические понятия, интерес к обучению, учащиеся, экспериментальные задачи, явления, деятельность.
Физика является одними из фундаментальных, основополагающих наук. По определению из Большого Энциклопедического Словаря, физика — наука о природе, изучающая простейшие и вместе с тем наиболее общие свойства материального мира [1, с. 1027]. Эта точная, основанная на строгих логических рассуждениях, дисциплина входит в обязательную программу школ, что озадачивает многих учащихся. Действительно, зачем людям, которые выбрали будущую профессию гуманитарной или общественной направленности знание физики? Ведь они не имеют, на первый взгляд, ничего общего с математическими расчетами, да и физические (определения) не имеют в них отражение.
С некоторыми физическими понятиями учащиеся знакомятся в начальной школе в процессе прохождения курса окружающего мира (или природоведения). До 1991 года в СССР предмет Природоведения изучался со второго по четвертый классы. Изучение «Природоведения» проходило в основном по учебникам Л. Ф. Мельчакова [2, с. 98]. Программы второго и третьего класса знакомили детей с биологическими и географическими знаниями, а также давали основы охраны труда и жизнедеятельности. В четвертом классе обучающиеся рассматривали Землю в качестве части Солнечной системы. Они знакомились с базовыми астрономическими понятиями, изучали влияние других планет, звезд, спутников на нашу планету. Помимо этого, им давали определения неживой и живой природы, тела и вещества, нагревание и охлаждение веществ, и многие другие основные понятия физики [7, с. 230].
С 1991 года в России «Природоведение» сменил предмет «Окружающий мир», программа которого изучается с первого по четвертый классы (с 2013 года по пятый класс). Программу разработал А. А. Плешаков, по учебникам которого преподают в школах до сих пор [2, с. 98]. В отличие от советской программы, основной целью новой является экологическое воспитание и образование школьников. Дети изучают многообразие природы, влияние человека на неё и, напротив, воздействие измененной среды на человека. Если рассмотреть именно физические представления, то в первом классе программа подразумевает знакомство с дисперсией («Почему радуга разноцветная?») и астрономическими понятиями («Почему Солнце светит днем, а звёзды — ночью?», «Почему Луна бывает разной?») [3, с. 91]. Во втором классе дети знакомятся с определениями живой и неживой природы, с явлениями природы [4, с. 74]. Изучение физических понятий более обширно представляется в третьем классе [5, с. 92]. Программа А. А. Плешакова знакомит детей с телами, веществами, частицами, а также с разнообразием веществ. В то время как в четвертом классе основную часть образовательного процесса занимает гражданское и географическое обучение [6, с. 61].
Как основной предмет физику вводят в седьмом классе. Изучение этой дисциплины имеет важное место при подготовке учащихся к жизни в современном мире, а так же способствует формированию их естественнонаучного мировоззрения. Не менее важно то, что дети осваивают экспериментальные методы исследования окружающей действительности, получают навыки постановки эксперимента, развивают дедуктивные и индуктивные способности.
При изучении физики у многих учащихся возникает барьер, мешающий пониманию и последующему усвоению и закреплению материала. Как правило, он обусловлен скудно развитым абстрактным мышлением и необходимостью изучать материал на математическом языке. С подобными проблемами сталкиваются учащиеся и на уроках математики, начиная с 8 класса. Помимо этого, наблюдается снижение интереса детей к процессу обучения, в общем. В этом возрасте, если подросток чего-то не понимает, то и не старается понять. Ему проще убежать от проблемы, чем решить её [9, с. 46].
Все это обусловлено особенностями детей младшего подросткового возраста (12–14 лет по Д. Б. Эльконину). Ведущим видом деятельности в этом возрасте является интимно-личностное общение со сверстниками. Учеба, потребность в самопознании уходит на задний план. Очень у многих детей именно в этом возрасте начинаются проблемы с учебой в школе [9, с.39].
У детей в возрасте с 7 до 11 лет, иначе, преобладающей деятельностью является учебная. Это период усвоения знаний, формирования системы мотивов учения, раскрытия индивидуальных способностей, развития умения учиться. Поэтому младший школьный возраст являемся наиболее продуктивным в плане усвоения знаний [9, с. 39].
По возрастной периодизации Д. Б. Эльконина учащиеся 5 класса (10–11 лет) принадлежат младшему школьному возрасту. У этих детей всё ещё сохраняется жажда в познании, интерес к учебе и авторитет в лице учителя [9, с. 41]. Большим бонусом к этому является то, что они уже владеют всему базовыми знаниями, которые дают в начальной школе. Дети ещё не имеют представлений о физике, как об отдельной науке. Но, у них есть определенные знания о физической составляющей нашего мира, данные им в процессе изучения курса начальной школы «Окружающий мир». Основной государственной программы по физике за 5–6 класс отсутствует, вследствие чего многие знания, полученные в начальной школе, забываются к 7 классу. Поэтому для обучения в «Академии точных наук», созданной на базе физико-математического факультета Арзамасского филиала ННГУ им. Н. И. Лобачевского, приглашаются ученики 5го класса.
Целью академии является формирование представлений о физике как методе познания действительности. В процессе её реализации мы решаем следующие задачи:
- ознакомление учащихся с основными понятиями физики;
- развитие практических навыков, в том числе навыка постановки эксперимента;
- побуждение детей к самостоятельной деятельности;
- формирование аналитического, абстрактного и творческого мышления.
Занятия проходят раз в неделю, по субботам.
Обучение проводится на основе пособия Масленниковой С. В. «Физика 5 класс». Оно представляет собой рабочую тетрадь, где детям предлагается отправиться в путешествие по «увлекательному» миру физики в компании двух друзей — Любознайки и Изучалкина. Пособие содержит в себе множество черно-белых иллюстрации, на которых Любознайка и Изучалкин познают законы физики, изучают различные явления, проводят опыты. Учащимся предлагается раскрасить эти изображения по своему усмотрению на занятии, что обеспечивает смену деятельности в процессе обучение и подпитывает интерес детей к нему [8].
Программа пропедевтического курса адаптирована для понимания детьми 10–11 лет. Основные понятия из физики, которые изучают в 7 классе, расписаны на простом, понятном для учащихся 5 класса, языке.
Содержание учебного курса [8, с.79]:
Урок № 1. Мир, в котором мы живем.
Урок № 2. Как изучают явления природы?
Урок № 3. Как планируется и ставится физический эксперимент?
Урок № 4. Как производятся измерения?
Урок № 5. Как измеряют линейные размеры тел?
Урок № 6. Как и для чего измеряют площадь и объём?
Урок № 7. Как измеряют объём жидкости?
Урок № 8. Как измеряют объём твёрдого тела произвольной формы?
Урок № 9. Инерция и инертность. Масса тела.
Урок № 10. Как измеряют массу тела?
Урок № 11. Взвешивание.
Урок № 12. Строение вещества.
Урок № 13. Движение молекул.
Урок № 14. Взаимодействие молекул.
Урок № 15. Состояния вещества.
Урок № 16. Смачивание и несмачивание.
Урок № 17. Плотность вещества.
Урок № 18. Экспериментальное определение плотности вещества.
Урок № 19. Механическое движение
Урок № 20. Равномерное и неравномерное движение.
Урок № 21. Взаимодействие тел.
Урок № 22. Сила упругости и вес.
Урок № 23. Как измеряют силу?
Урок № 24. Трение.
Урок № 25. Равновесие тел.
Урок № 26. Простые механизмы (рычаг).
Урок № 27. Простые механизмы (блок и наклонная плоскость).
Урок № 28. Давление твердых тел.
Один урок составляет 2 академических часа.
Каждое занятие предусматривает не только усвоение теоретического материала, но и выполнение небольших экспериментальных заданий. Учащиеся должны поставить эксперимент, занести полученные данные в специально отведенное для этого поле в рабочей тетради, а также самостоятельно сделать выводы.
Особое внимание уделяется самостоятельной работе учащихся. После каждого занятия им на дом даются определенные упражнения по теме урока. Помимо домашних заданий, которые даются в рабочей тетради, когда промежуток между занятиями больше недели (ввиду праздников) детям раздаются карточки с различными простыми экспериментами. На них написано, какое оборудование необходимо для проведения опыта, ход эксперимента, его результаты и объяснение результата. У каждого ребенка свой индивидуальный эксперимент, который он должен провести в домашних условиях и создать по нему презентацию (с фотографиями каждого этапа опыта).
Помимо рабочей тетради учащиеся ведут индивидуальные дневники, в которые после каждого урока записывают, что они изучили, чего нового узнали, понравилось ли им занятие, сложно ли было и отвечают на другие подобные вопросы. За выполнение домашнего задания дети получают наклейки с эмблемой «Академии», как в дневник, так и в рабочей тетради.
Рассмотрим подробнее урок № 1 «Мир, в котором мы живём».
Цель: сформировать общие представления у учащихся об окружающем мире, природе с позиции физики.
Задачи:
- Обучающая: рассмотреть базовые понятия физики, а именно: вещество, физические явления, законы природы.
- Развивающая: формирование научного мышления у учащихся;
- Воспитательная: воспитание самостоятельности через организацию индивидуальной деятельности.
Оборудование: рабочие тетради, карандаши, проектор.
Время проведения урока — 90 минут.
Структура урока:
- Организационный этап (5 минут);
- Актуализация знаний (18 минут);
- Первичное усвоение новых знаний (20 минут);
- Первичная проверка понимания (20 минут);
- Первичное закрепление (15 минут);
- Информация о домашнем задании (7 минут);
- Рефлексия (10 минут).
Ход урока:
- Организационный этап.
Педагог приветствует учащихся, задает ключевые вопросы «Что такое природа?», «Что нас окружает?» и др. Чем подводит детей к теме занятия. Постановка целей и задач урока.
- Актуализация знаний.
Детям предлагается привести примеры тел, существующих в природе, обладающих различными свойствами. А также ответить на вопрос, из каких веществ состоят те или иные тела.
- Первичное усвоение новых знаний.
Учащимся дается теоритическое обоснования того, что такое физические тела, из чего они состоят, что такое физические явления и какие они бывают. На этом этапе учащиеся смотрят видео с различными физическими явлениями, встречающимися в природе, как их в древности обосновывали люди и как сейчас объясняют с помощью науки.
- Первичная проверка понимания.
Выполнение детьми заданий из рабочей тетради с помощью педагога, например, привести примеры различных физических явлений.
- Первичное закрепление.
Учащиеся участвуют в блицтурнире. В специально подготовленной презентации на экране показывают физическое явление (например, гроза или свеча), а дети должны как можно быстрее назвать вид этого явления.
- Информация о домашнем задании.
Дома учащиеся должны записать различные явления природы, которые сочетают в себе сразу несколько физических явлений.
- Рефлексия.
Обобщение пройденного материала, оформление дневника.
Данный курс вызывает неподдельный интерес у детей, они активно принимают участие во всех формах деятельности, предложенных им.
Изучение физики крайне важно для формирования естественнонаучного мировоззрения человека. Но, ввиду возрастных особенностей, в 7 классе детям тяжело сконцентрировать своё внимание на учёбе, а, следовательно, общеобразовательный школьный курс физики часто «проходит мимо» подростков. Поэтому, изучение основ физики в 5 классе является наиболее продуктивным методом обучения.
Литература:
- Большой энциклопедический словарь: А-Я/Гл. ред. Прохоров А. М. — 2-е изд. доп. и перераб. — Москва; Санкт-Петербург: БСЭ, 2000. — 1452 с.
- Латышина, Д. И. История отечественной педагогики и образования: учебник для академического бакалавриата / Д. И. Латышина. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 260 с.
- Окружающий мир. 1 класс. учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 1 / А. А. Плешаков. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2011. — 95 с.
- Окружающий мир. 2 класс. учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 1 / А. А. Плешаков. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2011. — 80 с.
- Окружающий мир. 3 класс. учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 1 / А. А. Плешаков. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2011. — 96 с.
- Окружающий мир. 4 класс. учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 1 / А. А. Плешаков. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2011. — 64 с.
- Природоведение: учеб. для 3–4-х кл. сред. шк. / Л. Ф. Мельчаков, М. Н. Скаткин — 8-е изд., доп. и перераб. — М: Просвящение, 1992. — 240 с.
- Физика. Учебное пособие для учащихся 5 класса / Составитель Ю. В. Масленникова. Н. Новгород: ННГУ им. Н. И. Лобачевского, 2016. 83 с.
- Яшкова, А. Н. Возрастная психология: учеб. пособие / А. Н. Яшкова, Н. Ф. Сухарева. — Саранск: Прогресс, 2009. — 88 с.
Ключевые слова
деятельность, учащиеся, экспериментальные задачи, физические понятия, интерес к обучению, явленияПохожие статьи
Этап семантизации на уроке английского языка в начальной школе
В статье даются определения всех этапов урока. Основное внимание уделяется рассмотрению этапа семантизации. Автор затрагивает важность формирования интереса младших школьников к изучению английского языка. Рассматриваются разные методы и приемы для п...
Элективный курс как неотъемлемый компонент профильного обучения в старшей школе
Данная статья посвящена рассмотрению сущностных особенностей элективного курса как необходимой составляющей профильного обучения в старшей школе: проанализированы принципы, цели, задачи и направления профильного обучения в средней (полной) общеобразо...
Методика организации фенологических наблюдений при изучении школьного курса биологии 6 класса
В статье рассмотрен вопрос об организации фенологических наблюдений при изучении курса биологии 6 класса. Доказывается важность фенологической работы со школьниками. Рассматривается вариативность фенологических наблюдений, предусмотренных курсом биол...
Разработка модели учебного курса «ВoldЕnglish» как эффективного средства формирования языковых знаний у будущих выпускников
В данной статье опубликована информация, затрагивающая проблему организации педагогической работы в условиях урока английского языка с обучающимися 10 класса. Здесь же описывается особенность компьютерных программ как условие формирования языковых з...
Изучение регионального компонента в школьном географическом образовании
В статье рассматриваются вопросы изучения краеведения в школьном курсе географического образования, различные варианты изучения, возможная структура изучения своего региона, в рамках элективного курса изучаемого в 8 классе.
Развитие критического мышления на уроках иностранного языка в свете ФГОС
Данная статья рассматривает технологию развития критического мышления при обучении английскому языку в современной школе в рамках ФГОС. Автор раскрывает стадии (фазы) предлагаемой технологии, указывает на их применение во время урока. Рассказывает о ...
Развитие навыков самостоятельной работы на уроках химии посредством интеллектуальных карт
В данной статье рассматривается вопрос успеваемости детей и их интереса к изучаемому предмету. Для решения этих трудностей, а также запоминания, анализа изучаемой информации и другого предлагается метод интеллект-карт. Приведены факторы, которые помо...
Особенности реализации метода проектов на уроках английского языка
В статье рассматривается понятие «лингводидактический потенциал». Раскрывается сущность метода проектов, виды проектов, их реализация на уроках английского языка в школе. В статье доказана актуальность применения метода проектов в образовательном про...
Особенности раздела «Лексика», представленного в учебниках по русскому языку для средней школы
В данной статье рассмотрены особенности изучения раздела «Лексика» в средней школе на основе учебников, рекомендованных к использованию на 2016–2017 учебный год. Проведен их сравнительный анализ. Выявлена и обоснована необходимость включения в ход ур...
Формирование основных химических понятий с использованием различных школьных учебников
В статье представлен опыт формирования основных химических понятий у обучающихся 8 класса на начальном этапе обучения предмету. Автором показано использование в учебном процессе как дополнительного средства обучения различных учебников химии, изданны...
Похожие статьи
Этап семантизации на уроке английского языка в начальной школе
В статье даются определения всех этапов урока. Основное внимание уделяется рассмотрению этапа семантизации. Автор затрагивает важность формирования интереса младших школьников к изучению английского языка. Рассматриваются разные методы и приемы для п...
Элективный курс как неотъемлемый компонент профильного обучения в старшей школе
Данная статья посвящена рассмотрению сущностных особенностей элективного курса как необходимой составляющей профильного обучения в старшей школе: проанализированы принципы, цели, задачи и направления профильного обучения в средней (полной) общеобразо...
Методика организации фенологических наблюдений при изучении школьного курса биологии 6 класса
В статье рассмотрен вопрос об организации фенологических наблюдений при изучении курса биологии 6 класса. Доказывается важность фенологической работы со школьниками. Рассматривается вариативность фенологических наблюдений, предусмотренных курсом биол...
Разработка модели учебного курса «ВoldЕnglish» как эффективного средства формирования языковых знаний у будущих выпускников
В данной статье опубликована информация, затрагивающая проблему организации педагогической работы в условиях урока английского языка с обучающимися 10 класса. Здесь же описывается особенность компьютерных программ как условие формирования языковых з...
Изучение регионального компонента в школьном географическом образовании
В статье рассматриваются вопросы изучения краеведения в школьном курсе географического образования, различные варианты изучения, возможная структура изучения своего региона, в рамках элективного курса изучаемого в 8 классе.
Развитие критического мышления на уроках иностранного языка в свете ФГОС
Данная статья рассматривает технологию развития критического мышления при обучении английскому языку в современной школе в рамках ФГОС. Автор раскрывает стадии (фазы) предлагаемой технологии, указывает на их применение во время урока. Рассказывает о ...
Развитие навыков самостоятельной работы на уроках химии посредством интеллектуальных карт
В данной статье рассматривается вопрос успеваемости детей и их интереса к изучаемому предмету. Для решения этих трудностей, а также запоминания, анализа изучаемой информации и другого предлагается метод интеллект-карт. Приведены факторы, которые помо...
Особенности реализации метода проектов на уроках английского языка
В статье рассматривается понятие «лингводидактический потенциал». Раскрывается сущность метода проектов, виды проектов, их реализация на уроках английского языка в школе. В статье доказана актуальность применения метода проектов в образовательном про...
Особенности раздела «Лексика», представленного в учебниках по русскому языку для средней школы
В данной статье рассмотрены особенности изучения раздела «Лексика» в средней школе на основе учебников, рекомендованных к использованию на 2016–2017 учебный год. Проведен их сравнительный анализ. Выявлена и обоснована необходимость включения в ход ур...
Формирование основных химических понятий с использованием различных школьных учебников
В статье представлен опыт формирования основных химических понятий у обучающихся 8 класса на начальном этапе обучения предмету. Автором показано использование в учебном процессе как дополнительного средства обучения различных учебников химии, изданны...